Файл: Социальная структура современного общества. Социальные институты.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 321
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Стабильные – характеризующиеся институциональными формами политических отношений и поведения политических акторов, отработанными механизмами принятия социально-политических решений;
Нестабильные – возникающие в условиях кризиса власти, характеризуются ярко выраженным противоборством, использованием политическими акторами нелегальных и безнравственных форм политической борьбы.
После Октябрьской революции 1917 г. в России была установлена политическая система советского типа, характеризовавшаяся рядом отличительных признаков.
-
1. Она была закрытой с точки зрения характера взаимоотношений с внешней средой и функционировала на основе классового принципа: декларировалось, что политическая система отражает интересы трудящихся, в первую очередь пролетариата. -
2. В осуществлении властных функций преобладали методы революционного насилия. -
3. Политическая система советского типа основывалась на принципах совмещения и концентрации политических ролей и функций в руках правящей коммунистической партии, неприятия политического плюрализма и запрета деятельности оппозиции. -
4. Связующим звеном политической системы советского типа, ее несущей конструкцией являлась монопольно властвующая партия, которая объединяла государственные органы, общественные движения и подчиняла их решению конкретных задач. -
5. В основе механизма формирования и функционирования власти в политической системе советского типа лежал номенклатурный принцип. Номенклатура была закрытой системой, попасть в которую было не просто, но очень престижно.
Формирование новой политической системы в России в 1990-х гг. связано с именем Б. Н. Ельцина. Этот процесс происходил одновременно с приватизацией: государственная собственность концентрировалась в руках узкой группы лиц. Сформировалась политическая система конкурентной олигархии, имевшая ряд отличительных особенностей.
Институциональный дизайн властной пирамиды характеризовался акцентом в перераспределении властных полномочий в пользу исполнительных органов и существенным ограничением функций законодательных институтов власти, которые практически были лишены возможности осуществлять контроль за деятельностью исполнительных органов.
В новой российской политической системе был
низкий удельный вес политических партий, их слабое влияние на власть, общество. Эти особенности свидетельствуют о противоречии между политической структурой и ее культурным основанием
Демокра́тия — политическая система, в основе которой лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса[2] или на его существенные стадии[3].
Исторические формы демократии
На начальных этапах развития человеческого общества преобладала непосредственная Д.. Выделение в отд. группу вооруж. мужчин, принявших на себя ответственность за безопасность племени, привело к тому, что именно они стали играть гл. роль в принятии решений (воен. демократия, вождество).
Следующей историч. формой демократич. обществ. устройства стала полисная Д., получившая наибольшее развитие в греч. городах-государствах с сер. 1-го тыс. до н. э. В это время появляется и сам термин «Д.». Так же, как при родовом строе, др.-греч. Д. была непосредственной: осн. вопросы гос. жизни решались нар. собранием, в котором принимали участие все граждане; собрание избирало гл. должностных лиц и органы власти, осуществлявшие управление полисом в промежутках между нар. собраниями; граждане обладали равными правами, но в их число не включались рабы, женщины, дети.
Процессы модернизации и складывания нац. государств в Новое время изменили условия появления и возможности существования Д., стимулировав возникновение представительной Д., в которой народ осуществляет власть опосредованно – через своих представителей в органах государства. Соответственно гл. институтами Д. становятся выборы и парламент.
В рос. истории имели место отд. элементы Д. (Новгородская республика; Земские соборы в 16–17 вв.), местного самоуправления (войсковой круг у казаков, крестьянская община, земства во 2-й пол. 19 – нач. 20 вв.). Однако в основе политич. сознания во 2-й пол. 15 – кон. 19 вв. лежала идея единого централизов. государства во главе с абсолютным монархом. В нач. 20 в., в период кризиса самодержавной власти, в Рос. империи началось движение к Д., были законодательно закреплены политич. права и свободы граждан, разрешена деятельность политич. партий и общественно-политич. организаций, создан представительный институт – Государственная дума. В результате Февральской революции 1917 в России ликвидирована монархия и на повестку дня встал вопрос о конституировании новой демократич. государственности (см. Учредительное собрание). Однако в результате острой политич. борьбы эти тенденции были прерваны после Окт. революции 1917.
Основные теории демократии:
-
протективная («защищающая») демократия (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Монтескье) Главным смыслом собственного существования такая демократия считает защиту граждан как от произвола властей, так и от беззакония частных лиц. Важным для этой модели демократии является отделение государства от гражданского общества и невмешательство власти во многие сферы жизни, прежде всего в экономику. -
развивающая демократия (Ж.-Ж. Руссо) демократия, являющаяся не только государственным механизмом, но и через непосредственное участие всех граждан в политической жизни общества развивающая, совершенствующая людей. Руссо был убежденным противником фабричного производства и сторонником мелкой собственности, которую, по его мнению, следует равномерно распределять между всеми гражданами, каждый из которых станет ответственным за собственное дело, которое также будет способствовать его развитию. -
«отмирающее государство» Карла Маркса свободу связывал с прекращением экономической эксплуатации одним из правовых агентов, которым, по его мнению, является государство. «Настоящая демократия» — это безгосударственный строй, при котором государственное управление уступает место самоуправлению. Такого порядка можно достичь лишь путем социальной революции, которая уничтожает частную собственность. -
соревновательный элитизм (М. Вебер, Й. Шумпетер) Это — метод отбора талантливой и компетентной властной элиты, способной взять на себя ответственность как за законодательство, так и за администрирование. Эта модель предполагает сильную исполнительную власть, довольно жесткий контроль правящей партии за парламентом, независимую от политического строя компетентную бюрократию. Массам разрешается только участие в выборах. -
плюралистическая демократия (Д. Трумэн, Р. Даль) усматривают главное значение демократии в защите прав меньшинств. Общество — это совокупность многочисленных малых групп, каждая из которых стремится удовлетворить собственные интересы. Правительство выступает как посредник в сложных процессах взаимодействия этих групп. Главный недостаток этой модели ее оппоненты видят в том, что она предоставляет организованным группам слишком большого значения и недооценивает возможность концентрации власти в руках могущественных из них (так называемый «корпоративизм»). -
легальная демократия (Ф. Хайек, Р. Нозик) Ее основополагающий принцип — закон имеет преимущество над волей народа. Как и «протективная», «легальная» демократия предполагает обособление государства от гражданского общества (прежде всего в экономике). В экономическом плане модель «легальной» демократии соотносится с неолиберальной моделью, сторонники которой выступают за возвращение к «свободной конкуренции» и неограниченного господства рыночных сил.
