Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 456
Скачиваний: 15
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Парламентарная монархия в отличие от дуалистической является более прогрессивной формой правления и отличается существенным ограничением власти монарха в пользу правительства или парламента.
Подавляющее большинство сегодняшних конституционных монархий (Великобритания, Япония, Бельгия, Испания, Голландия, Дания, Лихтенштейн, Люксембург, Швеция, Норвегия и др.) относятся к парламентскому типу. Правительство здесь формируется парламентом и ответственно перед ним. Законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная – правительству во главе с премьер-министром. Фактически политическим лидером в таком государстве является премьер-министр. В этом случае монарх может номинально сохранять определенные полномочия, однако он пользуется ими только по инициативе правительства или вообще не прибегает к ним. Такие полномочия монарха предусмотрены в качестве резервных, на случай какого-либо политического кризиса. В частности, право налагать вето на законодательные акты парламента, на практике, как правило, не применяется.
Признаками конституционной монархии являются:
- формальная и фактическая незначительность политической воли монарха, который «царствует, но не правит»;
- наличие института контрасигнатуры;
- назначение монархом главой правительства лидера партии, победившей на парламентских выборах;
- придание серьезного значения конвенциональным нормам. К числу таких норм относится юридическое право вето монарха Великобритании, который не использует его уже более трехсот лет [27, с. 11].
Республика – это форма правления, при которой высшая власть в государстве принадлежит выборным органам, избираемым населением страны.
Республиканская форма правления также весьма древняя форма государственной организации общества. Уже в первых месопотамских городах-государствах (IV-III тыс. до н.э.), как впоследствии в древнегреческих полисах, власть имела сложную структуру (городская община – собрание и совет, дворец, храм). И в этой структуре зачастую в определенной исторической обстановке верховенство оставалось за демократическим органом власти – собранием и советом. При этом в собрании участвовали все полноправные горожане, все граждане города-государства, которые принимали основные решения, избирали совет для ведения текущих государственных дел [5, с. 12].
Республика обладает рядом характерных признаков:
- выборность высших органов государственной власти населением на определенный срок;
- разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви; институты трех ветвей власти выполняют различные функции по управлению государством;
- юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных конституцией.
В современных государствах эта форма правления является преобладающей: монархиями являются всего лишь около трех-четырех десятков государств, остальные - это республики [36, с. 16].
В зависимости от того, кто в конечном счете руководит страной – президент, парламент или президент совместно с парламентом – различают президентские, парламентские и президентско-парламентские республики.
Для президентской республики характерен внепарламентский метод избрания президента как населением (Колумбия), так и коллегией выборщиков (США). Кроме того, в этом случае президент является одновременно главой государства и главой правительства. Президент и парламент избираются отдельно прямым голосованием на определенный срок, обладают равной легитимностью и взаимонезависимы. В некоторых странах президент назначает главу правительства (Камерун, Кот-д`Ивуар). В президентских республиках политическая власть жестко разделена конституцией между законодательным и исполнительным органами. Президент осуществляет верховную исполнительную власть и наделен значительными конституционными полномочиями. Президент не несет ответственности перед парламентом. Политически он ответственен перед народом. Правительство ответственно лишь перед президентом и не несет ответственности перед парламентом. Президент обладает правом вето на законопроекты, принятые парламентом, и не может быть досрочно переизбран без чрезвычайных обстоятельств. В основу отношений между президентом и парламентом положена система сдержек и противовесов:
- президент не вправе досрочно распустить парламент;
- президентское отлагательное вето на законопроекты может быть преодолено парламентом (абсолютным большинством голосов в 2/3 депутатского корпуса при повторном голосовании);
- в ряде президентских республиках парламент может при возникновении чрезвычайных обстоятельств досрочно лишить президента занимаемого им поста (импичмент).
Исходя из того, что впервые институт президентуры зародился именно в США, ее можно назвать американской моделью президентства. Как показали последующие два столетия, эта модель в законченном виде осталась специфической, и в своем полном объеме воплотилась только в США, хотя многие ее элементы были заимствованы политическими системами других стран [22, с. 122]. Примерами президентских республик являются большинство республик Латинской Америки, Африки и Центральной Азии.
В парламентских республиках законодательная и исполнительная ветви власти строят свои взаимоотношения на почве сотрудничества. В отличие от президентской в парламентской республике президент избирается парламентским путем (парламентом непосредственно или органом, образуемым на парламентской основе), правительство формируется парламентом и перед ним же несет ответственность. Правительство остается у власти до тех пор, пока располагает поддержкой парламентского большинства. Премьер-министром (главой правительства) является лидер партии, победившей на парламентских выборах, и в дальнейшем состав правительства зависит от парламентского большинства.
Реальная власть здесь принадлежит парламенту. Он формирует подотчетное ему правительство из представителей партий парламентского большинства (или коалиции партий). Правительство находится в зависимости от парламентского вотума доверия. Всенародные прямые тайные и равные выборы решают одновременно вопрос о составе парламента и правительства. Исполнительная власть сосредоточена в руках премьер-министра. Глава правительства входит в нижнюю палату парламента и имеет право ее роспуска. Правительство имеет право законодательной инициативы, а в некоторых случаях – право вето на законопроекты. Такая форма правления существует в странах, отличающихся развитой, в значительной мере саморегулируемой экономикой (ФРГ, Италия, Австрия, Израиль и др.), однако в этой форме республики говорят о «слабом» президенте. Особенностью парламентской республики является то, что правительство правомочно управлять государством лишь тогда, когда оно пользуется доверием парламента.
