Файл: Вопросы к зачету по дисциплине Основы вожатской деятельности.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 98
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, что в этом случае необязательно хорошо знать человека, а достаточно воспользоваться первым впечатлением, сложившемся о нем. Таким образом, первая группа представляет вторую, вторая - третью и т.д., последняя - первую.
Примерные вопросы для анализа.
После того как в отрядный круг подсел последний человек, вожатый пускает по кругу листок с планом прожитого дня. (Это потому, что при насыщенных днях вечером уже бывает трудновато вспомнить, что было утром).
Каждый ребенок, поглядывая в план, должен ответить на вопросы, обозначенные вожатым (не надо ставить все вышеперечисленные вопросы, для каждого «огонька» достаточно будет 2-3, каждый раз это могут быть разные вопросы). Не нужно никого торопить, останавливать. Не страшно, если кто-то кого-то перебивает. Пусть поспорят, пусть выскажется каждый (главное, чтобы этот спор не перерос в «базар»).
Дети делятся на «разговорившихся» и «неразговорившихся». Вторые начинают исчезать примерно со второго «огонька» и к концу смены их, как правило, не бывает.
Последним говорит вожатый. Он оценивает работу и поведение отряда в течение дня. Обязательно необходимо подвести итоги. Если на первых «Огоньках» анализ может сделать вожатый, то в последующем это лучше делать лидеру или ответственному за дело. Завершается вечерний «огонек» песней из серии «День закончен, спать пора» и «сонной» речёвкой.
Прощальный огонек - это заключительный штрих на сборе, обычно это завершающее дело в лагере, и его ни в коем случае нельзя смазать. На этом «огоньке» разговор будет о самих ребятах, о том, как они изменились, в чем стали лучше, пожелания на будущее.
Задача: подвести итог жизни отряда, какое влияние отряд оказал на каждого члена коллектива. Этот «огонек» является очень важным в формировании самопознания в самооценки.
Этот «огонек» должен стать самым запоминающимся, самым важным событием для ребенка. Задача педагога - поддержание высокого эмоционального настроя. Недопустимо, чтобы этот «огонек» превратился в перечисление всевозможных обид. На нем должны быть сказаны все самые теплые, самые ВАЖНЫЕ и НУЖНЫЕ слова. Каждому важно знать, каков он в глазах товарищей. Но узнать настоящее отношение очень непросто - трудно прямо в глаза сказать тому, с кем ты вместе живешь, трудишься все то, что накопилось на душе.
Так же недопустимо, чтобы этот «огонек» стал массовой истерией, предвещающей отъезд, расставание и т.д.
Этот огонек тоже можно провести по-разному:
1. «Расскажи мне обо мне».
Это традиционная форма последнего, прощального «огонька» в отряде. У этой формы множество вариантов, но одна из главных задач этого разговора - способствовать формированию адекватной самооценки у всех ребят. Каждый может услышать о себе мнение своих товарищей. Можно использовать «свободный микрофон». Тот, у кого находится «свободный микрофон», называет имена 2-3 человек, от которых хотел бы услышать мнение о себе. Вероятно, это будут самые уважаемые и авторитетные для него люди. Но нужно обязательно помнить! Если вы решили провести такой разговор в отряде, он не должен обернуться судилищем, сведением счетов. Во многом нужно руководствоваться и уровнем развития отряда. Во время «огонька» вожатый должен чутко реагировать на все реплики ребят, умело управлять разговором.
2. Ассоциации.
Один из участников выходит из комнаты. Когда водящий выходит за дверь, ему дают оценку-определение. Каждый человек говорит о водящем, какой он, это записывается. Когда водящий возвращается, он должен угадать, кто что про него сказал. ("Один человек сказал про тебя, что ты шумный. Кто это?") Ответ дается после всех вопросов.
3. «Золотой» и «черный» стул.
В центре стоит стул, на который может сесть любой участник игры. Все остальные садятся плотно вокруг него. Сидящий на стуле диктует условие: если он говорит, что стул «золотой», то все будут говорить о сидящем на нем только хорошее; если «черный», то все столь же искренне, от души будут говорить о его слабых сторонах и недостатках. Кто и на какой стул хочет попасть? После того, как все высказались, сидящий на стуле говорит о своих впечатлениях по этому поводу.
