Файл: Методические рекомендации по организации и проведению лабораторных работ и практических занятий специальность 21. 02. 01 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений.docx
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 205
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Определить массу выделившейся меди;
Δm=m1-m2 (4)
6. По результатам измерений определить электрохимический эквивалент меди по формуле
k= Δm /I t (5)
где Δm -масса меди, выделившейся на катоде; t-сила тока в цепи; I- время пропускания тока в цепи.
7. Сравнить найденное значение электрохимического эквивалента с табличным значением и определить относительную погрешность по формуле:
δk= │kтаб -k│/ kтаб * 100%
где для меди k= 3,29*10-7 кг/Кл.
-
Результаты измерений и вычислений занести в таблицу.
Таблица 1.
№ | m1 (кг) | m2 (кг) | Δm (кг) | t (c) | I (A) | k (кг/Кл) | δk (%) |
1 | | | | | | | |
Контрольные вопросы
Вариант 1
-
Почему молекулы соли, кислоты, щелочи в воде распадаются на ионы? -
Повышается ли сопротивление электролита при понижении температуры? И почему. -
Как следует поступить, если по ошибке при выполнении опыта взвешенная пластинка была соединена с положительным полюсом источника тока? -
За 15 минут на электролите выделилось 1485 мг чистой меди. Сопротивление
раствора 0,8 Ом. Определите потребляемую мощность. Принять электрохимический эквивалент меди равным 3,3*10" кг/Кл.
-
Почему для гальванического покрытия изделия чаще всего употребляют никель и хром?
Вариант 2
-
Почему молекулы сахара в воде не распадаются на ионы? -
Будет ли происходить электролитическая диссоциация в условиях космического полета? -
Как поступают, когда необходимо к угольному электроду припаять провод? -
При каких условиях концентрация электролита в процессе электролиза остается
постоянной? Меняется? -
До каких пор будет продолжаться процесс электролиза медного купороса, если
взяты угольные электроды?
Рекомендуемая литература
-
Кикоин А.К, Кикоин И.К. Физика: учебник для 10 класса для школ с углубленным изучение физики. – М.: Просвещение, 1998. (Стр.283-285) -
Омельченко В.П., Антоненко Г.В. Физика.- Р., 2005. (Стр. 181-183) -
Кикин Д.Г., Самойленко П.И. Физика(с основами астрономии) – М.: Высшая школа, 1995. (Стр.138-140)
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №17
ИЗУЧЕНИЕ ЯВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЙ ИНДУКЦИИ
Цель работы: практически на примерах опытов Фарадея изучить явление электромагнитной индукции.
Оборудование
-
Катушки индуктивности. -
Источники тока. -
Полосовые магниты. -
Гальванометры. -
Ключи.
Теория
Явление электромагнитной индукции было открыто М. Фарадеем в 1831 году. Электромагнитная индукция - явление возникновения индукционного тока в замкнутой цепи при изменении магнитного потока сквозь этот контур.
Закон электромагнитной индукции : Э.Д.С индукции ε инд в замкнутом контуре равна скорости изменения магнитного потока Ф через поверхность, ограниченную контуром.
ε инд = - Δ Ф / Δ t или ε инд = - Ф '(t) - Для контура; (1)
εинд = - Δ Ψ/ Δ t или εинд = - Ψ '(t) - для катушки, (2)
где Ψ = ωФ - потокосцепление ( Вб ) (ω - число витков катушки).
Знак минус в формулах показывает, что индукционный ток всегда имеет такое направление, чтобы своим магнитным полем препятствовать изменению внешнего магнитного поля. Этот вывод носит название
правила Ленца. Э.Д.С индукции, возникающей при движении проводника в магнитном поле, пропорциональна индукции В магнитного поля, скорости движения ν проводника, его длине ℓ и синусу угла α , образованного векторами В и ν.
ε инд=Вνℓsinα (3)
Для определения направления индукционного тока при движении проводника в магнитном поле пользуются правилом правой руки : правую руку располагают так, чтобы линии магнитной индукции входили в ладонь, а большой отогнутый палец показывал направление движения проводника. Тогда четыре вытянутых пальца укажут направление индукционного тока.
Порядок выполнения работы
Опыт 1
-
Присоединить зажимы гальванометра к зажимам катушки. -
Внести полосовой магнит внутрь катушки, наблюдая одновременно за стрелкой гальванометра. -
Повторить наблюдение, выдвигая сердечник из катушки, а также меняя полюса магнита. -
Зарисовать схему опыта 1 и проверить выполнение правила Ленца в каждом случае.
Опыт 2
1. Присоединить первую катушку к источнику постоянного тока 6,3 В, через выключатель.
-
Присоединить вторую катушку к миллиамперметру. -
Ввести вторую катушку в первую, наблюдая за стрелкой миллиамперметра. -
Повторить наблюдение, выдвигая катушку. -
Зарисовать схему опыта 2 и проверить выполнение правила Ленца в каждом случае.
Опыт 3
-
Вставить вторую катушку в первую. -
Замыкая и размыкая ключ, наблюдать отклонение стрелки миллиамперметра.
