Файл: Учебник для бакалавров и специалистов Москва 2011 2 удк 101(075) ббк 87я73 п 81 Рецензенты.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 1136
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
41
И М Е Н А
Будда (по европейской традиции
560-480 до н. э.) — индийский царевич
Сиддхартха из кшатрийского рода Шакь- ев,основатель буддизма. Он тайно поки- нул дворец, в котором был полностью изолирован от столкновения с страда- ниями мира, и стал отшельником-аскетом под именем Гаутама. Но через 7 лет он отказался от аскетического умерщвления плоти, не приблизившего его к истине, сел под дерево для углубленного созер- цания и, выдержав угрозы и искушения демона Мары, достиг просветления, стал совершенным мудрецом, пробудившимся к истине, то есть Буддой.
Близ Бенариса, религиозного центра Индии, Будда про- изнес свою первую проповедь, положившую начало буд- дийскому учению. Там же была образована буддийская монашеская община — сангху. 35 лет проповедовал свое учение Будда и, как говорят буддисты, отошел в окон- чательную нирвану. у джайнов до крайности. Например, правоверный джайн должен был процеживать воду перед тем, как ее вскипятить; закрывать нос и рот, чтобы дыханием не лишить какую-нибудь мошку жизни; подметать метелкой землю, по которой ступает; не стричь, а вырывать волосы, чтобы не причинить ненароком вреда собственным паразитам. В силу строгих запретов джайнизм не получил широкого распространения.
Наиболее влиятельным среди неортодоксальных философских учений стал буддизм.
Буддизм возник как проявление религиозного свободомыслия в борьбе с брахманской ортодоксией. Основатель буддизма Сиддхарт-
ха Гаутама провозгласил, что он учит только одному — страданиям и избавлению от них. Он считал, что путь к уменьшению людских страданий затерялся в ведийских ритуалах.
Буддизм создавался как учение прагматическое. Будда уклонялся от метафизических спекуляций, выходящих за пределы опыта. Раз- мышлениям он предпочитал поступки, что следует из рассказанной им притчи: «Это все равно, — говорил Будда, — как если бы человек
42
был пронзен отравленной стрелой и его друзья, товарищи или близ- кие родственники позвали врача, но человек бы заявил: "Я не дам вы- тащить стрелу, пока не узнаю, кто нанес мне рану: аристократ, принц, горожанин или слуга; высокого, низкого или среднего он роста". Во- истину, такой человек умрет прежде, чем точно узнает ответы»
11
Однако, хотя сам Будда полагал излишним ведение теоретических споров, буддизм отличается весьма высоким уровнем метафизических рассуждений.
В буддизме было разработано учение о бытии, не требующем для своего объяснения ни Бога-Творца, ни свободно творящих сознания и воли. В мире нет ничего, кроме процессов становления, поэтому бы- тие Бога, души, личности не имеет субстанциональной основы. Со- гласно реформатору буддизма Нагарджуне (II в.), все подчинено дей- ствию безличного мирового порядка: есть только следствия, обусловленные причинами, а все остальное — пустота, мираж. На- гарджуна не признавал принципиального различия между духом и материей. Мир, как материальный, так и духовный, он считал со- стоящим из дхарм.
Мгновенные комбинации дхарм образуют тело и душу, благодаря которым проявляется привязанность к земной жизни. Эта привязан- ность не прекращается со смертью существа, ибо душа его перерож- дается в других телесных формах. Этот бесконечный процесс перево- площений души называется сансарой, или «колесом жизни».
Рождение и смерть есть лишь мгновения в нескончаемом потоке мгновений. Таким образом, нет ни вещей, ни мыслей, имеется лишь непрерывный поток сансары.
Каждое новое перерождение определяется накопленной в преды- дущей жизни кармой. Карма — это сумма добрых и злых дел челове- ка, осуществляющих своего рода «закон возмездия».
Законам сансары и кармы подчиняются и боги. Поэтому, не отри- цая богов, Будда не считал возможным обосновывать нравственность, опираясь на признание их существования. Смысл жизни он видел в нравственном очищении человека в свете истины.
11
См.: Оливер М. История философии. Минск, 1999. С. 28.
