Файл: Курсовая работа по дисциплине Финансовый менеджмент Управление активами предприятия Краснодар 2013 Содержание Введение.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 75

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


По мнению американского экономиста Питера Роуза, сущность управления активами заключается в формировании стратегий и осуществлении мероприятий, которые приводят структуру баланса в соответствие со стратегическими программами организации. Другие авторы определяют УАП как управление дисбалансом в целях снижения рисков, оптимизации доходов и обеспечения платежеспособности предприятия. УАП также рассматривается как действия менеджмента организации, направленные на оптимизацию структур активов с точки зрения их срочности, качества, направленности и ценовых характеристик, а также на предотвращение потерь в процессе деятельности.

Таким образом, под управлением активами предприятия следует понимать процесс формирования и последующего регулирования такой структуры активов фирмы, которая обеспечивает достижение определенных стратегий и целей финансового менеджмента.
1.2 Цели, методы и типы управления активами
Эффективное управление активами предприятия - одна из главных задач, стоящих перед финансовым менеджером. Главная цель и критерий эффективного управления активами — добиться наивысших финансовых результатов при рациональном использовании всех видов активов. Поскольку активы делятся на оборотные и необоротные, то и методы повышения эффективности использования оборотных и необоротных активов различаются. Также следует выделить ряд других целей, достижение которых преследует УАП:

  • получение оптимальной структуры активов, обеспечивающих максимальный уровень доходности при минимальном уровне риска;

  • формирование материально-технической базы предприятия, которая предопределяет его производственную мощность как потенциально-возможный выпуск качественной продукции, соответствующей платежеспособному спросу;

  • определение характера и масштабов инновационной активности, которая создает конкурентные преимущества предприятию за счет осуществления затрат на технологические инновации;

  • увеличение рыночной стоимости предприятия как за счет роста стоимости материальных активов, так и за счет таких нематериальных активов, как товарный знак и фирменное наименование, программное обеспечение, базы данных и т.д. Опыт 300 зарубежных организаций показывает, что более 75% рыночной стоимости составляют именно нематериальные активы [4];

  • улучшение финансовых показателей предприятия;

  • уменьшение налоговой базы, за счет чего повысится рентабельность и чистая прибыль.

  • Критериями достижения всех этих целей, прежде всего, являются следующие целевые результаты:

  • защита акционеров и удовлетворение их требований;

  • поддержание ликвидности на уровне, достаточном для покрытия всех потребностей денежных потоков, при возможности выгодного размещения избытка ликвидности;

  • максимизация доходов в пределах установленных лимитов рисков;

  • получение прибыли от неосновной деятельности (например торговля валютой, или вложения в акции других предприятий) в пределах лимитов риска;

  • поддержание достаточной величины капитала для погашения любых деловых рисков;

  • оптимизация оценки продуктов и услуг в целях обеспечения рационального управления активами и максимизации дохода.


В случае если, по меньшей мере, половина из этих результатов достигается, можно считать, что УАП проводится с достаточной эффективностью, а его цели достигнуты.

Далее следует рассмотреть основные методы управления активами, применяемые предприятиями на практике.

При управлении активами предприятия важная роль принадлежит методу оптимизации соотношения оборотных и внеоборотных активов, который осуществляется на основании ряда принципов:

  1. Учет ближайших перспектив развития операционной деятельности и форм ее диверсификации.

  2. Обеспечение соответствия соотношения формируемых оборотных и необоротных активов объему и структуре производства и сбыта продукции.

  3. Обеспечение возможностей высокого оборота активов в процессе их использования. В процессе формирования операционных активов следует оптимизировать их состав по следующим группам:

  • Высокооборотные операционные активы (производственные запасы, запасы готовой продукции, краткосрочная дебиторская задолженность, денежные активы);

  • Операционные активы с нормальной оборачиваемостью (прочие активы, не относящиеся к группе А);

  • Низкооборотные операционные активы (производственные основные средства, нематериальные активы).

  1. Обеспечение оптимальности соотношения оборотных и необоротных активов с позиции эффективности хозяйственной деятельности.

С учетом вышеназванных принципов осуществляется оптимизация структуры активов предприятия, направленная на обеспечение его финансовой безопасности

Данный метод управления активами учитывает всю их совокупность и дает полное представление о структуре, динамике и источниках формирования активов предприятия. Но есть и другой подход, на основании которого происходит управление оборотными активами предприятия. Этот подход раскрывает Бланк И. А. в своей работе «Финансовый менеджмент» [6]. Он основывается на формировании необходимого объема оборотных активов предприятия, оптимизации состава и обеспечения эффективного их использования.

Современным методом управления активами и пассивами является метод линейного программирования, основанный на применении математического аппарата для анализа сложных взаимосвязей между различными статьями банковского баланса и отчета о прибылях и убытках.



