Файл: Социальная структура современного общества. Социальные институты.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 321

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Стабильные – характеризующиеся институциональными формами политических отношений и поведения политических акторов, отработанными механизмами принятия социально-политических решений;

  • Нестабильные – возникающие в условиях кризиса власти, характеризуются ярко выраженным противоборством, использованием политическими акторами нелегальных и безнравственных форм политической борьбы.

    После Октябрьской революции 1917 г. в России была установлена политическая система советского типа, характеризовавшаяся рядом отличительных признаков.

    • 1. Она была закрытой с точки зрения характера взаимоотношений с внешней средой и функционировала на основе классового принципа: декларировалось, что политическая система отражает интересы трудящихся, в первую очередь пролетариата.

    • 2. В осуществлении властных функций преобладали методы революционного насилия.

    • 3. Политическая система советского типа основывалась на принципах совмещения и концентрации политических ролей и функций в руках правящей коммунистической партии, неприятия политического плюрализма и запрета деятельности оппозиции.

    • 4. Связующим звеном политической системы советского типа, ее несущей конструкцией являлась монопольно властвующая партия, которая объединяла государственные органы, общественные движения и подчиняла их решению конкретных задач.

    • 5. В основе механизма формирования и функционирования власти в политической системе советского типа лежал номенклатурный принцип. Номенклатура была закрытой системой, попасть в которую было не просто, но очень престижно.

    Формирование новой политической системы в России в 1990-х гг. связано с именем Б. Н. Ельцина. Этот процесс происходил одновременно с приватизацией: государственная собственность концентрировалась в руках узкой группы лиц. Сформировалась политическая система конкурентной олигархии, имевшая ряд отличительных особенностей.

    Институциональный дизайн властной пирамиды характеризовался акцентом в перераспределении властных полномочий в пользу исполнительных органов и существенным ограничением функций законодательных институтов власти, которые практически были лишены возможности осуществлять контроль за деятельностью исполнительных органов.

    В новой российской политической системе был 
    низкий удельный вес политических партий, их слабое влияние на власть, общество. Эти особенности свидетельствуют о противоречии между политической структурой и ее культурным основанием

    Демокра́тия — политическая система, в основе которой лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса[2] или на его существенные стадии[3].

    Исторические формы демократии

    На на­чаль­ных эта­пах раз­ви­тия че­ло­ве­че­ско­го об­ще­ст­ва пре­об­ла­да­ла не­по­сред­ст­вен­ная Д.. Вы­де­ле­ние в отд. груп­пу воо­руж. муж­чин, при­няв­ших на се­бя от­вет­ст­вен­ность за безо­пас­ность пле­ме­ни, при­ве­ло к то­му, что имен­но они ста­ли иг­рать гл. роль в при­ня­тии ре­ше­ний (во­ен. де­мо­кра­тия, во­ж­де­ст­во).

    Сле­дую­щей ис­то­рич. фор­мой де­мо­кра­тич. об­ществ. уст­рой­ст­ва ста­ла по­лис­ная Д., по­лу­чив­шая наи­боль­шее раз­ви­тие в греч. го­ро­дах-го­су­дар­ст­вах с сер. 1-го тыс. до н. э. В это вре­мя по­яв­ля­ет­ся и сам тер­мин «Д.». Так же, как при ро­до­вом строе, др.-­греч. Д. бы­ла не­по­сред­ст­вен­ной: осн. во­про­сы гос. жиз­ни ре­ша­лись нар. со­б­ра­ни­ем, в ко­то­ром при­ни­ма­ли уча­стие все гра­ж­да­не; со­б­ра­ние из­би­ра­ло гл. долж­но­ст­ных лиц и ор­га­ны вла­сти, осу­ще­ст­в­ляв­шие управ­ле­ние по­ли­сом в про­межут­ках ме­ж­ду нар. со­б­ра­ния­ми; гра­ж­да­не об­ла­да­ли рав­ны­ми пра­ва­ми, но в их чис­ло не вклю­ча­лись ра­бы, жен­щи­ны, де­ти.

    Про­цес­сы мо­дер­ни­за­ции и скла­ды­ва­ния нац. го­су­дарств в Но­вое вре­мя из­ме­ни­ли ус­ло­вия по­яв­ле­ния и воз­мож­но­сти су­ще­ст­во­ва­ния Д., сти­му­ли­ро­вав воз­ник­но­ве­ние пред­ста­ви­тель­ной Д., в ко­то­рой на­род осу­ще­ст­в­ля­ет власть опо­сре­до­ван­но – че­рез сво­их пред­ста­ви­те­лей в ор­га­нах го­су­дар­ст­ва. Со­от­вет­ст­вен­но гл. ин­сти­ту­та­ми Д. ста­но­вят­ся вы­бо­ры и пар­ла­мент.

