Файл: Форма правления. Особенности формы правления в рф.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 454

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Аналогичной позиции придерживался и Цицерон (106-43 гг. до н. э.), считавший наилучшей формой правления синтез царской власти, аристократии и власти народа. Его концепция определяла, по сути, модель конституционной монархии, ибо римский философ описал форму правления, похожую на английский вариант парламентского правления. В организации государственной власти некоторых современных стран наблюдается смешение трех указанных форм. Так, даже в США (классической президентской республике) президент – это избранный на четыре года «монарх», полномочия которого велики, Конгресс – это лучшие люди государства (по Аристотелю, лучшие всегда из богатых и знатных, т. е. аристократия), и наконец, выборы президента США, конгрессменов, сенаторов на федеральном уровне и других должностных лиц на местном уровне, в которых участвуют рядовые граждане, – это демократия.

На средневековую политическую мысль значительное влияние оказывала борьба монархов с церковью за политическое господство, причем власть священного престола рассматривалась выше власти земных монархов. Такое понимание публичной организации общества было заложено еще Аврелием Августином (Августином Блаженным) (354-430).

Папа Григорий VII в 1075 г. издал «Dictatus Рарае», в соответствии с которым только он один имел право распоряжаться знаками императорского различия, смещать монархов с престолов и освобождать подданных от присяги на верность, принесенной своему государю.

Иоанн Солберийский (ум. в 1180 г.) выделял два вида королевской власти: монархическую и тираническую, единственным различием которых был способ осуществления политического господства. Так, добродетельный правитель должен основывать управление на законе, а не на своеволии. Но, Бог может допускать деспотическую власть в государстве в качестве наказания за грехи народа. Исходя из этого, по мнению мыслителя, королевская власть несравненно выше человеческого права, но ниже божественного закона.

Следуя аристотелевской традиции, Фома Аквинский (1228-1274) также различал справедливые и несправедливые формы правления. К первым он относил монархию, аристократию и политик», а ко вторым – тиранию, олигархию и демократию. Аквинат осуществлял градацию единоличных моделей организации публичной власти через призму достижения общей цели правления. Так, монархическое государство управляется царем ради всеобщего блага, а тираническое – для удовлетворения личных прихотей венценосца. Во главу всех форм правления Ф. Аквинский ставил самодержавие как наилучшую из всех существующих моделей верховной власти в государстве.


Совершенно иной подход к анализу самодержавия предложил М. Падуанский (1275-1343), считавший лучшей формой правления избирательную монархию. Фактически он разработал средневековую теорию разделения властей между законодательствующим народом и исполняющим его волю монархом. Данные взгляды стали катализатором новых тенденций в политико-правовой мысли Средневековья, отвергающих господство церкви в государстве и впоследствии приведших к новому взгляду на организацию государственной власти, основанную на концепции разделения властей.

Сторонником светского идеала самодержавия был Д. Алигьери (1265-1321). Понятие «монархия» он отождествлял с империей, власть в которой обладает абсолютным верховенством. Он выделил принципы самодержавия:

- принцип светского государства, в котором власть монарха не зависит от власти церковного иерарха;

- принцип справедливости. Его обеспечение более других возможно при самодержавной форме правления, так как императорская власть парализует клановую борьбу в государстве, поэтому не граждане существуют ради консулов и не народ ради царя, а наоборот, консулы ради граждан и царь ради народа;

- принцип национализма, или господства знатнейшего и сильнейшего народа в империи.

В XV-XVI вв. Э. Роттердамским (1469-1563) была сформулирована идея просвещенного абсолютизма. Он утверждал, что самую важную роль в становлении будущего правителя играет воспитание, а в монархе необходимо развивать три главных качества: наивысшее могущество, наивысшую мудрость и наивысшую доброту.

Томас Гоббс (1586-1679), напротив, акцентировал внимание на источнике политической власти в обществе. Он различал три формы государства: монархию, аристократию и демократию, отличительным признаком которых служит количественный состав суверенов. Так, по мнению мыслителя, если правителем является один человек, тогда государство представляет монархию, если собрание всех, кто хочет править, – тогда это демократия или народоправство; а если верховная власть принадлежит собранию лишь части горожан – тогда это аристократия.

Позднее Ш.-Л. Монтескье (1689-1755), рассматривая в качестве критериев классификации форм правления различные принципы организации и деятельности государственной власти, считал, что добродетель лежит в основе демократии, умеренность – аристократии, честь – монархии и страх – деспотии.

Значительный вклад принадлежит Дж. Вико (1668-1744), полагавшему, что форма правления опосредована природой управляемых людей. По его мнению, к монархии склонны преимущественно народы, достигшие высокого уровня развития разума, а единоличная власть возникает вследствие острых социальных противоречий.



Дальнейшее развитие монархические идеи получили в трудах Г. Гегеля (1770-1831), считавшего конституционную монархию венцом политического развития общества: государственная власть должна быть разделена на три ветви: царскую, законодательную и правительственную (исполнительную). В правительстве должны сочетаться полномочия судебной и полицейской юрисдикции, а в парламенте – интересы всех сословий государства.

Значительный вклад в развитие идей о сущности и видах форм правления внесла и российская дореволюционная школа права. Так, в свое время Н.М. Коркунов (1853-1904) отмечал, что при республиканской форме правления все лица, участвующие в распоряжении властью, ответственны перед народом – от последнего избирателя до президента, стоящего во главе республики и призванного действовать от ее имени. В монархии же все обстоит как раз наоборот – имеется безответственный орган власти, называемый монархом. Именно в различии ответственности и безответственности заключается различие президента республики и монарха, а не в объеме и характере их функций.

