Файл: Социальная структура современного общества. Социальные институты.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 318
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Технологическая карта — образно «чертеж» урока. Это особый вид методической документации, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС второго поколения. Предполагается, что по такой карте, как по чертежу, ЛЮБОЙ учитель может провести урок, даже срочно вызванный на замену коллеги. Итак, методологические позиции, на которые мы будем опираться при конструировании технологической карты урока.
28. Разнообразие педагогических технологий в современной образовательной деятельности
Педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.
Репродуктивный, преобразующий и творчески-поисковый уровни в рамках традиционного обучения.
«традиционное обучение» подразумевает, прежде всего, классно-урочную организацию обучения, сложившуюся в XVII в.
1) репродуктивный (воспроизводящий) уровень: все виды заданий, требующие запоминания, восприятия готовых знаний, простого воспроизведения, действий но образцу;
2) преобразующий уровень: рассказ учеников по учебнику с использованием источников, сопровождающийся анализом текста и выделением в нем главной мысли, основной идеи, вывода; анализ схемы, таблицы и включение их содержания в свой рассказ;
3) творческо-поисковый уровень: поиск нового знания с помощью самостоятельно выбранных вопросов.
Проблемное обучение как образовательная технология.
Суть проблемного обучения состоит в том, что преподаватель не сообщает знаний в готовом виде, но ставит перед учащимися проблемные задачи, побуждая искать пути и средства их решения.
Цели проблемного обучения:
– развитие мышления
– усвоение учащимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска
– воспитание активной творческой личности
Условия успешного проблемного обучения:
– обеспечение достаточной мотивации,
– обеспечение посильности работы
– значимость информации, получаемой при решении проблемы;
– необходимость диалогического доброжелательного общения педагога и учащегося,
Преимущества проблемного обучения: самостоятельное добывание знаний путем собственной творческой деятельности; высокий интерес к учебе; развитие продуктивного мышления; прочные и действенные результаты обучения.
Недостатки проблемного обучения: слабая управляемость познавательной деятельностью учащихся; большие затраты времени на достижение запроектированных целей.
Основы проблемного обучения (И. Лернер).
функции: подготовка молодого поколения к творческому труду, к появлению творческих потенций во всех сферах будущей деятельности; творческое усвоение и применение знаний в новой, незнакомой ситуации.
Большое значение в применении проблемного обучения И. Я. Лернер отводил самой личности педагога, который, по его мнению, является направляющим звеном всего процесса обучения. И. Я. Лернер отмечал, что реальная практика работы школы порождает три вида проблемного обучения, каждый из которых характеризуется своими системами действий учителя и ученика, то есть методами обучения. Это метод проблемного изложения, частично-поисковый и исследовательский методы.
В целом, данный метод обучения отвечает главной задаче образования – воспитания и развития качеств личности, отвечающих требованиям общества, задачам развития способности эффективно использовать на практике полученные знания и навыки.
Моделирование содержания урока/учебника для достижения цели.
Особенность моделирования заключается в том, что оно дает возможность изучить процесс до его осуществления, выявить отрицательные последствия и найти способы их ликвидации. Кроме этого, моделирование позволяет изучить процесс целостно, в совокупности его элементов и связей между ними.
Первый этап моделирования - построение системы целей на основе государственных стандартов и программы курса.
Способ постановки целей осуществляется через результаты обучения.
Вместо выделения трех отдельных целей урока нужно определить цель, учитывая возможность учебного материала для развития определенных качеств личности человека в данное время. Затем сформулировать те образовательные задачи, решение которых обеспечивает усвоение материала таким образом, чтобы стало возможным достижение личностных целей, которые и являются стратегическими целями учебного процесса.
Большая часть времени (20—30 минут) должна быть посвящена изучению нового материала («учить на уроке»). Чтобы новое прочно усвоилось, надо определить его в зону ближайшего развития, привязать к старому, знакомому, которое вспоминается (актуализируется) перед объяснением. Контрольная функция в уроке вообще не должна являться самоцелью; она превращается в постоянную обратную связь «ученик — учитель». Затем проводится закрепление в формах повторения и применения знаний. Все это, вместе взятое, и образует оптимальную систему урока комбинированного, наиболее коротким путем ведущую учащихся к цели.
