Файл: Курсовая работа по дисциплине Финансовый менеджмент Управление активами предприятия Краснодар 2013 Содержание Введение.rtf
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 73
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
На первом этапе по результатам анализа помесячной динамики уровня оборотных активов в днях оборота или в сумме за ряд предшествующих лет строится график их средней „сезонной волны".
В отдельных случаях он может быть конкретизирован по отдельным видам оборотных активов.
На втором этапе по результатам графика „сезонной волны" рассчитываются коэффициенты неравномерности (минимального и максимального уровней) оборотных активов по отношению к среднему их уровню.
На третьем этапе определяется сумма постоянной части оборотных активов.
Заключительные этапы политики управления оборотными активами включают ряд таких мероприятий как:
В соответствии с ранее определенными принципами финансирования в процессе разработки политики управления оборотными активами формируются подходы к выбору конкретной структуры источников финансирования их прироста с учетом продолжительности отдельных стадий финансового цикла и оценки стоимости привлечения отдельных видов капитала.[9]
Политика управления оборотными активами получает свое отражение в системе разработанных на предприятии финансовых нормативов. Основными из таких нормативов являются:
Цели и характер использования отдельных видов оборотных активов имеют существенные отличительные особенности. Поэтому на предприятиях с большим объемом используемых оборотных активов разрабатывается самостоятельная политика управления отдельными их видами:
В разрезе этих групп оборотных активов конкретизируется политика управления ими, которая подчинена общей политике управления оборотными активами предприятия.
2. Оценка управления активами на примере ОАО «М.Видео»
2.1 Организационно-правовая характеристика организации
Оборот 158 млрд. руб. (2012 год, МСФО) Операционная прибыль 5,4 млрд. руб. (2012 год) Чистая прибыль 4 млрд. руб. (2012 год)
«М.Видео» — одна из крупнейших российских сетей по продаже электроники и бытовой техники. Компания была основана в 1993 году, штаб-квартира находится в г. Москва. В течение 90-х сеть работала только в Москве, первый магазин в регионе — в Нижнем Новгороде — был открыт в 2001 году. С августа 2012 года в крупнейших городах России открываются интернет-магазины компании. По состоянию на 1 декабря 2012 года розничная сеть «М.Видео» насчитывала 296 розничных магазинов в 127 городах России, а также 17 интернет-магазинов. «М.Видео» — крупнейшая в России сеть бытовой техники по выручке. В начале ноября 2007 года было осуществлено IPO компании, в ходе которого владельцами были реализованы её акции на сумму 364,875 млн. долл. Капитализация по итогам размещения составила $1,25 млрд. 20 сентября 2012 основатели сети — Александр и Михаил Тынкован, а также Павел Бреев — через принадлежащую им кипрскую компанию Svece Limited продали 10% акций «М.Видео»[6]. В результате доля акций компании на бирже выросла до 40%.
Торговая площадь магазинов «М.Видео» составляет 544 тыс. м кв., общая площадь – 733 тыс. м кв. В 2012 году розничные продажи сети «М.Видео» составили 158 млрд. рублей (с НДС), показав рост практически на 20% в сравнении с 2011 г.
Показатель продаж с 1 квадратного метра в 2012 году составил 308 тыс. рублей. «М.видео» предлагает своим покупателям порядка 20 000 наименований аудио/видео и цифровой техники, мелкой и крупной бытовой техники, медиа товаров и товаров для развлечения, а также аксессуаров.
В ноябре 2007 года ОАО «Компания «М.видео» стала первой российской компанией в секторе розничной торговли электроникой
, чьи акции обращаются на фондовом рынке. В настоящее время торговля акциями компании идет на крупнейшей российской биржевой площадке — ММВБ-РТС.
2.2 Анализ финансовой деятельности организации
Для того, чтобы с различных сторон рассмотреть финансовую деятельность организации, нужно в первую очередь, подробно проанализировать структуру активов и пассивов баланса. Все полученные данные были переведены в табличную форму, после чего они были проанализированы. Таблицу, характеризующую структуру баланса, можно увидеть в Приложении А. Из полученных данных следуют выводы:
Для оценки платежеспособности компании активы пассивы были разделены по принципу ликвидности, на 4 группы, начиная с наивысшей ликвидности (группы А1 и П1), заканчивая, наименее ликвидными (группы А4 и П4 соответственно). Каждая из групп была сопоставлена с аналогичной, после чего было определено, достаточно ли средств высвободится при продаже актива из категории А, для погашения обязательств пассивов в категории П.
