Файл: Учебник для бакалавров и специалистов Москва 2011 2 удк 101(075) ббк 87я73 п 81 Рецензенты.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 1213

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

558
родными (земля, леса, дичь, полезные ископаемые и т. п.), так и ис- кусственными (созданные человеком волокна, пластмассы и т. п.).
Взятые вместе предмет труда, орудия и средства труда составляют
средства производства. Они являются вещным компонентом произ- водительных сил.
В качестве личностного и главного компонента производительных сил всегда выступали и выступают люди, которые приводят средства производства в действие. В современных условиях люди как участни- ки трудовой деятельности, должны обладать не только производст- венным опытом, определенными навыками и умениями, но и необхо- димым минимумом научных знаний.
Когда только возникло понятие производительных сил общества, оно определенно связывалось с созданием материальных вещей из природного материала. В этом была своя логика, ибо производство изначально имело цель — создание наиболее насущных и жизненно важных для человека предметов и продуктов. Но по мере развития науки и техники экономика, по словам австрийского экономиста ХIХ в.
Бем-Баверка, все более использовала «окольные методы», которые удлиняют путь от добычи первичного сырья до выпуска потребитель- ских благ. В экономику стали включать и образование, и науку.
В связи с этим менялось и содержание понятия производительных сил. Чем дальше от конца технологической цепочки отстоит природ- ный естественный момент, тем более развитыми считаются произво- дительные силы. И в настоящее время, как это и предсказывал Маркс, непосредственной производительной силой становится наука.
Для характеристики способа производства важное значение имеет понятие производственных отношений. Данное понятие указывает на то, как люди связаны и взаимодействуют друг с другом в процессе совместной трудовой деятельности. Поэтому обычно производствен- ные отношения определяют как отношения, которые складываются между людьми в процессе производства материальных благ. Однако в процессе производства между людьми устанавливаются и правовые, и нравственные, и другие виды отношений. Производственные отноше- ния отличаются от них тем, что проявляют себя, прежде всего, как отношения собственности.

559
Производственные отношения — это отношения по поводу соб- ственности на средства производства, в которые люди вступают в процессе производства материальных благ.
Реальная возможность развития материального производства соз- дается в том случае, когда производственные отношения отвечают наличному состоянию производительных сил и потребностям их дальнейшего развития. Взаимосвязь производительных сил и произ- водственных отношений выражена в основном законе материального производства — в законе соответствия производственных отноше-
ний характеру и уровню производительных сил.
Характер производительных сил зависит от особенностей орудий труда и их использования: либо они рассчитаны на единоличное, либо на коллективное потребление. Отсюда и производительные силы бу- дут иметь соответственно индивидуальный или общественный харак- тер. Уровень же производительных сил определяется степенью разви- тия общественного разделения труда, использования достижений науки и техники.
Если в экономической сфере осуществляется трудовая деятель- ность по созданию материальных благ, необходимых для создания нормальных условий существования человека, то в социальной сфере общественной жизни реализуются возможности удовлетворения раз- нообразных потребностей людей.
В социальной сфере общественной жизни происходит удовле- творение потребностей человека в материальных и духовных товарах и услугах, в образовании, здравоохранении, социальной защите и в защите от чуждых и опасных явлений природы. Она охватывает со- бой быт, воспитание, досуг.
Основой социальной сферы являются различные социальные группы. Социальные группы — это формы объединения людей, кото- рые образуются для удовлетворения их потребностей посредством совместных, скоординированных, солидарных действий. Связанные системой отношений и взаимодействий они образуют в своей сово- купности социальную структуру общества.
Социальная структура общества неоднородна в силу естественно- го и социального неравенства людей. Выделяются такие разные кри- терии неравенства, как различия в способностях и темпераменте, факт


