ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 441
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
12 3
4 5
дет ал и, элементы украшения
Вспо
могате
льные
: крепежи ми м
атериа лами
, по ж
еланию могут испо льз о- ва ть э
лементы украшения
4—5
«Шоферы
»,
«По ез дк а»
Д
ети в
м есте с
в оспит ателем собираю т для игры и
разбираю т по сле игры
; дет ал и раз мещены в
ко н- тейнере в
игров ом уг ол ке
. Д
ети по ж
еланию пре
- образ ую т ее с
по мощью допо лнительных дет алей
, вно сят и
раз мещаю т в ней ну жный им игров ой м
атериа л, перено сят к
онст рукцию в
ну жно е ме ст о, а по ок ончании игры в
озвращаю т в игров ой уг олок
К
ораб
- лик
Основные
:
бок овые части к
ораб ля
(2).
Допо
лните
льные
: ка рм ан ы
, о ткидные дет ал и, элементы украшения
, як орь
Вспо
могате
льные
: крепежи
4—5
«М
оряки
»
Д
ети в
м есте с
в оспит ателем собираю т для игры и разбираю т по сле игры
; дет ал и раз мещены в
контейнере в
игров ом уг ол ке
С
енсор
- ный до
- мик
Основные
: стена с
проре зью
-окно м
(2), стена бе з ок он
(1), стена с
проре
- зью
-вх од ом
, ск ат крыши
(2).
Допо
лните
льные
:
откидные дет ал и, вкладыши
-окна
, э лементы с
енсорног о конст ру кт ора
Вспо
могате
льные
:
по дпорк а для кры
- ши
, крепежи
, «
по дошв а»
3—4
«Чу де сный до мик
»
Распо лагает ся в
собранно м
виде в
игров ом уг ол
- ке
. Д
ети играю т с раз мещенным в
нем игровым м
атериа ло м
: шнур ую т, плет ут к
осички
, зав язы
- ва ют узелки
, закрепляю т знание г
ео мет риче ских фигур
, цв ет а, величины
М
оду ль
- шир м
а
Основные
:
стена с
3- я кр уг лыми и
прямо уг ольными окнами
(2), стена с
3- я кр уг лыми окнами
(1).
Допо
лните
льные
: ка рм ан ы
, о ткидные дет ал и, элементы украшения
Вспо
могате
льные
: крепежи
3—5
«Те ат р»
Распо лагает ся в
собранно м
виде в
любо м
ме сте гр уппы по ж
еланию реб енк а.
Ре бенок мо ж
ет та м
игра ть о
дин
, рассм ат рив ат ь книги
, иллюст рации
, ф
ото
, слуша ть музык у
Ок
ончание
та
бл
.
58
Универсальный модульный конструкт также включает основ- ные, дополнительные и вспомогательные детали.
Основные детали служат наиболее крупными и обеспечивают вертикальную или горизонтальную основу конструкта, к которой при- крепляются все остальные детали в соответствии с ее назначением.
Основные детали имеют специальные отверстия с учетом реко- мендованного способа крепления:
— для их скрепления между собой или прикрепления к ним до- полнительных или вспомогательных деталей;
— функциональных отверстий различной формы и размера с учетом возможного предметного (тематического) и функци- онального назначения конструктов, создаваемых с помощью этих деталей.
Разновидности основных деталей:
— перегородки (основы стен имеют отверстия для окон или дверей, витрины имеют отверстия для закрепления полок и размещения предметов, столы имеют отверстия для крепления полок, стенды имеют отверстия для размещения экспонатов и др.);
— площадки (горизонтальные основы кукольного дома, парковки для машин, напольного демонстрационного модуля и пр.);
— арка.
Дополнительные деталиобеспечивают возможность разместить материалы и оборудование для деятельности детей и реализовать соответствующие действия:
— столешница;
— полка;
— карманы;
— зеркало;
— вкладыши;
— откидные детали.
Вспомогательные детали не несут самостоятельной смысловой функции, обеспечивают крепление и фиксацию основных и допол- нительных деталей или их устойчивость. В их числе:
— «подошва» (напольная опора);
— перегородки;
— подпорка;
— крепежи (скобы, шнуры, блокиратор, петли и др.).
Аксессуары обеспечивают тематическое назначение или оформле- ние конструктов. К ним относятся:
59
— занавески;
— вывески (подвески);
— украшения;
— сумочки;
— реклама.
