Файл: Педагогический институт факультет психологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 222

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
t-критерий Стьюдента.

2.2. Анализ и интерпретация полученных данных

В рамках реализации первой исследовательской задачи мы получили следующие результаты, характеризующие выраженность особенностей готовности к профессиональной деятельности в группе студентов - психологов (таблица 2.2.1).

Таблица 2.2.1

Выраженность компонентов профессиональной готовности в группе студентов - психологов; (ср.знач.)




Компоненты профессиональной готовности




Автономность

Информиров-ость

Принятие решений

Планирование

Эмоц-ое отношение

Ср.знач.

14,4

9,7

12

11

13,8




max.=20

max.=17

max.=20

max.=20

max.=21

Как видно из данных таблицы, наиболее высокие показатели были определены в данной группе испытуемых по шкале «автономность» (ср.знач.=14,4). Следовательно, можно сказать о том, что у испытуемых существует понимание целостности своей личности и стремление реализовать свои возможности в практической деятельности. Студентов, вошедших в группу с высокими показателями «эмоциональное отношение» (ср.знач.=13,8) и «принятие решений» (ср.знач.=12) можно охарактеризовать, как студентов с достаточно благоприятном аффективно - эмоциональном расположении к выбранной профессии, а также достаточным уровнем проницательности и предусмотрительности при выборе работы в профессии, учете всех возможных рисков и преимуществ.


Наименее выраженными показателями профессиональной готовности являются «планирование» (ср.знач.=11) и информированность (ср.знач.=9,7), что говорит о том, что студенты - психологи испытывают сложности с умением поставить конкретные цели, пути и средства их достижения на пути профессионального становления, а также со знанием специфики деятельности практического психолога, о соответствии собственной личности профессиональной деятельности.

Самореализацию мы изучали при помощи двух методик, которые позволили всесторонне оценить уровень самореализации студентов. Для оценки специфики самореализации субъекта был использован многомерный опросник самореализации личности, автором которого является С.И. Кудинов. В данной методике в первую очередь анализируется, достоверны ли полученные данные, проведя первичную обработку тестов, мы убедились, что данные достоверны и студенты отвечали на заданные вопросы искренне, добросовестно, открыто. Данные многомерного опросника самореализации личности С.И. Кудинова распределенные по уровням более подробно указаны в рисунке 2.2.1.



уровень самореализации личности

Рис.2.2.1 Показатели студентов - психологов с различным уровнем самореализации личности; (в %)

Исходя из представленной выше гистограммы, мы наблюдаем, что на выборке у наибольшего числа испытуемых, 17 (34%) человек, был

обнаружен адаптивный уровень самореализации, что говорит об их стремлении быть «как все», для них характерна умеренность во всем, данные испытуемые склонны отказываться от решения проблемы, если сталкиваются со значительными трудностями в каком - либо деле. Личностное, профессиональное и социальное совершенство не является для данных студентов архиважной целью и смыслом жизни. Однако данные студенты стремятся быть не хуже других и в чем - либо даже превосходить их, а также время от времени данные испытуемые стремятся развить в себе определённые качества, овладеть профессиональным мастерством и добиться уважения или признания в социуме.

10 испытуемых (20%) характеризуются гармоничным уровнем самореализации. Данные студенты не только отличаются хорошим и адекватным представлением о своих устремлениях, но и знают, как их реализовать. Для данных респондентов характерен оптимизм, здравый рационализм, гармоничное развитие, а также умение распределять собственные ресурсы. Данные студенты - психологи постоянно стремятся к личностному росту, профессиональному совершенству и социальному признанию.



В то же время для 10 человек (20%) от выборки характерен инертный уровень самореализации. Данные испытуемые, напротив, не склонны проявлять особой активности, чтобы изменить себя, расширить кругозор, интеллектуальные и личностные качества. Профессия, как и её получение, для данных студентов является вынужденной необходимостью, в силу чего они не склонны повышать своё мастерство и делают это лишь вынужденно. Эти студенты не стремятся проявлять себя в общественной жизни, группы, факультета, города и т.п., напротив, стремятся, избегать участия в массовых социально - значимых мероприятиях.

У 7 испытуемых (14%) был определён иррациональный уровень самореализации, который говорит о том, что данные испытуемые вообще не склонны проявлять инициативу и активность, как в деятельности, так и в самосовершенствовании. Указанные студенты - психологи не стремятся быть профессионально - компетентными, поскольку это для них сопряжено с трудностями и усилиями. Общественная деятельность для них малопривлекательна и не имеет смысла. Главным в жизни для них является отдых, приятное и весёлое времяпровождение, и развлечения, к чему они активно стремятся.

6 испытуемых (12%) обнаружили интенсивный уровень самореализации, что говорит о болезненной выраженности у них стремления к самовыражению. Данные студенты - психологи постоянно заняты мыслями о своём самосовершенствовании, о достижении самых высоких результатов в актуальных видах деятельности. Для данных студентов крайне важно быть в центре внимания других, а также занимать только ведущие позиции в коллективе.