560
обладания собственностью, уровень доходов, принадлежность к вла- сти, род занятий, религиозная принадлежность и т. д.
Для описания неравенства между группами людей используют понятие социальной стратификации. Русско-американский социолог
П.А. Сорокин, акцентировав внимание на внутренней неоднородно- сти общества, создал учение о социальной стратификации (от лат.
Stratum— слой). Социальная стратификация — это структуриро- ванная дифференциация людей на различные социальные слои, меж- ду которыми неравномерно распределяются права и обязанности. Она является неустранимой характеристикой любого общества на всех этапах его развития. Сорокин писал о профессиональной, экономиче- ской и политической стратификации. В современной социологии ко- личество классификационных признаков увеличивается.
Социальные группы, существующие продолжительное время, об- ретают черты социальных общностей. Каждая общность носит кон- кретно-исторический характер, имеет свое специфическое содержа- ние. Все общности людей можно разделить на социально-классовые, социально-этнические, социально-демографические и малые соци- альные группы.
К социально-классовым общностямотносятся классы, сосло- вия, касты, слои.
В социальной философии были выработаны естественное, рели- гиозное и социально-экономическое обоснования происхождения классов. Например, Аристотель, отстаивая позицию естественного
происхождения классов,считал, что отношения господства и подчи- нения складываются в силу неравенства людей, вытекающего из их собственной природы. С религиозной точки зрения, социальный строй общества предстает раз и навсегда установленным Богом. Суть соци-
ально-экономического подхода к решению проблемы происхождения классов состоит в утверждении того, что классы есть результат опре- деленного отношения людей к средствам производства. Так,
Ж.Ж. Руссо разделение общества на классы объяснял захватом земли одних людей у других. Марксистская философия предпосылки воз- никновения классов усматривала в общественном разделении труда, которое способствовало развитию производительных сил, что, в ко-

561
нечном счете, привело к появлению прибавочного продукта и возник- новению частной собственности на средства производства.
Отношение к собственности на средства производства классиками марксизма рассматривалось в качестве основной экономической ха- рактеристики классов. Впоследствии В.И. Ленин, будучи сторонни- ком экономического обоснования происхождения классов, дал им следующее определение.
Классыэто большие группы людей, различающиеся, во- первых, по их месту в исторически определенной системе обществен- ного производства; во-вторых, по их отношению к средствам произ- водства; в-третьих, по их роли в общественной организации труда; в-четвертых, по способам получения и размерам доли общественного продукта. В силу различия их места в определенном укладе общест- венного хозяйства одна из этих групп может присваивать себе труд других.
По отношению к средствам производства в различные историче- ские периоды выделяют в качестве основных классов рабов и рабо- владельцев, крепостных крестьян и феодалов, пролетариат и капита- листов.
Согласно марксистской теории, с появлением классов важнейшим источником общественного развития стала классовая борьба. Классо- вая борьба может осуществляться в трех формах: экономической, по- литической и идеологической.
Экономическая форма классовой борьбы — это борьба за улучше- ние условий существования классов в пределах данного обществен- ного строя. Политическая форма — это борьба классов за государст- венную власть и за определенное государственное устройство.
Идеологическая форма — это борьба против взглядов и теорий, рас- пространяемых классом-оппонентом.
В середине ХХ в. в западной социологии появились понятия выс- шего, среднего и низшего классов. Для их выделения послужил такой экономический критерий как размер доходов, которыми обладают принадлежащие к ним люди. Высший класс образует верхушка обще- ства. К среднему классу принадлежат предприниматели, высококва- лифицированные рабочие, работники умственного труда. В развитых странах к среднему классу относится до 60% населения. В современ-


562
ном российском обществе средний класс находится в зародышевом состоянии. Низший класс составляют люди, имеющие низкий доход и занятые неквалифицированным трудом.
В отличие от классов сословия образуют социальные группы, ко- торые обладают закрепленными в законе или обычае правами и обя- занностями. Например, в российском государстве существовали со- словия дворян, мещан, ремесленников, крестьян. Сословный социальный статус может наследоваться, а может приобретаться че- ловеком. Так, нередко представители низших сословий ценой собст- венных усилий, за заслуги перед Отечеством получали дворянское звание.
Когда складывается система строго фиксируемых сословий, соци- альную структуру общества можно назвать кастовой. Касты — это обособленные социальные группы, члены которых связаны происхо- ждением и правовым положением и принадлежность к которым явля- ется наследственной. История Индии дает нам свидетельство того, что переход человека из одной касты в другую исключается, по край- ней мере, при жизни человека.
В социально-классовом пространстве общества выделяются раз- нообразные слои. Слои — это социальные группы, которые образу- ются в рамках классов и сословий на основе тех или иных критериев.
Например, в зависимости от квалификации в рабочем классе форми- руются слои так называемой рабочей аристократии и неквалифициро- ванных рабочих.
Переходным статусом в обществе обладают маргинальные слои.
Их образуют люди, которые в силу определенных причин (экономи- ческие преобразования, реформы в армии, межнациональные кон- фликты) лишились своего социального положения, были выбиты из привычной жизненной колеи. Крайнюю степень маргинализации в обществе представляют люмпенские слои, так называемые социальные аутсайдеры, например, бомжи, попрошайки, воры, бандиты и т. п.
Социальные общности,которые существуют в рамках определен- ного отрезка человеческой историии отличаются природными, язы- ковыми, психологическими, хозяйственными и другими признаками, называются этническими.

