Файл: Методические рекомендации Коррекция письменной речи учащихся пятых классов в условиях школьного логопункта. Учительлогопед мбоу сош с уиоп 58 г. Кирова, Вылегжанина Лариса Васильевна Оглавление.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 244

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Литература:

Приложение 2

Методика выявления дизорфографии у учащихся общеобразовательной школы

1. ИССЛЕДОВАНИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ

2. ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ В ПИСЬМЕ

3. ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

4. ИССЛЕДОВАНИЕ СЕНСОРНО-ПЕРЦЕПТИВНОГО УРОВНЯ ВОСПРИЯТИЯ РЕЧИ

5. ИССЛЕДОВАНИЕ УДАРЕНИЯ В СЛОГАХ И СЛОВАХ

6. ИССЛЕДОВАНИЕ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА, СИНТЕЗА, ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

7. ИССЛЕДОВАНИЕ ЛЕКСИКИ

8. РАЗЛИЧЕНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ, ГЛАГОЛОВ И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

9. ИССЛЕДОВАНИЕ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ

10. ИССЛЕДОВАНИЕ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ

11. ИССЛЕДОВАНИЕ УСВОЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА И ЕГО СВЯЗИ С ФОРМАЛЬНЫМИ ПРИЗНАКАМИ

12. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РОДСТВЕННЫХ СЛОВ И МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВ

13. ИССЛЕДОВАНИЕ ПОНИМАНИЯ И ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ ТЕКСТА

14. СОСТОЯНИЕ ЗРИТЕЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ФУНКЦИЙ

15. ИССЛЕДОВАНИЕ ЗРИТЕЛЬНОЙ И РЕЧЕСЛУХОВОЙ ПАМЯТИ



24. Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. М., 1983.

25. Серебрякова Н.В. К вопросу о методике изучения ориентировки на слово у детей-дошкольников с нарушениями речи // Речевые и нервно-психические нарушения у детей и взрослых. Л., 1987. - С.61-68.

26. Спироеа Л.Ф., Шуйфер Р.И. Вопросы методики обучения русскому языку детей с нарушениями речи. М., 1962.

27. Тарасу В.В. Причины неуспеваемости по русскому языку учащихся 1130008- имеющих тяжелые нарушения речи //Дефектология. 1983. № 3. -

28. Токарева О.А. Расстройства письма у разных групп аномальных детей и принципы в работе по их устранению // Патология речи. М., 1971 - С.62-98

29. Разанова А.С Работа по орфографии при изучении морфологии в школе

30. Христенко М.А., Тиц М.В. Развитие логического мышления при обучении орфографическим задачам //Начальная школа. 1988. № 12. -С. 12-29'.

31. Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи //Под ред Р.Е.Левиной. М., 1961.

32. Ястребова А.В., Конюшков Е.П. Логопедическая работа с учащимися общеобразовательных школ, имеющими нарушения речи

Приложение 1

Программа коррекции дизорфографии обучающихся 5–6-х классов

В исследованиях, посвящённых проблемам нарушений письменной речи детей младшего школьного возраста, имеется особая категория стойких специфических нарушений письма, проявляющихся в неспособности освоить орфографические навыки, несмотря на знание соответствующих правил, которую правомерно именовать дизорфографией.

Дизорфография – специфическое нарушение орфографического навыка письма на фоне сохранного интеллекта и устной речи.

Следует отличать дизорфографические ошибки от дисграфических. Неполноценность фонематического анализа приводит к дисграфии, а несформированность морфологического анализа к дизорфографии.

Выделяют основные три вида дизорфографии:

  1. Морфологическая дизорфография, сопровождающаяся большим количеством орфографических ошибок, проявляющихся в самостоятельном письме (сочинения, изложения и др.);

  2. Синтаксическая дизорфография – стойкая неспособность овладеть синтаксическими правилами на письме, то есть пунктуацией;

  3. Смешанная дизорфография, которая включает в себя сочетание орфографических и пунктуационных ошибок.


Нарушение усвоения орфографии оказывает отрицательное влияние на речевое развитие детей, на развитие познавательной деятельности, затрагивает эмоционально-ролевую сферу, затрудняет процесс их школьной и социальной адаптации вцелом.

Стойкие и специфические нарушения в овладении орфографическими знаниями, умениями и навыками отмечаются не только в начальный период обучения детей с различными нарушениями речи, но и в средних и старших классах. Наиболее частыми дизорфографическими проявлениями являются ошибки на правила начальной школы. При этом данные орфограммы не усваиваются именно в тот временной период, который положен по программе. Нарушение усвоения правописания у школьников часто сочетается с дислексией, дисграфией, фонетико-фонематическим и общим недоразвитием.

В средних и старших классах общеобразовательных школ, детских домов - школ и других учреждений интернатного типа, дизорфография возникает у детей, имеющих в анамнезе:

- общее недоразвитие речи (ОНР);

- фонетическое недоразвитие речи (ФНР) и фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФНР);

- дисграфию и дислексию (в период обучения в начальной школе);

- различную неврологическую симптоматику: минимальную мозговую дисфункцию (ММД), энцефалопатию;

- пренатальную и постнатальную патологию;

- задержку психического развития (ЗПР) и социально-педагогическую запущенность (СПЗ).

Статистика показывает, что 90% детей среднего и старшего школьного возраста имеют ошибки дизорфографического характера, существенную роль в возникновении которых играет:

  • дефицит произвольной концентрации, переключения и распределения внимания;

  • нарушение пространственно-временных представлений;

  • снижение слухоречевой памяти;

  • нарушение буквенного гнозиса;

  • нарушение динамического праксиса руки;

  • затруднённость восприятия ритмической структуры слова;

  • нечёткая дикция, плохая артикуляция;

  • нарушение лексико-грамматического строя речи.

