Файл: Вопросы к зачету по дисциплине Основы вожатской деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 99

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Психолого–педагогическая диагностика в работе с ВДК.


Выше мы упоминали о том, что ВДК является не только средством обучения, но и средством изучения учащихся. Наблюдая за выбором детей (что выбирает ребенок и почему), варьируя условия выбора, педагог может многое узнать о побудительных мотивах, образе мыслей и чувств каждого ученика. Вот, например, один ребенок постоянно избегает совместных форм работы со своими одноклассниками, потому что неуверенно чувствует себя в новом коллективе или потому что не любит согласовывать свои действия с другими детьми, хочет все сделать сам. Другой ребенок, решая задачу, часто пользуется угольником, линейкой, карандашами – он рисует схемы и чертежи, которые необходимы ему для успешного решения задач. А кто-то предпочитает решать задачи на словесно-логическом уровне, выбирая для этого в учебнике подходящие правила, листая различные справочники и словари. Регулярное использование вариативных дидактических карточек на уроках дает учителю важную информацию:

1. О динамике изменения индивидуального выбора учащихся. Если сравнить между собой карточки, которые выбирал один и тот же ребенок за некоторый промежуток времени, то можно выявить характерные для него предпочтения. Например, один предпочитает индивидуальную форму работы, другой тяготеет к трудным заданиям, хотя и не всегда достигает успеха, третий – все время стремиться быть вместе с товарищем. Эти предпочтения могут быть очень устойчивы, а могут существенно изменяться с течением времени;

2. Кто из учащихся устойчиво предпочитает задания каждого типа. Можно выделить группу детей, склонных к умственным усилиям и устойчиво выбирающих задания по типу "проблема", и группу детей, предпочитающих идти знакомым путем и выполнять задания-упражнения;

3. Кто из учащихся устойчиво предпочитает задания каждого уровня сложности. С помощью ВДК можно узнать, кто из детей выбирает задания по своим силам, а кто нет. Некоторые дети постоянно выбирают трудные задания, несмотря на то, что со многими из них они не справляются. Другие же предпочитают задания попроще, хотя постоянно достигают успеха. Анализ мотивов, которыми руководствуются учащиеся в каждом из этих случаев, может многое открыть педагогу о них как о личностях;


4. Как со временем изменяется состав партнеров ребенка. Изучая состав исполнителей коллективных заданий, можно выявить динамику изменения взаимоотношений детей в классе, обнаружить устойчивые микрогруппы и определить тех учащихся, кто не имеет постоянных партнеров, а, может быть, и товарищей в классе;

5. Каков социальный статус ребенка в группе сверстников, какова его активность в учебном процессе. Распределение ролей в подгруппе служит хорошим показателем социального статуса ребенка в классе, поскольку на ведущие роли (например, Спикера или Бригадира) учащиеся в основном выбирают одноклассников, но разным причинам пользующимся среди них авторитетом. Кроме того, сознательное принятие ребенком на себя определенной роли в процессе выполнения учебного задания свидетельствует о его активной позиции в обучении;

6. Насколько успешно ребенок справляется со своей ролью в подгруппе. Оценки, которые члены подгруппы выставляют друг другу за исполнение ими определенных ролей, показывают соотношение притязаний ребенка на лидирующие позиции в коллективе и его реальные возможности, умение четко следовать принятой роли, быть полезным партнером в совместной работе;

7. Какие учебные средства, вспомогательные материалы и как были использованы учащимися на уроке. Мы уже упоминали о том, что сведения об использовании учащимися при работе над заданием тех или иных средств и материалов имеют большое значение для организации учителем в классе действительно развивающей среды;

8. Как ребенок относится к обучению и к себе как к ученику. Некоторые устойчивые характеристики индивидуальной избирательности ученика могут служить показателем его учебно-познавательных интересов, особенностей самооценки и мотивации в учебном процессе.

