Файл: Курсовая работа по дисциплине Финансовый менеджмент Управление активами предприятия Краснодар 2013 Содержание Введение.rtf
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 71
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Кубанский государственный университет»
Экономический факультет
Кафедра экономического анализа, статистики и финансов
Курсовая работа
по дисциплине: «Финансовый менеджмент»
Управление активами предприятия
Краснодар 2013
Содержание
Введение
1. Теоретические аспекты организации управления активами
1.1 Понятие и сущность управления активами
1.2 Цели, методы и типы управления активами
1.3 Политика управления активами на предприятии
2. Оценка управления активами на примере ОАО «М.видео»
3. Совершенствование управления активами ОАО «М.видео»
3.1 Рекомендации по улучшению финансового состояния предприятия посредством УАП
Заключение
Список использованных источников
Введение
Управление оборотными активами — это актуальная, сложная и достаточно противоречивая финансового менеджмента. Структура и предметно-вещественный состав, компоненты оборотных активов (производственные запасы, дебиторская задолженность, денежные средства и их эквиваленты, оптимизация управления вложениями в эти активы) — все они требуют индивидуального подхода в системе управления, потому как они составляют существенную долю активов предприятия в целом и в значительной степени определяют прибыльность и рентабельность, эффективность и конкурентоспособность современного предприятия.
Теория и практика управления оборотными активами современного предприятия представлена в работах российских и зарубежных ученых — А.Д. Шеремета, О.И.Волкова, В.В.Ковалева, Д.С. Молякова, Р.С. Сайфулина, Г.Б. Поляка, Е.С. Стояновой, М.И. Лившица, Дж. К. Ван Хорна и других.
Управление оборотными активами занимает особое место в системе предприятия. Теоретические и практические разработки системы управления оборотными активами относятся в основном к предприятиям, работающих в относительно стабильной и предсказуемой экономической среде, в то время как проблемы управления оборотными активами в условиях российской экономики, реальная хозяйственная практика управления носит весьма противоречивый характер, поскольку применение зарубежных методик в российских условиях серьезно ограничено.
Целью работы является — рассмотрение управления активами как в теоретическом, так и в практическом аспектах, которые составляют процесс эффективного управления оборотными активами предприятия, а также практики их управления на предприятии ОАО «М.Видео».
В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:
-
рассмотреть сущность, цели, задачи и принципы управления активами на предприятии; -
проанализировать различные методы управления оборотными и внеоборотными средствами, сравнить их эффективность; -
выявить взаимосвязь и взаимозависимость управления текущими финансовыми потребностями и собственными оборотными активами предприятия; -
проанализировать практику управления оборотными активами на конкретном предприятии; -
исследовать показатели управления оборотными активами предприятия; -
предложить рекомендации по совершенствованию управления оборотными активами и повышению эффективности работы предприятия в целом.
Объект исследования — формирование оборотных средств на примере предприятия ОАО «М.Видео». Предмет исследования — управление оборотными активами предприятия.
Методическую базу работы составляют методы финансового анализа: горизонтальный и вертикальный анализ бухгалтерской отчетности; методы экономического анализа и другие.
Информационную базу исследования составляют данные бухгалтерской и финансовой отчетности предприятия, внутризаводская нормативно техническая документация, периодика, статистические сборники, монографии отечественных и зарубежных ученых в области управления оборотными активами.
оборотный актив управление рентабельность
1. Теоретические аспекты организации управления активами
1.1 Понятие и сущность управления активами
В настоящее время во всем мире, и в России в частности особенно остро стоит проблема повышения эффективности предприятия. Одним из многих инструментов для ее поддержания, используемых финансовыми менеджерами, является управление активами. Для того чтобы наиболее полно получить представление об управлении активами, нужно, прежде всего, несколько углубиться в теоретические основы данной категории. Итак, согласно МСФО [1] баланс предприятия состоит из актива (левая сторона баланса) и пассива (соответственно правая сторона). Нас интересует в данном случае именно актив, поскольку он отражает имущество, принадлежащее организации на правах собственности. Это имущество именуется, собственно, активами предприятия. Их можно определить как экономические ресурсы предприятия в форме совокупных имущественных ценностей, используемых в хозяйственной деятельности с целью получения прибыли. Иными словами, активы — это имущество предприятия, эксплуатируемое для получения предприятием выгоды в форме прибыли.[15]
Исходя из приведенных примеров обозначения активов, можно дать общее определение управлению ими, и определить его как деятельность по размещению собственных и привлеченных средств, с целью получения прибыли и минимизации рисков. Иными словами, финансовый менеджер предпринимает ряд мер для того, чтобы активы предприятия использовались с наибольшей эффективностью.