563
Этносы — это большие группы людей, обладающие общностью культуры, языка, сознанием нерасторжимости исторической судьбы.
Исторически первой социально-этнической общностью был род, основанный на кровной близости.Род обеспечивал различные формы совместной деятельности людей в первобытной общине. Союзы ро- дов, деятельность которых осуществлялась на общей территории, привели к образованию племен. Племена — это совокупность родов, связанных между собой сознанием общего происхождения и общими чертами культуры. Родоплеменные объединения характерны в основ- ном для архаического, первобытного общества.
В рабовладельческом и феодальном обществах доминировали на- родности, например, эллинская в Древней Греции или древнерусская в период феодализма. Процесс формирования народности опреде- лялся уже не кровнородственными связями, а такими факторами, как общность территории, языка, психологического уклада.
Развитие товарного капиталистического производства и формиро- вание единого рыночного пространства привели к появлению нации.
Общность экономической жизни стала главным фактором в образова- нии нации. Нация — историческая общность людей, совместно ве- дущих экономическую жизнь, имеющих общую территорию и язык, единую культуру и специфический психологический уклад, а также общую историческую судьбу.
Всего в современном мире насчитывается до пяти тысяч этносов, но только несколько сотен из них являются нациями.
Социально-демографические общности людей различаются по разным основаниям. Прежде всего, все население конкретного обще- ства можно разделить по половому признаку на мужчин и женщин, по
возрастному — на детей, молодежь, взрослых и пенсионеров, по
формам жизнедеятельности и условиям жизни людей — на город- ское и сельское население и т. д.
Малые социальные группы — это группы, состав которых ог- раничен и, как правило, состоит от двух до двадцати человек. К ма- лым социальным группам относятся: семья, трудовой коллектив.
Семья — это основанная на браке или кровном родстве малая группа, связанная общностью быта, моральной ответственностью и взаимопомощью.


564
Семья является исходной ячейкой социальной сферы и выполняет ряд важнейших функций. Специфические функции семьи вытекают из ее сущности. К ним относят рождение и социализацию детей.
Именно с семьи начинается социализация личности. Таким образом,
репродуктивная и воспитательная функции — это основные функ- ции семьи. Важная специфическая функция семьи — содержание де- тей. Семья осуществляет экономическую поддержку несовершенно- летних и недееспособных детей и других членов. В этом состоит экономическая функция семьи. Принадлежность к семье предоставля- ет ее членам возможность сделать хорошую карьеру, то есть семья выполняет социально-статусную функцию. Досуговую функцию се- мьи характеризует организация семейного отдыха. Кроме того, в се- мье удовлетворяются потребности в духовном общении и взаимообо- гащении интересов, в личном счастье и любви.
В истории общества существовали разные виды семьи.
В матриархальной семье наивысшим авторитетом и влиянием пользуется мать. Традиционную (патриархальную) семью характери- зует главенствующее положение отца семейства. Демократическая
(партнерская) семья, в отличие от патриархальной, характеризуется справедливым распределением домашних обязанностей. В гомоген-
ных семьях супруги являются выходцами из одной социальной груп- пы, в гетерогенных семьях супруги принадлежат к разным социаль- ным группам.
Политическая сфера общественной жизни призвана обеспечи- вать целостность общества, эффективно регулировать взаимодействия индивидов, согласовывать различные группы интересов. Политика, по словам Аристотеля, который и ввел в научный обиход это понятие, есть форма общности, служащая достижению общего блага и счаст- ливой жизни.
Политическая сфера складывается по мере усложнения общест- венной жизни. В примитивных обществах политики не было, по- скольку поведение первобытных людей основывалось на естествен- ном совпадении их интересов, которые сводились исключительно к физическому выживанию. Жизнь родовой общины регулировалась различного рода запретами, верованиями, традициями, обычаями.