Особенности модульных конструктов
и их использования в работе с детьми
Модульные конструкты имеют особенности. Рассмотрим их.
● Модульные конструкты соответствуют требованиям безопас- ности и охраны жизни детей:
— изготовлены из безопасных прочных материалов (пластика, самоклеящейся пленки);
— имеют маленький вес, прочность и устойчивость конструктов
(для малышей — конструкты легкие, уже собраны и скреплены), отсутствуют мелкие детали, используется прочное соединение крупными деталями (мелкие детали-крепежи малышам не даются);
— отсутствуют острые края в деталях и конструктах;
— низ конструктов обязательно укрепляется дополнительными напольными опорами.
● Модульные конструкты отвечают санитарно-эпидемиологиче- ским правилам и нормативам, гигиеническим требованиям:
— легко моются;
— соответствуют росту и возрасту детей.
● Использование модульных конструктов соответствует общим закономерностям развития ребенка на каждом возрастном этапе:
— увеличение произвольности, саморегуляции и самостоятель- ности;
— развитие способности осознавать свои желания и возможности;
— развитие способности действовать в соответствии с замыслом и др.
● Использование модульных конструктов обеспечивает реали- зацию различных видов детской деятельности и решение разви- вающих задач с учетом возрастных особенностей детей(игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы).
60
● Использование модульных конструктов обеспечивает реали- зацию разнообразной игровой деятельности как основной формы работы с детьми и ведущей деятельности детей за счет:
— наличия крупных игровых модулей, обеспечивающих ограни- чение пространства и отражающих содержание (тему) игры
(машина, дом и др.);
— использования крупных дополнительных деталей, которые мо- гут иметь самостоятельное значение, или позволяют отра зить особенности сюжета (полка или прилавок магазина, и др.);
— использования мелких дополнительных деталей, которые не имеют самостоятельного значения, но позволяют отразить особенности сюжета игры (вывеска магазина или кафе, эле- менты украшения и др.).
● Использование модульных конструктов обеспечивает реа- лизацию принципа интеграции образовательных областей за счет организации интегрированной деятельности детей(в ходе создания конструктов и посредством их использования):
— познавательно-коммуникативная (дети вместе «собирают» конструкт по схеме, обсуждая, какие детали нужны, после- довательность действий, согласуют их между собой и пр.);
— коммуникативно-игровая (дети в совместной игре выполняют игровые действия, используя модульную конструкцию (при- лавок, зеркало и пр.);
— коммуникативно-трудовая (дети вместе разбирают конструкт, складывают детали на место, размещают материалы и обо- рудование в созданной конструкции и т.п.).
● При использовании модульных конструктов следует обеспечи- вать эффективную и безопасную организацию деятельности детей с ними (их сборку, действия с их использованием).
Особенности деталей модульного конструкта и их использования
детьми:
— параметры деталей соответствуют возрастным возможностям детей по их сборке (вес самой тяжелой детали — 300 г, раз- меры мелких деталей крепежей соразмеримы с детской рукой, способы крепления доступны детям и пр.);
— воспитатель имеет возможность наблюдать за детьми за счет прозрачности конструктов, их высоты с учетом роста детей данного возраста, наличия достаточно больших по размеру функциональных прорезей в крупных деталях и пр.;
61
— используются безопасные и доступные детям способы хра- нения деталей (крупные детали сложены в короб-накопитель на колесах, из которого они сами могут их вынуть и сложить; мелкие детали сложены отдельно от крупных; крепежи сло- жены в отдельные ячейки контейнера по видам и др.);
— используемые способы крепления деталей соответствуют их размерам и назначению: крупные детали жестко скрепляются способами «замок», «блокировка», непрочно — способом
«пазлы», подвижно — способами «крестовина», петли; для крепления мелких и дополнительных деталей используются способы: «пазлы», «шнуровка», «блокировка», подвеска, крючок, магнит, прищепка; при этом следует отметить, что все реализуемые способы доступны старшим дошкольникам и частично малышам;
— дети используют алгоритмические предписания по сборке конструктов и правила использования созданных модульных конструктов.
Выделим ряд важных правил сборки конструктов:
— их нельзя ставить на проходном месте;
— нужно использовать детали по назначению;
— обязательно следует использовать крепление «замок»;
— играть нужно аккуратно (не рисовать на конструктах, не ца- рапать их поверхность);
— нельзя использовать без крепления «напольной опоры»;
— прежде чем использовать конструкт, нужно проверить проч- ность креплений;
— конструкт нужно разобрать или видоизменить только после обсуждения;
— конструкты следует использовать только для игрушек и обо- рудования, нельзя наваливаться и садиться на них.