Аналогичной точки зрения придерживался и А.Ф. Кистяковский (1868-1920), отмечая, что юридическое различие между монархией и республикой нужно искать не в компетенции правительственной власти, а в ее организации, именно в юридическом положении носителя такой власти.

Таким образом, форма правления - это способ организации верховной государственной власти с процедурой формирования отдельных властных и управленческих структур и институтов, а также тех норм и принципов, на основе которых последние строят свои отношения с населением.

Как одна из внешних атрибутов государства, определяющая организацию публичной власти в стране, форма правления является гибким динамичным институтом.

За всю историю развития государства были высказаны множество мыслей по вопросу о формах правления, предлагались различные подходы и варианты организации государственной власти, обусловливающие различные формы правления. Начиная с античности и до европейских буржуазных революций господствовали монархические идеалы в различных проявлениях (от самодержавия и абсолютизма и вплоть до конституционализма). Переломным моментом стал период буржуазных революций, заложивший основу концепций о республиканской форме правления.


2 ВИДОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМ ПРАВЛЕНИЯ

2.1 ВИДЫ ФОРМ ПРАВЛЕНИЯ, ХАРАКТЕРИСТИКА ИХ ОСОБЕННОСТЕЙ

Современные формы правления различаются в зависимости от того, осуществляется ли верховная власть одним лицом или принадлежит выборному коллегиальному органу. Основания классификации форм правления, как правило, зависят от положения главы государства; по наличию ограничения власти главы государства; в зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно [13, с. 136].

В научной литературе в зависимости от того, кто и как осуществляет государственную власть, традиционно выделяют две основные формы правления – монархическую (монархия) и республиканскую (республика).

Монархия - форма правления, при которой высшая государственная власть принадлежит наследственному правителю – монарху (царю, королю, императору). Источником власти является сам глава государства – монарх.

Монархическая власть - самая древняя форма правления. Первые зачатки монархии относятся к периоду возникновения государств Древнего Востока – в Междуречье, Египте, Индии и Китае, государственную власть в которых захватывали военачальники, представители разросшихся семейных или соседских общин, предводители дружин, главы династий, руководители храмов, жрецы, организаторы тех или иных социальных классовых движений. Владычество правителя было неограниченным, в его руках была сконцентрирована вся полнота власти. Такая форма правления называется деспотией.

В классическом варианте монархии обладают следующими характерными признаками [35, с. 23]:

- существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно;

- власть монарха суверенна, верховна и включает в себя все 3 ветви власти;

- передача власти монарха по наследству, население к данному акту не имеет никакого отношения;

- юридическая безответственность монарха.

Учитывая различные сочетания этих признаков выделяют абсолютную и конституционную монархию.

Абсолютная монархия, при которой вся государственная власть принадлежит монарху, отсутствуют представительные органы и принцип юридической ответственности монарха, ограничивающие его власть.

При абсолютной монархии власть целиком сосредоточена в руках монарха. Народ политически бесправен. Зародившись в глубокой древности, абсолютные монархии просуществовали почти до конца XX в. По мнению ряда государствоведов в современном мире абсолютных монархий в чистом виде уже нет, но полуабсолютные монархии сохранились в некоторых странах Азии и Персидского залива.


На начало 2016 года в мире абсолютными монархиями являются: Ватикан в Европе; Свазиленд – в Африке; Катар, Оман, Бруней, Саудовская Аравия – в Азии. Во главе этих стран стоят правители с разными титулами, но всех их объединяет неограниченность власти.

Данный вид монархии характеризуется сосредоточением законодательных, исполнительных и судебных, а иногда и духовных (религиозных) полномочий в руках единоличного главы государства, а также отсутствием формальной (юридической) конституции и парламента. Абсолютная монархия как форма правления существует также в таких странах, как Бахрейн, Бутан Кувейт. Хотя в этих странах приняты конституции и созданы парламенты, однако вся власть принадлежит монарху, а парламенты имеют лишь консультативный характер [19, с. 65].

Конституционная монархия, при которой власть монарха ограничена представительным органом – парламентом, что фиксируется в конституции, которую монарх не вправе изменить. При конституционной монархии власть ограничена конституцией и избираемым народом представительным органом – парламентом, действующим на основе конституции.

Конституционных монархий в мире, в том числе в Европе, немало (Великобритания, Дания, Швеция, Норвегия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Испания, Лихтенштейн, Монако и др.; в Азии – Япония, Таиланд, Малайзия и др.).

Конституционная монархия – весьма устойчивая форма правления, в то же время, степень ограничения власти монарха и организация самой верховной власти не во всех конституционных монархиях одинаковы. В этой связи их принято подразделять на дуалистическую и парламентарную монархию.

Для дуалистической монархии, как следует из названия, свойственна двойственность государственного управления, т.е. наряду с монархом существует представительный орган, который и делит с ним власть: парламент избирается народом, правительство назначается монархом и ответственно перед ним. Дуалистическая монархия считается формой правления, переходной от абсолютной к парламентарной монархии. Дуалистическими монархиями на сегодняшний день являются Кувейт, Иордания, Непал, Марокко и др.

Дуалистическая монархия имеет характерные особенности: монарх формирует определенную часть депутатского корпуса парламента (как правило, он назначает половину депутатов); депутаты обладают так называемой скрытой законодательной инициативой, т.е. они обращаются с просьбой об инициировании того или иного законопроекта непосредственно к монарху; монарх вправе в любое время распустить парламент и законодательствовать самостоятельно. Таким образом, дуализм власти в рассматриваемом виде монархии характеризуется формально-юридическим разделением государственной власти между монархом и парламентом. Исполнительная власть находится в руках монарха, законодательная – у парламента.