Файл: Федеральная основная общеобразовательная программа основного общего образования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 990

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


составлять систематические таблицы.

3. Работа с исторической картой:

выявлять и показывать на карте изменения, произошедшие в результате значительных социально-экономических и политических событий и процессов отечественной и всеобщей истории XIX — начала XX в.;

определять на основе карты влияние географического фактора на развитие различных сфер жизни страны (группы стран).

4. Работа с историческими источниками:

представлять в дополнение к известным ранее видам письменных источников особенности таких материалов, как произведения общественной мысли, газетная публицистика, программы политических партий, статистические данные;

определять тип и вид источника (письменного, визуального);

выявлять принадлежность источника определенному лицу, социальной группе, общественному течению и другие;

извлекать, сопоставлять и систематизировать информацию о событиях отечественной
и всеобщей истории
XIX — начала XX в. из разных письменных, визуальных и вещественных источников;

различать в тексте письменных источников факты и интерпретации событий прошлого.

5. Историческое описание (реконструкция):

представлять развернутый рассказ о ключевых событиях отечественной и всеобщей истории XIX — начала XX в. с использованием визуальных материалов (устно, письменно
в форме короткого эссе, презентации);


составлять развернутую характеристику исторических личностей
XIX — начала XX в. с описанием и оценкой их деятельности (сообщение, презентация, эссе);

составлять описание образа жизни различных групп населения в России и других странах
в XIX — начале XX в., показывая изменения, происшедшие в течение рассматриваемого периода;

представлять описание памятников материальной и художественной культуры изучаемой эпохи, их назначения, использованных при их создании технических и художественных приемов
и другое.

6. Анализ, объяснение исторических событий, явлений:

раскрывать существенные черты: а) экономического, социального и политического развития России и других стран в XIX — начале XX в.; б) процессов модернизации в мире
и России; в) масштабных социальных движений и революций в рассматриваемый период;
г) международных отношений рассматриваемого периода и участия в них России;



объяснять смысл ключевых понятий, относящихся к данной эпохе отечественной
и всеобщей истории; соотносить общие понятия и факты;


объяснять причины и следствия важнейших событий отечественной и всеобщей истории XIX — начала XX в.: а) выявлять в историческом тексте суждения о причинах и следствиях событий; б) систематизировать объяснение причин и следствий событий, представленное
в нескольких текстах; в) определять и объяснять свое отношение к существующим трактовкам причин и следствий исторических событий;


проводить сопоставление однотипных событий и процессов отечественной и всеобщей истории XIX — начала XX в.:

а) указывать повторяющиеся черты исторических ситуаций;

б) выделять черты сходства и различия; в) раскрывать, чем объяснялось своеобразие ситуаций в России, других странах.

7. Рассмотрение исторических версий и оценок, определение своего отношения к наиболее значимым событиям и личностям прошлого:

сопоставлять высказывания историков, содержащие разные мнения по спорным вопросам отечественной и всеобщей истории XIX — начала XX в., объяснять, что могло лежать в их основе;

оценивать степень убедительности предложенных точек зрения, формулировать
и аргументировать свое мнение;


объяснять, какими ценностями руководствовались люди в рассматриваемую эпоху
(на примерах конкретных ситуаций, персоналий), выражать свое отношение к ним.


8. Применение исторических знаний:

распознавать в окружающей среде, в том числе в родном городе, регионе памятники материальной и художественной культуры XIX — начала ХХ в., объяснять, в чем заключалось
их значение для времени их создания и для современного общества;


выполнять учебные проекты по отечественной и всеобщей истории
XIX — начала ХХ в. (в том числе на региональном материале);

объяснять, в чем состоит наследие истории XIX — начала ХХ в. для России, других стран мира, высказывать и аргументировать свое отношение к культурному наследию в общественных обсуждениях.

ВВЕДЕНИЕ В НОВЕЙШУЮ ИСТОРИЮ РОССИИ


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа учебного модуля «Введение в Новейшую историю России»
(далее — Программа) составлена на основе положений и требований к освоению предметных результатов программы основного общего образования, представленных в ФГОС ООО, с учётом федеральной программы воспитания, Концепции преподавания учебного курса «История России» в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы (утверждена Решением Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации, протокол
от 23 октября 2020 г.).

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО МОДУЛЯ «ВВЕДЕНИЕ В НОВЕЙШУЮ ИСТОРИЮ РОССИИ»

Место учебного модуля «Введение в Новейшую историю России» в системе школьного образования определяется его познавательным и мировоззренческим значением для становления личности выпускника основной школы. Содержание учебного модуля, его воспитательный потенциал призван реализовать условия для формирования у подрастающего поколения граждан целостной картины российской истории, осмысления роли современной России в мире, важности вклада каждого народа в общую историю Отечества, позволит создать основу для овладения знаниями об основных этапах и событиях новейшей истории России на ступени среднего общего образования.

