Файл: Социальная структура современного общества. Социальные институты.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 309
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Общественное мнение — это совокупность суждений, представлений, оценок, отражающих отношение общества или его части к событиям, фактам, явлениям общественной жизни.
Все социологические концепции ОМ можно разделить на 2 категории:
1) классические теории, содержащие общие методологические установки относительно изучения общественного мнения (О. Конт, Т. Парнс, М. Вебер и др.);
2) теории социально-психологической направленности (Г. Тард, Г. Лсбон, Ф. Теннис, Ч. Кули, Дж. Мид и др.).
Основоположник социологии О. Конт полагал, что главной целью общественного развития должно быть достижение консенсуса, т. е. единства общественного мнения и гармонизация интересов различных социальных групп. А путь к консенсусу пролегает через постоянно сменяющие друг друга фазы стабилизации и кризиса.
Т. Парсонс как и О. Конт, он считает высшей целью общества достижение консенсуса. Оригинальным же элементом концепции Парсонса является идея о том, что консенсус может быть достигнут только обществом, представляющим собой четкую структуру, все составляющие которой дополняют друг друга и имеют согласованные функции.
Существенный вклад в развитие социологической науки внес М. Вебер. Именно он впервые сформулировал концепцию социальной стратификации, а также ввел в употребление такие понятия, как социальный класс, социальный статус, бюрократия и т. п.
М. Вебер придавал большое значение изучению ценностей и считал их важнейшим фактором социализации.
Французский юрист и социолог Габриэль Тард открыл такой феномен, как публика, и провозгласил XX век «эрой публики». Он изучал психологию толпы, публики и социальные процессы в обществе и обнаружил феномен подражания, с помощью которого пытался объяснить все общественные процессы. Подражание, по его мнению, является основным механизмом социального взаимодействия.
Г. Тард называет этапы формирования толпы. Первый этап — это люди, идущие по улице, каждый по своим делам, просто гуляющие. Эти люди образуют тесное скопище. Второй этап начинается с того момента, как появляется общая цель, которая взволнует и объединит их вместе. Так зарождается первая ступень социального агрегата — толпа. Как только люди увлекутся общей идеей или страстью, они составят публику.
Общественное мнение как фактор формирования гражданского общества (П. Шампань, П.Бурдье).
По мнению П. Шампаня, современная ему политическая игра реорганизовалась и структурировалась вокруг общественного мнения. Таким образом, общественное мнение стало центральным, формообразующим объектом виртуальной, символической политики.
Политическая борьба начала все более и более сводиться к битве за завоевание общественного мнения.
Называя общественное мнение «машиной идеологической войны», П. Шампань видит в нем продукт деятельности разнообразных элит, объединенных потребностями политической правомерности.
СМИ называют «четвертой властью», т. к. СМИ оказывают мощнейшее влияние на общественное сознание, что в свою очередь играют одну из определяющих ролей в формировании общественного мнения и формулировании общественных интересов граждан.
-
СМИ дают огромную возможность человеку получить самые свежие и актуальные новости из любой части света, узнать об обстановке в мире. Естественно, что сам человек не в состоянии самостоятельно проверить полученные факты на достоверность. -
СМИ являются посредником, который формирует у граждан определенное политическое сознание. -
СМИ имеют грандиозные и колоссальные возможности для сплочения и сближения людей ради определенного действия, или получения определенной выгоды.
Гражданское общество
- это система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений (нравственных, семейных, религиозных, национальных, социально- экономических и др.), обеспечивающих условия для реализации интересов и потребностей индивидов и коллективов для жизнедеятельности экономической, политической, социальной, культурной и духовной сфер.
Концепции:
В общественных науках выделяют следующие основные подходы к определению сущности гражданского общества:
-
как противопоставление анархии; -
как противопоставление церкви; -
как противопоставление государству; -
как конкретный феномен западной цивилизации.
Можно выделить четыре основные идейно-политические доктрины гражданского общества:
-
либерально-демократическую (доктрина "рыночной демократии") -
социал-демократическую (концепция "демократического социализма" и "социалистического гражданского общества") -
авторитарно-буржуазную (доктрина «государственного капитализма») -
авторитарно-социалистическую (доктрина "государственно-бюрократического социализма").
Гражданское общество и государство: специфика взаимодействия
Гражданское общество и государство взаимно дополняют друг друга. Без зрелого гражданского общества невозможно создание правового государства, поскольку только свободные граждане, обладающие высокой политической культурой, способны формировать наиболее рациональные формы человеческого общежития.
