Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 457
Скачиваний: 15
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Полудуалистические (полупарламентарные) монархии – это монархии, сочетающие в себе черты дуалистической и парламентарной монархий. Если в такой монархии преобладают черты дуалистической монархии, она считается полудуалистической, если же парламентарной, она считается полупарламентарной. Опять же по мнению В.Е. Чиркина последняя дуалистическая монархия была упразднена в 1991 г. в Иордании.
Современные полудуалистические, полупараментарные монархии таковыми могут считаться тоже по формальным соображениям, т.е. исходя из действующих в них конституций.
Монархия с республиканскими элементами («республиканская монархия», выборная) - такая монархия имеет главный республиканский признак - систематическую выборность главы государства, однако им не может быть избран любой гражданин, удовлетворяющий избирательным квалификациям и требованиям для президента, а только один из нескольких монархов — правителей составных частей федерации [20, с. 109].
Подобная нетипичная форма правления имеется в ОАЭ и Малайзии, которые по своему государственному устройству являются федерациями, при этом каждая из составных частей (ОАЭ) или некоторые составные части государства (Малайзия) представляют собой наследственные монархии.
Малайзия – единственная страна в мире, представляющая собой федеративную конституционную выборную монархию, в состав которой входят 13 штатов. В силу исторических традиций 9 штатов являются монархиями, во главе которых стоят наследственные султаны, в остальных штатах вместо султанов у власти находятся губернаторы, назначаемые по представлению правительства главой государства. Эти 9 султанов образуют Совет правителей.
Глава здесь государства не является здесь пожизненным и наследственным монархом, а каждые пять лет переизбирается султанатом. На этот пост султаны избираются по очереди, для чего в Совете правителей ведется особый список а, причем губернаторы в данном случае не обладают правом голоса и не могут участвовать в выборах. Это сближает монарха с президентом, а монархическую форму правления с республиканской.
Вместе с тем Малайзия в связи с периодическим переизбранием главы государства не превращается в республику, поскольку главой государства здесь может быть избран не любой гражданин, а только один из правителей субъектов федерации. Такая смешанная форма правления представляется оптимальной для Малайзии, так как позволяет сдерживать центробежные силы в федеральном государстве, обеспечивать мир и согласие между различными национальностями и религиозными конфессиями, пресекать личные амбиции султанов монархических штатов [9, с. 81].
Другой разновидностью «республиканской монархии» является «коллегиальная монархия», которая имеет место в Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ), власть во всех эмиратах передается по наследству, то есть является монархической. Согласно Конституции ОАЭ 1971 г. государство является федерацией в составе 7 эмиратов. Каждый субъект федерации представляет собой абсолютную монархию, где вся полнота государственной власти принадлежит эмиру.
Верховным государственным органом в ОАЭ является Высший совет эмиров 7 эмиратов федерации, которому принадлежит вся полнота власти. Срок его полномочий также составляет 5 лет и по истечении указанного срока избирается вновь. На своем заседании Высший совет избирает председателя совета и его заместителя. Председатель Высшего совета союза может быть переизбран на следующий срок.
В отличие от Малайзии принцип ротации не применяется в ОАЭ, и как показывает конституционная практика, традиционно на этот пост, с момента образования федерации в 1971 г., переизбирается эмир Абу-Даби, правитель наиболее крупного и экономически мощного субъекта федерации ОАЭ. Главенствующая роль эмирата Абу-Даби во многом связана с тем, что административное устройство ОАЭ опирается на право каждого эмирата распоряжаться запасами углеводородов на своей территории. Таким образом, фактически, в соответствии с запасами нефти распределяется влияние тех или иных эмиратов в определении общей политики страны [27, с. 11].
Смешанная форма правления ОАЭ обусловлена историческими судьбами и традициями эмиратов, объединившихся в федеративное государство, авторитетом монархической власти у народов страны, материально и духовно связанных с традиционными укладами жизни общества. Высший совет союза служит эффективным механизмом согласования интересов штатов, принятия решений по важнейшим политическим и социально-экономическим вопросам на основе консенсуса, адаптации к условиям современной федерации абсолютизма власти эмиров, возглавляющих штаты.
Республика с монархическими элементами («монархическая республика», суперпрезидентская) - это республики, в которых проявляется такой признак монархической формы правления, как несменяемость главы государства [21, с. 110]. Глава государства в такой республике может формально избираться, может назначаться, но реально народ в формировании главы государства участия не принимает. Кроме того, полномочия такого главы государства не ограничены, он является пожизненным правителем, более того возможна передача власти по наследству. В XX в. такие республики существовали в Индонезии, социалистической Югославии, на Филиппинах, в Малави, Уганде, Тунисе, Экваториальной Гвинее и некоторых других [3, с. 252].