Важнейшее условие стабильности демократического режима — наличие в его распоряжении достаточных материальных и духовно-психологических ресурсов.
Связи между правами человека и демократией глубоки и при этом носят двусторонний характер: одно в определенной степени зависит от другого и является неполным без другого.
Прежде всего, ценности равенства и самостоятельности – это и ценности прав человека, а право принимать участие в управлении является само по себе правом человека. В статье 21 Всеобщей декларации прав человека (ВДПЧ) говорится, что «Воля народа должна быть основой для власти правительства»: таким образом, демократия, в действительности, является единственной формой правления, которая соответствует правам человека.
Однако «демократия» неполна без тщательного соблюдения прав человека. Настоящее участие в управлении практически невозможно без того, чтобы не соблюдались основные права людей.
7. Познание как процесс. Роль образования в познавательной деятельности
Процесс познания — это восприятие объективных закономерностей реального мира в сознании человека и выражение воспринятого в форме знания.
Познание – это процесс получения человеком знаний о мире, обществе и самом себе.
Субъект познания – это тот, кто занимается познанием как видом деятельности, то есть человек, группы людей или всё общество в целом.
Объект познания — это то, на что или на кого направлен процесс познания. Это может быть материальный или духовный мир, общество, люди, сам человек, познающий самого себя.
Формы чувственного познания:
-
Ощущение — отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса, возникающее в результате их непосредственного воздействия на органы чувств. С помощью этих органов человек ощущает отдельные свойства предмета — форму, цвет, запах и т. п. -
Восприятие — чувственный образ целостной картины предмета, процесса, явления, непосредственно воздействующих на органы чувств. Восприятие служит также основной формой формирования представлений. -
Представление — чувственно-наглядный, обобщённый образ предмета, процесса, явления, сохраняемый и воспроизводимый в сознании и без непосредственного воздействия самих предметов познания на органы чувств. Проще говоря — то, что сохранилось в памяти человека после знакомства с предметом.
Чувственное познание всегда субъективно, но именно этот уровень познания осуществляет связь человека с внешним миром.
Интуиция — вид познания, в котором проявляется способность непосредственного постижения истины без опоры на логические обоснования и доказательства.
Основные признаки: внезапность, частичная осознанность, непосредственный характер возникновения знания.
Рациональное познание — познание, осуществляемое разумом.
Рациональное познание, присущее только человеку, является более сложным способом отражения действительности, который осуществляется посредством мышления.
Основные механизмы (мыслительные операции) рационального познания: сравнение, уподобление, обобщение, отвлечение.
Формы рационального познания:
-
Понятие — мысль, утверждающая общие и существенные свойства объекта. Понятия, выраженные в речи отдельным словом, связываются между собой и образуют суждение. -
Суждение — мысль, утверждающая или отрицающая что-либо об объекте. -
Умозаключение (вывод) — мысленная связь нескольких суждений и выведение из них нового суждения.
Целью познания является достижение истины. Но не надо забывать, что познание — сложный и противоречивый процесс, не свободный от заблуждений.
Заблуждения и ошибки в познании неизбежны и задача состоит в том, чтобы они были выявлены и вытеснены из сферы знания.
Проблема истины включает в себя и поиски ее критерия, т.е способа, позволяющего отличить истину от заблуждения.
По мнению Кастельса, распространение и развитие информационных технологий формируют «культуру реальной виртуальности». Коммуникация «кодирует» восприятие реальности. Только через эти коды человек и воспринимает мир. Мир таков, каков язык его описания. Соответственно, изменение формы «кодирования» вызывает изменение культуры и образа мира, создаваемого ею. «Появление новой системы электронной коммуникации характеризуется её глобальными масштабами, интегрированием всех средств массовой информации, и её потенциальная интерактивность уже меняет нашу культуру и изменит её необратимо»1 — утверждает Кастельс.
Объяснение и понимание -это мыслительные операции, взаимно дополняющие друг друга. Их логические формы остаются в значительной мере едиными для естественных и общественных наук, раскрывая свою роль на обыденном, научном и ненаучном уровнях познании.
Понимание - непременное условие познания. Проявляя себя в виде субъективной активности в духовной сфере человеческой деятельности, понимание выполняет двойственную роль. С одной стороны, оно связано с актуализацией имеющихся знаний с целью их пополнения, с другой, внутреннего мира личности, ее ценностносмысловой сферы и опыта. Понимание стимулируется познавательной потребностью и непосредственно сказывается на ее развитии.