Файл: Методические рекомендации по организации и проведению лабораторных работ и практических занятий специальность 21. 02. 01 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений.docx
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 204
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №23
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЯ ПРЕЛОМЛЕНИЯ СТЕКЛА
Цель работы: научиться на практике рассчитывать показатель преломления стекла.
Оборудование
-
Стеклянная пластинка с двумя параллельными гранями. -
Транспортир. -
Линейка. -
Два цветных карандаша. -
Таблица синусов.
Теория
Изменение скорости и направления распространения света на границе раздела двух прозрачных сред различной оптической плотности называют преломлением света. При этом свет меняет свое направление. Преломление света подчиняется следующим законам'.
Отношение синуса угла падения α к синусу угла преломления β есть величина постоянная для двух данных сред и называется относительным показателем преломления второй среды относительно первой:
n = sin α / sin β (1)
Луч падающий и луч преломленный, а также перпендикуляр, проведенный через точку падения луча к границе двух сред, лежат в одной плоскости.
Порядок выполнения работы
-
На листе тетради провести две параллельные линии разного цвета на расстоянии 0,5-1,5 см друг от друга. -
Положить на эти линии плоскопараллельную пластинку так, чтобы линии входили в одну из параллельных граней. -
Поворачивать пластинку так, чтобы начало одной цветной линии совпало с продолжением линии другого цвета. -
Обвести параллельные грани пластинки, это и будет граница раздела двух сред (см. рисунок1).
-
Снять пластинку с листа бумаги, прочертить ход преломленного луча в пластинке. -
Провести перпендикуляр к границе раздела двух сред «воздух-стекло» через точку падения светового луча (к одной из параллельных граней). -
Отметить и измерить транспортиром угол падения светового луча. -
Отметить и измерить транспортиром угол преломления светового луча. -
По формуле (1) вычислить показатель преломления стекла.
-
Всего проделать 3 таких опыта, меняя расстояния между двумя разноцветными линиями. -
Рассчитать абсолютную погрешность вычислений для каждого опыта
Δn= | n табл-n| , где для стекла n табл = 1,5
12. Рассчитать относительную погрешность вычислений для каждого опыта.
δn= Δn .100% /nтабл
13. Результаты измерений и вычислений записать в отчет по лабораторной работе.
Контрольные вопросы
Вариант 1
-
Чем отличается относительный показатель преломления от абсолютного показа
теля? -
На чем основано явление рефракции в атмосфере7 -
Почему, сидя у костра, мы видим предметы по другую сторону костра колеблю
щимися? -
Показатель преломления алмаза 2,4. Чему равна скорость света в алмазе? -
Почему изменяется направление луча света при его переходе из одной прозрачной
среды в другую?
Вариант 2
-
В чем сущность явления преломления света и какова причина этого явления? -
В каких случаях свет на границе раздела двух прозрачных сред не преломляется? -
Покажите на чертеже ход луча и стекла в воду? -
Что можно сказать о длине и частоте светового луча при переходе его из воздуха в алмаз? -
Показатель преломления воды 1,33. Чему равна скорость света в воде?
Рекомендуемая литература
1. Кикин Д.Г., Самойленко П.И. Физика(с основами астрономии) – М.: Высшая школа, 1995. (Стр.222-225)
2.Омельченко В.П., Антоненко Г.В. Физика.- Р., 2005. (Стр. 261-262)
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 24
НАБЛЮДЕНИЕ СПЛОШНОГО И ЛИНЕЙЧАТОГО СПЕКТРОВ
Цель работы: научиться наблюдать спектры испускания веществ.
Оборудование
-
Спектроскоп. -
Люминесцентная лампа. -
Спектральные трубки. -
Источник тока. -
Цветные карандаши.
Теория
Если узкий пучок света направить на трехгранную стеклянную призму, а на пути прошедших через призму лучей поместить экран, то на экране можно видеть цветную полоску радуги - спектр. Спектром называют совокупность монохроматических цветов, расположенных в определенном порядке. Причина наблюдаемого явления состоит в том, что лучи света в вакууме имеют одинаковую скорость "с", а в другой среде их скорость неодинакова и зависит от частоты колебаний. Так как ко
эффициент преломления n=c/v зависит от скорости-распространения световых волн, то лучи разных частот преломляются по-разному. Наблюдать спектр можно с помощью спектроскопа, В зависимости от природы источника света получают сплошной спектр и спектр поглощения. Сплошной спектр дают светящиеся твердые и жидкие тела, а также плотный газ. Линейчатый спектр дают светящиеся пары и газы. Спектр поглощения образуется при прохождении светового потока через газовую среду.
В данной наблюдение спектров испускания различных веществ производится с помощью спектроскопа.
Порядок выполнения работы
Наблюдение сплошного спектра.
1. Пронаблюдать спектр дневного света и спектр люминесцентной лампы дневного света, приблизив окуляр спектроскопа к глазу.
2.Зарисовать спектры, сохранив последовательность расположения основных цветов спектра и яркость отдельных участков.
Наблюдение линейчатого спектра.
-
Направить щель спектроскопа параллельно щели спектральной трубки. -
Рассмотреть спектры газов, отметить характерные для них цветные линии, расположенные на некотором расстоянии друг от друга.
3. Зарисовать спектры, сохраняя наблюдаемые в них цвета линий и относительное расстояние между ними.
