Файл: Форма правления. Особенности формы правления в рф.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 451

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Министерство науки и ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Уральский государственный экономический университет»

(УрГЭУ)



КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Теория государства и права»
Тема: ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ. ОСОБЕННОСТИ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ В РФ.



Институт непрерывного и дистанционного образования
Направление подготовки

40.03.01. Юриспруденция
Направленность (профиль)

Гражданско-правовой

Кафедра

Конкурентного права и антимонопольного регулирования
Дата защиты: ________________

Оценка: ________________




Студент

Ганец Полина Денисовна

Группа ИДО ОЗБ ГП-22

Руководитель

Колоткина Оксана Анатольевна к.ю.н. доцент.


Екатеринбург

2023 г.
СОДЕРЖАНИЕ



Введение

3

1 Форма правления: общие положения

5

1.1 Понятие формы правления, факторы, влияющие на выбор формы правления


5

1.2 Эволюция форм правления в мире 7

2 Видовая характеристики форм правления

14

2.1 Виды форм правления, характеристика их особенностей

14

2.2 Нетипичные формы правления

21

2.3 Особенности формы правления в России и перспективы ее развития

27







Заключение

33

Список использованных источников

35



ВВЕДЕНИЕ

В теории государства и права равно и как в некоторых иных общественных науках рассматривается проблема формы государства, то есть проблема формирования особой формы общественной жизни человека – государства.

Подход к этой проблеме был различным на разных этапах развития общества, на разных этапах развития теории государства и права как юридической науки.

Государство это определенный способ организации общества, а также организация публичной политической власти, распространяющаяся на все общество, выступающая его официальным представителем и опирающаяся в необходимых случаях на средства и меры принуждения. Как управляющая обществом система государство обладает внутренней структурой, имеет специальные органы для реализации своих полномочий. Основные направления деятельности государства подразделяются на внутренние (деятельность в пределах данного общества) и внешние (межгосударственные отношения), которые взаимосвязаны и взаимозависимы.

В отечественной и зарубежной теории государства нет единого, общепризнанного учения о том, что такое форма государства. Существуют различные точки зрения, разные подходы к определению понятия и содержания формы государства.

В различных странах государственные формы имеют свои особенности, характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии. Вместе с тем форма существующих государств, особенно современных, позволяющих дать определение каждому элементу формы государства. В процессе развития юридической науки произошла систематизация проявления признаков государства, и его форма стала рассматриваться как единство формы правления, формы государственного устройства и политического режима. Это и есть те три составляющие, которые образуют форму государства.

Актуальностью данной курсовой работы является то, что проблема изучения формы государства приобретает не только теоретическое, но и первостепенное практическое политическое значение. От того, как организована и как реализуется государственная власть, зависят эффективность государственного руководства, действенность управления, престиж и стабильность правительства, состояние законности и правопорядка в стране. Вот почему проблема формы государства имеет весьма существенный политический аспект.

Целью является изучение одной из важнейших тем теории государства и права – формы государства, ее составных частей по отдельности и в целом, во всем многообразии ее составляющих.



Задачи курсовой работы:

- изучить формы государства;

- рассмотреть формы правления;

- иметь общее представление о формах государственного устройства;

- понять изучения формы государственного режима.

1 ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ: ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    1. ПОНЯТИЕ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ, ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ВЫБОР ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ

Формы правления, как и ее содержание складывались на протяжении длительного времени под влиянием различного рода факторов. В качестве основных называются условия образования государств, их внутриполитическое развитие, религиозность, культурный уровень народа, его исторические традиции, национальный менталитет и национальная психология, национальное самосознание, социальная структура общества, географические условия проживания, уровень идеологизации и политизации общества, экологические факторы, уровень экономического развития общества, особенность международного положения и большое количество других индивидуальных факторов.

Среди главнейших объективных факторов, обусловливающих специфику конкретной формы правления, первостепенное значение имеет [11, с. 180]:

- Исторические и культурные особенности развития национальной государственности. Этими причинами, например, объясняется выбор республиканской формы правления США, Франции, а также устойчивость монархий в Великобритании, Японии, где традиционно используется как знак уважения к историческим традициям. Устойчивость монархических форм правления в таких странах, как ОАЭ, Бельгия, объясняется наряду с прочим тем, что монархия в этих государствах существовала на протяжении многих столетий. Традиции монархического правления в религиозной форме широко используются в исламских монархиях.

- Исторические особенности становления национальной государственности. Например, принятие федеративной формы государственного устройства такими странами, как США, ФРГ, Швейцария, Аргентинская Республика, Мексиканские Соединенные Штаты, объясняется историческими условиями возникновения самого государства, а не национальными моментами.

- Особенности национального (этнического, расового) состава населения данной страны. Именно это обстоятельство обусловило установление федерации в таких многонациональных государствах, как Россия, Индия.