Ни для кого не секрет, что на "огоньках" вожатые часто рассказывают детям истории и легенды, которые потом остаются с ними на протяжении жизни. И поэтому нам хотелось бы поделиться с вами одной легендой, которая известна многим вожатым.
Легенда гласит, что между людьми существуют невидимые ленты.
Для таких ленточек нет преград: ни время, ни место, ни обстоятельства не позволят им растянуться или спутаться, они никогда не порвутся. Если людям суждено соединиться, Вселенная всегда найдет способ связать их, и в определенный момент лента эта начинает сокращаться до тех пор, пока двое не встретятся.
Информационно-медийное сопровождение вожатской деятельности.
1. Различные подходы к типологии СМИ. Виды СМИ.
Все средства массовой информации принято делить на пять основных групп:
1) Печать.
К печатным СМИ традиционно относят газеты, журналы, бюллетени, справочники, листовки и т.д. Преимущество – высокий уровень доверия, доступность, возмож- ность вернуться к информации в удобное для вас время. Основной недостаток – низкий уровень оперативности.
2) Радиовещание.
Характерная черта этого вида СМИ – передача исключительно аудиосообщений. Ос- новные преимущества радио: высокий уровень оперативности, возможность ведения диалога в прямом эфире со слушателями и удобство, благодаря которому оно востре- бовано среди автомобилистов. В отличие от телевидения, на радио информация не подкреплена видеорядом. Это свойство эксперты относят как к преимуществам, так и к недостаткам. С одной стороны, слушатель воспринимает информацию наиболее глубоко, не отвлекаясь на картинку, но с другой эта же самая картинка могла бы бо- лее полно рассказать о происходящем.
3) Телевидение.
Этот вид СМИ стал своеобразным гибридом между радио и печатью. Теперь инфор- мация была прочитана и подкреплена соответствующим видеорядом. Главное пре- имущество телевидения: наглядность, возможность соучастия, возможность оказаться
«здесь и сейчас».
4) Информационные агентства.
Основная функция этого типа СМИ – снабжение информацией, ориентация на сбор и распространение новостей.
Основное преимущество – оперативность. В структуру агентства могут входить фотостудии, архивы, отделы по созданию веб и аудиовизуальной продукции, анали- тические отделы, PR-отделы и т. д.
5) Интернет.
Пока споры о том, стоит ли выделять Интернет как самостоятельный вид СМИ, не утихают, все больше людей получают информацию именно оттуда. Основные пре- имущества: оперативность, возможность комментирования и обсуждения событий, возможность выбирать информацию разноплановость материалов и т.д. Недоста- ток – относительная достоверность. В Интернете очень много не проверенной информации.
Алгоритм написания новостной заметки:
1) Что произошло?
2) Где это произошло?
3) Когда это произошло?
4) Кто стал участником этого события?
5) Как это произошло?
6) Почему это произошло?
33 7) Что означает данное событие?
8) Старайтесь умещать новость в трех предложениях.
Алгоритм подготовки очерка:
Очерк – это обстоятельное повествование, где недопустимо отсутствие мысли, образа, логики изложения материала.
Данный жанр эмоциональный, он содержит в себе яркое представление или впечатление о пережитом и свершившемся.
ШАГ ПЕРВЫЙ. Выбор героя очерка. Им может стать человек, добившейся много в жизни, ставший примером для своих детей. Главное, что требуется учесть при выборе
– это то, что на примере вашего героя нужно утверждать базовые ценности нашей культуры.
ШАГ ВТОРОЙ. Сбор материала. Соберите основные сведения о герое: Имя, возраст, звания, титулы, возраст, происхождение, религиозные предпочтения, семейное поло- жение, профессиональные достижения.
ШАГ ТРЕТИЙ. Беседа. У вас должен быть набор вопросов, которые призваны помочь раскрыть образ героя очерка, которые помогают показать те профессиональные ком- петенции, которыми обладает ваш собеседник. Читательская аудитория должна по- нимать логику разговора.
