Файл: Учебнометодическое пособие томск 2010 ббк 74. 37 С 32.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 363

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
бросать шарик друг другу»;

«Посмотри, что у меня еще есть! Посмотри, что плавает в ведер- ке. Хочешь поиграть с этими игрушками? Достань их этим сач- ком»; «Пока игрушки высохнут, давай достанем вон ту тележку. Попробуй палочкой достать тележку, не сходя с этого места»;

«Теперь можешь покатать рыбку, утенка и шарик на тележке».

Ход выполнения задания. Педагог предлагает ребенку поиг- рать. Сначала педагог просит ребенка достать шарик, подвешен- ный над его головой. Далее педагог и ребенок бросают шарик друг другу. Затем педагог показывает ребенку ведерко с плаваю- щими предметами, дает ему сачок и предлагает достать игрушки из воды. Пока мокрые игрушки сохнут, педагог дает ребенку па- лочку с кольцом на конце и просит достать тележку, не сходя с места. Далее ребенок катает игрушки в теленке.

Задание5.«Строимизкубиковикирпичиков»

Цель: выяснить возможности детей в выполнении заданий со строительным материалом (башня; высокий и низкий забор; по показу простейшие постройки – стол, стул, диван, кровать; пе- рекрытия скамейка, ворота, домик).

Оборудование: строительный материал (кубики, кирпичики).

Инструкция: «Посмотрите, что есть у меня. Это кубики и кирпичики. Давайте из них сделаем постройки. Сначала будем строить высокий забор.
Вот так надо строить. Теперь вы стройте»; «Построим низ- кий забор (стол, стул, диван, кровать; скамейку, ворота, домик)».

Ход выполнения задания. Педагог показывает детям детали строительного материала и предлагает построить из них разные пред меты по его показу.

Примечание. Выполнение предлагаемых педагогом постро- ек осуществляется на трех-четырех занятиях.

    1. Обследование навыков и умений, связанных с музы- кальной культурой


Задание1.«Послушаемпесенки»

Цель: изучить возможности детей слушать песни и народные мелодии, подпевать повторяющиеся слова.

Инструкция: «Дети, посмотрите, какая кукла пришла к нам в гости. Это Таня. Таня любит слушать веселую музыку, плясо- вую. Кукла посидит, послушает. И вы посидите, послушайте. Та- ня будет внимательно слушать. И вы слушайте внимательно»;

«Кукле музыка очень понравилась. А вам понравилась? Музыка веселая, радостная, задорная, громкая, плясовая. Кукла захотела поплясать. Я еще буду играть, а вы кукле в ладошки похлопай- те»; «Теперь я вам песенку спою. Буду петь тонким, высоким, звонким голосом»; «А где ваши ладошки? Вот они. Теперь сюите со мной песенку о ладошках».

Ход выполнения задания. Педагог знакомит детей с куклой, которая любит слушать музыку. Предлагает вместе с ней послу- шать музыку (например, «Ах вы, сени, мои сени...»). Затем педа- гог поет песенку примеру, «Ладушки, ладушки»), просит детей подпевать повторяющиеся слова («Да а а»), при протяж- ном произнесении конца фразы дети кладут руки на колени.

Педагогом отмечается у детей проявление интереса, эмоцио- нального отношения к персонажу песни; слушают внимательно или невнимательно, выслушивание до конца исполнения и т. д.

Задание2.«Ходим-бегаемподмузыку»

Цель: выяснить возможности детей в выполнении действий ходьбы и бега под музыку.

Инструкция: «Дети, идите ко мне. Посмотрите, как я умею маршировать. Теперь вы попробуйте маршировать. Ножки под- нимайте повыше. Сейчас будет звучать красивая, маршевая му- зыка. А вы маршируйте вместе с музыкой»; «Звучала музыка
громкая, веселая, маршевая. Вы маршировали под эту музыку. Теперь музыка будет звучать громко, весело, легко. А вы побегай-

те. Вот так, на носочках»; «Хорошо побегали. Теперь я опять буду играть маршевую музыку, вы маршируйте».

Ход выполнения задания. Педагог показывает детям, как на- до маршировать под музыку, а затем предлагает походить им са- мим (вместе с воспитателем). После этого педагог знакомит детей с двумя разными (контрастными) частями музыки (пьеса Е. Тили- чеевой «Ходим-бегаем») и предлагает маршировать и бегать в соответствии с ними (части чередуются три раза).

Выясняется, есть ли у детей представление о начале, оконча- нии музыки; ощущение смены двух контрастных частей и т. д.

