Файл: Учебнометодическое пособие томск 2010 ббк 74. 37 С 32.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 364

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
проекции различных частей тела в прецен- тральной извилине более чем 1/3 площади занимает проекция кисти руки. Кроме того, проекция дви-жений кисти и речевые зоны расположены в непосред-ственной близости. Именно вели- чина проекции кисти и ее близость к моторной речевой зоне на- вели ученых на мысль, что тренировка тонких движений пальцев рук должна оказать большее влияние на развитие активной речи

ребенка, чем тренировка общей моторики.
В лаборатории высшей нервной деятельности ребенка в электрофизиологическом исследовании было обнаружено, что, когда ребенок производит ритмические, движения пальца- ми, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга. Оказалось, что если ребенок производит ритмические движения (сгибание и разгибание) пальцами правой руки, то в левом полушарии мозга у него воз- никает усиление согласованных электрических колебаний имен- но в лобной и височной зонах. Движения пальцев левой руки вызвало такую же активизацию в правом полушарии.

На протяжении всего раннего детства четко выступает эта зависимость по мере совершенствования тонких движений пальцев рук идет развитие речевой функции.




1 2 3 4 5 6
Этапы развития функций кисти руки ребенка (по Х. Халь- версон): 1 положение кисти в 16 недель; 2 и 3 в 56 недель; 4

в 60 недель; 5 в 3 года; 6 взрослый.

Следовательно, связь развития двигательной сферы и речи на- учно доказана, поэтому одним из этапов комплексного педагогиче- ского обследования является выявление состояния произвольной общей, тонкой, артикуляционной и мимической моторики.

Учитель-логопед может воспользоваться материалами меди- цинской карты ребёнка, в которой представлены результаты об- следования моторных функций врачом-неврологом, затем уточ- нить состояние произвольной общей, тонкой, артикуляционной и мимической моторики при обследовании и составлении логопе- дического заключения. Логопедическое заключение становится отправным пунктом для планирования коррекционно- педагогической работы с детьми, имеющими речевые нарушения.
Вопросы и задания

  1. Объясните термин «моторная речь» и укажите, какие зоны в головном мозге отвечают за артикуляцию звуков.

  2. Обоснуйте, опираясь на научные исследования нейрофи- зиологии, тесную связь между состоянием тонкой моторики пальцев рук ребёнка и его речевым развитием.

  3. Почему Н. А. Бернштейн, являющийся автором теории ор- ганизации движений, отнес речь к высшему уровню организа- ции движений?

  4. Обоснуйте необходимость выявления состояния моторной сферы при обследовании детей с нарушениями речи.




    1. Принципы обследования моторных функций и речи

Под принципами понимаются исходные теоретические по- ложения, которыми педагог руководствуется в своей диагности- ческой и коррекционной деятельности. Правильно разработанные принципы являются основой эффективности диагностики и кор- рекции речевых нарушений, поэтому вопрос о принципах восста- новительного обучения актуален как в стране, так и за рубежом.

Исходной теоретической основой разработки принципов диагностики и организации коррекционной работы стало уче- ние о закономерностях, компенсаторных и резервных возможно- стях, а также о движущих силах развития ребенка. Это разработа- но в трудах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, А. В. Запорожца и других исследователей.

Выбор целей, направленности диагностики, коррекции, стратегия её осуществления определяются рядом принципов. Одним из принципов является комплексный подход.

Принцип системного изучения ребенка и системы коррек- ционных мероприятий является одним из важнейших под ходов в методологии отечественной педагогики. Реализация этого принципа обеспечивает устранение причин и источников нару- шений, а его успех базируется на результатах диагностического обследования.

Комплексный подход, как один из основных педагогических принципов, означает требование всестороннего тщательного обследования и оценки особенностей развития ребенка. Этот
подход охватывает не только речевую, интеллектуальную, позна- вательную деятельность, но и поведение, эмоции, уровень овла- дения навыками, а также состояние зрения, слуха, двигательной сферы, его неврологический, психический и речевой статусы. Сведения
о соматическом состоянии ребенка, о состоянии его нервной системы, органов чувств, о возможной наследственной природе нарушений не менее важны при активностиврешении

поставленных задач, позволяют не только определить структуру ре-чевого дефекта, его этиологию, патогенез, но и сформулировать диаг-ноз, выбрать оптимальную коррекционную методику, дать вероятно-стныйпрогноз.

Для разработки основ диагностики, в том числе и речевой, особо важное значение имели два положения, сформулирован- ные Л. С. Выготским. Одно из них состоит в том, что основные за- кономерности развития нормального ребенка сохраняют свою силу и при аномальном развитии, являются общими для обоих случаев.

Вместе с тем Л. С. Выготский отметил и наличие специфиче- ских закономерностей аномального развития, что затрудняло взаимодействие ребенка с окружающими.

Принцип системного подхода получил достаточно глубокое развитие в исследованиях Л. С. Выготского, его учеников и после- дователей. Он является одним из основных в методологии. Одна- ко его полная реализация представляется весьма непростым де- лом и осуществляется системный подход далеко не всегда.

Принципы условно можно разделить на психофизиологиче- ские, психологические и педагогические.

К психофизиологическим принципам относят: принцип ква- лификации дефекта; принцип опоры при обучении на сохран- ные анализаторы, который опирается на учение о функциональ- ных системах, их пластичность; принцип опоры на сохранные психические функции, взаимодействующие с пострадавшей; принцип опоры на разные уровни организации психических функций; принцип контроля, так как толь ко поток обратной сигнализации обеспечивает своевременную коррекцию допус- каемых в речи ошибок.

Психологические
принципы включают: принцип опоры на сохранные формы вербальной и невербальной деятельности
человека; принцип опоры на предметную деятельность; прин- цип организации деятельности с опорой на программное обуче- ние; принцип учета личности ребенка, его индивидуальности, что должно лежать в основе всего коррекционно-образовательного процесса.

К педагогическим принципам относят: принцип от просто го к сложному; принцип учета объема и степени разнообразия материала вербального и наглядно-иллюстративного (объем должен быть «комфортным», не загружать внимания, лучше ра- ботать на малом объеме и при малом разнообразии материала); принцип учета сложности вербального материала (фонетической, лексической, доступности, частотности); принцип учета эмоцио- нальной стороны материала (вербальный и невербальный мате- риал должен создавать благоприятный фон, стимулировать положительные эмоции).

Таким образом, основные принципы системы коррекционно- педагогической работы включают целый комплекс методик и предполагают раннее начало работы, поэтапное развитие нару- шенных речевых функций, а также творчество, систематичность, последовательность, активность и наглядность.

Все принципы между собой тесно взаимосвязаны и взаимо- обусловлены. Они широко используются в коррекционной рабо- те, но обязательно с учетом компенсаторных возможностей и личностных особенностей детей, имеющих дизартрию; с уче- том структуры дефекта, его этиологии, патогенеза.

Перечисленные принципы педагогической диагностики и коррекции речевых нарушений являются научной основой, способствуют выбору наиболее оптимальных диагностических