Все эти сведения необходимы учителю для того, чтобы сделать учебный процесс по настоящему эффективным, т.е. соответствующим изменяющимся индивидуальным интересам и возможностям учеников. ВДК являются важным источником информации об индивидуальной избирательности и возможностях учащихся. На ее основе учитель подбирает подходящий дидактический материал, учебные средства и вспомогательные материалы, планирует количество подгрупп и мест для индивидуальной работы и т.д. Таким образом, осуществляется тонкая и динамичная работа учителя с индивидуальной траекторией учения каждого ученика в его классе.



Очевидно, что используемый на уроках вариативный дидактический материал не является чем-то статичным. Он постоянно изменяется по мере прохождения учебной программы, использования учителем различных форм и методов обучения, а также в соответствии с изменением интересов и растущих возможностей учащихся. В этом смысле совершенно неоценима роль психолога в школе. В тесном сотрудничестве с учителем он анализирует поведение учащихся в ситуации выбора, помогает ему выявлять индивидуальные особенности учения, а затем учитывать их в процессе дальнейшего обучения. При этом психолог может и должен опираться также на имеющиеся у него данные наблюдений и психологической диагностики развития учащихся.


  1. Отрядный огонек.


Вечерний «огонек» – это коллективное обсуждение отрядом и вожатыми прожитого дня, анализ проведенных дел, разбор складывающихся взаимоотношений. Само название «огонек» связано с вечерними кострами, но слово «Огонек» означает не только костер. Это искорка заинтересованности каждого делами всех и судьбой каждого, теплоты взаимоотношений и свет дружбы. Главное в нем - содержание и тональность разговора, обсуждения. Нет более важного дела на смене, чем правильно проведенный вечерний «огонек».

«Огонек» является одной из самых известных и эффективных форм организации вечернего анализа дня в отряде. Никакой, даже самый насыщенный день не имеет ни смысла, ни пользы, если он со всех сторон, самым тщательным образом не оценен, не разобран по косточкам и из всего не сделано обобщающих выводов.

Вечерний «огонек» – это почти семейное, домашнее дело, на «огоньке» должно быть тепло, уютно и душевно. Отряд общается. Быть может в течение дня кто-то из ребят не смог себя проявить, побыть в центре внимания, но дать свою оценку и быть внимательно выслушанным он имеет полное право. Не жалейте времени и сил на «огоньки»! Здесь идут самые важные разговоры о семейных делах, трудностях, конфликтах. Здесь мечтают, спорят, поют любимые песни.

Педагогический смысл «огонька» - научить детей осмыслению жизни, привить навыки коллективного анализа и, наконец, воспитать в них культуру общения - научить искусству разговора.


Существует ряд необходимых условий для удачного проведения «вечернего огонька»:


  1. Огонек готовится заранее ведущими (в организационный и итоговый период это делают вожатые, в основной период смены ведущими могут быть сами ребята). Ведущие определяют цель, форму проведения, время и место с учетом возраста отряда.

  2. Ребята должны быть заранее эмоционально настроены и готовы к огоньку.

  3. Все участники располагаются на одном уровне вокруг огня, который находится в центре.

  4. Необходимо поддерживать добрую атмосферу, избегать повышенного тона.

  5. Тема огонька должна быть актуальна для большинства участников.

  6. Всем участникам необходимо соблюдать законы проведения «Огонька»:

• Если хочешь что-то сказать, не выкрикивай с места, а дождись паузы и подними руку или попроси слова.

• Учись внимательно слушать, дай выговориться другому, не перебивай говорящего. Когда говорит один – все молчат.

• Критикуй не с целью «ущипнуть», а с целью помочь, посоветовать.

• Критика должна быть конструктивной: критикуешь - предлагай.

• Никого не осуждаем. Нет плохих людей, есть плохие поступки.

• Правило «свободного микрофона»: никого нельзя заставлять выступить на «Огоньке» или запретить кому-то говорить.

