Файл: Учебнометодическое пособие томск 2010 ббк 74. 37 С 32.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 367
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
– М.: ТЦ «Сфера», 2007.
-
Логопедия: Учеб. пособие / Под ред. Л. С. Волковой. – 7-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2007. -
Методы обследования речи детей / Под ред. Г. В.Чиркиной.
– М.: ВЛАДОС, 2005.
-
Настольная книга педагога-дефектолога / Т. Б. Епифанцева, Т. Е. Киселенко, И. А. Могилева и др. – Ростов-на-Дону: Фе- никс, 2005. -
Поваляева, М. А. Справочник логопеда / М. А. Поваляева. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. -
Пятница, Т. В. Логопедия в таблицах, схемах, цифрах / Т. В. Пятница. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. -
Светлова И. К. Развитие мелкой моторики и координация движений рук / И. К. Светлова. – М.: Эксмо, 2003. -
Смирнова, И. А. Диагностика нарушений речи / И. А. Смир- нова. – СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2007.
КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ПОНЯТИЙ И ТЕРМИНОВ
Анализатор двигательный – анализатор, обеспечивающий восприятие и анализ положения тела в пространстве, а также движений отдельных частей тела.
Анализатор речедвигательный – анализатор, обеспечиваю- щий восприятие и анализ информации, поступающей от органов речи, изменяющий напряжение и положение органов дыхания, голосообразования и артикуляции.
Апраксия – нарушение свободных целенаправленных движе- ний и действий, возникающее при поражении коры головного мозга. Апраксия артикуляционная – неспособность членораздель-
но говорить.
Апраксия оральная – расстройство сложных движений губ и языка,
связанное с нарушениями речи.
Гиперкинез – чрезмерные непроизвольные движения, воз- никающие при нарушениях нервной системы.
Двигательные нарушения – нарушения движения, которые могут проявиться ограничением объема и силы движений, нару- шениями их темпа, характера, координации, наличием непроиз- вольных избыточных движений.
Девиация – отклонение языка от средней линии.
Моторика – совокупность двигательных реакций, умений, на- выков и сложных двигательных действий, свойственных человеку.
Персеверация – повторение или настойчивое воспроизведе- ние какого-либо действия или слога, слова.
Праксис – целенаправленное практическое (предметное) действие.
Психомоторика – индивидуальные, конституционные, а также связанные с полом и возрастом особенности двигатель- ных реакций человека.
Синкинезия – непроизвольные содружественные движения.
Структура речевого дефекта – совокупность речевых и неречевых симптомов и их связи.
Приложение1
Педагогическое обследование детей раннего возраста с задержкой речевого развития
Ю. Ф. Гаркуша, Г. И. Словеснова, Т. С. Смирнова.
Согласно научным данным, у детей с нарушенным речевым развитием имеются специфические особенности общего психи- ческого развития (Мастюкова, Е. М., Усанова, О. Н., Филичева, Т. Б., Чиркина, Г. В., Шаховская, С. Н. и др.). Уровень общего пси- хического и речевого развития детей различен. Воспитанник дет- ского сада, отстающий в обучении или имеющий трудности в поведении, испытывает диском форт в группе.
Характер затруднений ребенка, особенности их проявления и возможные пути их коррекции можно выяснить в ходе педаго- гического обследования ребёнка, которое проводится одновре- менно с логопедическим и психологическим обследованием в контексте комплексного психолого-медико-педагогического изучения детей в начале учебного года.
Дети, поступающие в группу ранней диагностики, чаще все- го до поступления в дошкольное учреждение воспитываются в домашних условиях. Учитывая различный уровень педагогиче- ской компетенции родителей, их неодинаковые возможности в плане общего психического и речевого развития детей с за- держкой в развитии речи, особое внимание следует уделять об- следованию умений и навыков детей раннего возраста, имеющих задержку речевого развития. Использование предлагаемых мето- дических материалов позволит педагогам провести тщательное обследование детей с патологией речи. Обсуждая полученные ре- зультаты вместе с логопедом, психологом, врачами, воспитатель сможет выяснить причины трудностей и прогнозировать темп
обучения и особенности воспитания ребенка в специальном до- школьном учреждении. Данные проверки помогут воспитателям правильно разработать систему коррекционной работы в группе.
Обследование детей раннего возраста с задержкой речевого раз вития, осуществляемое воспитателями, включает изучение уровня развития игровой деятельности, проверку состояния уме- ний и навыков по основным разделам обучения (сенсорному
воспитанию, физической и музыкальной культуре, изобрази- тельной деятельности и конструированию). Обследование про- водится трижды в год (в сентябре, январе, мае).
Изучение игровой деятельности проводится нами на основе материалов, представленных в работах Д. Б. Эльконина, Н. Ф. Комаровой. При оценке уровня игровой деятельности детей мы использовали модифицированный нами диагностиче- ский лист, разработанный Н. Ф. Комаровой, позволяющий оценить начальный уровень формирования сюжетной (точнее сюжетно-отобразительной) игры детей двух-трех лет.
Характер заданий, предлагаемых нами детям в ходе педаго- гического обследования других видов их деятельности, несколь- ко различается в зависимости от времени их предъявления. В конце года в соответствии с возросшими возможностями детей в процессе коррекционно-развивающего воспитания задания усложняются.
При разработке системы заданий для проведения педагоги- ческого обследования нами выбраны важнейшие параметры, характеризующие, прежде всего, степень освоенности необходи- мых для дальнейшего развития детей умений, а не объем имею- щихся у них знаний. Возможными формами документации, фик- сирующей
результаты про верки, могут быть следующие: тетрадь протоколов обследования, педагогический лист, графи- ки, диаграммы и др.
В начале учебного года умения детей, связанные с изобрази- тель ной деятельностью и конструированием, как правило, прак- тически не развиты. В связи с этим педагог фиксирует уровень возможностей детей в этом плане в процессе наблюдений в ходе занятий. Однако в конце года степень сформированных умений по изобразительной деятельности и конструированию специаль- но и подробно проверяется.
Приводим систему заданий для проведения педагогического обследования в группе ранней диагностики в начале учебного года.
-
Обследование умений и навыков детей, связанных с фи- зической культурой
Задание1.«Путешествиеналеснуюполянку»
Цель: выяснить степень развития движений у детей.
– ходьбы в прямом направлении:
а) по дорожке;
б) по доске, приподнятой от пола;
-
подъема на ступеньку (ящик) и спуск с нее; -
перешагивание через веревку (палку):
а) положенную на пол,
б) приподнятую над полом;
-
ползания, лазанья:
а) на расстояние до 2 м;
б) подползание под веревку; в) проползание в обруч;
г) лазанье по стремянке вверх и вниз.
Оборудование: декорация «Полянка» (на полянке растут ягоды, вокруг полянки кусты и елочки, на них птицы, возле них
-
лесные зверушки); ящик высотой 10 см; 3 веревки (одна лежит на полу, другая приподнята с помощью опор на высоту 5–10 см, третья – на высоту 50 см); обруч, переплетенный «веточками с листочками»; доска (ширина 25 см, длина 1,5–2 м), приподнятая от пола (на 10–15 см); стремянка высотой 1 м.