Файл: Курсовая работа фио студента Группа, факультет Научный.docx
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 176
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2. прогностический (включает обработку проведенной диагностики, ее анализ и составление своеобразного прогноза относительно возникновения, либо не возникновения конфликтной ситуации);
3. этап планирования (комплекс необходимых мероприятий по предотвращению конфликта или конфликтной ситуации);
4. профилактический (собственно воплощение мероприятий и их анализ)
Также можно сказать, что предупреждение и профилактика конфликтов требует от человека напряжения собственных творческих сил, заставляет его становиться более наблюдательным, сообразительным, находчивым и ответственным. Это путь к личному творчеству и возможность помочь тому, кто находится рядом. Механизм предупреждения конфликта предполагает постоянство работы по самосовершенствованию личности, улучшению взаимодействия в рабочих группах и поиска оптимального решения.
Выводы по второй главе
Диагностика межличностных отношений является основой, подготовкой к предстоящей работе по коррекции и формированию межличностных отношений. И по тому необходимо верно подобрать инструментарий по диагностики.
Диагностика межличностных отношений подростков с нарушениями интеллекта имеют свою особенность в том плане, что стандартную диагностику к ним применить нельзя. Необходимо упрощать или подбирать заранее подведённые материалы под данную категорию детей. Могут возникнуть сложности, понимания задания и их осуществления к тому же подростки могут быть не честны в своих ответах.
Само формирование межличностных отношений у подростков должно быть под постоянным присмотром педагога. Уровень сформированности коллектива во многом определяет направленность работы педагога, его изобретательность, инициативность, понимание и знание подростков, активность и др.
Формирование межличностных отношений очень трудоёмкий процесс, который за раз не охватить, этот процесс занимает довольно много времени, который так же организовывается поэтапно.
Заключение
В отечественной психологии и социальной педагогике конфликт рассматривается как результат внутренних и внешних противоречий между обществом, микросредой и самим человеком. Это результат внутренних и внешних противоречий между потребностью в самоутверждении и возможностью ее удовлетворения, между самооценкой и оценкой группы, между требованиями группы и собственными установками и убеждениями.
Негативное психическое состояние – это целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов с преобладанием отрицательных эмоций, которые способны спровоцировать человека на деструктивные модели поведения в конфликтах.
Современная жизнь немыслима без ставших уже привычными стрессов, периодов апатии и нерешительности. К сожалению, каждое из этих состояний является возможной причиной того, что в очередном конфликте мы не добьемся желаемого в силу излишней эмоциональности или, напротив, безразличности к происходящему. Выходом из подобного замкнутого круга, на мой взгляд, является повышение осознанности своих действий в любых ситуациях, а также различные психотехники, направленные на снижение уровня напряженности и нервозности, что также способствует концентрации на текущих проблемах и способах их решения.
Конфликты играют существенную роль в формировании новых черт характера и в перестройке личности, а их решение представляет собой острую форму развития – происходит смена структуры личности подростка и формирование новых отношений. Конфликт переводит его участников на качественно новый уровень взаимодействия, который сопровождается ценностной переориентацией, осознанием и формированием личных и групповых интересов и изменением коммуникативной структуры.
Подводя итоги проведенного нами исследования, можно сказать что, было изучено понятие конфликта среди подростков, виды конфликтов и причины их возникновения, выявлены характерные черты старшего подросткового возраста, изучены формы и методы профилактики конфликтов среди подростков в общеобразовательных учреждениях. Под конфликтом в данной работе понимается наиболее острый, категоричный, эмоциональный способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями.
Подростковый возраст является особенно чувствительным к формированию ценностных ориентаций, поскольку способствует становлению мировоззрения и собственного отношения к окружающей действительности.
Поиск личной идентичности – центральная задача периода взросления. Конфликтным фактором в данном случае является трудность согласования собственных переживаний, переживаний окружающих и приспособления к общественным нормам.
Чтобы сделать менее острыми те трудности, которые испытывает сам подросток, а также его родители и образовательное учреждение, необходимо заранее знать, каковы могут быть проявления асоциальности в этом возрасте. Анализ причин отклонений в личностном развитии и поведении студентов позволяет наметить формы, методы и конкретные приемы воспитательной, а в рамках социальной педагогики и психологии профилактической и коррекционной деятельности.
Сообразуясь с ситуацией, учитывая индивидуально-психологические особенности участников конфликта, социальный педагог должен применять различные межличностные стили разрешения конфликтов, однако стратегия сотрудничества должна быть основной, так как именно она чаше всего делает конфликт функциональным.
Сотрудничество приводит к самым эффективным решениям при сохранении дружеских отношений. Основная цель работы социального педагога по проблеме профилактики конфликтов среди подростков в условиях Филиала Республиканского СРЦН «Глазовский ДДИ» – социально-педагогическое сопровождение учащихся.
Анкетирование с целью изучения проблемы конфликтов в доме - интернате, а также выявленные показатели уровня конфликтности среди подростков обосновали создание программы профилактики конфликтов.
Цель программы – развитие у подростков способности адекватного реагирования на конфликтные ситуации; демонстрация стиля сотрудничества как одного из основных элементов в разрешении конфликтов, выявление факторов эффективного общения, способствующих достижению взаимопонимания между участниками, позитивное утверждение личности подростка.
