Файл: Педагогический институт факультет психологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 224

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Главным мотивом, обеспечивающим постоянное стремление человека к более высокому уровню зрелости и личностного роста, Г. Олпорт называет личностную автономность, свидетельствующую о психическом здоровье личности [68]. При этом человек верит в себя, в свои возможности, ему не требуются постоянные вознаграждения. Действительность воспринимается человеком через призму усилий, ценностей и чувства ответственности за свою жизнь. Эмоциональная устойчивость в купе с ощущением полноты и насыщенности жизни сказывается на настроении человека, детерминированном успешностью его самореализации

Итак, самореализация личности, включает в себя динамический, эмоциональный, организационный, мотивационный, когнитивный, компетентно-личностный, установочно-целевой и рефлексивно-оценочный компоненты. Каждый из этих компонентов содержит, в свою очередь, по две переменные, позволяющие более конкретно охарактеризовать данный феномен. Среди всех возможных сфер самореализации личности наибольший интерес у нас вызывает получение высшего образования в высшем учебном заведении. Многое в проблеме профессиональной самореализации остается неясным. Очевидна необходимость продолжения теоретического и эмпирического анализа самореализации и изучения факторов, которые ее детерминируют.

Важно подчеркнуть, что теоретико-методологический фундамент исследований проблемы самореализации личности составляют базовые психологические теории регулирующей роли сознания в деятельности личности, которые предполагают, что самосознание представляет собой интегрирующую основу психологической активности личности. Так, деятельность является главным условием самореализации личности.

Итак, необходимо отметить, что феномен самореализации личности рассматривался многими отечественными и зарубежными авторами и определяется как тотальная реализация возможностей личности, стремление к наиболее полному и всестороннему выявлению и развитию личностью собственных способностей и возможностей, а также стремление человека стать той личностью, которой он хочет стать.

Однако также необходимо подчеркнуть, что, несмотря на растущую актуальность исследования проблемы самореализации личности, ни в отечественной, ни в зарубежной науке не существует единого общепринятого подхода к пониманию данного феномена.

  1.   1   2   3   4   5   6

Самореализация студентов-психологов в обучении как условие
обеспечения формирования их готовности


к профессиональной деятельности

На момент обучения в вузе учебно-профессиональная деятельность является основным видом деятельности студента, следовательно, и основной сферой самовыражения личности. Соответственно, неудачи в учебе, разочарования подразумевают под собой наличие у личности ощущения нереализованности возможностей, собственной индивидуальности, неповторимости. Такие ощущения могут являться основой чувства неудовлетворенности, которое, в свою очередь, замедляет или делает невозможным развитие и реализацию личности как в личной жизни, так и в дальнейшей профессиональной деятельности.

Такие авторы, как А.А. Вербицкий и Т.А. Платонова, отмечают, что усвоенные в процесс обучения знания, умения и навыки, в рамках профессиональной деятельности представляют собой уже не предмет учебной деятельности, а средство профессиональной деятельности. Подобная точка зрения позволяет предположить, что обучение в вузе и самореализация личности в процессе обучения формируют у молодых специалистов основы трудовой, профессиональной деятельности, которые представляют собой готовность к профессиональной деятельности [18].

Активная деятельность студента, основанная на системе внутренних осознанных побуждений личности, обуславливает развитие и совершенствование в профессиональной деятельности, процесс приобретения знаний, умений, навыков, необходимых для реализации себя в профессии, а также формирование и последующую реализацию профессионально-значимых свойств и качеств личности.

Вслед за Е.Н. Шутенко в своей работе мы определяем самореализацию в вузовском обучении как механизм и способ личностного становления студента в образовательном процессе. По сути, процесс самореализации в вузе - это уникальный опыт быть личностью. Тогда анализ самореализации студентов следует проводить через оценку трех аспектов: личностной включенности в процесс обучения, реализации способностей в процессе обучения, социальной интегрированности в процессе вузовской подготовки [69].

В процессе вузовской подготовки студентам необходимо выстроить субъективно значимый образ своего «Я» в будущей профессии и культуре, а само обучение должно способствовать движению студента к этому образу за счет личностного потенциала. Важнейшая задача и миссия высшей школы, по мнению Е.Н. Шутенко, направленность вузовской практики на полноценное развитие личности, определяющее процесс самореализации студентов. Важнейшая ценность - уже существующая, развивающаяся личность, разворачивающая свои жизненные устремления и планы в пространстве и во времени [68].



Ведущая направленность сознания и жизни в юношеском возрасте - потребность в самореализации исходит из более глубокого и обобщенного состояния, выражающегося в стремлении к самоопределению и самоидентичности. Развитию профессионально-значимых свойств и качеств личности должны способствовать система жизненных целей, установок, перспектив и намерений, внутренние осознанные побуждения личности, стремления к овладению профессиональными знаниями, навыками и умениями. Для этого необходимо изменение ролей и функций участников педагогического процесса, необходим «переход к новой задаче: от индивидуализации образования к персонализации подготовки и личностно - партнерской модели взаимодействия в обучении» [70, С. 9-15]. Е.Н. Шутенко призывает переосмыслить и по-новому взглянуть на высшую школу, как на среду, в которой студенты не просто получают некое знание, а развивают себя. «Внедрение современных информационных технологий в образовательный процесс призвано усилить и приумножить возможности студентов для обретения опыта самоизменений, для облегчения перехода внешнего содержания во внутреннее с последующей экспликацией в деятельности» [71, С. 79-87].