Особенно данные нарушения усугубляются при переходе обучающихся из начальной школы в среднюю. Известно, что ведётся коррекционная работа с дошкольниками (причём уже с ясельного возраста) и с младшими школьниками, имеющими нарушения звукопроизношения и письменной речи (письма и чтения). В 5-6 классах проблема не исчезает, но школьные логопеды, как правило, не берут таких детей на коррекционные занятия – и в первую очередь потому, что в этой области реально не существует ни методических рекомендаций, ни практических материалов, ни теоретических исследований, позволяющих работать с такими детьми (а также с подростками и взрослыми с нарушениями письменной речи). Так как отсутствие специально организованной коррекционной работы вызывает закрепление и усложнение симптоматики дизорфографии, то возникла необходимость в создании данной программы.



Цель: обучение грамотному письму посредством самостоятельного определения на письме орфограмм и решения необходимых для этого орфографических задач; коррекция и развитие пространственно-временных представлений у детей с различными нарушениями письменной речи при переходе из начальной школы в среднюю.

Программа коррекции дизорфографии обучающихся 5-6 классов реализует следующие задачи:

1. Совершенствовать умение обучающихся овладевать морфологическим анализом слов.

2. Вырабатывать алгоритм выбора необходимого проверочного слова по формально грамматическим пунктам.

3. Отрабатывать умения обучающихся оформлять устные и письменные высказывания по законам и с применением синтаксических правил.

Программа рассчитана на проведение фронтальных и подгрупповых коррекционных занятий и состоит из двух разделов:

1 РАЗДЕЛ предназначен для обучающихся 5-х классов. Длительность раздела – 73 часа (9+64), при проведении занятий 2 раза в неделю по 40 минут.

Первый раздел состоит из этапов:

1. Диагностический этап, который решает следующие задачи:

  • проводить анализ письменных работ. Процесса чтения;

  • определить состояние звукопроизношения, языкового анализа и синтеза, языковых представлений, фонематического восприятия (дифференциация фонем);

  • проверить состояние лексико-грамматического строя, состояние связной речи;

  • выявлять индивидуальные особенности таких психических процессов, как: мышление, внимание, память;

  • выявлять наличие мотивации к коррекционной работе по устранению дефекта.

На данном этапе при проведении диагностики следует подключать школьного психолога.

Диагностика проводится в период с 1 по 15 сентября или при необходимости (вновь прибывшие дети) в течение учебного года. Длительность этапа 9 часов.

2. Подготовительный этап, в задачи которого входит:

  • уточнить созданные в процессе обучения в начальной школе простые предпосылки овладения орфографией (зрительный гнозис, мнезис, оптико-пространственные представления);

  • проводить работу:

- по развитию таких мыслительных операций, как: анализ, синтез, сравнение, сопоставление;
- по развитию внимания, памяти;
- по коррекции почерка (с возможным использованием адаптированных для данного возраста упражнений, направленных на развитие мелкой ручной моторики).


  • осуществлять параллельную работу совместно с психологом на снятие у ребёнка “страха письма”; неуверенности, тревожности, склонности к негативным реакциям;

  • активизировать соответствующий темам словарный запас.

Длительность подготовительного этапа 17 часов.

3 этап – коррекционный, работа которого направлена на преодоление дизорфографических нарушений. Она проводится на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях по направлениям, соответствующим основным видам ошибок. При необходимости возможно параллельное проведение работы, направленной на устранение нарушений звукопроизношения, чтения и письма. Длительность этапа – 103 часа. Его особенность заключается в том, что он является переходным между первым и вторым разделом программы (45+58).

2 РАЗДЕЛ предназначен для обучающихся 6-х классов. Длительность раздела – 68 часов, при проведении занятий 2 раза в неделю по 40 минут.

Второй раздел начинается с промежуточной экспресс-диагностики – 5 часов и продолжения коррекционного этапа – 58 часов.

Далее следует новый этап – оценочный или повтор и закрепление пространственно-временных представлений, в котором реализуются задачи:

  • оценивать эффективность коррекционной работы;

  • проводить повторную проверку навыков письма;

  • анализировать различные виды письменных работ детей.

Длительность этапа - 5часов.

К окончанию обучения по программе обучающиеся должны знать:

- морфологические признаки частей речи;

- состав и названия частей слова;

- признаки гласных и согласных, мягких и твёрдых, звонких и глухих звуков и букв;

- правописание Ь в различных частях речи;

- синтаксические единицы, знаки препинания при них;

- структуру текста;

- стили речи;

- право-лево и другие направления пространственно-временных представлений и соотношений.

Обучающиеся должны уметь:

- различать морфологические и грамматические признаки частей речи;


- проводить все виды анализа слов (фонетический, морфологический…);

- доказывать написание звуков буквами, имеющих акустико-артикуляционное

сходство по твёрдости – мягкости, ударности – безударности, подбирая проверочные слова, проверяя сомнительную букву;

- дифференцировать основные синтаксические единицы, правильно употреблять знаки препинания;

- проводить анализ текста, составлять план;

- дифференцировать право-лево… и другие направления пространственно-временных представлений и соотношений.

Программа составлена на основе Типовой государственной программы “Русский язык 5-9 классы”, Программы компенсирующего обучения по русскому языку в 5-9 классах, научно-методических разработок учителей-логопедов: Лайло В. В. “Повышение грамотности и развитие мышления”, “Развитие памяти и повышение грамотности”; Садовниковой И.Н. “Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников”. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. “Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи”, “Коррекция дизорфографии у учащихся 5-6 классов”.