Учебный модуль «Введение в Новейшую историю России» имеет также историко-просвещенческую направленность, формируя у молодёжи способность и готовность к защите исторической правды и сохранению исторической памяти, противодействию фальсификации исторических фактов8.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО МОДУЛЯ «ВВЕДЕНИЕ В НОВЕЙШУЮ ИСТОРИЮ РОССИИ»

Концепция преподавания учебного курса «История России» в образовательных организациях определяет ключевые задачи на уровне основного общего образования:

формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

владение знаниями об основных этапах развития человеческого общества при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

воспитание учащихся в духе патриотизма, гражданственности, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;


развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, рассматривать события
в соответствии с принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

формирование у школьников умений применять исторические знания в учебной
и внешкольной деятельности, в современном поликультурном, полиэтничном
и многоконфессиональном обществе9.

Учебный модуль «Введение в Новейшую историю России» в полной мере соответствует цели и задачам школьного исторического образования и непосредственно связан с формированием личностной позиции обучающихся по отношению не только к прошлому, но и к настоящему родной страны.

Данная Программа является основой планирования процесса освоения школьниками предметного материала до 1914 г. и установлению его взаимосвязей с важнейшими событиями Новейшего периода истории России.

МЕСТО И РОЛЬ УЧЕБНОГО МОДУЛЯ «ВВЕДЕНИЕ В НОВЕЙШУЮ ИСТОРИЮ РОССИИ»

Учебный модуль «Введение в Новейшую историю России» призван обеспечивать достижение образовательных результатов при изучении учебного предмета «История» на уровне основного общего образования.

ФГОС ООО определяет содержание и направленность учебного модуля на развитие умений обучающихся «устанавливать причинно-следственные, пространственные, временные связи исторических событий, явлений, процессов, их взаимосвязь (при наличии) с важнейшими событиями ХХ — начала XXI в.; характеризовать итоги и историческое значение событий».

Таким образом, согласно своему назначению учебный модуль призван познакомить обучающихся с ключевыми событиями новейшей истории России, предваряя систематическое изучение отечественной истории ХХ — начала XXI в. в 10—11 классах. Кроме того, при изучении региональной истории, при реализации федеральной программы воспитания и организации внеурочной и внешкольной деятельности педагоги получат возможность опираться
на представления обучающихся о наиболее значимых событиях Новейшей истории России,
об их предпосылках (истоках), главных итогах и значении.

Модуль «Введение в Новейшую историю России» может быть реализован в двух вариантах:

в виде целостного последовательного учебного курса, изучаемого за счёт части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений из перечня, предлагаемого Организацией, включающей, в частности, учебные модули по выбору обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, в том числе предусматривающие удовлетворение различных интересов обучающихся, потребностей в совершенствовании (в объёме не менее
14 учебных часов).

при самостоятельном планировании учителем процесса освоения школьниками предметного материала до 1914 г. для установления его взаимосвязей с важнейшими событиями Новейшего периода истории России (в курсе «История России», включающем темы модуля).
В этом случае предполагается, что в тематическом планировании темы, содержащиеся
в программе учебного модуля «Введение в Новейшую историю России», даются в логической
и смысловой взаимосвязи с темами, содержащимися в Федеральной программе основного общего образования по истории. При таком варианте реализации модуля количество часов на изучение курса История России в 9 классе должно быть увеличено на 14 учебных часов.
Реализация модуля в курсе «История России» 9 класса


Программа курса «История России»

(9 класс)

Количество часов

Программа учебного модуля «Введение
в Новейшую историю России»


Количество часов

Введение

1

Введение

1

Первая российская революция 1905—1907 гг

1

Февральская и Октябрьская революции 1917 г.

3

Отечественная война

1812 г. — важнейшее событие российской и мировой истории XIX в. Крымская война. Героическая оборона Севастополя.

2

Великая Отечественная война (1941 – 1945 гг.)

4

Социальная и правовая модернизация страны при Александре II. Этнокультурный облик империи. Формирование гражданского общества и основные направления общественных движений.

19

Распад СССР. Становление новой России (1992—1999 гг.)

2

На пороге нового века




Возрождение страны
с 2000-х гг.




Крымская война. Героическая оборона Севастополя.

Общество и власть после революции. Уроки революции: политическая стабилизация и социальные преобразования. П. А. Столыпин: программа системных реформ, масштаб и результаты

3

Воссоединение

Крыма с Россией

3

Обобщение

1

Итоговое повторение

1