Файл: Курсовая работа фио студента Группа, факультет Научный.docx
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 180
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Приложение 2. Методические материалы.
1. Методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки
Прочитывая или прослушивая зачитываемые утверждения, примеряйте, насколько они соответствуют вашему стилю поведения, вашему образу жизни, и отвечайте одним из возможных ответов: «да» и «нет».
-
Временами не могу справиться с желанием навредить кому-либо. -
Иногда могу посплетничать о людях, которых не люблю. -
Легко раздражаюсь, но легко и успокаиваюсь. -
Если меня не попросить по-хорошему, просьбу не выполню. -
Не всегда получаю то, что мне положено. -
Знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной. -
Если не одобряю поступки других людей, даю им это почувствовать. -
Если случается обмануть кого-либо, испытываю угрызения совести. -
Мне кажется, что я не способен ударить человека. -
Никогда не раздражаюсь настолько, чтобы разбрасывать вещи. -
Всегда снисходителен к чужим недостаткам. -
Когда установленное правило не нравится мне, хочется нарушить его. -
Другие почти всегда умеют использовать благоприятные обстоятельства. -
Меня настораживают люди, которые относятся ко мне более дружелюбно, чем я этого ожидаю. -
Часто бываю не согласен с людьми. -
Иногда на ум приходят мысли, которых я стыжусь. -
Если кто-нибудь ударит меня, я не отвечу ему тем же. -
В раздражении хлопаю дверьми. -
Я более раздражителен, чем кажется со стороны. -
Если кто-то корчит из себя начальника, я поступаю ему наперекор. -
Меня немного огорчает моя судьба. -
Думаю, что многие люди не любят меня. -
Не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной. -
Увиливающие от работы должны испытывать чувство вины. -
Кто оскорбляет меня или мою семью, напрашивается на драку. -
Я не способен на грубые шутки. -
Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются. -
Когда люди строят из себя начальников, я делаю все чтобы они не зазнавались. -
Почти каждую неделю вижу кого-нибудь из тех, кто мне не нравится. -
Довольно многие завидуют мне. -
Требую, чтобы люди уважали мои права. -
Меня огорчает, что я мало делаю для своих родителей. -
Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их щелкнули по носу. -
От злости иногда бываю мрачным. -
Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не огорчаюсь. -
Если кто-то пытается вывести меня из себя, я не обращаю на него внимания. -
Хотя я и не показываю этого, иногда меня гложет зависть. -
Иногда мне кажется, что надо мной смеются. -
Даже если злюсь, не прибегаю к сильным выражениям. -
Хочется, чтобы мои грехи были прощены. -
Редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня. -
Обижаюсь, когда иногда получается не по-моему. -
Иногда люди раздражают меня своим присутствием. -
Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел. -
Мой принцип: «Никогда не доверять чужакам». -
Если кто-то раздражает меня, готов сказать ему все, что о нем думаю. -
Делаю много такого, о чем впоследствии сожалею. -
Если разозлюсь, могу ударить кого-нибудь. -
С десяти лет у меня не было вспышек гнева. -
Часто чувствую себя, как пороховая бочка, готовая взорваться. -
Если бы знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко ладить. -
Всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня. -
Когда кричат на меня, кричу в ответ. -
Неудачи огорчают меня. -
Дерусь не реже и не чаще других. -
Могу вспомнить случаи, когда был настолько зол, что хватал первую попавшуюся под руку вещь и ломал ее. -
Иногда чувствую, что готов первым начать драку. -
Иногда чувствую, что жизнь со мной поступает несправедливо. -
Раньше думал, что большинство людей говорит правду, но теперь этому не верю. -
Ругаюсь только от злости. -
Когда поступаю неправильно, меня мучает совесть. -
Если для защиты своих прав нужно применить физическую силу, я применяю ее. -
Иногда выражаю свой гнев тем, что стучу по столу. -
Бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся. -
У меня нет врагов, которые хотели бы мне навредить. -
Не умею поставить человека на место, даже если он этого заслуживает. -
Часто думаю, что живу неправильно. -
Знаю людей, которые способны довести меня до драки. -
Не огорчаюсь из-за мелочей. -
Мне редко приходит в голову мысль о том, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня. -
Часто просто угрожаю людям, не собираясь приводить угрозы в исполнение. -
В последнее время я стал занудой. -
В споре часто повышаю голос. -
Стараюсь скрывать плохое отношение к людям. -
Лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить.