Здесь можно еще отметить и те государства, в которых до сих пор существуют сложившиеся веками феодально-племенные и патриархальные институты (Лесото и Свазиленд в Африке, Тонга в Океании и др.). Избирается только часть парламента, как правило, в рамках системы традиционных общин (в Тонга большинство членов парламента – местная знать, в том числе министры короля, в Свазиленде часть членов парламента назначает король). При короле действует обычно племенной совет (в Свазиленде – два: большой и малый), имеющий иногда большее значение, чем парламент. Многие решения король может принимать лишь с согласия вождей племен [38, с. 74].
ХХ век сформировал еще один тип неклассических форм правления – народные республики. Для них характерно действие правительства и государства в интересах большинства населения. К такой форме правления следует отнести КНДР, КНР, Куба, Вьетнам, Алжир, Лаос и ряд других стран.
Таким образом, формы правления весьма разнообразны. В настоящее время мы наблюдаем республиканские и монархические формы правления. Республиканская форма правления представлена президентской
, парламентской и смешанной. К монархии относятся абсолютная и конституционная, которая, в свою очередь, делится на дуалистическую и парламентарную.
Сочетание различных видов правления в конечном итоге развивает юридические признаки формы правления, добавляя в них не только новые юридические элементы, но и реальное политическое взаимодействие государственных органов разных ветвей власти. Соответственно, от того, как организована и как реализуется государственная власть, зависит взаимодействие органов государственного управления, законность и правопорядок в стране, отношение мирового сообщества к государству.
Думается, что наилучшей формой правления для того или иного государства будет являться именно «своя» модель формы правления, приспособленная к условиям и традициям государственности. В этом смысле нельзя не согласиться с мнением Б.А. Осипяна, считающего, что «для нахождения соответствующей формы государственного правления и устройства прежде всего необходимо определить уровень духовной, интеллектуальной и организационной зрелости своего народа, образно говоря, тонкость его государственно-правового слуха и имеющийся у него положительный опыт самоуправления; и только после этого следует дать ему возможность сыграть определенную роль в своей государственно-правовой жизни» [34, с. 33].
2.3 ОСОБЕННОСТИ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ
Согласно ч. 1 ст. 1 Конституции РФ: Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления [1].
По конституции баланс исполнительной и законодательной властей выстроен так, что Россия определяется как смешанная республика (также такую форму правления можно обозначить как президентско-парламентскую, полупарламентскую или полупрезидентскую республику [4, с. 27].
По данному вопросу точки зрения авторов некоторых учебников рассматривает Д.А. Авдеев в монографии «Форма правления в России (краткий конституционный очерк)» [2].
Так в учебнике Е.И. Козловой и О.Е. Кутафина «Конституционное право России» отмечается, что «сочетание президентской и парламентской республики в Российской Федерации выражается в наличии сильной президентской власти при сохранении некоторых типичных признаков парламентской формы (избрание Президента всеобщим голосованием, наличие поста председателя Правительства, собственные прерогативы Президента, позволяющие ему действовать независимо от Правительства
, возможность, хотя и ограниченная, отстранения от власти Правительства парламентом и роспуска парламента Президентом). И хотя далее отмечается, что с момента своего становления в качестве конституционного государства Российская Федерация постоянно двигалась в сторону усиления в ней черт президентской республики и, став в конечном счете по своему характеру президентской республикой, она по-прежнему, сохраняет некоторые внешние признаки парламентского государства.
М.В. Баглай, в своем учебнике по конституционному праву, анализируя общие отличия президентского и полупрезидентского типа республик, делает вывод о том, что современная Россия относится скорее к полупрезидентским республикам, но с более широкими полномочиями президента.
Статья 10 Конституции РФ устанавливает, что государственная власть в России осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Тем самым конституционно закреплено признание принципа разделения властей. В статье 11 Конституции РФ в качестве субъектов осуществления государственной власти указаны: Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, Суды РФ. Отдельно подчёркивается, что государственную власть в субъектах Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Причём разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется Конституцией, федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. Согласно ст. 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Однако они в пределах своих полномочий самостоятельны, а в РФ признаётся и гарантируется местное самоуправление, которое осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления (ст. 130 Конституции РФ).
Главой российского государства является Президент РФ (ст. 80 Конституции РФ), который является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией порядке он принимает меры по охране суверенитета РФ, её независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. В соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Как глава государства он представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.