    В рос. ис­то­рии име­ли ме­сто отд. эле­мен­ты Д. (Нов­го­род­ская рес­пуб­ли­ка; Зем­ские со­бо­ры в 16–17 вв.), ме­ст­но­го са­мо­управ­ле­ния (вой­ско­вой круг у ка­за­ков, кре­сть­ян­ская об­щи­на, зем­ст­ва во 2-й пол. 19 – нач. 20 вв.). Од­на­ко в ос­но­ве по­ли­тич. соз­на­ния во 2-й пол. 15 – кон. 19 вв. ле­жа­ла идея еди­но­го цен­тра­ли­зов. го­су­дар­ст­ва во гла­ве с аб­со­лют­ным мо­нар­хом. В нач. 20 в., в пе­ри­од кри­зи­са са­мо­дер­жав­ной вла­сти, в Рос. им­пе­рии на­ча­лось дви­же­ние к Д., бы­ли за­ко­но­да­тель­но за­кре­п­ле­ны по­ли­тич. пра­ва и сво­бо­ды гра­ж­дан, раз­ре­ше­на дея­тель­ность по­ли­тич. пар­тий и об­ще­ст­вен­но-по­ли­тич. ор­га­ни­за­ций, соз­дан пред­ста­ви­тель­ный ин­сти­тут – Го­су­дар­ст­вен­ная ду­ма. В ре­зуль­та­те Фев­раль­ской ре­во­лю­ции 1917 в Рос­сии ли­к­ви­ди­ро­ва­на мо­нар­хия и на по­ве­ст­ку дня встал во­прос о кон­сти­туи­ро­ва­нии но­вой де­мо­кра­тич. го­су­дар­ст­вен­но­сти (см. Уч­ре­ди­тель­ное со­б­ра­ние). Од­на­ко в ре­зуль­та­те ост­рой по­ли­тич. борь­бы эти тен­ден­ции бы­ли пре­рва­ны по­сле Окт. ре­во­лю­ции 1917.



    Основные теории демократии:

    • протективная («защищающая») демократия (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Монтескье) Главным смыслом собственного существования такая демократия считает защиту граждан как от произвола властей, так и от беззакония частных лиц. Важным для этой модели демократии является отделение государства от гражданского общества и невмешательство власти во многие сферы жизни, прежде всего в экономику.

    • развивающая демократия (Ж.-Ж. Руссо)  демократия, являющаяся не только государственным механизмом, но и через непосредственное участие всех граждан в политической жизни общества развивающая, совершенствующая людей. Руссо был убежденным противником фабричного производства и сторонником мелкой собственности, которую, по его мнению, следует равномерно распределять между всеми гражданами, каждый из которых станет ответственным за собственное дело, которое также будет способствовать его развитию.

    • «отмирающее государство» Карла Маркса свободу связывал с прекращением экономической эксплуатации одним из правовых агентов, которым, по его мнению, является государство. «Настоящая демократия» — это безгосударственный строй, при котором государственное управление уступает место самоуправлению. Такого порядка можно достичь лишь путем социальной революции, которая уничтожает частную собственность. 

    • соревновательный элитизм (М. Вебер, Й. Шумпетер)  Это — метод отбора талантливой и компетентной властной элиты, способной взять на себя ответственность как за законодательство, так и за администрирование. Эта модель предполагает сильную исполнительную власть, довольно жесткий контроль правящей партии за парламентом, независимую от политического строя компетентную бюрократию. Массам разрешается только участие в выборах.

    • плюралистическая демократия (Д. Трумэн, Р. Даль) усматривают главное значение демократии в защите прав меньшинств. Общество — это совокупность многочисленных малых групп, каждая из которых стремится удовлетворить собственные интересы. Правительство выступает как посредник в сложных процессах взаимодействия этих групп. Главный недостаток этой модели ее оппоненты видят в том, что она предоставляет организованным группам слишком большого значения и недооценивает возможность концентрации власти в руках могущественных из них (так называемый «корпоративизм»).

    • легальная демократия (Ф. Хайек, Р. Нозик)  Ее основополагающий принцип — закон имеет преимущество над волей народа. Как и «протективная», «легальная» демократия предполагает обособление государства от гражданского общества (прежде всего в экономике). В экономическом плане модель «легальной» демократии соотносится с неолиберальной моделью, сторонники которой выступают за возвращение к «свободной конкуренции» и неограниченного господства рыночных сил.