Противоречия между знаниевым подходом и применением проблемного обучения.
ПОДХОД К ПРОЦЕССУ ОБУЧЕНИЯ | ПОДХОД К ПРОЦЕССУ ОБУЧЕНИЯ |
Знаниевый подход — обеспечение необходимого объема знаний. Субъект-объектные взаимоотношения педагога и ребенка. Педагог — ведущий, ребенок — ведомый. Пассивное обучение Ребенок воспринимает материал и затем его воспроизводит в том же виде. | Деятельностный подход — педагог создаёт основу для самостоятельного усвоения детьми новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности. Субъект-субъектные отношения — ребенок учится: ставить цели, пользоваться источниками информации. Интерактивное обучение ребенок — полноправный участник учебного процесса, его опыт служит источником познания. Педагог не даёт готовых знаний, а побуждает к самостоятельному поиску. |
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ | ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ |
Образовательная программа типовая или модифицированная Проводит занятия в традиционной форме Методы: Объяснительно-иллюстративные методы обучения — рассказ, беседа, демонстрация опытов, трудовых операций и т. п. Формируются «знания-знакомства». В основном репродуктивные методы. Ребенок воспроизводит учебный материал: отвечает на вопросы, решает задачи и т. д.; формируются «знания-копии». Проводит рефлексию занятия. Проводит диагностику психических функций ребенка. Осуществляет анализ учебно-воспитательной деятельности | Образовательная программа экспериментальная Инновационные технологии Проведение занятий в интерактивной форме. Технологии проблемного обучения. Создание проблемных ситуаций и организация самостоятельной деятельности детей, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками. Технологии разноуровневого обучения. Сильные дети утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья. Проектные технологии обучения. Развиваются индивидуальные творческие способности, происходит социальное самоопределение. |
Значение внеурочной работы для эффективности проблемного обучения.
Возможности развивать различные способности у учащихся, прививать интерес к предмету предоставляют различные внеклассные и внешкольные формы занятий. Эти мероприятия, могут быть нацелены на развитие определенных сторон мышления и черт характера учащихся.
«Кружок» - одна из наиболее действенных и эффективных форм внеклассных занятий. В основе кружковой работы лежит принцип добровольности. Исходя из этого, ученики, посещающие кружковые занятия более нацелены на интересную и творческую работу, так как они уже показывают свой интерес к предмету тем, что посещают необязательные занятия.
На занятиях кружка одной из главных целей является развитие творческого мышления. Разбор нестандартных интересных заданий, должен дать возможность для творческой деятельности, в этом здесь и может помочь проблемное обучение, которое направлено на развитие творческого мышления, организовать которое позволят проблемные задачи.
Технология развития критического мышления (ТРКМ) и проблемное обучение: общее и особенное.
общее: технология развития критического мышления (ТРКМ) берет свои истоки из проблемного обучения.
- активность субъектов в образовательном процессе;
- возможна организация групповой работы в классе;
- развитие навыков общения;
- идея ценности личности;
- подход к образовательной технологии как средству и инструменту самообразования человека;
- соотнесение содержания учебного процесса с конкретными жизненными задачами, выявлением и решением проблем, с которыми дети сталкиваются в реальной жизни.
особенности технологии развития критического мышления:
-
Не объем знаний или количество информации является целью образования, а то, как ученик умеет управлять этой информацией: -
Не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения. -
Коммуникативно-деятельный принцип обучения, предусматривающий диалоговый, интерактивный режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнерские» отношения между педагогом и обучаемыми. -
Умение мыслить критически – это не выискивание недостатков, а объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте.
Дифференцированное обучение как образовательная технология.
Технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определённую часть учебного процесса. Дифференцированное обучение – это не разделение на группы, а технология обучения в одной группе обучающихся разных способностей. Создание наиболее благоприятных условий для развития личности обучающегося как индивидуальности.
Цель использования тдо - оптимальная организация обучения, благодаря эффективной, плодотворной учебной деятельности каждого обучающегося.
Задача - определить наилучшие возможности сочетания на уроке фронтальной, групповой и индивидуальной работы с обучающимися.
