Файл: Методические рекомендации по организации и проведению лабораторных работ и практических занятий специальность 21. 02. 01 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений.docx
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 203
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Простейший из радиоприемников не требует для работы электрической энергии: он работает только за счет энергии принятого сигнала, поэтому позволяет принять и прослушать мощные ближайшие радиостанции определенного диапазона частот.
Электромагнитные волны, охватывающие диапазон частот от 1.104 до 3 .1011 Гц называют радиоволнами
Радиоволны подразделяют на:
длинные λ= 10 000 ÷ 1000м,
средние λ= 1 000 ÷100м,
короткие λ= 100 ÷10 м,
ультракороткие λ= 10 ÷ 0,001м.
Порядок выполнения работы
1.Изучить схему и собрать простейший детекторный радиоприемник.
2.Медленно вращая ручку конденсатора переменной емкости, настроить колебательный контур резонанс с частотой принимаемой радиостанции и прослушать радиопередачу.
3.Оформить отчёт по лабораторной работе.
4.Перечислить в отчет основные физически явления, лежащие в основе работы радиоприемник.
5.Письменно ответить на контрольные вопросы.
Контрольные вопросы
Вариант 1
1.Каково назначение антенны и заземления?
2.Какова физическая сущность электрического резонанса?
3.каково соотношение между длиной, частотой и скоростью распространения радиоволны?
4.Почему при радиосвязи колебания высокой частоты называют несущим?
5.Почему при связи на коротких волнах образуются зоны молчания?
Вариант 2
1.Каково назначение детектора?
2.Что называется амплитудной модуляцией?
3.Почему радиоприемник в автомашине плохо работает, когда она проезжает под мостом?
4.Чему равна длина волны, создаваемая радиостанцией, работающей на частоте 1,5 МГц?
5.Какова причина радиопомех от проходящего вблизи трамвая?
6.Почему радиолокационная установка должна посылать радиосигналы в виде коротких импульсов, следующих друг за другом непрерывно.
Рекомендуемая литература
-
Кикин Д.Г., Самойленко П.И. Физика(с основами астрономии) – М.: Высшая школа, 1995. (Стр.203-207) -
Омельченко В.П., Антоненко Г.В. Физика.- Р., 2005. (Стр. 236-238)
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №22
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДЛИНЫ СВЕТОВОЙ ВОЛНЫ С ПОМОЩЬЮ
ДИФРАКЦИОННОЙ РЕШЕТКИ
Цель работы: экспериментально определить длину световой волны.
Оборудование
1.Прибор для определения длины световой волны.
2.Дифракционная решетка.
3.Люминесцентная лампа.
Теория
1>
Часть 1
Параллельный пучок света, проходя через дифракционную решетку, вследствие дифракции на решетке, распространяется по всевозможным направлениям и интерферирует. На экране, установленном на пути интерферирующего света, можно наблюдать интерференционную картину. Максимумы света наблюдаются в точках экрана, для которых выполняется условие-
∆=nλ (1),
Где ∆ - оптическая разность хода волн; λ- длина световой волны; n-номер максимума. Центральный максимум называют нулевым; для него ∆=0. Слева и справа от него располагаются максимумы высших порядков. Условие возникновения максимума (1) можно записать иначе:
nλ= dsin (2)
Здесь (см. рис.1) d-период дифракционной решётки; - угол, под которым виден световой максимум (угол дифракции). Так как углы дифракции, как правило, малы, то для них можно принять sin = tg , a tg = a/b (рис. 1). Поэтому
n λ = d a / b (3)
λ = d a / n b (4)
В данной работе эту формулу используют для вычисления длины световой волны.
Часть 2
Анализ формулы показывает, что положение световых максимумов зависит от длины волны монохроматического света: чем больше длина волны, тем дальше максимум от нулевого. Белый свет по составу - сложный.. Нулевой максимум для него белая полоса, а максимумы высших порядков представляют собой набор семи цветных полос, совокупность которых называют спектром соответственно 1,2... порядка (см. рис. 2).
Получить дифракционный спектр можно, используя прибор для определения длины световой волны (рис.3). Прибор состоит из бруска 1 со шкалой 2 (по ней определяется расстояние Ь). Вдоль бруска в боковых пазах его может перемещаться ползунок 3 с экраном 4 (по нему определяется расстояние а). К концу бруска прикреплена рамка 5, в которую вставляют дифракционную решетку.
Порядок выполнения работы
1.Направить щель экрана на окно (люминесцентную лампу).
2.Смотря через дифракционную решетку на экран, направить прибор на источник света.
3.Перемещением экрана со шкалой по продольной линейке добиться четкого изображения на экране спектров 1 и 2 -го порядка (Наилучшее расстояние b для получения точных результатов для данного прибора в пределах 10-20 см).
4.Определить расстояние от нулевого деления шкалы экрана до середины полоски нужного цвета (расстояние а). (Рис 4)
5.Измерить расстояние от решетки до экрана (b). (Рис 4)
6.Опыт повторить 3 раза со спектрами 1 и 2-го порядка (по индивидуальному заданию преподавателя).
7.По формуле (4) вычислить λ.
8. Выбрав табличное волны (см. Таблицу 1), во всех 3 опытах рассчитать абсолютную погрешность измерений по формуле: ∆ λ= | - λ| (4)
Таблица 1
Цвет | Границы, нм | Цвет | Границы, нм |
Фиолетовый | 380-450 | Желто-зеленый | 550-575 |
Синий | 450-480 | Желтый | 575-585 |
Голубой | 480-510 | Оранжевый | 585-620 |
Зеленый | 510-550 | Красный | 620-760 |
9. Определить относительную погрешность измерений: λ = ∆ λ* 100% /
10. Результаты измерений и вычислений занести в таблицу 2.
Таблица 2
№ | d(м) | N | а (м) | b (м) | λ (м) | λ (%) | Цвет |
1 | | | | | | | |
2' | | | | | | | |
3 | | | | | | | |
Контрольные вопросы
Вариант 1
1.Почему нулевой максимум дифракционного спектра белого света - белая полоса, а максимумы высших порядков - набор цветных полос?
2.Какова природа световых волн и звуковых волн?
3.Имеем графическое изображение красной, фиолетовой и желтой световой волны
(см. рис.5). Какой график, какой волне принадлежит ?
Вариант 2
1.Какой вид имеет интерференционная картина в случае монохроматического света?
2.Частота 7,5 * 1014 Гц. Какому цвету соответствует эта частота?
3.Почему стоя за колонной в театре, мы слышим певца, но не видим его?
Рекомендуемая литература
1. Кикин Д.Г., Самойленко П.И. Физика (с основами астрономии) – М.: Высшая школа, 1995. (Стр.232-237)
2. Омельченко В.П., Антоненко Г.В. Физика.- Р., 2005. (Стр. 270-271)