Таблица 1 Анализ платежеспособности предприятия по группам активов и пассивов, исходя из их ликвидности
Из таблицы следует однозначный вывод о том, что предприятие абсолютно платежеспособно, как в краткосрочном, так и в долгосрочном периодах. Данные результаты достигнуты, в основном, благодаря тому, что в составе пассивов преобладают собственные источники финансирования, полностью отсутствуют долгосрочные обязательства, краткосрочные же представлены в относительно небольшом объеме.
Далее следует провести анализ стабильности предприятия, основанный на ряде коэффициентов.
Таблица 2 Анализ финансовой устойчивости (стабильности) предприятия
Полученные данные в целом свидетельствуют о достаточной стабильности предприятия. Большая часть коэффициентов показывают либо незначительное снижение, либо существенный рост. Далее следует привести ряд более детализированных выводов:
Далее следует исследование ликвидности предприятия в динамике:
Таблица 3 Динамика ликвидности предприятия
Столь впечатляющие показатели ликвидности достигнуты благодаря крайне низкой доле краткосрочных обязательств в структуре пассива баланса. Из этих данных следует однозначный вывод о том, что предприятие сможет расплатится по своим долгам даже при условии возникновения глубокой кризисной ситуации.
В отдельных случаях он может быть конкретизирован по отдельным видам оборотных активов.
На втором этапе по результатам графика „сезонной волны" рассчитываются коэффициенты неравномерности (минимального и максимального уровней) оборотных активов по отношению к среднему их уровню.
На третьем этапе определяется сумма постоянной части оборотных активов.
Заключительные этапы политики управления оборотными активами включают ряд таких мероприятий как:
-
обеспечение необходимой ликвидности оборотных активов. -
обеспечение повышения-рентабельности оборотных активов. -
обеспечение минимизации потерь оборотных активов в процессе их использования. -
формирование принципов финансирования отдельных видов оборотных активов. -
формирование оптимальной структуры источников финансирования оборотных активов.
В соответствии с ранее определенными принципами финансирования в процессе разработки политики управления оборотными активами формируются подходы к выбору конкретной структуры источников финансирования их прироста с учетом продолжительности отдельных стадий финансового цикла и оценки стоимости привлечения отдельных видов капитала.[9]
Политика управления оборотными активами получает свое отражение в системе разработанных на предприятии финансовых нормативов. Основными из таких нормативов являются:
-
норматив собственных оборотных активов предприятия; -
система нормативов оборачиваемости основных видов оборотных активов и продолжительности операционного цикла в целом; -
система коэффициентов ликвидности оборотных активов; -
нормативное соотношение отдельных источников финансирования оборотных активов и другие.
Цели и характер использования отдельных видов оборотных активов имеют существенные отличительные особенности. Поэтому на предприятиях с большим объемом используемых оборотных активов разрабатывается самостоятельная политика управления отдельными их видами:
-
запасами товарно-материальных ценностей (они включают запасы сырья, материалов и готовой продукции); -
дебиторской задолженностью; -
денежными активами (к ним приравниваются и краткосрочные финансовые вложения, которые рассматриваются как форма временного использования свободного остатка денежных активов).[13]
В разрезе этих групп оборотных активов конкретизируется политика управления ими, которая подчинена общей политике управления оборотными активами предприятия.
2. Оценка управления активами на примере ОАО «М.Видео»
2.1 Организационно-правовая характеристика организации
Оборот 158 млрд. руб. (2012 год, МСФО) Операционная прибыль 5,4 млрд. руб. (2012 год) Чистая прибыль 4 млрд. руб. (2012 год)
«М.Видео» — одна из крупнейших российских сетей по продаже электроники и бытовой техники. Компания была основана в 1993 году, штаб-квартира находится в г. Москва. В течение 90-х сеть работала только в Москве, первый магазин в регионе — в Нижнем Новгороде — был открыт в 2001 году. С августа 2012 года в крупнейших городах России открываются интернет-магазины компании. По состоянию на 1 декабря 2012 года розничная сеть «М.Видео» насчитывала 296 розничных магазинов в 127 городах России, а также 17 интернет-магазинов. «М.Видео» — крупнейшая в России сеть бытовой техники по выручке. В начале ноября 2007 года было осуществлено IPO компании, в ходе которого владельцами были реализованы её акции на сумму 364,875 млн. долл. Капитализация по итогам размещения составила $1,25 млрд. 20 сентября 2012 основатели сети — Александр и Михаил Тынкован, а также Павел Бреев — через принадлежащую им кипрскую компанию Svece Limited продали 10% акций «М.Видео»[6]. В результате доля акций компании на бирже выросла до 40%.