Смысл дифференцированного обучения состоит в том, чтобы, зная индивидуальные особенности каждого ученика, определить для него наиболее целесообразный и эффективный вид деятельности, формы работы и типы заданий на уроке.
Критерии дифференциации обучающихся.
Основные критерии:
1. Обучаемость (способность ученика за короткий срок достичь более высокого уровня знаний)
а) продуктивность и гибкость мышления;
б) наличие определенного фонда знаний;
в) уровень аналитико-синтетической деятельности и школьников;
г) темп продвижения.
2. Работоспособность
Дополнительные критерии:
3.Художественные предпочтения и интересы;
4. Склонности и профессиональные ориентиры.
Дифференцированное обучение предполагает разделение обучающихся на группы по одному из критериев: • по уровню интеллектуального развития; • по типу мышления; • по темпераменту; • по интересам и склонностям.
29.Использование проектных технологий при изучении истории и обществознания
Организация проектной деятельности в рамках курса: основные задачи и проблемы.
Под проектной деятельностью необходимо понимать процесс создания проекта, имеющий общую цель, согласованные методы, направленные на достижение результата – создание проекта.
Задачи:
-
Развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умение искать информацию, развитие критического мышления; -
Решении какой-то значимой для учащихся проблемы, моделирующей деятельность специалистов какой-либо предметной области; -
Представление итогов выполненных проектов в «осязаемом» виде; -
Сотрудничестве учащихся между собой и учителем
Проблемы
- отсутствие успеха при первых опытах использования метода проектов на уроках истории и обществознания,
- слабая заинтересованность обучающихся в проектной деятельности,
- нехватка времени и на творческую деятельность, и на внедрение идеи в рамках урока.
Индивидуальные и групповые проекты
В нашей стране, как и во всем мире, обсуждают универсальные компетенции, развитие которых имеет принципиальное значение для современного человека. На основе анализа подходов к этой проблеме в разных странах сформулирована концепция «4К» – четырех универсальных компетенций, становление которых имеет определяющее значение для развития человека в современном мире: критическое мышление, креативность; коммуникация; кооперации.
По идее, наличие исследовательской и проектной деятельности в образовании и должно развивать эти 4К. «Индивидуальный проект» точно поможет развитию критического мышления и креативности, но явно не направлен на развитие коммуникации и кооперации, так как все-таки коммуникация и командная работа, навыки сотрудничества и взаимодействия развиваются именно в командных, групповых формах работы, совместно-распределенной деятельности.
Преимущества групповых проектов:
преимущества | недостатки |
-формируются навыки сотрудничества, коммуникативные компетенции; -распределение обязанностей – проявление сильных сторон; -каждый включен в работу; -различные пути решения проблем; -обогащение опытом; -групповое сплочение | -сложность организации4 -отдельные ученики не проявляют активность; Трудно координировать работу; -трудно оценить вклад каждого ученика |
Преимущества индивидуальных проектов:
преимущества | недостатки |
- Тема проекта может быть выбрана в максимальном соответствии с интересами автора; - формируется чувство ответственности; - приобретает опыт деятельности; - получение исследовательских, презентационных, оценочных навыков; наиболее полный и разносторонний опыт проектной деятельности; - Итоговая оценка наиболее полно отражает качество работы автора | - Нет возможности обогащаться опытом других; -Не вырабатывается опыт группового сотрудничества; - Работа более трудоёмкая и ответственная на всех этапах проекта. |
Долгосрочная и краткосрочная проектная деятельность: общее и особенное.
ОБЩЕЕ
Основные компоненты дпд и дкд:
- проблема;
- цель проекта;
- план действий по достижению цели;
- механизм управления реализацией плана;
- ресурсное обеспечение проекта;
- действия, обеспечивающие реализацию проекта;
- результаты реализации проекта;
- субъект проекта (один человек или команда).
Могут выполняться как в группах, так и индивидуально.
Кроме того, проект может быть реализован в рамках учебных программ, в рамках программы элективного курса, факультатива, кружка и т.д., т.е. в свободное время.
Особенности долгосрочной пд
1. Повышенные требования к планированию.
2. Повышенные требования к мотивации.
3. Упор на проблематику.
4. Масштабность и затратность. Очень может случиться что долгосрочный проект выйдет за рамки класса. Краткосрочный, как правило, реализуется в рамках одного класса.