ШАГ ЧЕТВЕРТЫЙ. Написание очерка. Прежде, чем начать работать в данном жанре, надо четко продумать композицию и сюжет очерка.
ШАГ ПЯТЫЙ. Согласование очерка.
2. Организация работы пресс-центра детского оздоровительно-образовательного
комплекса
Пресс-центр детского оздоровительного лагеря – это организованное сообщество детей и подростков, которые под руководством медиапедагога или вожатого, который имеет соответствующие медиакомпетенции, на основании партнерства и сотрудничества привлекаются к обсуждению и участию в решении внеучебных проблем социального характера, отражению их в информационной среде с помощью средств коммуникации.
Цель работы пресс-центра заключается в формировании социальной активности обучающихся через творческое отношение к делу, деятельное отношение к жизни, осознание гуманистических идеалов и ценностей, через умение действовать в соответствии с этическими нормами, конструктивно преобразовывать действитель- ность.
Структура детского пресс-центра:
1) Редакционный совет пресс-центра.
2) Корреспонденты в отрядах, контент-менеджеры Интернет-сайта, верстальщик, фото-корреспондент.
3) Служба распространения СМИ.
4) Служба связей с общественностью.
Функции детского пресс-центра:
Планирование (редакционного совета, встречи с гостями, конкурсов, олимпи- ад, слетов, сборов по обсуждению журналистких материалов).
Примерные вопросы для анализа.
-
Что нового, полезного вы открыли для себя? -
Полностью ли ребята использовали литературу, музыкальное оформление? -
Какая интересная проблема, тема особо привлекла ваше внимание? -
Над какими качествами твоего характера (поведения) проведенное дело побудило тебя задуматься? -
Помогло ли это дело стать тебе лучше? -
Помогло ли это нашему коллективу стать лучше, идти к тому идеалу, который обсуждался в отряде в начале смены? -
Кто из ребят для вас раскрылся по-новому, что нового вы узнали друг о друге? -
Как выглядел твой отряд на фоне других? -
С какими отрядами удалось подружиться? -
Какие отряды вы узнали лучше? И т. п. -
Чем отличалась подготовка к делу, как смогли сорганизоваться члены отряда при подготовке и организации дела? -
Какие организационные навыки, умения ты получил при подготовке дела и его проведении? -
Каково значение этого дела для отряда, его членов, для окружающих? -
Как необходимо организовать работу, чтобы избежать ошибок в будущем? И т. п. -
Как ты оцениваешь каждое проведенное сегодня дело? -
Что сегодня в нашем отряде было хорошо, а что было не очень хорошо и даже плохо? -
Что необходимо сделать, чтобы стало лучше?
После того как в отрядный круг подсел последний человек, вожатый пускает по кругу листок с планом прожитого дня. (Это потому, что при насыщенных днях вечером уже бывает трудновато вспомнить, что было утром).
Каждый ребенок, поглядывая в план, должен ответить на вопросы, обозначенные вожатым (не надо ставить все вышеперечисленные вопросы, для каждого «огонька» достаточно будет 2-3, каждый раз это могут быть разные вопросы). Не нужно никого торопить, останавливать. Не страшно, если кто-то кого-то перебивает. Пусть поспорят, пусть выскажется каждый (главное, чтобы этот спор не перерос в «базар»).
Дети делятся на «разговорившихся» и «неразговорившихся». Вторые начинают исчезать примерно со второго «огонька» и к концу смены их, как правило, не бывает.
Последним говорит вожатый. Он оценивает работу и поведение отряда в течение дня. Обязательно необходимо подвести итоги. Если на первых «Огоньках» анализ может сделать вожатый, то в последующем это лучше делать лидеру или ответственному за дело. Завершается вечерний «огонек» песней из серии «День закончен, спать пора» и «сонной» речёвкой.
Прощальный огонек - это заключительный штрих на сборе, обычно это завершающее дело в лагере, и его ни в коем случае нельзя смазать. На этом «огоньке» разговор будет о самих ребятах, о том, как они изменились, в чем стали лучше, пожелания на будущее.
