Файл: Учебнометодическое пособие томск 2010 ббк 74. 37 С 32.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 360

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования
«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Сергеева А. И.

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ: ТЕХНОЛОГИЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ МОТОРНЫХ ФУНКЦИЙ



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ТОМСК 2010




ББК 74. 37

С 32

Рекомендовано к печати учебно-методическим советом Томского государственного педагогического университета


С 32 Сергеева, А. И. Логопедические технологии: технология обследования моторных функций : учебно-методическое пособие / А. И. Сергеева ; ГОУ ВПО «Томский государст- венный педагогический университет». – Томск : Изд-во ТГПУ, 2010. 60 с.

Данное издание содержит материалы, обеспечивающие учебно-методическое сопровождение курса «Технология обсле- дования моторных функций» для специальности «Логопедия».

Предназначено для студентов и преподавателей вузов.

Рецензенты:

Л.А.Беляева, канд. пед. наук, зав. кафедрой общей педагогики и психологии Томского государственного университета

В.И.Морозова, директор Филиала Российского государственного социального университета в Томске


© Томский государственный педагогический университет, 2010


2
© Сергеева А. И., 2010






СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ 4

ТЕМА 1. ОБСЛЕДОВАНИЕ МОТОРНЫХ ФУНКЦИЙ КАК ЧАСТЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

ОБСЛЕДОВАНИЯ, НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ И ПРИНЦИПЫ 5

    1. Обследование моторных функций

как
часть психолого-педагогического обследования,

его научное обоснование 5

    1. Принципы обследования

моторных функций и речи 11

ТЕМА 2. МАТЕРИАЛЫ, НЕОБХОДИМЫЕ

ДЛЯ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБСЛЕДОВАНИЯ

МОТОРНОЙ СФЕРЫ 14

    1. Возрастные особенности развития

общей моторики в раннем и дошкольном возрасте 14

    1. Особенности развития тонкой моторики рук 20

    2. Праксис и виды апраксии (Нейропсихологический аспект проблемы

развития моторной сферы и её нарушений) 22

ТЕМА 3. ОБСЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ПРОИЗВОЛЬНОЙ МОТОРИКИ:

МИМИЧЕСКОЙ И РЕЧЕВОЙ 30

    1. Обследование произвольной мимической моторики 30

    2. Обследование речевой моторики 32

ТЕМА 4. ПРОЦЕДУРА ОБСЛЕДОВАНИЯ СОСТОЯНИЯ ОБЩЕЙ ПРОИЗВОЛЬНОЙ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 34

    1. Обследование произвольной общей моторики 34

    2. Обследование мелкой моторики

и действия с предметами 37

ЛИТЕРАТУРА 44

КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ПОНЯТИЙ И ТЕРМИНОВ 45

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 46

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 56

Предисловие



Учебно-методическое пособие адресовано студентам заоч- ной формы обучения по специальности «Логопедия», изучаю- щих дисциплину «Технология обследования моторных функ- ций», а также преподавателям педагогических вузов.

Целью издания является развитие педагогической компетент- ности как у студентов, будущих учителей–логопедов, так у тех, кто осуществляет профессиональную деятельность в этой области.

Пособие содержит материалы лекций по учебной дисциплине

«Технология обследования моторных функций», в которых рас- сматриваются принципы комплексного педагогического обследо- вания детей, подробно представлены разделы обследования мо- торной сферы как важной части логопедического обследования, так как развитие моторики и речи имеет тесную связь в онтогенезе. В материалы курса лекции включены возрастные особенно-

сти развития общей моторики и тонких движений пальцев рук, мимической и артикуляционной моторики. В пособии представ- лен современный нейропсихологический подход: дано понятие о праксисе, разных видах апраксии, которые имеют прямое отно- шение к тяжелым нарушениям речи.

Изучение этих разделов позволит повысить точность в поста- новке логопедического заключения, на основании которого возможно адекватно планировать программу коррекционно- педагогической
работы с детьми специалисту.

Содержание пособия отражает требования Государственно- го стандарта по специальности «Логопедия», материал настоя- щего пособия структурирован в соответствии с существующей программой учебной дисциплины «Технология обследования моторных функций».

Пособие может быть использовано как преподавателями на за- нятиях, так и студентами при подготовке к зачетам и экзаменам.

Материал, представленный в данном пособии, основан на учебных и авторских монографиях, посвященных проблеме комплексной диагностики речи и неречевых функций у детей в норме и с нарушениями речи.

Допуская наличие возможных неточностей в приведенном ма- териале, а также полноты иллюстрирования некоторых разделов, автор рассматривает любые замечания и предложения в свой адрес.

ТЕМА 1. ОБСЛЕДОВАНИЕ МОТОРНЫХ ФУНКЦИЙ КАК ЧАСТЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ, НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ И ПРИНЦИПЫ

План

    1. Обследование моторных функций как часть психолого- педагогического обследования, его научное обоснование.

    2. Принципы обследования моторных функций и речи.




    1. Обследование моторных функций как часть психолого- педагогического обследования, его научное обоснование

В современной коррекционной педагогике в настоящее вре- мя при обследовании ребенка современным и актуальным явля- ется комплексный подход. Для адекватного планирования про- граммы логопедической и лечебной
работы и определения её эффективности необходимо комплексное обследование, которое предполагает согласованную работу различных специалистов. Обследование включает психолого-педагогическое и логопедиче- ское изучение ребенка, а также анализ результатов медицинского обследования. Врач определяет соматическое, неврологическое и психическое состояние ребенка, Учитель–логопед и педагог– психолог обследует состояние его речи, особенности личности, моторику. Прежде чем логопед приступит к обследованию, он должен тщательно изучить медицинскую и психолого- педагогическую документацию. Эта документация может содер- жать данные о состоянии интеллекта, слуха, зрения (заключения специалистов: психоневролога, отоларинголога, офтальмолога и др.). Кроме этого, документация может включать характери- стики, составленные воспитателем, учителем, психологом и дру- гими специалистами. Комплексное обследование обычно состоит из трех этапов: 1) сбор анамнестических данных; 2) обследование состояния общей моторики и тонких движений пальцев рук, ми- мической и артикуляционной моторики; 3) изучение личност- ных особенностей ребенка.

В данном пособии подробно освещен второй этап обследования, первый и второй этап обследования изучается дисциплиной

«Технология обследования речи». Перейдем непосредственно
к проблеме обследования моторных функций. Моторика – сово- купность двигательных реакций, умений, навыков и сложных двигательных действий, свойственных человеку.

Объектом обследования моторных функций является состоя- ние произвольной двигательной сферы. Предметом – различные приемы и методы обследования моторной сферы. К задачам об- следования