- Влияние внешних факторов. Избрание той либо иной государственной формы в странах, освободившихся от колониальной зависимости, в значительной степени зависело от влияния метрополии. Например, многие бывшие колонии монархической Великобритании – Ямайка, Тринидад и др.- после провозглашения независимости обрели монархическую форму правления, в то время как бывшие колонии республиканской Франции в большинстве своем стали республиками – Алжир, Габон, Мавритания и др. Иногда метрополия навязывает бывшей колонии определенную государственную форму. Так произошло, например, в Малайзии, где установилась федеративная форма государства.


- Территориальные особенности. Известно, что страны, имеющие значительную территорию, тяготеют к федерации как способу политико-территориальной организации.

Среди субъективных факторов, можно назвать соотношение классовых сил, социальное представительство лиц, стоящих у власти в данной стране и в данный исторический период времени; итоги политической борьбы за власть также находят свое выражение в порядке организации и структуре всего государственного механизма в тоталитарных либо демократических методах его деятельности. Определенным образом могут воздействовать личные качества политических деятелей, корректирующие функционирование элементов формы государства.

Для характеристики факторов, оказывающих влияние на форму правления немаловажное значение имеет и взаимоотношение высших органов государственной власти, как между собой в рамках разделения властей, так и с другими государственными органами, которые также принимают активное участие в отправлении государственной власти, содействуют осуществлению верховной власти в государстве.

Так, в ряде стран иные государственные органы входят в широко интерпретируемую и конституционно закрепленную систему разделения властей и имеют прямое отношение к верховной власти. Например, представители Президента Республики Таджикистан являются главами местных органов государственной власти, обеспечивают реализацию политики главы государства на местах.

Решающее влияние на форму правления могут оказывать взаимоотношения верховной государственной власти с населением, степень политической активности населения, его участия в формировании государственных органов. Данный фактор может иметь различные проявления в соответствующих странах. К примеру, в Республике Таджикистан высокая степень активности избирателей при выборах Президента и парламента имела решающее значение для достижения стабильности в обществе, политического и социального консенсуса после гражданской войны.

В иных социальных условиях отношение населения к институтам власти, их формированию, степень доверия граждан к функционирующим властным институтам может быть совсем иной. Так, революционные событии в Кыргызстане, обусловленные недоверием населения к ранее образованным им высшим государственным органам, привело к смене формы правления с президентской на парламентскую. Иными словами, не только формирование, но и последующее функционирование верховной государственной власти может быть подвергнуто решительным изменениям в зависимости от доверия граждан к властным институтам, их поддержки политики государства [32, с. 13].


1.2 ЭВОЛЮЦИЯ ФОРМ ПРАВЛЕНИЯ В МИРЕ

Государство, как центральная политическая организация общества, находится в процессе постоянного развития и совершенствования. Симонишвили Л.Р. в книге «Формы правления. История и современность» [18] дает следующую историю вопроса о формах правления. Еще в Древней Греции и Риме философы и юристы высказывали разнообразные мнения и суждения по поводу того, что следует понимать под формой правления, какие формы правления существуют, чем они отличаются друг от друга. Платон (427-347 гг. до н. э.) исходил, например, из того, что идеальной формой правления «идеального государства» как государства «лучших и благородных» является «законная власть немногих» – аристократия. Им выделялась и рассматривалась «законная монархия» – царская власть и «незаконная» – олигархия. Такой подход впоследствии был развит Аристотелем (384-322 гг. до н. э.), который разграничивал формы правления в зависимости от того, осуществляется ли верховная власть единолично, ограниченным числом лиц, всем населением (табл. 1).

Таблица 1 – Форма государственного правления по Аристотелю




Правление по закону

Правление не по закону

Правит один

монархия

тирания

Правят немногие

аристократия

олигархия

Правят все

демократия

анархия


При этом Аристотель впервые предложил соединить начала нескольких форм правления, сконструировав, таким образом, некое подобие модели организации государственной власти современных государств. Данный критерий остался вплоть до настоящего времени: формы правления различаются в зависимости от того, осуществляется ли верховная власть одним лицом или принадлежит выборному коллегиальному органу. Примеры воплощения его мыслей можно наблюдать в организации государственной власти США, Швеции, Финляндии и др. стран; формы правления в них, конечно, гораздо сложнее, чем очерченные Аристотелем для демократии, но в них выдержан основной принцип: общенациональный консенсус и забота о всех членах общества при наличии и богатых (крепкого среднего класса), и очень богатых граждан.

Концепция относительно возможности соединения начал нескольких форм правления воедино впоследствии была детализирована Полибием (200-120 гг. до н. э.), считавшим смешанную форму правления наиболее оптимальной, а главным ее достоинством – взаимное сдерживание и противодействие друг другу составных ее элементов. Это в конечном счете позволило бы добиться надлежащей стабильности организации политического строя. Под «смешиванием» Полибий понимал совмещение, соединение основных начал и элементов трех правильных форм правления: царской власти (принцип власти одного), аристократии (принцип власти немногих) и демократии (принцип власти большинства).