6. Заинтересованность. Долгосрочный проект очень сложно навязать сверху. Участники должны действительно решать проблемы, которые их волнуют.
Тематика проектов обучающихся в средних и старших классах школы.
В основной школе (5-9 классы) проекты чаще всего носят творческий характер. Метод проектов на данном этапе дает возможность накапливать опыт самостоятельно, и этот опыт становится для ребенка движущей силой.(история моей фамилии)
Особенностью проектов на старшей ступени образования (10-11 классы) является их исследовательский, прикладной характер. Старшеклассники отдают предпочтение межпредметным проектам, проектам с социальной направленностью.( Способы, пути предупреждения преступлений.)
Способы организации работы обучающихся по разработке и выполнению проектов.
Педагог применяет традиционные методы: рассказ, убеждение, пример, демонстрацию, упражнение, поощрение и др. Невозможно обойтись без беседы, дискуссии, создания проблемной ситуации, мысленного эксперимента и др.
Невозможно осуществить работу над проектом без «мозгового штурма», когда учащиеся индивидуально и в группе осуществляют поиск проблем, способов их решения, отбирают лучшие варианты, идеи, защищают, обосновывают свою точку зрения.
В сборе и обработке информации в процессе проектной деятельности помогают графические способы: кластер, сравнительная карта.
Проблема реализации проектов обучающихся.
1. Превращение проекта в реферат. Реферативная часть присутствует в любом исследовании, но главное в проекте – это присутствие собственной точки зрения на изучаемую проблему. Необходимо использование разнообразных методов научного исследования, помимо анализа письменных источников.
2. При организации системы тем или проектов не всегда удается обеспечить их содержательное единство. Каждый развивает свой проект или его часть и может, увлекшись уйти от намеченной линии.
3. У учащихся при выполнении проекта возникают сложности, которые носят объективный характер. В основе проектирования лежит усвоение новой информации, но процесс этот отличается значительной неопределенностью, его нужно организовывать и моделировать.
Критерии оценки проектной деятельности.
I. Критерии оценивания выполнения проекта по технологии проектной деятельности:
1. Актуальность выбранной темы.
2. Глубина раскрытия темы, выполнение поставленных задач.
3. Практическая ценность проекта.
4. Соответствие плану.
5. Обоснованность выводов.
6. Оригинальность и разнообразие подходов разработки и реализации проекта.
7. Правильность и грамотность оформления.
II Критерии защиты проекта, оценивается по содержанию и владению материалом представленного проекта:
8. Выступление на защите (владение материалом предоставляемого проекта, наглядность, культура речи)
9. Умение отвечать на вопросы.
10. Умение защищать свою точку зрения.
1 ... 5 6 7 8 9 10 11 12 13
30. Рабочая программа по обществознанию: принципы составления
В соответствии с приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» рабочая программа по обществознанию должна включать:
-
содержание учебного предмета; -
планируемые результаты освоения учебного предмета; -
тематическое планирование с указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы учебного предмета, и возможность использования по этой теме электронных (цифровых) образовательных ресурсов, являющихся учебно-методическими материалами (мультимедийные программы, электронные учебники и задачники, электронные библиотеки, виртуальные лаборатории, игровые программы, коллекции цифровых образовательных ресурсов), используемыми для обучения и воспитания различных групп пользователей, представленными в электронном (цифровом) виде и реализующими дидактические возможности ИКТ, содержание которых соответствует законодательству об образовании.
Успех тематического планирования зависит главным образом от того, насколько четко учитель представляет себе, что должны учащиеся твердо усвоить, с чем познакомиться, что уметь, что знать и т.д. При составлении тематического плана необходимо учесть, что количество уроков и их конкретные темы определяются в соответствии с количеством учебных часов, рекомендуемых для изучения каждой общей темы (раздела), что в свою очередь зависит от содержания, объема, значимости и трудности учебного материала. Поэтому при составлении тематического плана следует руководствоваться рекомендациями, составленными с учетом требований соответствующих программ и помещенными в тематических изданиях, например, журналах, методических рекомендациях в УМК
В применении к обществознанию результаты изучения на основе ФГОС предполагают следующее содержание курса.