3.Зарисовать схему опыта 3 и проверить выполнение правила Ленца.
Опыт 4
-
Присоединить первую катушку к источнику переменного тока 6,3 В. -
Присоединить вторую катушку к миллиамперметру для переменного тока.
3. Включить первую катушку и пронаблюдать отклонение стрелки миллиамперметра.
4
. Зарисовать схему опыта 4.
Контрольные вопросы
Вариант 1
-
Одинаковую ли работу нужно совершить для того, чтобы вставить магнит в катушку, когда ее обмотка замкнута и когда разомкнута?
2. Всегда ли при изменении потока магнитной индукции в проводящем контуре в нем возникает э.д.с.
3.Замкнутое кольцо движется в однородном магнитном поле поступательно: вдоль линий магнитной индукции; перпендикулярно к ним. Возникнет ли в кольце индукционный ток?
4.Как надо перемещать в магнитном поле Земли замкнутый проволочный прямоугольник, чтобы в нем наводился ток?
5.Верно ли утверждение, что электромагнит не действует на медную пластинку?
Вариант 2
1. Два одинаковых магнита одновременно начинают падать с одной и той же высоты через закрепленные проводящие кольца. Первый - через замкнутое кольцо, второй - через разомкнутое. Какой магнит упадет раньше? Почему?
-
Проводящий контур движется поступательно в магнитном поле: однородном; неоднородном. Возникает ли э.д.с. индукции в этих случаях? -
Всегда ли при изменении магнитной индукции в проводящем контуре, расположенном перпендикулярно к линиям магнитной индукции, в нем возникает э.д.с. индукции? индукционный ток? -
Почему для обнаружения индукционного тока замкнутый проводник лучше брать в виде катушки, а не в виде прямолинейного провода? -
Усовершенствованные телефонные (радио) наушники используют как телефон и как микрофон. Объясните действие радионаушника в качестве микрофона.
Рекомендуемая литература
-
Кикин Д.Г., Самойленко П.И. Физика(с основами астрономии) – М.: Высшая школа, 1995. (Стр.171-174) -
Омельченко В.П., Антоненко Г.В. Физика.- Р., 2005. (Стр. 208-210)
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №18
ИЗМЕРЕНИЕ СИЛЫ ТОКА В ЦЕПИ С КОНДЕНСАТОРОМ
Цель работы: рассчитать действующее значение силы переменного тока в цепи с конденсатором известной электроёмкости; выполните измерение силы тока в этой цепи; сравните расчётные и экспериментальное значение силы тока.
Оборудование:
-
Источник переменного напряжения (6В) -
Конденсатор бумажной (6мкф) -
Миллиамперметр переменного тока -
Вольтметр переменного тока -
Омметр -
Соединительные провода.
Теория: два проводника, разделённые слоем диэлектрики обладают электроёмкостью С.
При подаче переменного напряжения между такими проводниками перенос электрических зарядов сквозь диэлектрик не проходит периодически повторяющиеся процессы зарядки и разрядки конденсатора приводят к возникновению переменного тока в цепи, содержащей конденсатора. Действующее значение силы тока I
д в этой цепи определяется значение электроёмкости С, частотой ωׂвынужденных колебаний силы тока в цепи и действующим значениям напряжения U на обкладках.
C
Iд =U ωC (1)
Данное равенство справедливо если можно пренебречь активным сопротивлением R остальных участков цепи, то есть если
Xc = 1/ ωC = 1/ 2πfC >> R , (2)
Таким образом, рассчитав силу тока по формуле(1) можно сравнить полученное значение с показателем миллиамперметра, предварительно убедившись в справедливости неравенства (2).
Порядок выполнения работы.
-
Соберите электрическую цепь по схеме, представленной на рисунке, выполните измерение силы тока в цепи Iд. экспериментальное при напряжении 6В. -
Вычислите ёмкостное сопротивление Хс конденсатора на частоте 50гц по формуле (2). -
Рассчитайте действующее значение силы тока Iд в цепи с конденсатором при подаче его обкладки переменного напряжения 6В . -
Измерьте с помощью омметра электрическое сопротивление R проводящих проводов и амперметра. -
Вычислите абсолютную и относительную погрешности экспериментального измерения силы тока в цепи Iд.Э и теоретического значения Iд . -
Результаты измерений и вычислений занесите в отчётную таблицу 1.
U,B | F,Гц | С,Ф | Xc, Ом | R Ом | Iэ, A | Iл, А | ΔI | εI |
| | | | | | | | |
Контрольные вопросы
Вариант 1
1.Запишите закон Ома для цепи переменного тока с конденсатором и катушкой.
2. Запишите формулу собственной частоты колебаний.
3. Запишите формулу связи частоты и периода колебаний.
4. Колебательный контур состоит из катушки индуктивностью 0,5 Гн и конденсатора емкостью 0,5 мкФ. Конденсатору сообщили заряд 2,5 мкКл. Найти зависимость напряжения на обкладках конденсатора, силы тока в цепи