Разработанная программа включающей в себя: методы: групповые дискуссии, мини лекции, ролевые игры, игры на интенсивное физическое взаимодействие в парах и тройках, упражнения на отработку вербальных и невербальных средств коммуникации; приемы активного слушания, аргументации, позитивного отношения к партнеру должна привести к снижению уровня конфликтности среди подростков Филиала Республиканского СРЦН «Глазовский ДДИ».
Результаты проведенного исследования могут быть использованы педагогами - психологами дома - интерната с целью снижения уровня конфликтности подростков, что впоследствии приведет к оптимизации
Список использованной литературы
-
Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология: Схемы и тексты. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2018. – 208 с. -
Алмазов Б.Н. Психология проблемного детства. Пособие школьному психологу и педагогу. – Екатеринбург, 2018. – 249 с. -
Белякова И.В. и др. Психология умственно отсталых школьников. – М., 2020. – 160 с. -
Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников: Кн. для воспитателя. - М., 2018. - 72 с. -
Емельянова Е. В. Психологические проблемы современных подростков и их решение: Учебное пособие. - 2-е изд. - Москва :Генезис, 2018. - 375 с. -
Зак Г.Г. Развитие коммуникативных умений у детей с умеренной и глубокой умственной отсталостью в процессе социально-бытовой деятельности // Специальное образование. 2019. № 1. С. 30-35. -
Катаева А.А. Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Кн. для учителя. .––м.: «Бук-мастер», 2018.– 191 с. -
Колесникова Г. И. Основы специальной педагогики и специальной психологии: учеб. пособие для СПО / Г. И. Колесникова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 176 с. -
Коломинский Я.Л., Панько Е.А., Игумнов С.А. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция. – СПб.: Питер, 2021. – 480 с. -
Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. Учебное пособие. – М.: Издательство Московского университета, 2018. – 102 с. -
Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка. – 8-е изд. – СПб.: Питер, 2019. – 640 с. – (Серия «Мастера психологии»). -
Практикум по психологии умственно отсталого ребенка. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дефектология» / Сост. А.Д. Виноградова. – М.: Просвещение, 2021. – 144 с. -
Тихомирова Л.Ф. Макеева Т.В. Профессиональные компетенции специалистов в работе с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в инклюзивной образовательной среде. / Инновационные технологии российского и зарубежного образования: коллективная монография. Отв. ред. А.Ю. Нагорнова. – Ульяновск: Зебра, 2018. – 653 с. -
Чекина Л. Ф. Психология развития : учебное пособие для вузов. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2022. — 208 с. — ISBN 978-5-8114-9344-9. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/189528 (дата обращения: 21.12.2022). -
Шипицына Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. - 2-е изд., перераб. и дополн. - СПб.: Речь, 2019. - 477 с.
Приложение 1. Анкета для учителей.
Уважаемый респондент!
Данная анкета является социологическим исследованием, проводимым нами с целью изучения проблемы конфликтов среди подростков.
Инструкция к заполнению анкеты.
Прочтите вопросы и дайте ответы на них. Заранее благодарим Вас за участие в исследовании!
Укажите, пожалуйста, Ваш пол и возраст____________________________
Вопрос | Варианты ответов |
1. Какие конфликты, с Вашей точки зрения, чаще всего происходят в вашем доме - интернате? | А) конфликты между подростками и педагогами. Б) конфликты между подростками и администрацией интерната. В) конфликты между подростками. В) конфликты между педагогом и группой подростков. Г) конфликты между педагогом и родителями подростков. |
2. Случались ли у Вас конфликты с подростками в процессе вашей профессиональной деятельности? | А) часто. Б) иногда. В) никогда. |
3. Какое влияние оказывают конфликты с подростками на Вашу профессиональную деятельность и на Вас? | А) сильно влияют. Б) не влияют. В) никогда об этом не думал(а). Г) другое (указать). |
4. В случае конфликта с подростками вы обычно обращаетесь к: | А) педагогу. Б) родителям обучающихся. В) коллегам. Г) обучающимся. |
5. Что, по Вашему мнению, чаще всего приводит к конфликтам во взаимодействии педагог и подростков? | А) невыполнение обучающимся учебных заданий. Б) нарушения обучающимся правил поведения в ОУ. В) негативное отношение обучающихся к предмету. Г) негативное отношение обучающихся к Вам как к педагогу. Д) педагогические ошибки преподавателя; Е) другое (указать). |
6. При разрешении конфликта с обучающимися Вы: | А) опираетесь на личный опыт в разрешении конфликтов Б) консультируетесь с педагогом-психологом В) используете соответствующую литературу Г) проводите дополнительную диагностику личности подростков |
7. Чего Вам не хватает для разрешения любой конфликтной ситуации в вашем доме - интернате? | А) знаний о способах профилактики и разрешения конфликтов. Б) опыта предотвращения конфликтных ситуаций. В) знаний о возрастных особенностях подростков Г) знаний о личностных и индивидуальных качествах подростков Д) терпения. Е) другое (указать). |
8. Считаете ли вы необходимым создание условий в вашем доме - интернате для профилактики конфликтов среди подростков? | А) да. Б) нет. В) затрудняюсь ответить. |