Сделать выводы по каждому наблюдению и подпись к каждому спектру, в которой отметить вид спектра и вещества.
Контрольные вопросы
Вариант 1
-
Какова причина разложения белого света призмой? -
Будут ли изменяться частота и длина световой волны при переходе зеленого света
из воздуха в воду • -
Почему спектр, полученный с помощью призмы, применяют в основном для изучения состава коротковолнового излучения, а длинноволновое излучение анализируют с помощью дифракционного спектра? -
Почему при уменьшении напряжения "световая отдача" ламп накаливания
уменьшается и свечение приобретает красный оттенок? -
Электрическую лампу накаливают постепенно. Какие изменения в спектре лампы
при этом наблюдаются?
Вариант 2
-
Как объяснить происхождение линейчатых спектров? -
В чем отличия дифракционного и дисперсионного спектров? -
Почему стеклянная призма непригодна для получения спектров инфракрасного и ультрафиолетового излучения? Какие призмы нужны для этих двух случаев? -
Что можно узнать о составе сплава по яркости спектральных линий в его спектре? -
По каким спектрам можно производить спектральный анализ?
Рекомендуемая литература
1. Кикин Д.Г., Самойленко П.И. Физика(с основами астрономии) – М.: Высшая школа, 1995. (Стр.237-240)
2. Омельченко В.П., Антоненко Г.В. Физика.- Р., 2005. (Стр. 294-295)
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №25
ИЗУЧЕНИЕ ТРЕКОВ ЗАРЯЖЕННЫХ ЧАСТИЦ ПО ГОТОВЫМ
ФОТОГРАФИЯМ
Цель работы
-
Ознакомиться с одним из методов изучения заряженных частиц. 2.Закрепить и углубить знания по теме « Элементарные частицы».
Оборудование
1.Фотографии или рисунки косых столкновений частиц.
2.Транспортир.
3.Линейка.
4.Тонко заточенный карандаш.
Теория
В результате нецентрального (косого) соударения двух элементарных частиц каждая разделяется по траектории, выходящей из одной точки, поэтому образуется "вилка".
На рис. 1 показана импульсная диаграмма такого взаимодействия движущейся частицы и неподвижной. Здесь
М - масса движущейся частицы;
v , v1 - скорость движущейся частицы до и после взаимодействия;
m- масса неподвижной частицы;
u - скорость движения неподвижной частицы после взаимодействия;
θ - угол рассеяния;
φ - угол отдачи;
М v и М v1 - векторы импульсов налетающей частицы до и после взаимодействия;
mu - вектор импульса неподвижной частицы после взаимодействия; Используя закон сохранения энергии и теорему синусов можно вывести соотношение:
M / m = sin (θ + 2 φ) / sin θ (1)
позволяющее решить ряд задач по трекам частиц на готовых фотографиях.
Порядок выполнения работы
1.Используя рисунок (фотографию), скопировать его на прозрачную бумагу, прикрепить в тетрадь скопированный трек налетающей частицы и продолжить его тонкими линиями.
-
Начертить прямолинейные участки треков взаимодействующих частиц, сохранив углы рассеяния θ и отдачи φ. Отметить эти углы и измерить транспортиром. -
Записать массу m или М известной частицы в а.е.м. и, используя формулу (1), вычислить массу неизвестной частицы . -
Зная массу и используя таблицу " Периодическая система элементов ", определить ядром какого атома является неизвестная частица. Назвать эту частицу. -
Результаты измерений записать в таблицу 1.
Таблица 1
№ | θ | φ | M (а.е.м.) | m (а.е.м.) | Вид частицы |
| | | | | |
Контрольные вопросы
Вариант 1
-
Что вам известно о протоне? -
Дайте определение атомной единицы массы. Укажите ее соотношение с
килограммом.
-
Как узнать ядро какого атома приобретает большую кинетическую энергию после столкновения? -
По какому принципу частицы делят на адроны и лептоны? -
Какими частицами обмениваются нуклоны в ядре при взаимодействиях?
Вариант 2
1.Что вам известно об α- частице?
2. Какие частицы относятся к нуклонам?
3.По какой схеме распадается свободный нейтрон? Каково время его жизни?
4.Какой заряд и массовое число имеет электрон? Его обозначение в ядерных реак- циях?
5.Какие законы сохранения действуют в ядерных реакциях?
Рекомендуемая литература
1. Кикин Д.Г., Самойленко П.И. Физика(с основами астрономии) – М.: Высшая школа, 1995. (Стр.328-333)
2. Омельченко В.П., Антоненко Г.В. Физика.- Р., 2005. (Стр. 297-298)
Лабораторное занятие №26 «Расчет смешанного соединения резисторов»
Цель: применить метод расчета эквивалентного сопротивления резисторов при их смешанном соединении.
Вопросы для подготовки к практическому занятию:
1. Как могут быть соединены отдельные проводники электрической цепи между собой?
2 . Какие соединения изображены на рисунке?
3. Как соединены проводники, если по ним проходит один и тот же ток?
4. Напишите формулы для вычисления общего сопротивления при последовательном и параллельном соединении проводников.
Задание
Определить общее сопротивление цепи, токи во всех ветвях и напряжения на каждом сопротивлении, если напряжение U=120 В.