565
Общественное разделение труда, возникновение частной собст- венности привели к дифференциации потребностей людей, к образо- ванию социальных групп с противоположными интересами. В этих условиях и появилась необходимость в политической деятельности по согласованию и интеграции разнородных интересов ради сохранения целостности общества.
Политическая сфера общественной жизни — это сфера взаимо- действия индивидов, социальных групп и борьбы между ними из-за несовпадения присущих им имущественных, правовых, нравственных и иных интересов и жизненных позиций.
Конкретные индивиды и группы как носители интересов высту- пают субъектами политической жизни. Интересы и потребности лю- дей являются побудительными мотивами политической деятельно- сти, в процессе которой складываются определенные политические
отношения, приобретающие разнообразные формы (конфронтации, сотрудничества, компромисса и т. п.).
Сознательное участие людей в политической жизни возможно благодаря политическому сознанию, которое включает в себя как обыденные, так и научные знания о политике и государстве. Освоить эти знания помогает политическая культура, через которую от поко- ления к поколению передаются опыт, традиции и способы деятельно- сти в политике.
Политическая жизнь как искусство управления государством и обществом должна основываться на определенных принципах и нор-
мах, которые при принятии сознательного решения определяют пре- дел допустимого, что вытекает из интересов безопасности и стабиль- ного развития общества.
Объединение всех членов общества на основе общего интереса обеспечивают политические институты. Среди политических инсти- тутов выделяют государство, политические партии, средства массо- вой информации, группы давления и т. д. Посредством этих институ- тов устанавливается политическая власть в обществе.
Политическая власть — это реальная способность индивида или определенной группы влиять на других людей, проявлять свою волю и реализовывать свои интересы.


566
Обычно политическая жизнь трактуется как сфера, в которой ру- ководство и управление общественными процессами осуществляется с использованием механизмов власти. В силу этого утверждают, что
политика есть борьба за власть. Кто занимается политикой, писал
М. Вебер, тот стремится к власти: либо к власти как средству, либо к власти «ради нее самой», чтобы наслаждаться чувством престижа, ко- торое она дает.
Средоточием политической власти в обществе является государ- ство. От степени концентрации власти в руках государства, позво- ляющей ему эффективно влиять на социальные процессы, зависит его значимость.
Существуют разные трактовки государства, его происхождения.
Патриархальная концепция, которая восходит к учениям Кон- фуция и Аристотеля, рассматривает государство как большую семью.
Поэтому монарх, подобно отцу семейства, должен заботиться о своих подданных. Последние же, подобно домочадцам, должны повино- ваться своему правителю.
Религиозная концепция, получившая разработку в Средние века, утверждает, что вся власть исходит от Бога и, следовательно, госу- дарство есть божественное установление.
Теория «общественного договора» оформилась в Новое время благодаря трудам Гоббса, Локка, Дидро, Руссо и др. Согласно этой теории, возникновению государства предшествует некое естественное состояние человека, которое не дает ему ни каких иных гарантий безопасности, кроме собственной физической силы и изобретательно- сти. Ради сохранения мира, защиты имущества и обеспечения общей безопасности люди пришли к добровольному соглашению о том, что каждый член общества должен отказаться от естественного права за- щищать себя всеми доступными ему средствами и передать это право государству, чтобы оно охраняло общественные интересы в соответ- ствии с едиными гражданскими законами.
От теории «общественного договора» берет начало современное представление о государстве, свойственное, например, Д. Гэлбрейту.
В его трактовке государство есть нейтральная сила, отражающая ин- тересы всех слоев общества.

567
Во всех перечисленных теориях в качестве социальной сущности государства отмечается то, что оно служит интересам личности и об- щества в целом.
Социально-экономическая концепция была изложена в рамках марксизма. Происхождение государства Маркс и Энгельс объясняли расколом общества на антагонистические классы. Государство есть та сила, которую создает эксплуататор, чтобы обеспечить регулярное изъятие прибавочного продукта у производителя. В силу этого исто- рически оправданными границами существования государства явля- ется период развития производительных сил от начала производства прибавочного продукта до производства его в размерах, достаточных для полного удовлетворения всех потребностей каждого человека. Но до тех пор, пока этого не произошло, государство, согласно классикам марксизма, остается созданной господствующим классом машиной, предназначенной для того, чтобы держать в подчинении угнетенный класс, машиной для систематического применения насилия.
Теоретики анархизма М. Бакунин и П. Кропоткин утверждали, что государство в любом его виде является орудием насилия над лич- ностью, олицетворяет собой тиранию и эксплуатацию.
В этих концепциях подчеркивается, что социальной сущностью государства является то, что оно выступает средством подавления, насилия.
Исходя из рассмотренных теорий, можно дать следующее опреде- ление государства. Государство — это такая форма организации по- литической власти в обществе, которая осуществляет интеграцию раз- личных социальных групп вокруг общепризнанных целей на основе права с помощью специального аппарата принуждения.
Государство обладает существенными признаками, отличающими его от других политических институтов. Во-первых, полномочия го- сударства распространяются на все население в пределах определен- ной территории — государственной границы. Во-вторых, государство осуществляет публичную власть через такие органы принуждения, как армия, службы охраны порядка, тюрьмы. В-третьих, государство регулирует жизнедеятельность своих граждан, опираясь на право, то есть систему законов, имеющих общеобязательный характер.