43
Основное содержание буддизма изложено в четырех благород-
ных истинах: 1. Жизнь есть страдание. 2. Причина страданий заклю- чена в страстном стремлении, привязанности к жизни, которые и обу- словливают собой новое рождение. 3. Избавление от слепой привязанности к жизни прекращает страдания. 4. Путем избавления от страданий является восьмеричный благородный путь. Это — сре- динный путь, отвергающий и аскетизм, и чувственные наслаждения.
Восьмеричный путь включает в себя, во-первых, праведное зна- ние, основу которого составляет понимание четырех благородных ис- тин. Во-вторых, это праведная решимость, состоящая в том, чтобы следовать по Благородному пути, преодолевая боль и страдания.
В-третьих, праведная речь, в которой необходимо искать средний путь между мудростью, почтением и добротой. В-четвертых, пра- ведное поведение, состоящее в следовании Пяти правилам: не уби- вать, не прелюбодействовать, быть честным, не употреблять вина и заниматься самоконтролем. В-пятых, праведное занятие, суть которо- го заключается в том, чтобы не причинять зла другим. В-шестых,
праведное усилие, которое проявляется в борьбе с соблазнами.
В-седьмых, праведное сознание, то есть проникновение в истинный смысл вещей. В-восьмых, праведное сосредоточение, которое позво- ляет сконцентрировать все физические и психические силы на созер- цании, на углубленном как бы вглядывании в себя.
Следуя Благородным путем, «отряхнув прах этого мира», человек, в конце концов, достигает совершенства, становится святым (арха-
том) и погружается в нирвану.
Понятие нирваны (буквально «угашенный») не имеет однозначно- го определения в буддизме в силу сложности передачи отождеств- ляемого с ним психологического состояния. Используется достаточно широкое толкование нирваны как затухания, остывания, несущество- вания и т. д. Сам Будда сравнивал нирвану с угасающим огнем, не по- лучающим поддержки.
Нирвана является конечной целью существования. Нирвана — это со- стояние полного угасания эмоциональной активности человека, абсолют- ного, ненарушаемого покоя; состояние, при котором становится понятной суть вещей, преодолевается круг перерождений и наступает избавление от страданий; это благое состояние, которое выше добра и зла.
44
Согласно Будде, никто и ничто не может избавить человека от сансары и привести к нирване. Единственным способом ее достиже- ния является Благородный восьмеричный путь. Пройти его каждый человек должен совершенно самостоятельно, не надеясь ни на по- мощь богов, которые сами включены в сансарное круговращение, ни на самого Будду, который лишь указывает этот Путь. Только своими собственными силами, добродетельной жизнью, и став архатом, чело- век может прервать цепь перерождений и уйти в нирвану.
Таким образом, в рамках буддийской философской традиции главные помыслы и старания человека направлены в сторону внут- реннего мира, духовного очищения, достижения нирваны через нрав- ственное самосовершенствование.
К началу новой эры буддизм раскололся на два течения — хиная-
ну («малая колесница», или «узкий» путь спасения), которая сохрани- ла дух первоначального буддизма, и махаяну («большая колесница», или «широкий» путь спасения), которая переродилась в религию. В махаяне отказались от Восьмеричного пути, предложив человеку бо- лее легкий путь спасения через посредничество бодхисатв. Бодхисат-
ва — это человек, который достиг высшего совершенства и имеет право погрузиться в нирвану, но который отказывается от этого права ради стремления помочь другим людям в их спасении. Кроме того, в махаяне Будда приобрел атрибуты божества, были введены религиоз- ные обряды, поклонения и молитвы.
§ 2. Философия Древнего Китая
Китайская традиция в отличие от индийской менее всего связана с религией. Усилия китайцев, их способности и труд были ориентированы на земную жизнь, на стремление реализовать себя в этом мире. Такие особенности китайской культуры, как трезвость, рационализм, стабиль- ность, высокая оценка жизни, любовь к четкой организации и порядку обусловили специфические черты древнекитайской философии.
Древнекитайская философия — это, прежде всего, практическая
философия. Она обращена к практике сегодняшнего дня, к земной, а не потусторонней жизни. В отличие от индийцев китайцы живо инте- ресовались социально-политическими проблемами. В центре раз-
45
мышлений философов Древнего Китая стояли вопросы управления государством и этики.