Торговая площадь магазинов «М.Видео» составляет 544 тыс. м кв., общая площадь – 733 тыс. м кв. В 2012 году розничные продажи сети «М.Видео» составили 158 млрд. рублей (с НДС), показав рост практически на 20% в сравнении с 2011 г.
Показатель продаж с 1 квадратного метра в 2012 году составил 308 тыс. рублей. «М.видео» предлагает своим покупателям порядка 20 000 наименований аудио/видео и цифровой техники, мелкой и крупной бытовой техники, медиа товаров и товаров для развлечения, а также аксессуаров.
В ноябре 2007 года ОАО «Компания «М.видео» стала первой российской компанией в секторе розничной торговли электроникой
, чьи акции обращаются на фондовом рынке. В настоящее время торговля акциями компании идет на крупнейшей российской биржевой площадке — ММВБ-РТС.
2.2 Анализ финансовой деятельности организации
Для того, чтобы с различных сторон рассмотреть финансовую деятельность организации, нужно в первую очередь, подробно проанализировать структуру активов и пассивов баланса. Все полученные данные были переведены в табличную форму, после чего они были проанализированы. Таблицу, характеризующую структуру баланса, можно увидеть в Приложении А. Из полученных данных следуют выводы:
-
Пассив на 99,5%, и на 99,7% по отчетному и базисному годам соответственно формируется из собственных источников. -
Из предыдущего вывода следует высокая финансовая устойчивость, о чем далее будет сказано более подробно; -
Доля нераспределенной прибыли в структуре баланса возрасла с 12,86% до 16,19%. Резервный капитал также продемонстрировал прирост в 0,63% в абсолютном и 65,4% в относительном выражении. Иными словами доля нераспределенной прибыли в структуре баланса увеличилась на четверть, а резервы практически удвоились. -
Финансовые вложения в структуре баланса составляют более 80%, как по отчетному, так и по базисному году. -
Дебиторская задолженность — второй по величине структурный актив, доля которого составляет 12,07% и 13,45% по базисному и отчетному годам соответственно.
Для оценки платежеспособности компании активы пассивы были разделены по принципу ликвидности, на 4 группы, начиная с наивысшей ликвидности (группы А1 и П1), заканчивая, наименее ликвидными (группы А4 и П4 соответственно). Каждая из групп была сопоставлена с аналогичной, после чего было определено, достаточно ли средств высвободится при продаже актива из категории А, для погашения обязательств пассивов в категории П.
Таблица 1 Анализ платежеспособности предприятия по группам активов и пассивов, исходя из их ликвидности
Группы разделов баланса | Излишек | Недостаток | |||||||||||||||
Актив | Базисный год | Отчетный год | Пассив | Базисный год | Отчетный год | Базисный год | Отчетный год | Базис. | Отчет. | ||||||||
А1 | 401 794 | 1118120 | П1 | 3540 | 2429 | 398254 | 1115691 | — | — | ||||||||
А2 | 903 140 | 1054788 | П2 | 0 | 0 | 903140 | 1054788 | — | — | ||||||||
А3 | 5 930 | 5810 | П3 | 0 | 0 | 5930 | 5810 | — | — | ||||||||
А4 | 6 174 056 | 5665359 | П4 | 7481380 | 7841664 | 1307324 | 2116305 | — | — | ||||||||
Итого | 7 484 920 | 7844077 | Итого | 7484920 | 7844093 | — | — | — | — | ||||||||
Относительные доли | |||||||||||||||||
Актив | Базисный год | Отчетный год | Пассив | Базисный год | Отчетный год | Базисный год | Отчетный год | Базис. | Отчет. | ||||||||
А1 | 5,37 | 14,25 | П1 | 0,05 | 0,03 | 0 | 0 | — | — | ||||||||
А2 | 12,07 | 13,45 | П2 | 0 | 0 | 0 | 0 | — | — | ||||||||
А3 | 0,08 | 0,07 | П3 | 0 | 0 | 0 | 0 | — | — | ||||||||
А4 | 82,48 | 72,23 | П4 | 99,95 | 99,97 | 0 | 0 | — | — | ||||||||
Итого | 100 | 100 | Итого | 100 | 100 | — | — | — | — |
Из таблицы следует однозначный вывод о том, что предприятие абсолютно платежеспособно, как в краткосрочном, так и в долгосрочном периодах. Данные результаты достигнуты, в основном, благодаря тому, что в составе пассивов преобладают собственные источники финансирования, полностью отсутствуют долгосрочные обязательства, краткосрочные же представлены в относительно небольшом объеме.