Взаимоотношения между гражданским обществом и государством в решающей степени зависят от типа политического режима.
При тоталитарном режиме государство, контролируя все сферы и уровни жизни общества, почти не оставляет пространства для гражданского общества. Последнее существует, но в неразвитом виде и на ограниченном социальном пространстве. И только демократический режим в рамках конституционного порядка создает условия для функционирования и развития зрелого гражданского общества, равно как и для правового государства.
Социальное партнерство, таким образом, представляет собой форму социального взаимодействия многообразных государственных институтов и общественных групп гражданского сообщества, которое позволяет им свободно выражать свои интересы и находить цивилизованные способы их гармонизации и реализации.
Одним из ключевых моментов модели социального партнерства является принцип субсидиарности, под которым подразумевается максимально возможное удовлетворение самостоятельности низших инстанций, обеспечение мотивации выполнения ими серьезных задач, с которыми они могут справиться самостоятельно, без передачи их для выполнения вышестоящей инстанции. Суть принципа субсидиарности заключается в переходе функций государства, во-первых, на региональный уровень и, во-вторых, на уровень общественных институтов, активность которых - убедительный признак гражданского общества.
5. Культура. Диалог и конфликт культур в современном обществе
Культура – обобщение искусственных объектов, созданных человеком, которые обладают общими и специальными закономерностями (структурными, динамическими и функциональными).
Диалог культур – это общение с культурой, реализация и воспроизводство ее достижений, это обнаружение и понимание ценностей других культур, способ присвоения последних, возможность снятия политической напряженности между государствами и этническими группами
Материальная культура включает физические объекты, созданные человеческими руками.
Нематериальная культура -это результаты деятельности людей, но сотворены не руками, а скорее разумом. (правила, образцы, эталоны, модели и нормы поведения, законы, ценности, церемонии)
Социальные функции культуры. Интегративная и дезинтегративная функции культуры: Культура сплачивает людей, интегрирует их, обеспечивает целостность сообщества. Нo сплачивая одних на основе какой-либо субкультуры, она противопоставляет их другим, разъединяет более широкие сообщества и общности. Внутри этих более широких сообществ и общностей могут возникать культурные конфликты. Регулирующая функция культуры. Можно сказать, что культура в целом определяет те рамки, в которых может и должен действовать человек. Культура регулирует поведение человека, выдвигая систему предписаний и запретов. Социальные функции, которые выполняет культура, позволяют людям осуществлять коллективную деятельность, оптимальным способом удовлетворяя свои потребности.
Динамика культуры - это “изменение внутри культуры во взаимодействии разных культур, для которых характерна целостность, наличие упорядоченных тенденций, а также направленный характер”.
Изменения в культуре, т.е. формирование новых для данного общества идей, ценностей, способов деятельности и норм поведения происходит путем саморазвития.
Культурные изменения происходят также в результате диффузии -взаимного проникновения элементов культуры из одного общества в другое при их соприкосновении (культурных контактах).
Культурное воспроизводство представляет собой процесс эволюционного развития культуры в форме ее циклического воспроизведения, сочетающего устойчивость, преемственность, изменение и развитие.
Типология – научный метод, цель которого не описать полностью культуру как она есть, а выявить самое главное, то, что определяет лицо культуры, ее своеобразие. Кроме того, типологический метод позволяет установить причинно-следственные зависимости между различными явлениями культуры, выявить их внутренние, особенные связи.
Доиндустриальная культура: общество с аграрной экономикой и патриархальной, традиционной культурой. Экономическое и культурное развитие осуществляется замедленными темпами. В некоторых районах Азии, Африки и на островах Океании общества этого типа можно встретить и поныне.
Индустриальная культура характеризуется ускоряющимся ростом промышленного производства, увеличением городского населения, формированием и развитием национальных культур. Общества этого типа динамичны, в них велика миграция населения. Возрастает роль умственного труда. Религия утрачивает свое доминирующее положение, а наука и искусство выходят из-под ее контроля.
Постиндустриальная культура. В таком обществе главным объектом человеческой деятельности становится информация — человек получает, перерабатывает, распространяет и управляет информационными потоками. Возрастает роль личности и техники. Появляется глобальная проблема «информационного шума», когда человек не в силах переработать то количество информации