Е.Н. Шутенко сформулировала ряд типичных проявлений самореализации студентов, обозначив их как модальные признаки, отражающие в целом интенциальный план их саморазвития, мотивацию и намерения форм и способов предпочтительных проявлений своего «Я» в социуме и в деятельности. Эти проявления являются знакомыми из прежней жизни феноменологическими образцами опыта саморазвития и самопроявления студентов в вузе, соответствующие складу их личности, отвечающие внутренним способностям, характеру отношений с самим собой и окружающими. Дадим краткую характеристику модальностям самореализации студентов: познавательная - объединена с познавательной деятельностью, со стремлением к познанию и знанию; коммуникативная - выступает в проявлении себя в постоянных коммуникациях, формах самовыражения в общении и взаимодействии; креативная модальность связана с продуктивной творческой деятельностью; прагматическая - выражается в связи с выгодой и пользой от деятельности; инфлюативная модальность означает самореализацию через влияние на окружающих; праксическая модальность подразумевает деятельностный характер самореализации; пугническая - предполагает преодоление препятствий, проявление себя в борьбе; дедикативная модальность (от англ. dedicate - посвящать) связана со всецелой самоотдачей, добровольным служением, самопосвящением делу; феймическая модальность (от англ. fame - слава, известность) отражает стремление получить известность, стать публичным [70].


Е.А. Кокшенева в своей работе по формированию готовности к профессиональной деятельности студентов делает вывод о том, что формирование готовности студентов вуза к будущей профессиональной деятельности является динамическим процессом, который должен быть непрерывным и последовательным, а также осуществляться поэтапно:

  • первый этап - ориентировочный - направлен на формирование мотивационно - ценностного и теоретического компонентов готовности студентов вуза к будущей профессиональной деятельности;

  • второй этап - содержательно-технологический - направлен на формирование теоретического и операционально - деятельностного компонентов готовности студентов вуза к будущей профессиональной деятельности;

  • третий этап - креативно - прикладной - направлен на формирование умений и навыков креативного использования имеющихся теоретических знаний и практических умений и навыков в конкретной ситуации, моделирующей будущую профессиональную деятельность [42].

Как она считает, педагогическими условиями формирования готовности студентов вуза к будущей профессиональной деятельности являются:

  • организация практико - ориентированной среды вуза по формированию готовности студентов к будущей профессиональной деятельности;

  • использование социально - значимой деятельности студентов вуза в формировании готовности к будущей профессиональной деятельности;

  • корректирование формирования готовности студентов вуза к будущей профессиональной деятельности на основе комплексной диагностики.

Под практико - ориентированной средой она понимает сложное образование, специфичность которого связана с тем, что такая среда побуждает студентов быть активными и целеустремленными в различных видах деятельности также с тем, что студенты могут сами влиять на условия, в которых осуществляется воспитательно - образовательный процесс. Практико-ориентированная среда способствует формированию значимых для будущей профессиональной деятельности качеств личности, а также знаний, умений и навыков, обеспечивающих качественное выполнение функциональных обязанностей по избранной специальности.

Ещё одним необходимым условием формирования готовности является социально-значимая деятельность. Данная деятельность направлена на личностно-ценностное восприятие, понимание и преобразование окружающей действительности с учетом социокультурных стратегий развития общества. Социально - значимая деятельность способствует социализации личности, развитию социальной активности студентов, межличностному социальному взаимодействию и их творческой самореализации.


Исходя из специфики будущей профессиональной деятельности студентов психологов, практико - ориентированная среда вуза должна включать в себя различного рода тренинговые занятия в таких практических курсах, как педагогическая психология, социальная психология, психология развития и возрастная психология, клиническая психология, консультативная психология, психология общения, психосоматика, психология управления и др., в содержании которых обязательными будут ситуации, моделирующие профессиональную деятельность, в которых студенты могут освоить

практический инструментарий для работы - конкретные техники, приёмы работы, и получить адекватную обратную связь от преподавателя, направленную на оптимизацию получаемого студентом опыта, конструктивную критику и поддержку.

Социально - значимая деятельность в рамках обучения студентов - психологов может реализовываться в рамках различных волонтёрских движений, которых становится всё больше, участие в организации различного рода научно - практических конференций, семинаров, круглых столов и пр.

Кроме этого, учитывая значимость личности будущего психолога в его профессии, помимо участия в социально - значимой деятельности, обеспечения практико - ориентированной среды обучения актуальным будет проведение специализированного тренинга, который будет направлен на формирование и развитие указанных Т.В. Калининой структурных компонентов психологической готовности студентов психологов к профессиональной деятельности: мотивационного, рефлексивного и

ориентационного [34]. Длительность такого тренинга должна быть достаточной для эмоционального погружения и рефлексии, но и не слишком затянутой, поскольку ритм жизни современных студентов и учебная программа не всегда позволяет полноценно провести такие занятия.

Методы работы, которые позволят достичь поставленных целей, должны быть разнообразными, чтобы, в том числе, у студентов - психологов сформировалось представление о разнообразии практических подходов в их будущей профессии, а также для того, чтобы учесть индивидуальные особенности и интересы участников.

Итак, изучив разработанность проблемы по данной тебе, стоит отметить, что в своих работах авторы говорят о наличии сильной взаимообусловленности готовности к профессиональной деятельности и уровня самореализации студентов, где самореализации студентов-психологов в процессе обучения способствует развитию готовности к профессиональной 29