У обеих форм республиканского правления есть свои достоинства и недостатки. В парламентской республике депутаты, избранные в парламент по партийным спискам, выражают в основном волю своей партии, отдельных слоев населения. Однако состав кабинета министров отражает предпочтения парламентского большинства, косвенно – волю большинства населения. Для парламентских республик (особенно Италии до 1990-х годов) характерны частые отставки и смены правительств (особенно коалиционных, состоящих из представителей разнородных политических сил). В президентской республике президент сам определяет политику государства в течение всего срока своих полномочий, самостоятельно руководит и её реализацией (как глава правительства). Но если политические представления президента расходятся с мнением парламента, то парламент и население страны не в состоянии серьезно повлиять на изменение политики, проводимой президентом.
Смешанная республика соединяет черты двух форм – президентской и парламентской. Глава государства – президент, но он не является главой правительства. Правительство формируется смешанным способом, т.е. его назначает президент, учитывая мнение партийного большинства, представленного в парламенте. У президента и парламента могут быть разные сроки полномочий, кроме того партийная принадлежность президента, премьера и членов парламентского большинства может не совпадать и может быть необязательной.
Президент, являясь главой государства с одной стороны, обладает отлагательным вето на законопроекты парламента, кроме того, все законы вступают в силу после подписания их президентом, а его указы и распоряжения также имеют силу закона. Президент назначает премьер-министра, имеет право досрочно распустить парламент и объявлять досрочные парламентские выборы в случаях, предусмотренных конституцией. Он является верховным главнокомандующим, может единолично ввести чрезвычайное положение.
С другой стороны, парламент контролирует деятельность правительства, утверждая бюджет страны, может вынести правительству резолюцию порицания (вотум недоверия), что приведет к падению кабинета. Таким образом, правительство несет двойную ответственность – и перед президентом, и перед парламентом (Франция, Австрия, Ирландия, Португалия, Россия и др.).
Создание смешанного типа республики прежде всего связано с конституционным снижением государственной роли президента в президентской республике, обусловленным введением правового положения об утверждении парламентом назначений министров, и с повышением в парламентской республике роли президента, наделяющегося некоторыми самостоятельными полномочиями. В настоящее время растет количество государств со смешанной республиканской формой правления.
2.2 НЕТИПИЧНЫЕ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ
Рассмотренные формы правления в науке принято называть типичными. Однако, стремительное развитие ряда государств убедительно показало различные способы организации высших органов государственной власти, часто не укладывающиеся в привычные схемы и классификации, поскольку происходит их взаимное восприятие, переплетение элементов различных форм, возникают смешанные (гибридные) формы правления.
Создание смешанных форм чаще всего улучшает взаимодействие органов государства, хотя это происходит либо за счет уменьшения роли парламента, либо за счет сокращения полномочий президента, либо путем установления подчинения правительства одновременно и парламенту, и президенту.
Появление нетипичных форм правления может быть вызвано тем, что «чистые» формы правления имеют недостатки, присущие форме как таковой. Так, президентская республика имеет тенденцию к президентскому авторитаризму (суперпрезидентской республике), парламентской же республике, как правило, присуща нестабильность правительства, частые правительственные кризисы и отставки. Во многом это связано и с распространением в странах мира прогрессивных политических и юридических идей и институтов. Например, под влиянием таких идей в Кувейте, Бахрейне, ОАЭ, в Саудовской Аравии приняты конституции.
В.Е. Чиркин считает, что «создание таких форм отражает определенные тенденции современного конституционного развития, так как для управляемости государством важно не только разделение властей и система взаимных сдержек и противовесов, но и установление необходимых взаимосвязей, взаимодействий, взаимо-согласованности в работе высших органов государства [38, с.109].
Трансформация формы государства способствует изменению его содержания, а изменение содержательных характеристик государства приводит к изменению форм правления. В свою очередь, желание преодолеть недостатки «классических» видов форм монархического и республиканского правления путем синтезирования тех или иных форм правления приводит к появлению новых (нетипичных) разновидностей. В большинстве случаев это - позитивное явление: оно способствует повышению уровня управляемости государства [24, с. 12].
Общепринятой классификации нетипичных форм правления нет, в литературе, как правило, описывают следующие.
Полуабсолютные монархии – это монархии, сочетающие в себе черты абсолютной и ограниченной монархий. Как отмечалось выше, в современном мире практически нет абсолютных монархий в их чистом виде, т.е. монархий, в которых вся полнота государственной власти безраздельно принадлежит монарху, а конституция и парламент отсутствуют. Последняя абсолютная монархия, как отмечает проф. В. Е.Чиркин, прекратила свое существование в Омане в 1996 г. после того, как монарх даровал конституцию.
Вместе с тем полуабсолютные монархии – это монархии, которые лишь по форме не являются абсолютными, поскольку оснащены конституциями и парламентами, формально ограничивающими власть монарха. Фактически же монарх в таких монархиях властвует безраздельно. Он может приостановить действие конституции (Бахрейн) или отменить ее (Свазиленд), распустить на неопределенное время парламент (Кувейт), отменить любой акт парламента, так как обладает правом абсолютного вето. Да и парламенты в этих монархиях не обладают реальной силой, поскольку всецело подчинены воле монарха. Вследствие этого полуабсолютные монархии по своей сути считаются все-таки абсолютными монархиями.