Файл: Перспективы сохранения национальной независимости и достижения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 129

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
сектор, построенный на чисто капиталистической основе как временная подпорка капитализму в 1950е годы существовал лишь в некоторых странах во Франции, Австрии, Великобритании и Италии109.

В других странах государственная собственность всегда была более или менее разрозненной и формировала в национальном хозяйстве множество локальных производств, не связанных между собой. До сих пор в странах с развитой рыночной экономикой нет интегрированного государственного сектора, точно так же, как нет и интегрированного частного сектора.

Марксистская трактовка государственного сектора долгое время была популярной среди отечественных исследователей. Сдвиги в понимании и оценке этих понятий произошли под влиянием достижений современной экономической теории на основе анализа перехода постсоциалистических государств к рыночной экономике. Государственный сектор стал восприниматься как самостоятельное явление, имеющее свои причины и функции, которые реализуются благодаря использованию объектов государственной собственности. Государственная собственность выделилась в качестве материальной основы государственного сектора.10

Однако тот факт, что государственная собственность является основой государственного сектора, не означает, что можно их употреблять в качестве синонимов. С методологической точки зрения очень важно их различать как явления разного порядка. Государственный сектор — это часть экономики, где отношения экономических субъектов развиваются на основе государственной собственности, т.е. под непосредственным контролем государства.
Государственная собственность, представляя более широкое понятие, фиксирует не только наличие объектов собственности у государства и вовлечение их в воспроизводственный процесс, но огромный срез отношений, связанных с определением правил владения, пользования и распоряжения государственным имуществом, перераспределением объектов и прав собственности, определением условий присвоения результатов хозяйственной деятельности, исполнением государственного бюджета. Поэтому она является одним из основополагающих признаков государственного сектора11.

Современная экономика всегда состоит из двух крупных секторов: частного и государственного. Вместе с тем экономика многослойна, состоит из разных сфер (реальная экономика, финансовая и т.д.), в которых государственный сектор символизирует воздействие государства на экономические процессы. Государственный сектор как собирательный образ прямого воздействия государства на экономические процессы характеризуется набором признаков, главным из которых является форма государственной собственности. При этом важно заметить, что частный сектор может функционировать не только на основе частной собственности, а государство как экономический субъект также может прибегать к активному использованию частной собственности, что выражается в сотрудничестве государства с частным бизнесом. Тем не менее мы можем считать, что государственный сектор - это та сфера, или часть экономики, где функционируют именно государственные предприятия и учреждения12.


Но это не только часть рыночной экономики, дополняющая частный сектор. Государственный сектор является важным элементом социально экономической структуры стран с рыночной экономикой и особенно постсоциалистических государств, строящих рыночную экономику. Поэтому, характеризуя понятие «государственный сектор», важно подчеркнуть, что оно объединяет в себе несколько важных моментов: область экономики, принадлежность экономических объектов государству, форму хозяйствования (прямое вмешательство государства в экономику), особую социальную значимость деятельности государства и гарантию рыночных преобразований14.

В странах с развитой рыночной экономикой государственный сектор создавался постепенно в той мере, в какой это было необходимо государству для выполнения функций, связанных, как объясняют представители неоклассической теории и теории общественного выбора, с преодолением провалов рыночной экономики13.

Не вдаваясь в подробное описание достоинств и недостатков рыночного механизма, отметим, что к основным провалам рынка исследователи относят: производство общественных благ, асимметричность информации, развитие монополий и внешние эффекты. В зонах провалов хозяйственную деятельность ведет государство, вовлекая в экономический оборот различные объекты государственной собственности. Государство вынуждено решать недоступные рыночному механизму проблемы несмотря на то, что в зонах провалов государственные предприятия не эффективны по тем же причинам, что и частные. Оно это делает для достижения общественных
целей. Однако, с точки зрения неоклассической теории, предприятия государственного сектора обречены на провал, поскольку всегда не эффективны с экономической точки зрения14.

Нам представляется такой взгляд на проблему государственного сектора устаревшим и не способным объяснить истинное предназначение государственного сектора в современных условиях. Во-первых, далеко не все провалы имеют непосредственное отношение к деятельности государственных компаний15.

Во-вторых, проблему производства общественных благ государство решает не только за счет государственной собственности, но за счет привлечения частного сектора. Втретьих, с большой натяжкой объяснение существования государственного сектора с помощью провалов рынка может считаться актуальным лишь для стран с развитой рыночной экономикой. Для постсоциалистических государств и, в частности, для России такое объяснение не подходит.

Практика российского и китайского государственного сектора демонстрирует нам исключения из этих правил. В одном случае мы видим, что функции государственного сектора в российских условиях гораздо шире, чем обозначенные провалы рынка. В другом случае на базе государственной собственности развиваются рыночные отношения и функционируют частные компании, показывая всему миру, что государство и рынок не являются антиподами, напротив, рынок получает импульс в развитии именно на базе государственной собственности. Опыт Китая дает основания предполагать, что государственная собственность будет доминировать и в развитых странах.

Для объяснения причин необходимости государственного
сектора нужны другие основания. История развития государственного сектора показывает, что он «сопровождает» государство. До появления рыночной экономики уже существовал прообраз государственного сектора в виде государственного имущества. Государство и существует для того, чтобы выполнять определенные функции в обществе, экономические в том числе. Конечно, провалы рынка могут «добавлять» функций государству, но не они являются главными в обосновании функций государственного сектора. Необходимо различать функции государства и функции государственного сектора16. Последние отличаются от функций государства как раз тем, что не зависят от рыночного механизма. Кроме того, не все функции государства являются функциями государственного сектора. У государственного сектора своя программа и другие возможности. В кризисные периоды разные страны усиливают нагрузку на государственный сектор не для того, чтобы помогать проблемным субъектам, а для того, чтобы сохранять целостность национальной экономики, контролируя ключевые объекты бизнеса17.

Государственный сектор экономики — это такой ресурс государства, который используется для выполнения постоянных, особо важных функций. При этом государственный сектор есть величина переменная. Он может расширяться или сужаться в зависимости от потребностей общества. Чтобы государственный сектор был действительно подспорьем в экономическом развитии, его структура должна быть продуманной. Основу государственного сектора должны составлять такие объекты собственности, которые связаны с созданием социального хозяйства и экономической безопасностью, которые нельзя доверить частному