    Важнейшее условие стабильности демократического режима — наличие в его распоряжении достаточных материальных и духовно-психологических ресурсов. 

    Связи между правами человека и демократией глубоки и при этом носят двусторонний характер: одно в определенной степени зависит от другого и является неполным без другого.  

    Прежде всего, ценности равенства и самостоятельности – это и ценности прав человека, а право принимать участие в управлении является само по себе правом человека. В статье 21 Всеобщей декларации прав человека (ВДПЧ) говорится, что «Воля народа должна быть основой для власти правительства»: таким образом, демократия, в действительности, является единственной формой правления, которая соответствует правам человека.

    Однако «демократия» неполна без тщательного соблюдения прав человека. Настоящее участие в управлении практически невозможно без того, чтобы не соблюдались основные права людей.

    7. Познание как процесс. Роль образования в познавательной деятельности

     Процесс познания — это восприятие объективных закономерностей реального мира в сознании человека и выражение воспринятого в форме знания.

    Познание – это процесс  получения человеком знаний о мире, обществе и самом себе.

    Субъект познания – это тот, кто занимается познанием как видом деятельности, то есть человек, группы людей или всё общество в целом.

    Объект познания —  это то, на что или на кого направлен процесс познания. Это может быть материальный или духовный мир, общество, люди, сам человек, познающий самого себя.

    Формы чувственного познания:

    1. Ощущение — отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса, возникающее в результате их непосредственного воздействия на органы чувств. С помощью этих органов человек ощущает отдельные свойства предмета — форму, цвет, запах и т. п.

    2. Восприятие — чувственный образ целостной картины предмета, процесса, явления, непосредственно воздействующих на органы чувств. Восприятие служит также основной формой формирования представлений.

    3. Представление — чувственно-наглядный, обобщённый образ предмета, процесса, явления, сохраняемый и воспроизводимый в сознании и без непосредственного воздействия самих предметов познания на органы чувств. Проще говоря — то, что сохранилось в памяти человека после знакомства с предметом.

    Чувственное познание всегда субъективно, но именно этот уровень познания осуществляет связь человека с внешним миром.


    Интуиция — вид познания, в котором проявляется способность непосредственного постижения истины без опоры на логические обоснования и доказательства.

    Основные признаки: внезапность, частичная осознанность, непосредственный характер возникновения знания.

    Рациональное познание — познание, осуществляемое разумом.

    Рациональное познание, присущее только человеку, является более сложным способом отражения действительности, который осуществляется посредством мышления.

    Основные механизмы (мыслительные операции) рационального познания: сравнение, уподобление, обобщение, отвлечение.

    Формы рационального познания:

    1. Понятие — мысль, утверждающая общие и существенные свойства объекта. Понятия, выраженные в речи отдельным словом, связываются между собой и образуют суждение.

    2. Суждение — мысль, утверждающая или отрицающая что-либо об объекте. 

    3. Умозаключение (вывод) — мысленная связь нескольких суждений и выведение из них нового суждения. 

    Целью познания является достижение истины. Но не надо забывать, что познание — сложный и противоречивый процесс, не свободный от заблуждений.

    Заблуждения и ошибки в познании неизбежны и задача состоит в том, чтобы они были выявлены и вытеснены из сферы знания.

    Проблема истины включает в себя и поиски ее критерия, т.е способа, позволяющего отличить истину от заблуждения.

    По мнению Кастельса, распространение и развитие информационных технологий формируют «культуру реальной виртуальности». Коммуникация «кодирует» восприятие реальности. Только через эти коды человек и воспринимает мир. Мир таков, каков язык его описания. Соответственно, изменение формы «кодирования» вызывает изменение культуры и образа мира, создаваемого ею. «Появление новой системы электронной коммуникации характеризуется её глобальными масштабами, интегрированием всех средств массовой информации, и её потенциальная интерактивность уже меняет нашу культуру и изменит её необратимо»1 — утверждает Кастельс.

    Объяснение и понимание -это мыслительные операции, взаимно дополняющие друг друга. Их логические формы остаются в значительной мере едиными для естественных и общественных наук, раскрывая свою роль на обыденном, научном и ненаучном уровнях познании.

    Понимание - непременное условие познания. Проявляя себя в виде субъективной активности в духовной сфере человеческой деятельности, понимание выполняет двойственную роль. С одной стороны, оно связано с актуализацией имеющихся знаний с целью их пополнения, с другой, внутреннего мира личности, ее ценностносмысловой сферы и опыта. Понимание стимулируется познавательной потребностью и непосредственно сказывается на ее развитии.