Ключ для обработки результатов испытания по опроснику:
-
«1». физическая агрессия (к=11): 1+, 9-, 17-, 25+, 33+, 41+, 48+, 55+, 62+, 68+. -
«2». вербальная агрессия (к=8): 7+, 15+, 23+, 31+, 39-, 46+, 53+, 60+, 66-, 71+, 73+, 74-, 75-. -
«3». косвенная агрессия (к=13): 2+, 10+, 18+, 26-, 34+, 42+, 49-, 56+, 63+. -
«4». негативизм (к=20): 4+, 12+, 20+, 28+, 36-. -
«5». раздражение (к=9): 3+, 11-, 19+, 27+, 35-, 43+, 50+, 57+, 64+, 69-, 72+. -
«6». подозрительность (к=11): 6+, 14+, 22+, 30+, 38+, 45+, 52+, 59+, 65-, 70-. -
«7». обида (к=13): 5+, 13+, 21+, 29+, 37+, 44+, 51+, 58+. -
«8». чувство вины (к=11): 8+, 16+, 24+, 32+, 40+, 47+, 54+, 61+, 67+.
Номера вопросов со знаком «–» требуют и регистрации ответа с противоположным знаком: если был ответ «да», то мы его регистрируем как ответ «нет», если был ответ «нет», регистрируем как ответ «да».
Сумма баллов, умноженная на коэффициент, указанный в скобках при каждом параметре агрессивности, позволяет получить удобные для сопоставления – нормированные – показатели, характеризующие индивидуальные и групповые результаты (нулевые значения не просчитываются).
Суммарные показатели: («1» + «2» + «3») : 3 = ИА – индекс агрессивности;
Суммарные показатели: («6» + «7») : 2 = ИВ – индекс враждебности.
А. Басс и А. Дарки предложили опросник для выявления важных, по их мнению, показателей и форм агрессии:
-
Использование физической силы против другого лица – физическая агрессия. -
Выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных обращений к другим лицам (угроза, проклятия, ругань) – вербальная агрессия. -
Использование окольным путем направленных против других лиц сплетен, шуток и проявление ненаправленных, неупорядоченных, взрывов ярости (в крике, топаний ногами и т.п.) – косвенная агрессия. -
Оппозиционная форма поведения, направленная обычно против авторитета и руководства, которая может нарастать от пассивного сопротивления до активных действий против требований, правил, законов – негативизм. -
Склонность к раздражению, готовность при малейшем возбуждении излиться во вспыльчивости, резкости, грубости – раздражение. -
Склонность к недоверию и осторожному отношению к людям, проистекающим из убеждения, что окружающие намерены причинить вред – подозрительность. -
Проявления зависти и ненависти к окружающим, обусловленные чувством гнева, недовольства кем-то именно или всем миром за действительные или мнимые страдания – обида. -
Отношение и действия по отношению к себе и окружающим, проистекающие из возможного убеждения самого обследуемого в том, что он является плохим человеком, поступает нехорошо: вредно, злобно или бессовестно – аутоагрессия, или чувство вины
Методика «Q-сортировки», созданная В. Стефансоном
Цель. Изучение представлений испытуемого о себе. Может быть также использована для определения «идеальною Я» индивида или его представлений о том, каким его видят другие. Данные параметры могут быть исследованы на основании анализа шести тенденций поведения человека в группе: зависимость, независимость, общительность, необщительность, принятие борьбы и уклонение от борьбы.
Порядок исследования. Текст методики состоит из 60 высказываний и может быть предъявлен испытуемому в виде списка или на отдельных карточках. Испытуемому предлагается ознакомиться с утверждением и ответить «да», если оно соответствует его представлению о себе, или «нет», если оно противоречит его представлению. В исключительных случаях разрешается ответить «сомневаюсь». Ответы фиксируются в регистрационном бланке. В случае использования карточек испытуемый раскладывает их в зависимости от ответа на три группы
Инструкция. «Вашему вниманию предлагается 60 утверждений, касающихся поведения человека в группе. Прочтите последовательно каждое из них и ответьте «да», если оно соответствует вашему представлению о себе, или «нет», если не соответствует ему».
Текст методики
1. Я критичен к товарищам.
2. У меня возникает тревога, когда в группе начинается конфликт.
3. Я склонен следовать советам лидера.
4. Я не склонен создавать слишком близкие отношения с товарищами.
5. Мне нравится дружественность в группе.
6. Я склонен противоречить лидеру.
7. Испытываю симпатию к одному-двум определенным товарищам.
8. Избегаю встреч и собраний в группе.
9. Мне нравится похвала лидера.
10. Я независим в суждениях и манере поведения.
11. Я готов встать на чью-либо сторону в споре.
12. Я склонен руководить товарищами.
13. Радуюсь общению с одним-двумя друзьями.
14. При появлении враждебности со стороны членов группы я внешне спокоен.