Задача: подвести итог жизни отряда, какое влияние отряд оказал на каждого члена коллектива. Этот «огонек» является очень важным в формировании самопознания в самооценки.
Этот «огонек» должен стать самым запоминающимся, самым важным событием для ребенка. Задача педагога - поддержание высокого эмоционального настроя. Недопустимо, чтобы этот «огонек» превратился в перечисление всевозможных обид. На нем должны быть сказаны все самые теплые, самые ВАЖНЫЕ и НУЖНЫЕ слова. Каждому важно знать, каков он в глазах товарищей. Но узнать настоящее отношение очень непросто - трудно прямо в глаза сказать тому, с кем ты вместе живешь, трудишься все то, что накопилось на душе.
Так же недопустимо, чтобы этот «огонек» стал массовой истерией, предвещающей отъезд, расставание и т.д.
Этот огонек тоже можно провести по-разному:
1. «Расскажи мне обо мне».
Это традиционная форма последнего, прощального «огонька» в отряде. У этой формы множество вариантов, но одна из главных задач этого разговора - способствовать формированию адекватной самооценки у всех ребят. Каждый может услышать о себе мнение своих товарищей. Можно использовать «свободный микрофон». Тот, у кого находится «свободный микрофон», называет имена 2-3 человек, от которых хотел бы услышать мнение о себе. Вероятно, это будут самые уважаемые и авторитетные для него люди. Но нужно обязательно помнить! Если вы решили провести такой разговор в отряде, он не должен обернуться судилищем, сведением счетов. Во многом нужно руководствоваться и уровнем развития отряда. Во время «огонька» вожатый должен чутко реагировать на все реплики ребят, умело управлять разговором.
2. Ассоциации.
Один из участников выходит из комнаты. Когда водящий выходит за дверь, ему дают оценку-определение. Каждый человек говорит о водящем, какой он, это записывается. Когда водящий возвращается, он должен угадать, кто что про него сказал. ("Один человек сказал про тебя, что ты шумный. Кто это?") Ответ дается после всех вопросов.
3. «Золотой» и «черный» стул.
В центре стоит стул, на который может сесть любой участник игры. Все остальные садятся плотно вокруг него. Сидящий на стуле диктует условие: если он говорит, что стул «золотой», то все будут говорить о сидящем на нем только хорошее; если «черный», то все столь же искренне, от души будут говорить о его слабых сторонах и недостатках. Кто и на какой стул хочет попасть? После того, как все высказались, сидящий на стуле говорит о своих впечатлениях по этому поводу.
Ни для кого не секрет, что на "огоньках" вожатые часто рассказывают детям истории и легенды, которые потом остаются с ними на протяжении жизни. И поэтому нам хотелось бы поделиться с вами одной легендой, которая известна многим вожатым.
Легенда гласит, что между людьми существуют невидимые ленты.
-
красной лентой соединены те, кому суждено встретиться – лента любви или самых близких друзей, -
золотой лентой связаны родственные души, члены семьи, -
лента синего цвета соединяет людей, которые встречаются в жизни на определенный промежуток времени, но возможно встретятся еще.
Для таких ленточек нет преград: ни время, ни место, ни обстоятельства не позволят им растянуться или спутаться, они никогда не порвутся. Если людям суждено соединиться, Вселенная всегда найдет способ связать их, и в определенный момент лента эта начинает сокращаться до тех пор, пока двое не встретятся.
- 1 2 3 4 5
Информационно-медийное сопровождение вожатской деятельности.
1. Различные подходы к типологии СМИ. Виды СМИ.
Все средства массовой информации принято делить на пять основных групп:
1) Печать.
К печатным СМИ традиционно относят газеты, журналы, бюллетени, справочники, листовки и т.д. Преимущество – высокий уровень доверия, доступность, возмож- ность вернуться к информации в удобное для вас время. Основной недостаток – низкий уровень оперативности.
2) Радиовещание.