Метод линейного программирования является одним из методов определения оптимальной структуры активов, позволяющий максимизировать чистую прибыль банка, при условии соблюдения заданной структуры пассивов по объему, срокам и ставке процента; нормативных требований государственных органов регулирования и надзора; наличия собственных планов развития. Метод линейного программирования, как метод математического моделирования, позволяет выразить взаимосвязь различных аспектов процесса определения оптимальной структуры активов и получить единственное оптимальное решение или, при необходимости, набор эффективных решений.[8]

Следующий рассматриваемый метод — метод прогнозирования потоков денежных средств — основан на построении прогнозного графика оценочной потребности в ликвидности на различные прогнозные периоды и источников ее покрытия за те же периоды. При анализе данного графика проводиться выработка мер при обнаружении значимого расхождения в этих показателях: например, при прогнозе на увеличение капитала, менеджменту следует предпринять меры по приросту постоянных активов.
1.3 Политика управления активами на предприятии
Управление оборотными активами составляет наиболее обширную часть не только УАП, но и вообще всех операций финансового менеджмента, поскольку ОА имеют большое количество элементов внутреннего материально-вещественного и финансового состава, требующих индивидуализации управления. Также финансовый менеджер должен уделять значительное внимание высокой динамикой трансформации их видов; высокой ролью в обеспечении платежеспособности, рентабельности и других целевых результатов финансовой деятельности предприятия.

Целенаправленное управление оборотными активами предприятия определяет необходимость предварительной их классификации. С позиций финансового менеджмента эта классификация оборотных активов строится по следующим основным признакам

1. По характеру финансовых источников формирования выделяют валовые, чистые и собственные оборотные активы.

а) Валовые оборотные активы(или оборотные средства в целом)характеризуют общий их объем, сформированный за счет как собственного, так и заемного капитала. [12]

Политика управления активами представляет собой часть общей финансовой стратегии предприятия, заключающейся в формировании необходимого объема и состава оборотных активов, рационализации и оптимизации структуры источников их финансирования. Политика управления оборотными активами предприятия разрабатывается по следующим основным этапам:


1. Анализ оборотных активов предприятия в предшествующем периоде.

На первом этапе анализарассматривается динамика общего объема оборотных активов, используемых предприятием. Также анализируются темпы изменения средней их суммы в сопоставлении с темпами изменения объема реализации продукции и средней суммы всех активов, а также динамика удельного веса оборотных активов в общей сумме активов предприятия.[11]

Навторомэтапе анализарассматривается динамика состава оборотных активов предприятия по их видам, что позволяет оценить уровень их ликвидности.

Натретьемэтапе анализаизучается оборачиваемость отдельных видов оборотных активов и общей их сумме.

Четвертый этап предполагаетнахождение рентабельности оборотных активов, исследуются определяющие ее факторы.

На пятом этапе анализарассматривается состав основных источников финансирования оборотных активов — динамика их суммы и удельного веса.

Результаты проведенного анализа позволяют определить общий уровень эффективности управления оборотными активами на предприятии и выявить основные направления его повышения в предстоящем периоде.

2. Определение принципиальных подходов к формированию оборотных активов предприятия. [10]

Теория финансового менеджмента рассматривает три принципиальных подхода к формированию оборотных активов предприятия — консервативный, умеренный и агрессивный.

Консервативный подходк формированию оборотных активовпредусматривает не только полное удовлетворение текущей потребности во всех их видах, обеспечивающей нормальный ход операционной деятельности, но и создание высоких размеров их резервов. Такой подход гарантирует минимизацию операционных и финансовых рисков, но отрицательно сказывается на эффективности использования оборотных активов — их оборачиваемости и уровне рентабельности.

Умеренный подходк формированию оборотных активовнаправлен на обеспечение полного удовлетворения текущей потребности во всех видах оборотных активов и создание нормальных страховых их размеров на случай наиболее типичных сбоев в ходе операционной деятельности предприятия.

Агрессивный подход к формированию оборотных активовзаключается в минимизации всех форм страховых резервов по отдельным видам этих активов.

3. Оптимизация объема оборотных активов. Процесс оптимизации объема оборотных активов на этой стадии формирования политики управления ими состоит из трех основных этапов.


На первом этапес учетом результатов анализа оборотных активов в предшествующем периоде определяется система мероприятий по реализации резервов, направленных на сокращение продолжительности операционного, а в его рамках — производственного и финансового циклов предприятия. При этом сокращение продолжительности отдельных циклов не должно приводить к снижению объемов производства и реализации продукции.

На втором этапена основе избранного типа политики формирования оборотных активов, планируемого объема производства и реализации отдельных видов продукции и вскрытых резервов сокращения продолжительности операционного цикла (в разрезе отдельных его стадий) оптимизируется объем и уровень отдельных видов этих активов. Средством такой оптимизации выступает нормирование периода их оборота и суммы.[16]

На третьем этапеопределяется общий объем оборотных активов предприятия на предстоящий период.

4. Оптимизация соотношения постоянной и переменной частей оборотных активов.

Процесс оптимизации соотношения постоянной и переменной частей оборотных активов осуществляется по следующим этапам: