Файл: Перспективы сохранения национальной независимости и достижения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 132
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
и обеспечение неналоговой части поступлений в государственный бюджет в результате управления разными объектами государственной собственности, и, прежде всего, управления государственными предприятиями20.
С точки зрения современной экономической теории, государственное предприятие, функционирующее на равных с другими рыночными субъектами, является обособленным (фактически частным) производителем, самостоятельно осуществляющим производство на базе государственной собственности, атомизированной в условиях рыночной среды. Вместе с тем эта обособленность является неполной. Менеджеры государственных предприятий, как известно, существенно ограничены в принятии стратегически решений21.
Кроме того, «атомизированная» государственная собственность не является в полном смысле собственностью предприятия. Государственные предприятия используют закрепленную за ними собственность на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Поэтому государственная собственность в определенном смысле опосредована в управлении. Представители государства, управляющие объектами государственной собственности, являются квази собственниками. Этим государственное предпринимательство, в первую очередь, отличается от частного бизнеса22.
В то же время государственное предпринимательство представляет определенную форму существования рыночных отношений, функционирования и реализации отношений собственности в условиях рынка, поскольку предпринимательство в условиях рынка есть механизм реализации рыночных отношений. Объекты государственной собственности вовлекаются в рыночный оборот, и
это говорит о том, что государство занимается предпринимательской деятельностью.
Сказанное означает, что поведение государственных предприятий не должно отличаться от поведения частных производителей, если они занимаются предпринимательской деятельностью в рыночной среде. Но отличие все же есть. Оно состоит в наличии ограничений, связанных с общественным обременением: обеспечением доступности блага по цене, непрерывности его предоставления и безопасности для потребителя. Это ограничение ставит государственные предприятия в более сложные условия по сравнению с частными, что дает основания говорить о том, что государственное предпринимательство представляет собой еще более рисковую хозяйственную деятельность в целях получения прибыли, поскольку шансов получить сверхприбыль еще меньше, чем у частных производителей. Специфика рисков государственного предпринимательства состоит в том, что предприятие решает сверхзадачу, но деятельность менеджеров опосредована и зависит от исполнения обязательств со стороны государства.23
Формы реализации предпринимательских способностей государства определяются не только многообразием объектов государственной собственности, но и конкретными историческими условиями. Функционирование государственного сектора происходит в определенных исторических условиях развития национальной экономики, в определенной социально-политической среде, которая оказывает влияние как на размеры государственного сектора, так и на соотношение государственного и частного
секторов, а также на модель управления объектами государственной собственности. При этом главным является не конкретное соотношение государственного и частного в экономике, не поиск оптимального их сочетания, а модель управления государственным сектором, которая определяется типом государственного устройства. Внедрение демократических принципов управления объектами государственной собственности снимает вопрос о пределах государственного вмешательства.
Сущность, формы и методы управления государственным сектором экономики
В Российской Федерации на протяжении последних двадцати лет идет процесс массовых изменений в системе управления государственной собственностью. Обозначенные изменения связаны с привыканием административных способов управления экономикой к рыночным принципам, которые базируются на равенстве всех форм собственности.
Система управления государственной собственностью, несмотря на тысячелетнюю эпоху становления экономической науки, как известно, остается одним из самых актуальных и не изученных вопросов, в связи с чем, в настоящее время ему уделяется все большее внимание. По мнению автора, государственная собственность представляет национальное богатство и считается одним из источников доходной части бюджета24.
Термин «государственная собственность» определяется в ст. 214 ГК РФ35: «государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации (собственность субъекта Российской Федерации)». Согласно данной статьи ГК РФ можно сделать вывод, что в России существует два вида государственной собственности: федеральная и региональная.
По мнению автора, управление государственной собственностью, как и любое другое, представляет собой целенаправленное воздействие субъекта на объект. Исследуемый тип управления, как известно, имеет определенные особенности:
Таким образом, «управление государственной собственностью в широком смысле слова охватывает деятельность многих структур и включает в себя ряд элементов прямого и косвенного воздействия субъектов управления на объекты управления: определение целей, правовое регулирование, управленческие решения, распорядительные действия, иерархические команды в системах управления, контроль».
В настоящее время, тема управления государственной собственностью достаточно актуальна как в практическом, так и в теоретическом аспекте. Большинство российских ученых определяют данную систему с различных сторон с целью поиска актуальных проблем, возможных путей их решения и выделения трех типов системных представлений, каждое из которых отражает определенную группу ее характеристик:
а) функциональное,
б) макроскопическое,
в) иерархическое,
г) процессуальное.
Под функциональным представлением системы целесообразно понимать совокупность функций (действий), необходимых выполнять для реализации целей функционирования системы25.
Макроскопическое представление определяет систему как единое целое, находящееся в «системном окружении» (среда). Как следствие, систему целесообразно представлять множеством внешних связей со средой.
Иерархическое представление, по мнению автора, основано на понятии «подсистема» и определяет всю систему как совокупность подсистем, которые связанны между собой иерархически.
Процессуальное представление определяет состояние системы во времени.
Система управления государственной собственностью, являясь упорядоченным множеством взаимосвязанных элементов, согласованное функционирование которых направлено на достижение заданных целей, в частности включает:
а) механизм управления
С точки зрения современной экономической теории, государственное предприятие, функционирующее на равных с другими рыночными субъектами, является обособленным (фактически частным) производителем, самостоятельно осуществляющим производство на базе государственной собственности, атомизированной в условиях рыночной среды. Вместе с тем эта обособленность является неполной. Менеджеры государственных предприятий, как известно, существенно ограничены в принятии стратегически решений21.