15. Я склонен поддерживать настроение всей группы.
16. Не придаю значения личным качествам членов группы.
17. Я склонен отвлекать группу от ее целей.
18. Испытываю удовлетворение, противопоставляя себя лидеру.
19. Хотел бы сблизиться с некоторыми членами группы.
20. Предпочитаю оставаться нейтральным в споре.
21. Мне нравится, когда лидер активен и хорошо руководит.
22. Предпочитаю хладнокровно обсуждать разногласия.
23. Я недостаточно сдержан в выражении чувств.
24. Стремлюсь сплотить вокруг себя единомышленников.
25. Недоволен слишком формальным (деловым) отношением.
26. Когда меня обвиняют, я теряюсь и молчу.
27. Предпочитаю соглашаться с основными направлениями в группе.
28. Я привязан к группе в целом больше, чем к определенным товарищам.
29. Я склонен затягивать и обострять спор.
30. Стремлюсь быть в центре внимания.
31. Я хотел бы быть членом более узкой группы.
32. Я склонен к компромиссам.
33. Испытываю внутреннее беспокойство, когда лидер поступает вопреки моим ожиданиям.
34. Болезненно отношусь к замечаниям друзей.
35. Могу быть коварным и вкрадчивым.
36. Я склонен принять на себя руководство в группе.
37. Я откровенен в группе.
38. У меня возникает нервное беспокойство во время группового разногласия.
39. Предпочитаю, чтобы лидер брал на себя ответственность при планировании работ.
40. Я не склонен отвечать на проявления дружелюбия.
41. Я склонен сердиться на товарищей.
42. Я пытаюсь вести других против лидера.
43. Легко нахожу знакомства за пределами группы.
44. Стараюсь избегать быть втянутым в спор.
45. Легко соглашаюсь с предложениями других членов группы.
46. Оказываю сопротивление образованию группировок к группе.
47. Когда раздражен, я насмешлив и ироничен.
48. У меня возникает неприязнь к тем, кто пытается выделиться.
49. Предпочитаю меньшую, но более интимную группу.
50. Пытаюсь не показывать свои истинные чувства.
51. Становлюсь на сторону лидера в групповых разногласиях.
52. Я инициативен в установлении контактов в общении.
53. Избегаю критиковать товарищей.
54. Предпочитаю обращаться к лидеру чаще, чем к другим.
55. Мне не нравится, что отношения в группе слишком фамильярны.
56. Люблю затевать споры.
57. Стремлюсь удержать свое высокое положение в группе.
58. Я склонен вмешиваться в контакты знакомых и нарушать их.
59. Я склонен к перепалкам, задиристый.
60. Я склонен выражать недовольство лидером.
Обработка данных и интерпретация результатов
Ключ
I. II. III. IV. V. VI. | Зависимость Независимость Общительность Необщительность Принятие «борьбы» Избегание «борьбы» | 3, 9, 15, 21, 27, 33, 39, 45, 51, 54 6, 12, 18, 24, 30, 36, 42, 48, 57, 60 5, 7, 13, 19, 25, 31, 37, 43, 49, 52 4, 10, 16, 22, 28, 34, 40, 46, 55, 58 1, 11, 17, 23, 29, 35, 41, 47, 56, 59 2, 8, 14, 20, 26, 32, 38, 44, 50, 53 |
Ответы испытуемого, согласно ключу, распределяются по шести тенденциям. Подсчитывается частота проявления каждой из тенденций. Причем количество ответов «да» по одной из тенденций суммируется с количеством ответов «нет» по полярной тенденции в сопряженной паре. Например, количество положительных ответов по шкале «зависимость» складывается с количеством отрицательных ответов по шкале «независимость».
Тест Томаса-Килмена, предназначенный для определения наиболее характерного для человека стиля разрешения конфликтов
С помощью методики К.Н. Томаса (1973), американского социального психолога, определяются типические способы реагирования на конфликтные ситуации. Можно выявить, насколько воспитатель склонен к соперничеству и сотрудничеству в коллективе, стремится к компромиссам, избегает конфликтов, или, наоборот, старается обострить их, а также оценить адаптации каждого члена коллектива к совместной педагогической деятельности.
1. а) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса; 6) Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы согласны.
2. а) Я стараюсь найти компромиссное решение; б) Я пытаюсь уладить его с учетом всех интересов другого человека и моих собственных.
3. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего; б) Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.
4. а) Я стараюсь найти компромиссное решение.
б) Я стараюсь не задеть чувств .другого человека.
5. а) Улаживая спорную ситуацию, я все время пытаюсь найти поддержку , у другого; б) Я стараюсь делать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.