Древнекитайская философия — это натуралистическая филосо-
фия. Натурализм проявился, прежде всего, в том, что традиционная китайская мысль имела установку на естественный ход вещей. В ней отсутствовали представления о чисто духовных сущностях. С этим обстоятельством была связана и неразработанность формальной ло- гики в Древнем Китае.
Начало древнекитайской философии положили комментарии к одному из самых ранних литературных памятников Древнего Китая —
«Книге перемен» («И цзин»).
Древние китайцы верили в беспристрастную высшую регули- рующую силу — тянь, которая устанавливает священный социаль- ный порядок в соответствии с космическим порядком Небес. Чтобы узнать желание Небес, что ждет человека в будущем, китайцы обра- щались к прорицателям. Те же в своих предсказаниях руководствова- лись триграммами, которые строились с помощью двух линий (цель- ной и прерывистой), символизирующих двойственность космических сил. Триграммы составили основу «Книги перемен». Однако эта кни- га использовалась не только как практическое руководство по пред- сказаниям. В ней были заложены основы учения, которое было вос- принято древнекитайскими философами.
Двойственные космические силы «Книга перемен» называет ян и
инь: Ян обозначается цельной линией (—), а Инь — прерывистой (– –).
Эти понятия сменили такие более древние обозначения сил космоса, как небо и земля, солнце и луна и т. п.
Ян — положительное, мужское, активное, светлое, твердое нача- ло. Инь — отрицательное, женское, пассивное, темное, мягкое начало.
«Книга перемен» описывает ян и инь как силы, которые увековечива- ют Вселенную посредством бесконечной цепочки преобразований.
Взаимодействие ян и инь определяется Дао. Дао (Высший Путь)
представляет собой естественный порядок, высшую степень органи- зации природы и одновременно путь, который должен пройти человек в своей жизни.
Те, кто привел свою жизнь в соответствие с ритмами инь-ян Дао, живут долго и счастливо. Те, кто уклонялся от этого, обрекли себя на
46
беды и преждевременную смерть. Те, кто жил в согласии с природой, накапливали большое количество ци — жизненной силы, которая пе- риодически наполняет Вселенную. Накопление этой силы приводит к увеличению дэ — добродетели. Дэ мог обладать не только человек, ее могли иметь птицы и звери, растения и камни. Например, считалось, что черепаха обладает большим количеством дэ и живет долго, а со- сна является хранилищем дэ и не увядает.
Утверждалось также, что дэ образует связь между мертвыми и живущими. Представители правящего класса обладают большим за- пасом дэ, который они унаследовали от своих предков и который они передадут своим потомкам. После смерти человека одна его душа —
по — остается в теле до момента его разложения, а другая — хунь —
поднимается на небеса и питается жертвами, которые приносятся по- томками, чтобы дэ предков не уменьшалось. При этом потомки руко- водствуются ли (ритуалами, церемониями), то есть установленными правилами поведения.
У простых людей не было культа предков, поэтому у них было не- значительное количество дэ. В своем поведении они руководствуются
су (обычаями). Самое важное для них — не нарушать обычаи естест- венного порядка, поддерживать постоянный контакт с силами приро- ды. Су получили выражение в сезонных праздниках, на которых уми- ротворялись духи земли, гор, рек.
Многие понятия из «Книги перемен» стали общими для всех на- правлений традиционной китайской философии.
Древнекитайская философия в период ее расцвета, в VI–III вв. до н. э., была представлена множеством конкурирующих друг с другом школ
(конфуцианство, даосизм, легизм, моизм, натурфилософская школа, шко-
ла имен и др.). В более поздний период из этих школ сохранились в каче- стве самостоятельных направлений только две — даосизм и конфуцианст- во. В начале новой эры к ним добавился пришедший из Индии буддизм. В результате постепенно сформировалась так называемая «триада учений», просуществовавшая в Китае вплоть до настоящего времени.
Понятие «Дао» дало название школе даосизма. Причем сами древние даосы свое учение так не называли. Это название появилось позже в исторических сочинениях для обозначения философии Дао-
Пути, основателем которой был Лао-цзы.