Таким образом, можно сделать вывод, что в данной выборке студентов - психологов старших курсов наиболее представленными являются гармоничный и адаптивный уровни самореализации, а наименее иррациональный и интенсивный уровни.

Далее обратимся к более детальному рассмотрению особенностей самореализации студентов - психологов (табл. 2.2.2).

Таблица 2.2.2

Выраженность видов самореализации у студентов - психологов (в %)

Виды самореализации

Очень высокий уровень

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Очень низкий уровень

Личностная

14

20

38

24

2

Социальная

12

32

36

14

4

Деятельностная

12

30

48

16

4


В данной выборке студентов были выявлены респонденты с очень низким уровнем личностной (2%), социальной (4%) и деятельностной

самореализации (4%). Личностная самореализация в группе студентов - психологов выражена на среднем уровне у большинства респондентов (38%), (14%) с очень высоким уровнем, число испытуемых с высоким (20%) и низким (24%) уровнем личностной самореализации примерно одинаково.

Социальная самореализация выражена на высоком (32%) и среднем (36%) уровне в данной выборке испытуемых. Профессиональная самореализация выражена в данной группе на высоком (30%) и среднем уровне (48%).

В целом, можно сделать вывод, что в группе студентов - психологов наиболее выраженными являются профессиональная самореализация (у 12% - очень высокий уровень, у 30% - высокий) и социальная (у 12% - очень высокий уровень, у 32% - высокий), что говорит о значимости в данной студенческой выборке общественной деятельности и социальной активности, а также стремлении достичь значимых результатов в определённом виде деятельности (профессиональной, творческой, спортивной, учебной и пр.)

С целью реализации 3-й исследовательской задачи, а именно для выявления степени самореализации студентов в обучении, по таким её компонентам как: «личностная включенность в процесс обучения»; «реализация способностей в процессе обучения в вузе»; «социальная интегрированность в процессе вузовской подготовки» мы проанализировали средние числовые значения интегрального показателя самореализации с помощью «методики исследования самореализации в вузовском обучении» Е.Н. Шутенко и А.И. Шутенко (табл. 2.2.3).

Таблица 2.2.3

Распределение испытуемых по уровням выраженности
самореализации в обучении; (в %)


Шкала - личностная включенность

Шкала - реализация способностей

Шкала - социальная интегрированность

выс.ур.

ср.ур.

низ.ур.

выс.ур.

ср.ур.

низ.ур.

выс.ур.

ср.ур.

низ.ур.

10

14

76

6

38

56

12

24

64


Анализируя полученные данные, мы можем сказать, что высокий уровень личностной включенности в процесс обучения характерен для 5 (10%) респондентов, что отражает высокую мотивацию обучения испытуемых, интерес к учебе, желание идентифицироваться с преподавателями и вузовскими стандартами.

Средний уровень включенности характерен для 7 (14%) испытуемых. У этой группы студентов выражается тенденция к личностной ориентации на самоотдачу и всецелое посвящение себя учебе как главной и субъективно значимой деятельности.

Низкий уровень личностной включенности характерен для 38 (76%) испытуемых, что указывает на безучастность и внутреннюю отрешенность от обучения в вузе, формальное отношение к обучению.

Как отмечено респондентами, степень интенсивности труда, увлеченности учебной деятельность и занятости находится на среднем уровне. Показатели осмысленности и субъективной значимости обучения снижены. Таким образом, прилагая минимальное количество усилий в учебной деятельности, студент не сможет активно и успешно продвигаться к знаниям, умениям и компетенциям, т.е. получать успешный опыт самоизменения.

У 5 (10%) студентов от выборки был выявлен высокий уровень

реализации способностей в процессе обучения в вузе.

Для 19 респондентов (38%) свойственен средний уровень реализации способностей. В содержании данной шкалы в первую очередь отражается результативность обучения в вузе с точки зрения реализации личностных качеств обучаемого. Так, у данных студентов обучение в вузе рассматривается, прежде всего, как сфера наиболее полного и разностороннего раскрытия сильных сторон, внутреннего потенциала личности. И в этом плане обучение рассматривается как необходимая и субъективно ценная область приложения собственных усилий обучающихся, стремящихся к воплощению свое цели, мечты.

Низкий уровень реализации способностей характерен для 26 (52%) испытуемых, у данных студентов можно констатировать наличие препятствий (внутренних и внешних) на пути к полноценному самовыражению и проявлению своего «Я» в обучении. Эта личностная невостребованность и нереализованность может приводить к обесцениванию учебы и разочарованию процессом подготовки в выбранном вузе.

Высокий уровень социальной интегрированности в процессе вузовской подготовки характерен для 6 (12%) респондентов. А для 14 (28%)