Далее следует провести анализ стабильности предприятия, основанный на ряде коэффициентов.
Таблица 2 Анализ финансовой устойчивости (стабильности) предприятия
Показатель | Отчетный год | Предыдущий год | Динамика |
Коэффициент автономии капитала | 0,99969034 | 0,999527049 | 0,00016329 |
Коэффициент финансовой зависимости (удельный вес заемных средств) | 1,000309756 | 1,000473175 | -0,00016342 |
Коэффициент маневренности капитала | 0,277531019 | 0,174661052 | 0,10286997 |
Коэффициент структуры долгосрочных вложений | 0,99969034 | 0,999527049 | 0,00016329 |
Коэффициент соотношения заемных и собственных средств | 0,000309756 | 0,000473175 | -0,00016342 |
Коэффициент концентрации акционерного капитала | 0,837835426 | 0,870949857 | -0,03311443 |
Темп прироста реальных активов | 4,81% | 5,53% | -0,73% |
Коэффициент обеспеченности запасов и затрат | 374,5791738 | 220,4593592 | 154,119815 |
Коэффициент иммобилизации | 2,600298614 | 4,709913462 | -2,10961485 |
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами | 0,998885132 | 0,997299491 | 0,00158564 |
Коэффициент финансирования | 895,9674763 | 369,300565 | 526,666911 |
Индекс постоянного актива | 0,722468981 | 0,825256303 | -0,10278732 |
Полученные данные в целом свидетельствуют о достаточной стабильности предприятия. Большая часть коэффициентов показывают либо незначительное снижение, либо существенный рост. Далее следует привести ряд более детализированных выводов:
-
Значительно повысилась маневренность капитала: соответствующий коэффициент продемонстрировал рост на 59% за обозреваемый период; -
Темп прироста реальных активов сохраняется на комфортном уровне (в районе 5-ти процентов) -
Улучшилась обеспеченность запасов и затрат собственными оборотными средствами; -
Коэффициент левериджа находится на чрезвычайно низком уровне, и продолжает снижаться, что отражает долгосрочную ориентацию предприятия на собственные источники финансирования -
Коэффициенты финансовой зависимости и автономии капитала показывают, что более 99,9% средств в доле имущества являются собственными. -
Снижение доли заемных средств в пассивах, что отражает ряд коэффициентов, таких как удельный вес заемных средств и коэф. Соотношения собственных и заемных средств. -
Неизменность структуры пассива. Об этом красноречиво свидетельствуют коэффициенты автономии и структуры долгосрочных вложений, показавшие нулевую динамику. Также подтверждение данной тенденции предоставляет коэффициент концентрации капитала, который изменился незначительно за рассматриваемый период
Далее следует исследование ликвидности предприятия в динамике:
Таблица 3 Динамика ликвидности предприятия
Показатель | Отчетный год | Предыдущий год | Динамика |
Коэффициент текущей ликвидности | 896,9674763 | 370,300565 | 526,6669114 |
Коэффициент промежуточной ликвидности | 894,5755455 | 368,6254237 | 525,9501218 |
Коэффициент абсолютной ликвидности | 460,3211198 | 113,5011299 | 346,8199899 |
Столь впечатляющие показатели ликвидности достигнуты благодаря крайне низкой доле краткосрочных обязательств в структуре пассива баланса. Из этих данных следует однозначный вывод о том, что предприятие сможет расплатится по своим долгам даже при условии возникновения глубокой кризисной ситуации.