Файл: Учебнометодическое пособие томск 2010 ббк 74. 37 С 32.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 365

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
относятся выявление состояния произвольной общей, тонкой, мимической и речевой моторики у детей с рече- выми нарушениями.

Необходимо рассмотреть научное обоснование обследования моторной сферы как одной из важных составляющих комплексно- го педагогического обследования детей с речевыми проблемами.

Речь – это деятельность, которая осуществляется при согла- сованном функционировании головного мозга и других отделов нервной системы. В осуществлении речевой функции принима- ют участие слуховой, зрительный, двигательный и кинестетиче- ский анализаторы.

Для правильного произнесения звука ребенку требуется вос- произвести артикуляторный уклад, состоящий из сложного ком- плекса движений, при этом артикуляция, фонация и дыхание должны быть достаточно скоординированы в своей работе, а речедвижения соотнесены с соответствующими слуховыми ощущениями. Для того чтобы ребенок понял значение слова, не- обходимо слияние между собой слуховых, зрительных и ося- зательных ощущений в единый образ предмета. И. М. Сеченов отмечал, что всякое ощущение по природе смешанное, к нему обязательно примешивается мышечное ощущение, которое явля- ется более сильным по сравнению с другими.

Физиологи придавали большое значение мышечным ощу- щениям, возникающим при артикуляции. Так, И. П. Павлов отмечал, что речь – это, прежде всего, мышечные ощущения, ко- торые идут от речевых органов в кору головного мозга. Развитие звукопроизношения связано с совершенствованием работы пери- ферического речевого аппарата. У здорового ребенка овладение звуковой системой языка происходит, одновременно с развитием общей моторики и дифференцированных движений рук. М. М. Кольцова экспериментально доказала, что при тренировке
тонких движений пальцев рук речь не только развивается более
интенсивно, но и ока-зывается более совершенной. Взаимосвязь меж- ду развитием речи и формированием общей, мелкой и арти- куляционной моторики подчеркивается многими исследователями.

Таким образом, развитие двигательного аппарата является фак- тором, стимулирующим развитие речи, и ему принадлежит веду- щая роль в формировании нервно-психических процессов у детей.

Н. А. Бернштейн разработал теорию организации движений и отнес речь к высшему уровню организации движений. Берн- штейном определены этапы выполнения произвольного движе- ния, которые необходимо учитывать при коррекционной работе с различными формами речевой патологии, характеризующейся нарушением про-извольных моторных актов.

На начальном этапе осуществляется восприятие и оценка си- туации самим индивидом, включенным в данную ситуацию.

На втором этапе намечается двигательная задача и образ того, что должно быть. Двигательная задача постепенно услож- няется. По ходу выполнения движения ЦНС осуществляет кор- рекцию с тем, чтобы поставленная двигательная задача и модель (эталон) будущего движения совпали.

На третьем этапе происходит программирование решения определившейся задачи, то есть индивид сам намечает цель и со- держание движения и адекватные средства, с помощью которых он может решить двигательную задачу.

На четвертом этапе осуществляется фактическое выполне- ние движений: человек преодолевает все избыточные степени движения, превращает его в управляемую систему и выполняет

нужное целенаправленное движение.

Это возможно в том случае, если индивид овладел координаци- ей движений. Нарушение одного из компонентов координации (точность, соразмерность, плавность) ведет к нарушению движения. Координация движений развивается постепенно на основе опыта и упражнений, поскольку это сложный сенсомоторный акт, начинающийся с афферентного потока и кончающийся

адекватным центральным ответом.

Л. В. Фомина обследовала детей в различных детских учреж- дениях и обнаружила, что уровень развития речи всегда нахо- дится в прямой зависимости от степени развития тонких движе- ний пальцев рук.
Невропатолог и психиатр В. М. Бехтерев писал, что функция движения руки всегда тесно связана с функцией речи, и разви- тие первой способствует развитию второй. М. М. Кольцовой с со- трудниками Научно-исследовательского института физиологии детей и подростков АНМ СССР установлено:

  • около трети всей площади двигательной проекции головного мозга занимает проекция кисти руки, которая расположена рядом с проекцией речевой моторной зоны;

  • работа над движениями пальцев рук действительно стиму- лирует созревание центральной нервной системы, что про- является, в частности, в ускорении развития речи ребенка.

Высказывание И. П. Павлова о том, что «речь – это, прежде всего, мышечные ощущения, которые идут от речевых органов в кору головного мозга», подтверждается многими исследовате- лями детской речи. Поэтому при изучении проблемы, как стиму- лировать развитие речи ребенка, возникла мысль об использова- нии мышечных ощущений от речевого аппарата. Посмотрев

«карту» головного мозга, мы видим,
что двигательная речевая об- ласть расположена рядом с двигательной областью, а площадь двигательной проекции занимает проекция кисти руки, располо- женная очень близко от речевой моторной зоны. Величина проек- ции кисти и ее близость к моторной речевой зоне навели многих ученых на мысль о том, что тренировка тонких движений пальцев рук окажет большое влияние на развитие активной речи ребенка. В невропатологии и дефектологии уже давно имелись на- блюдения, говорившие о тесной связи речевой функции и двига- тельной функции руки. Так, было известно, что при травме или кровоизлиянии в речевой моторной области в левом полуша- рии у человека утрачивается не только речь, но и тонкие движе- ния пальцев правой руки, даже когда сама область двигательной

проекции пальцев не затронута.

Двигательный анализатор человека достигает очень высоко- го совершенства: человеку доступны такие тонкие и точные дви- гательные акты, как письмо, рисование, игра на музыкальных инструментах, речь и так далее, требующие дифференцирован- ных реакций многих мышечных групп. Структурные и функ- циональные особенности двигательного анализатора, заключаю- щиеся в том, что он имеет чрезвычайно богатые связи со всеми
структурами центральной нервной системы и принимает уча- стие в их деятельности, дают повод предполагать особое значе- ние двигательного анализатора в
развитии деятельности мозга.

Тонкая моторика – это двигательная деятельность, которая обуславливается скоординированной работой мелких мышц ру- ки и глаза. Ее необходимо осваивать, так как навыки тонкой моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифи- цировать окружающие его вещи и, тем самым, позволяют ему лучше познать мир, в котором он живет. Навыки тонкой мотори- ки помогают ребенку самостоятельно обслуживать себя, выражать себя через творчество – игру, пластику, способствуют повыше- нию самооценки ребенка. Они облегчают ему участие в играх и (в школьном возрасте) в работе, то есть дают возможность при- обрести социальный опыт.

Артикуляция звуков речи, так называемая «моторная речь», заключается в координации движений языка, губ, ротовой полос- ти, гортани, дыхательных движений. Дви-гательная проекция органов речи находится в нижней части передней центральной извилины, процесс же координации движений осуществляется в двигательной речевой области Брока, расположенной в нижней части лобной извилины.

Рисование, как и письмо, инструментальное действие, оно сложнее, чем просто движение рукой: ведь необходимые движе- ния кончика рисующего карандаша возможны только в том слу- чае, если скоординированы движения пальцев, кисти, руки, ту- ловища, если ребенок может управлять ими, контролировать их. При этом возраст 6–7 лет является сензитивным для развития кисти руки. В этом возрасте, организуя различные виды деятель- ности, систематически применяя тренировочные упражнения, можно достичь хороших результатов в развитии моторики кисти. В двигательной