47
И М Е Н А
Лао-цзы (604-531 до н. э. ) — древне- китайский философ. Подлинное его имя
Ли Эр. Его прозвали Престарелым Мла- денцем (Лао-Цзы), ибо, по преданию, мать носила его в чреве 81 год, и ро- дился он уже мудрым старцем. Достовер- ных сведений о его жизни нет. Полага- ют, что он служил архивариусом при
Чжоуском дворе и встречался с Конфуци- ем. Покидая навсегда Китай, он оставил у начальника пограничной заставы изложение своего учения под на- званием «Дао дэ цзин» («Высший Путь и его Благая си- ла»). Лао-Цзы считается основоположником даосизма, ставшего одновременно и философской школой, и религией.
Лао-цзы понимал Дао как высший первопринцип и первопричину мира и называл его «матерью всех вещей». Он говорил о Дао как о по- рождающем вещи и как о «вскармливающем» их, обозначая последнее понятием «дэ» (Благая сила). При этом Дао не вмешивается в естествен- ный ход вещей, предоставляя им возможность развиваться предопреде- ленным порядком. Эту идею Лао-цзы выразил следующим образом:
«Дао ничего не делает, но ничего не остается несделанным».
Отступление от Дао нарушает первозданную простоту естествен- ности бытия. Лао-цзы противопоставлял естественности искусствен- ное человеческое общество. По его мнению, трудовая деятельность человека привела его к противоречию с миром, отдалила его от при- роды. Бездействие даосский мыслитель ставил выше действия и про- поведовал принцип «недеяния» («у-вэй»), следование которому все- гда приносит спокойствие. Приверженность людей к многознанию и создание социальных институтов (семьи, государства) мешают Дао и по- рождают всякого рода несчастья. Лао-цзы выступал за возврат к золото- му веку, когда не было произвольного разделения на хорошее и плохое, поскольку люди жили в безупречной гармонии, не вмешивались в есте- ственный ход вещей и не знали таких понятий, как добро и зло.
Принцип «недеяния»выражает не пассивное бездействие, а сле- дование естественному порядку вещей, согласие с собственной внут- ренней природой и подразумевает невмешательство в природу всего
48
сущего, отказ от переделки, перестройки мира. Этот принцип дейст- вует подобно воде, обтекающей камни на своем пути. По словам вид- ного представителя даосизма Чжуан-цзы (ок. 369–286 до н. э.), ум, усвоивший принцип «у-вэй», течет как вода, отражает как зеркало и повторяет как эхо. Истинный путь жизни человека состоит в том, чтобы вписаться в мир, а не ломать установленный в нем порядок.
Таким образом, «недеяние» нацеливает на чуткое, бережное от- ношение к природе, что особенно актуально в наши дни, когда оче- видны нарушения экологических циклов, равновесия в природе. При- рода, согласно даосизму, существует не для того, чтобы ее изучали и переделывали, а для того, чтобы ее переживали, извлекали удовольст- вие из общения с ней, жили в гармонии с ней.
Лао-цзы распространял принцип «у-вэй» и на область обществен- ных явлений, отмечая, что, когда правительство деятельно, люди ста- новятся несчастными. Совершенномудрым он считал такого правите- ля, который ни во что не вмешивается и предоставляет всему идти своим чередом, естественным путем. Поэтому «лучший правитель
тот, о котором народ знает лишь то, что он существует».
В естественном единстве человека с природой даосы видели залог безмятежной и счастливой жизни. Решая задачу о том, как жить луч- ше, они разработали учение о чжи. Чжи (буквально: «дыхание») есть особого вида энергия, которая протекает через каждого человека. Че- ловек должен освободиться от всего того, что загрязняет и ослабляет чжи, прежде всего, от тщеславия. Способом, посредством которого можно ощутить в себе чжи, является медитация, во время которой следует изгнать любые мысли о личных стремлениях и эмоциях.
Некоторые из даосов пытались, полностью погрузившись в раз- мышления, достичь единения с первобытными силами природы. Дру- гие предпочли медитации колдовство и магию, а также такие элемен- ты системы йогов, как ограничение в пище, физические и дыхательные упражнения. Их целью было достичь долголетия и фи- зического бессмертия. Они проводили алхимические опыты по изо- бретению эликсира жизни, занимались астрологией и геомантикой
12 12
Геомантика — искусство прорицания; гадание, основанное на учении о связи небесных явлений, космических сил и земного рельефа.