Кроме того, «атомизированная» государственная собственность не является в полном смысле собственностью предприятия. Государственные предприятия используют закрепленную за ними собственность на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Поэтому государственная собственность в определенном смысле опосредована в управлении. Представители государства, управляющие объектами государственной собственности, являются квази собственниками. Этим государственное предпринимательство, в первую очередь, отличается от частного бизнеса22.
В то же время государственное предпринимательство представляет определенную форму существования рыночных отношений, функционирования и реализации отношений собственности в условиях рынка, поскольку предпринимательство в условиях рынка есть механизм реализации рыночных отношений. Объекты государственной собственности вовлекаются в рыночный оборот, и
это говорит о том, что государство занимается предпринимательской деятельностью.
Сказанное означает, что поведение государственных предприятий не должно отличаться от поведения частных производителей, если они занимаются предпринимательской деятельностью в рыночной среде. Но отличие все же есть. Оно состоит в наличии ограничений, связанных с общественным обременением: обеспечением доступности блага по цене, непрерывности его предоставления и безопасности для потребителя. Это ограничение ставит государственные предприятия в более сложные условия по сравнению с частными, что дает основания говорить о том, что государственное предпринимательство представляет собой еще более рисковую хозяйственную деятельность в целях получения прибыли, поскольку шансов получить сверхприбыль еще меньше, чем у частных производителей. Специфика рисков государственного предпринимательства состоит в том, что предприятие решает сверхзадачу, но деятельность менеджеров опосредована и зависит от исполнения обязательств со стороны государства.23
Формы реализации предпринимательских способностей государства определяются не только многообразием объектов государственной собственности, но и конкретными историческими условиями. Функционирование государственного сектора происходит в определенных исторических условиях развития национальной экономики, в определенной социально-политической среде, которая оказывает влияние как на размеры государственного сектора, так и на соотношение государственного и частного
секторов, а также на модель управления объектами государственной собственности. При этом главным является не конкретное соотношение государственного и частного в экономике, не поиск оптимального их сочетания, а модель управления государственным сектором, которая определяется типом государственного устройства. Внедрение демократических принципов управления объектами государственной собственности снимает вопрос о пределах государственного вмешательства.
-
1 2 3
Сущность, формы и методы управления государственным сектором экономики
В Российской Федерации на протяжении последних двадцати лет идет процесс массовых изменений в системе управления государственной собственностью. Обозначенные изменения связаны с привыканием административных способов управления экономикой к рыночным принципам, которые базируются на равенстве всех форм собственности.
Система управления государственной собственностью, несмотря на тысячелетнюю эпоху становления экономической науки, как известно, остается одним из самых актуальных и не изученных вопросов, в связи с чем, в настоящее время ему уделяется все большее внимание. По мнению автора, государственная собственность представляет национальное богатство и считается одним из источников доходной части бюджета24.
Термин «государственная собственность» определяется в ст. 214 ГК РФ35: «государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации (собственность субъекта Российской Федерации)». Согласно данной статьи ГК РФ можно сделать вывод, что в России существует два вида государственной собственности: федеральная и региональная.
По мнению автора, управление государственной собственностью, как и любое другое, представляет собой целенаправленное воздействие субъекта на объект. Исследуемый тип управления, как известно, имеет определенные особенности:
-
управление государственной собственностью в первую очередь нацелено на обеспечение необходимого уровня защиты и становления страны, при этом, политика, проводимая в ее отношении, представляет интересы всего населения страны; -
под субъектом подразумевается государство (Российская Федерация и ее субъекты) в лице большого количества государственных органов и их структур. Следует отметить, что государство одновременно является не только собственником, но и выполняет правовое регулирование данного вопроса. Объектом управления государственной собственностью является государственное имущество.
Таким образом, «управление государственной собственностью в широком смысле слова охватывает деятельность многих структур и включает в себя ряд элементов прямого и косвенного воздействия субъектов управления на объекты управления: определение целей, правовое регулирование, управленческие решения, распорядительные действия, иерархические команды в системах управления, контроль».
В настоящее время, тема управления государственной собственностью достаточно актуальна как в практическом, так и в теоретическом аспекте. Большинство российских ученых определяют данную систему с различных сторон с целью поиска актуальных проблем, возможных путей их решения и выделения трех типов системных представлений, каждое из которых отражает определенную группу ее характеристик:
а) функциональное,
б) макроскопическое,
в) иерархическое,
г) процессуальное.
Под функциональным представлением системы целесообразно понимать совокупность функций (действий), необходимых выполнять для реализации целей функционирования системы25.
Макроскопическое представление определяет систему как единое целое, находящееся в «системном окружении» (среда). Как следствие, систему целесообразно представлять множеством внешних связей со средой.
Иерархическое представление, по мнению автора, основано на понятии «подсистема» и определяет всю систему как совокупность подсистем, которые связанны между собой иерархически.
Процессуальное представление определяет состояние системы во времени.
Система управления государственной собственностью, являясь упорядоченным множеством взаимосвязанных элементов, согласованное функционирование которых направлено на достижение заданных целей, в частности включает:
а) механизм управления