Характерная черта этого вида СМИ – передача исключительно аудиосообщений. Ос- новные преимущества радио: высокий уровень оперативности, возможность ведения диалога в прямом эфире со слушателями и удобство, благодаря которому оно востре- бовано среди автомобилистов. В отличие от телевидения, на радио информация не подкреплена видеорядом. Это свойство эксперты относят как к преимуществам, так и к недостаткам. С одной стороны, слушатель воспринимает информацию наиболее глубоко, не отвлекаясь на картинку, но с другой эта же самая картинка могла бы бо- лее полно рассказать о происходящем.
3) Телевидение.
Этот вид СМИ стал своеобразным гибридом между радио и печатью. Теперь инфор- мация была прочитана и подкреплена соответствующим видеорядом. Главное пре- имущество телевидения: наглядность, возможность соучастия, возможность оказаться
«здесь и сейчас».
4) Информационные агентства.
Основная функция этого типа СМИ – снабжение информацией, ориентация на сбор и распространение новостей.
Основное преимущество – оперативность. В структуру агентства могут входить фотостудии, архивы, отделы по созданию веб и аудиовизуальной продукции, анали- тические отделы, PR-отделы и т. д.
5) Интернет.
Пока споры о том, стоит ли выделять Интернет как самостоятельный вид СМИ, не утихают, все больше людей получают информацию именно оттуда. Основные пре- имущества: оперативность, возможность комментирования и обсуждения событий, возможность выбирать информацию разноплановость материалов и т.д. Недоста- ток – относительная достоверность. В Интернете очень много не проверенной информации.
Алгоритм написания новостной заметки:
1) Что произошло?
2) Где это произошло?
3) Когда это произошло?
4) Кто стал участником этого события?
5) Как это произошло?
6) Почему это произошло?
33 7) Что означает данное событие?
8) Старайтесь умещать новость в трех предложениях.
Алгоритм подготовки очерка:
Очерк – это обстоятельное повествование, где недопустимо отсутствие мысли, образа, логики изложения материала.
Данный жанр эмоциональный, он содержит в себе яркое представление или впечатление о пережитом и свершившемся.
ШАГ ПЕРВЫЙ. Выбор героя очерка. Им может стать человек, добившейся много в жизни, ставший примером для своих детей. Главное, что требуется учесть при выборе
– это то, что на примере вашего героя нужно утверждать базовые ценности нашей культуры.
ШАГ ВТОРОЙ. Сбор материала. Соберите основные сведения о герое: Имя, возраст, звания, титулы, возраст, происхождение, религиозные предпочтения, семейное поло- жение, профессиональные достижения.
ШАГ ТРЕТИЙ. Беседа. У вас должен быть набор вопросов, которые призваны помочь раскрыть образ героя очерка, которые помогают показать те профессиональные ком- петенции, которыми обладает ваш собеседник. Читательская аудитория должна по- нимать логику разговора.
ШАГ ЧЕТВЕРТЫЙ. Написание очерка. Прежде, чем начать работать в данном жанре, надо четко продумать композицию и сюжет очерка.
ШАГ ПЯТЫЙ. Согласование очерка.
2. Организация работы пресс-центра детского оздоровительно-образовательного
комплекса
Пресс-центр детского оздоровительного лагеря – это организованное сообщество детей и подростков, которые под руководством медиапедагога или вожатого, который имеет соответствующие медиакомпетенции, на основании партнерства и сотрудничества привлекаются к обсуждению и участию в решении внеучебных проблем социального характера, отражению их в информационной среде с помощью средств коммуникации.
Цель работы пресс-центра заключается в формировании социальной активности обучающихся через творческое отношение к делу, деятельное отношение к жизни, осознание гуманистических идеалов и ценностей, через умение действовать в соответствии с этическими нормами, конструктивно преобразовывать действитель- ность.
Структура детского пресс-центра:
1) Редакционный совет пресс-центра.
2) Корреспонденты в отрядах, контент-менеджеры Интернет-сайта, верстальщик, фото-корреспондент.
3) Служба распространения СМИ.
4) Служба связей с общественностью.
Функции детского пресс-центра:
Планирование (редакционного совета, встречи с гостями, конкурсов, олимпи- ад, слетов, сборов по обсуждению журналистких материалов).