Финансовый толковый словарь Батлера и Джонсона [3] дает несколько иное определение: Управление активами — это управление финансовыми активами компании с целью максимизировать прибыль на инвестированный капитал. Также иногда управление активами предоставляется в качестве инвестиционной услуги, предлагаемой банками и другими финансовыми институтами. Например, в Великобритании некоторые частные банки предлагают состоятельным клиентам управление их активами. Управление активами как понятие, зародилось в банковском деле, в США в 60-е гг. ХХ столетия и относится, прежде всего, к регулированию рисков, при изменении процентных ставок. До этого времени финансовые менеджеры использовали только отдельные методы управления активами, не имея единой системы. Это объяснялось тем, что с начала сороковых до конца пятидесятых годов XX века банки, в изобилии имели дешевые источники финансирования. Поэтому основная управленческая проблема заключалась в таком распределении активов, которое обеспечивало бы наибольшую ликвидность и получение максимального дохода, акценты, следовательно, были сделаны на управлении активами. С начала 60-х годов источники финансирования стали менее стабильными, что, в конечном итоге привело к сокращению объема свободных денежных средств, при росте спроса на кредиты. В этих условиях менеджеры банка стали проводить экономию, начав с кассовых остатков, максимально сокращая их, а для обеспечения растущего спроса банки обратились также к управлению своими пассивами. Поэтому уже к началу 70-х годов, в связи с ростом инфляции и спадом производства уже не только банки, но и предприятия реального сектора стали уделять внимание управлению активами.
Смысл управления активами состоит в том, что оно объединяет использовавшиеся в течение многих десятилетий отдельные методы, в один скоординированный процесс. Таким образом, основная задача УАП — это скоординированное управление всем балансом банка, а не отдельными его частями. Необходимость управления активами на всех уровнях для предприятий в современных условиях определяется следующими факторами:
-
возрастающей конкуренцией на местных и мировых рынках; -
появление новых, сложных продуктов; -
значительными изменениями в структуре привлеченных ресурсов; -
нестабильностью экономики; -
необходимостью координировать деятельность предприятия по всем направлениям; -
высоким потребительским требованиям к продукции (услуги); -
необходимостью координировать действия в рамках управления рисками.
Активы предприятия подразделяются по многим классификационным признакам, основными из которых с позиций финансового менеджмента являются:
Форма функционирования активов. По этому признаку выделяют следующие их виды:
-
Материальные активы.Данная группа включает nt активы предприятия, которые имеют вещественную (материальную) форму. К составу материальных активов предприятия относятся:
-
основные средства; -
незавершенные капитальные вложения; -
оборудование, предназначенное к монтажу; -
производственные запасы сырья и полуфабрикатов; -
запасы малоценных и быстроизнашивающихся предметов; -
незавершенное производство; -
запасы готовой продукции, предназначенной к реализации;
-
Нематериальные активы, не имеющие натурально-вещественной формы, но ценные для предприятия, такие как капиталовложения в другие компании, «ноу-хау», патентные права, товарный знак, так называемый «гудвилл», и т. д. -
Финансовые активы —характеризуют различные финансовые инструменты, принадлежащие предприятию, либо находящиеся в его владении. Примером могут служить денежные активы, дебиторская задолженность, а также краткосрочные и долгосрочные финансовые вложения:
Активы также подразделяются на виды по характеру участия в хозяйственном процессе и скорости оборота активов:
а) Оборотные (текущие) активы представляют собой совокупность имущественных ценностей предприятия, обслуживающих текущую операционную деятельность и полностью потребляемых в течение одного производственно цикла. К ним относят активы всех видов со сроком использования менее одного года.
б) Внеоборотные активыявляютсясовокупностью имущественных ценностей предприятия, многократно участвующих в процессе хозяйственной деятельности и переносящих на продукцию использованную стоимость частями. К ним относятся имущественные ценности всех видов со сроком использования более одного года. Состав внеоборотных активов предприятия включает основные средства, оборудование, нематериальные активы, капитальные и финансовые вложения, и другие виды внеоборотных активов.
По степени ликвидности активов. В соответствии с этим признаком активы предприятия принято подразделять на пять групп:
а) Абсолютно ликвидные активы. К ним относятся активы, не требующие реализации и представляющие собой готовые средства платежа. В состав активов этой группы включают денежные средства и иностранную валюту, как в наличной форме, так и на расчетных счетах.
б) Высоколиквидные активы. Они характеризуют группу активов предприятия, которая может быть быстро трансформирована в денежную форму (как правило, в срок до одного месяца) без серьезных потерь своей текущей рыночной стоимости, в случае, если необходимо своевременно обеспечивать платежи по текущим финансовым обязательствам. К ним относят краткосрочные финансовые вложения, а также краткосрочную дебиторскую задолженность.
в) Среднеликвидные активы. К данному виду относятся активы, способные к конвертации в денежную форму без ощутимых потерь своей текущей рыночной стоимости в срок от одного до шести месяцев. К среднеликвидным активам предприятия обычно относят: дебиторскую задолженность, за исключением краткосрочной и безнадежной, а также запасы готовой продукции, предназначенной к реализации.
г) Группа слаболиквидных активоввключает теактивы предприятия, которые могут быть трансформированы в денежную форму без потерь своей стоимости лишь по истечении значительного периода времени (более полугода). В современной практике финансового менеджмента к данной группе активов относят:
-
запасы сырья и полуфабрикатов; -
активы в форме незавершенного производства; -
основные средства; -
незавершенные капитальные вложения; -
оборудование, предназначенное к монтажу; -
нематериальные активы; -
долгосрочные финансовые вложения.
д) Неликвидные активы. В эту группу входят такие виды активов предприятия, которые самостоятельно реализованы быть не могут (они могут быть проданы лишь в составе целостного имущественного комплекса).
К таким активам относятся:
-
безнадежная дебиторская задолженность; -
расходы будущих периодов; -
убытки текущие и прошлых лет
С учетом рассмотренной классификации строится процесс финансового управления активами предприятия.