Календарно-тематическое – сочетает два разных вида планирования, позволяет представить не только содержание деятельности, но и определяет время, отводимое на освоение всего объема программы в последовательном изложении.
Необходимость писать рабочую программу до сих пор рассматривается некоторыми учителями как дополнительная бумажная работа. Тем не менее, значимость такой программы обусловлена следующим.
1. Примерные программы закрепляют возможность творчества учителя, определяя вариативную (25%) и инвариантную часть (75%). Учитель может запланировать изучение таких тем, которые очень хорошо известны именно ему, и которые будут интересны детям. И в первом, и во втором случае – это возможность наиболее лучшим образом повысить познавательную мотивацию детей и презентовать свои лучшие стороны. При наличии официально утвержденной в школе рабочей программы ни одна проверка не сможет обвинить учителя в том, что он отклонился от тематики, заложенной в Примерных программах.
2. Дети сегодня очень сильно отличаются, даже в рамках одного УМК уроки выстраиваются по-разному. Рабочая программа – это возможность разработать различные стратегии взаимодействия с обучающимися.
3. Количество источников, с которыми работает учитель в информационном обществе, всё увеличивается и увеличивается. Рабочая программа – это хорошая возможность систематизировать огромное количество информации, определив самое главное. Например, в условиях использования технологии развития критического мышления выделить проблемное поле темы, актуальное для учеников класса.
Приступая к планированию системы уроков по очередной теме, учитель должен ясно представлять, какими опорными знаниями и умениями уже овладели учащиеся, какие виды преемственных связей (внутрипредметные, межпредметные) могут и должны на их основе актуализироваться. И только после такого диагноза можно разрабатывать конкретную программу работы учащихся по данной теме.
31. Анализ педагогической деятельности при изучении истории и обществознания
Рассмотрим несколько примеров реализации функций оценки через различные формы фиксации отметок об учебных успехах ребенка. В течение четверти, семестра или всего учебного года учитель ведет учет различных видов активности учеников на своих уроках.
Кроме традиционных средств оценивания, которые ориентированы на знание и понимание, учителю становятся необходимы и новые стратегии оценивания, которые направлены на развитие интеллектуальных и коммуникативных умений, решение сложных проблем и принятие взвешенных решений, применение правовых и иных социальных средств и процедур. Описанные выше и традиционные для системы образования средства оценивания практически не подходят для активных и интерактивных методов, которые рекомендованы к использованию в учебной деятельности. Предлагаем Вашему вниманию более разнообразную методику оценивания результатов деятельности обучающихся.
А. Аргументированная устная речь – использование ПОПС-формулы в своих устных высказываниях. Фиксируются особыми значками, удобными учителю, и первые попытки сформулировать обоснование своей позиции, и самостоятельные, устойчивые проявления данного умения в речи;
Б. Дискуссия – от поддержки той или иной позиции в ходе дискуссии до умелой подачи дискуссионной идеи;
С точки зрения системно-деятельностного подхода критерии оценивания могут быть и такими:
1. Умение использовать предоставленный в учебном пособии материал по теме. Учащийся должен уметь включать в свой ответ информацию, содержащуюся в учебном тексте, а также уметь ссылаться в ходе ответа на нужный отрывок из текста, поясняя им сказанное.
2. Умение использовать личный опыт в качестве иллюстрации к ответу. Учащийся использует примеры, ситуации из известной ему социальной практики, из собственной жизни, из жизни класса, в том числе ситуации, возникающие и обсуждаемые непосредственно на уроках, для иллюстрации или аргументации тех или иных положений.
3. Умение высказывать свое мнение по вопросу. Учащийся должен уметь продемонстрировать понимание сути вопроса и отвечать именно на предлагаемый вопрос, а также уметь дать точную формулировку ответа, не уходя в сторону от обсуждаемой темы.
4. Умение выстраивать аргументацию своей позиции. Учащийся должен уметь не просто говорить о своем решении того или иного вопроса, а объяснять, почему он так считает. Его аргументы должны быть понятными, объяснять и (или) подтверждать высказанную позицию. Прежде всего, должны быть выдвинуты наиболее значимые аргументы. В старших классах аргументы из разных источников – социальной теории, литературы, истории, собственного опыта.