Задание3.«Тихогромко»

Цель: выяснить возможности детей в различении силы звука. Инструкция: «Сейчас мы с вами поиграем. А играть будут ладошки. Когда музыка будет громко звучать, хлопайте в ладош-

ки громко.

А тихо буду играть, ладошки должны тихо хлопать».

Ход выполнения задания. Педагог предлагает детям поиграть с ладошками. Объясняет, что во время звучания громкой музыки ладошки хлопают громко, а при звучании тихой музыки тихо.

Задание4.«Собакаищенок»

Цель: выяснить возможности детей в различении высоты звука.

Инструкция: «Посмотрите, кто к вам пришел. Это собачка и щенок. Послушайте, как они лают. Вот лает большая собака. А щенок лает тоненьким голосочком. Вот так»; «А теперь собака и щенок спрячутся за ширму. А вы отгадайте, кто будет лаять».

Ход
выполнения задания. Педагог показывает детям игру- шечных собачку и щенка. Демонстрирует, каким голоском лает собачка, каким щенок. Затем поочередно прячет игрушки за ширму и предлагает детям отгадать, кто лает.

Задание5.«Отгадай,чтозвучит»

Цель: определить возможности детей в различении звуков по тембру.

Оборудование: 2 разные по тембру музыкальные игрушки (бубен, гармошка).

Инструкция: «Хочу познакомить вас с куклой Катей. Она лю- бит играть на разных инструментах. Это бубен, а вот гармошка.
Послушайте, как они звучат»; «Кукла спряталась за ширму. А те- перь отгадайте, на чем будет играть Катя»; «Какой инструмент звучал?»

Ход выполнения задания. Педагог знакомит детей с куклой, которая играет на разных инструментах. Дети слушают, как зву- чит та или иная музыкальная игрушка. Затем педагог прячет иг- рушки за ширму. Дети отгадывают, какой инструмент звучит.

Задание 6. «Пляшемвместе»

Цель: выяснить возможности детей в выполнении некоторых плясовых движений, передаче игровых действий.

Инструкция: «Давайте танцевать вместе с куклой. Делайте так, как я»; «А теперь поиграем в игру «Зайчики и лиса». Вы бу- дете зайчиками, а я лисой. Зайчики будут делать то, о чем в пе- сенке поется».

Ход выполнения задания. Педагог предлагает детям попля- сать вместе с куклой. Дети выполняют несложные танцевальные движения (хлопки, покачивания, переступание с ноги на ногу, полуприседания, поворот кистей рук, помахивания рукой) по показу воспитателя. За тем педагог предлагает поиграть в иг- ру «Зайчики и лиса» («Птички» и др.). По ходу игры дети пере- дают по показу педагога несложные игровые действия (зайчики прыгают, греют лапки, прячутся от лисы; птички летают и т. п.), изображая зайчиков (птичек или др. персонажей) в соответствии с музыкой,
словами песенки.
Приложение2
Процедура обследования произвольных движений у детей дошкольного возраста с заиканием

(Л. И. Белякова, Е. А. Дьякова)
Статическая координация

Определяется возможность удержания заданной позы:

    • стоять попеременно то на правой, то на левой ноге. Отмеча- ется: удержание позы; неудержание при резком балансиро- вании, подогну тая нога касается пола; не удается сохранить позу, схождение с места;

    • стоять на «цыпочках». Отмечается: удержание позы, схожде- ние с места; балансирование резко выражено; опускание на стопу, частое схождение.

Динамическая координация

Определяется возможность прыгать попеременно то на пра- вой, то на левой ноге (руки на бедрах). Отмечается: свободно ли прыгает на одной ноге или касается пола другой ногой; общее мышечное напряжение; сильные взмахи руками; не удается пры- гать на одной ноге.

Определяется возможность прыгать с места через веревку, которая находится на расстоянии 20 см от пола. Отмечается: прыжок производится легко и свободно; прыжок неловкий, не удается от толкнуться двумя ногами; прыжок не удается.

Одновременность движений

Определяется возможность выполнения движений двумя ру- ка ми одновременно. Справа и слева по бокам спичечной короб- ки располагают по 10 спичек с каждой стороны (на расстоянии, равном длине спички), ребенку предлагают уложить спички в коробку, взяв одновременно обеими руками с каждой стороны по спичке и одновременно положить их в коробку. Отмечается: одновременные движения обеими руками удаются, спички бе- рутся и кладутся одновременно; движения не всегда одновремен- ные; одно временные движения не удаются.