Файл: Перспективы сохранения национальной независимости и достижения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 130

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
сектору (или доверять только с обременением).

Это: инфраструктурные объекты; медицинские и образовательные учреждения; стратегические предприятия и корпорации; естественные монополии; предприятия, производящие специальные медицинские препараты; воспроизводство национального генофонда для обеспечения продовольственной безопасности; объекты национальной интеллектуальной собственности. Многие из этих сфер не относятся к провалам рынка и могут представлять интерес для частного бизнеса. Это приводит к появлению так называемого смешанного блага, когда пересекаются интересы бизнеса и государства и общественное благо перестает быть таковым в результате вторжения частного бизнеса в сферу государственной активности. Таким образом, функции государственного сектора связаны не только и не столько с провалами, сколько с потребностью государства развивать социальное хозяйство, направленное на реализацию потребностей общества как целого18. Функции государственного сектора можно разделить на общие и специфические. К общим функциям относятся те из них, которые актуальны для всех стран рыночной экономикой, независимо от уровня их экономического развития: обеспечение развития социальных отраслей, инфраструктуры, стратегических объектов; создание «точек роста».

К специфическим функциям государственного сектора относятся функции, связанные с участием государства в переходе постсоциалистических стран к рыночной экономике и национальными особенностями. Поэтому в составе государственного сектора появляются новые объекты государственной собственности, не характерные для стран с развитой рыночной экономикой (например, государственные унитарные предприятия, государственные корпорации в виде
НКО и др.)19.

Практика постсоциалистических государств показала, что государственный сектор формировался по остаточному принципу, обременен убыточными объектами собственности и не выступает достойным дополнением частного сектора. Это означает, что государственный сектор не должен возникать стихийно, он должен создаваться, целенаправленно сохраняя в руках государства функциональные объекты собственности, и таким образом, чтобы не подавлять развитие частного сектора и не противоречить правилам рыночной экономики.

В России государственный сектор реальной экономики выполняет целый ряд важных функций:

  1. формирование экономического потенциала страны, обеспечивающего хозяйственную жизнь общества в рыночных условиях;

  2. создание «точек роста» в экономике;

  3. развитие социальной сферы;

  4. поддержание занятости и обеспечение доступности услуг;

  5. восстановление технологических цепей;

  6. сохранение целостности экономики.

Нерешенность многих экономических проблем определяет не только необходимость довольно большого государственного сектора в России, но и разработку новой модели управления им, что предполагает уточнение содержательной характеристики данного понятия. В отечественной литературе можно выделить четыре основных подхода к характеристике государственного сектора.

Первый характеризуется наиболее узкой трактовкой и определяет государственный сектор как совокупность государственных предприятий25. Согласно этому подходу, представление о государственном секторе имеет в виду функционирование лишь государственных предприятий, число которых незначительно в современных

условиях. Вместе с тем государственные предприятия далеко не единственный объект государственной собственности, поэтому он не дает полного представления о масштабах государственного сектора и закономерностях его развития.

Второй подход состоит в определении государственного сектора через совокупность разных объектов государственной собственности. К ним отнесены: государственные унитарные предприятия, недвижимость, природные ресурсы, акционерный капитал, интеллектуальная собственность. Эти объекты играют разную роль в рыночном хозяйстве и имеют свои особенности в управлении. Учет всех объектов государственной собственности позволяет точнее представить реальную картину вмешательства государства как хозяйствующего субъекта в экономику.

Третий подход определяет государственный сектор через основные каналы влияния государства на экономику: государственный бюджет и государственную собственность. Это более широкая трактовка государственного сектора, включающая не только экономические объекты государственной собственности, но и государственные финансы. На наш взгляд, выделение государственных финансов в качестве объекта государственного сектора наряду с государственными предприятиями и хозяйствами отягощает государственный сектор реальной экономики системой отношений, связанных с функционированием финансовых средств как в частном, так и государственном секторах и не имеющих непосредственного отношения к деятельности государственных структур. Государственные
финансы являются формой существования разных объектов государственной собственности и представляют самостоятельный блок исследования.

Самая расширительная трактовка представлена четвертым подходом, согласно которому в состав государственного сектора, помимо хозяйственных систем, осуществляющих экономическую деятельность, включаются федеральные и региональные органы законодательной и исполнительной власти, занимающиеся управлением экономики и ее регулированием. В этом случае функции государственного сектора отождествляются с государственными функциями регулирования, что не совсем верно.

Разнообразие подходов к определению понятия государственного сектора вызвано стремлением дать наиболее полную его содержательную характеристику, чтобы максимально точно отразить масштабы прямого вмешательства государства в экономику и определить оптимальное сочетание частного и государственного секторов. В действительности государственный сектор это многокомпонентный, многоуровневый и многофункциональный комплекс, который функционирует на базе объектов государственной собственности в разных сферах. Контроль в финансовой и производственной сферах направлен на решение принципиально разных задач. Поэтому и размеры государственного сектора, его соотношение с частным, будут неодинаковыми в реальной экономике и в финансовой сфере.

Если мы говорим о государственном секторе реальной экономики, то он представляет собой совокупность экономических субъектов, от
имени государства осуществляющих хозяйственную деятельность на базе объектов государственной собственности. Для нас он имеет особое значение, поскольку позволяет проследить причины неэффективного функционирования объектов государственного сектора и выявить возможности увеличения неналоговой части поступлений в государственный бюджет.

Государственный сектор российской экономики крайне неоднороден. В его составе можно выделить три блока государственных структур:

  1. государственные предпринимательские структуры (унитарные предприятия на праве хозяйственного ведения, федеральные казенные предприятия, фабрики, общества и хозяйства); государственные коммерческие торговые и предоставляющие различного рода платные услуги учреждения, организации («Рособоронэкспорт», «Российский кинопрокат»);




  1. государственные бюджетные некоммерческие организации и учреждения науки, образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения, обороны, гражданской защиты, охраны природы, обеспечения экологической и государственной безопасности и т.п.;

  2. государственная федеральная собственность и собственность субъектов федерации сверх той, которая закреплена в качестве имущества, имеющегося у объектов, входящих в упомянутые выше два блока.

Разнообразие объектов государственной собственности свидетельствует о разной степени вовлеченности государственных структур в систему рыночных отношений и реализации предпринимательских способностей государством. Предпринимательская деятельность государства направлена на поддержание целостности национальной экономики