• На «Огоньке» говорят откровенно о том, что думают и что волнует. Все сказанное на «Огоньке» не должно «выноситься» за его пределы.

• Береги время, дай возможность высказаться другому.

• Говори не о себе, а о деле: не занимайся саморекламой.


«Огонек» может включать в себя следующие элементы:

  1. Песню. Сбор начинается и завершается песней. Песни поют для настроения, иногда в середине разговора, чтобы снять напряжение, направить разговор в нужное русло.

  2. Разбор прожитого дня. Если мы хотим прожить день с пользой, не напрасно, то необходимо учиться анализировать, вырабатывать свое отношение к этому дню, к себе, к отряду. Главное - научить ребят думать о работе, о товарищах, о жизни, о себе. «Огонек» дисциплинирует, так как каждый день приходится оценивать то, что вокруг тебя, а значит - думать.

  3. Откровенный разговор. Темы для обсуждения могут быть самые разные, более подробно см. далее.

  4. Время для творчества - любой член отряда может подготовить номер самодеятельности, продемонстрировать свои способности, умения.

  5. Гость на огоньке. Им может быть приглашенный актер, художник, поэт, представитель администрации лагеря, вожатый или член другого отряда, ветеран. Все зависит от мнения ответственного за проведение «Огонька». Его чествуют и радушно принимают.

  6. Сюрприз для огонька. Сюрприз готовит ответственный дежурный. Это может быть и новая песня, и веселая игра, фокус, «живая» картинка, печеная картошка. Главное - неожиданно и с любовью.



Форму проведения «огонька» может видоизменять поставленная педагогом задача. В свою очередь, педагогические задачи находятся в зависимости от специфики педагогической ситуации и особенностей развития, участвующих в «огоньке» детей. Первоочередная задача вожатого во время проведения первого «огонька» - познакомить детей друг с другом и узнать немного о них самому. Мы предлагаем несколько вариантов проведения первого «огонька».


1. «Расскажи мне о себе» (рассказ-эстафета).

Это форма традиционного «огонька»-знакомства. Все дети садятся по кругу, вожатый начинает разговор. Настраивает ребят, говорит о начале смены, о зарождающемся отряде, о том, что первый день показал насколько все собравшиеся - интересные личности, о том, каким может и должен стать отряд к концу смены.


2. «Горящая спичка».

Для проведения такого огонька вам понадобятся спички. Загорается первый огонек. Пока он горит, звучит короткий рассказ о самом главном в жизни того человека, рука которого держит спичку. Таким образом, передавая по кругу спички, высказываются все. Неплохо, если разговор начнет вожатый.


3. «Интервью».

Вожатый просит ребят выбрать себе партнера из числа малознакомых ему людей. С этой целью можно использовать следующее упражнение: по команде вожатого ребята одновременно показывают рукой на того человека, который, по их мнению, является для них самым малознакомым. Взаимные выборы образуют пары. И так далее до тех пор, пока партнеры будут у каждого. Партнеры рассаживаются в круг, занимая, позицию по соседству друг с другом. Вожатый рассказывает о том, что каждый сейчас - корреспондент, задача которого - взять интервью у напарника. Есть возможность задать только пять вопросов и затем составить интересный рассказ о своем собеседнике. Вожатым устанавливается регламент времени, в течение которого все пары одновременно обдумывают вопросы, поочередно задают их друг другу. Объявляется конкурс на самый лучший рассказ по результатам проведенного интервью.


4. «Сказочные ассоциации».

«Огонек-знакомство» можно провести и в виде творческого задания. В этом случае отряд разбивается на группы. Оптимальное количество человек в группе 5-7. Каждая группа получает задание придумать сказку, действующими лицами которой являются члены соседней группы, причем, персонажи выбираются в зависимости от того, с каким сказочным героем ассоциируется тот или иной человек. Ребятам говориться о том