Подчеркнем, что данные правила должны знать и соблюдать не только взрослые, но и дети. Поэтому воспитатель постепенно вводит их в практических ситуациях, представляет их в предметно-развива- ющей среде в виде пиктограмм и отслеживает их выполнение детьми в самостоятельной деятельности.
Представим алгоритмические предписания по сборке модульных
конструктов:
— отобрать детали в соответствии с замыслом (образцом);
— прикрепить к нижним частям крупных деталей напольные опоры;
62
— последовательно присоединить основные части друг к другу выбранным способом крепления;
— вставить дополнительные полки, столешницы и закончить на- полнением модулей аксессуарами (это могут быть таблички, карманы, сумки, шторки) и другие атрибуты в соответствии с замыслом игры.
Поскольку процесс разработки предметно-пространственной развивающей среды — творческая задача, мы, опираясь на ФГОС, определили принципы создания модульных конструктов и их исполь- зования в работе, которые позволят педагогу эффективно выстроить деятельность с детьми.
Принципы создания модульных конструктов
и их использования в работе с детьми
Содержательно-организационные принципы
Эти принципыотражают особенности комплектации модульного конструкта, способы создания конструктов и организации работы с ними.
● Информированности — проявляется в удовлетворении интере- са ребенка к новизне, в обеспечении возможности ребенка получать и использовать различную информацию, в разнообразии содержания
(тематики) детской деятельности, обусловленного используемым оборудованием.
Например:
— в средней группе может появиться новый тематический модуль
«Корабль» для разворачивания нового сюжета;
— в старшей группе при использовании универсального конструк- та детям предлагается новый дополнительный материал для разво- рачивания новых игровых сюжетов: вывески, столешницы, полки, карманы и др. (кафе, книжный киоск и пр.).
● Эмоциональной насыщенности —проявляется в получении детьми разнообразных меняющихся впечатлений, позитивных эсте- тических эмоций:
— от восприятия конструктов (сенсорные и конструктивные ре- шения);
— возможности реализовать желание сделать пространство «сво- им», проявить свою творческую активность в его преобразовании, выполнить деятельность в партнерстве, реализуя свои симпатии и др.
63
● Полифункциональности —проявляется в том, что и мо- дульные конструкты, и их детали могут быть гибко использованы для различных видов (разновидностей) детской деятельности, реализации различного содержания одной и той же деятельности
(например, разных сюжетных игр) в соответствии с замыслом ребенка, что способствует развитию мышления, воображения и творчества детей.
Изменяя дополнительные детали, дети могут изменить назначение конструкта:
— изменить назначение игрового модуля «Дом», заменив вывеску
(«Касса» «Киоск»);
— создать игровой модуль «Парикмахерская», прикрепив к мо- дулю «стенд» стол и полку и закрыв отверстие зеркалом.
● Комплексирования и свободного (гибкого) зонирования —
предполагает оптимальное сочетание, взаимодополнение стационар- ной мебели и модульных конструктов, а также создание с их помощью определенных временно функционирующих пространств (зон, цен- тров, микроцентров), позволяющих детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не препятствуя друг другу.
● Оптимального сочетания «свободного» и «регламентиро-
ванного» пространства — предполагает наличие в группе специаль- но созданного педагогом «регламентированного» пространства для решения психолого-педагогических задач, в котором дети действуют, но которое сами не изменяют. Однако в группе должно быть и «сво- бодное» от регламентации взрослого пространство. Его специфика проявляется, во-первых, в возможности детей внести по своей воле изменения в созданную взрослым предметно-развивающую среду группы (что-то убрать, добавить, передвинуть и т.п.), а во-вторых, в наличии в группе ничем не заполненных пространств (пустых мест), где дети могли бы разместить материал, оборудование или специаль- но созданные конструкты в соответствии с собственными желаниями, интересами, замыслами (для самоорганизации детьми собственной деятельности).
● Статичности-подвижности — предусматривает наличие в группе как зафиксированных, постоянных элементов, так и возмож- ности изменения детьми с помощью взрослых разных элементов сре- ды. Выражается в том, что, с одной стороны, ребенку обеспечивается возможность свободной ориентации в знакомой среде (надежность, уверенность и защищенность), а с другой — закладывается возмож-
64
ность изменять, вносить новое в соответствии с календарно-темати- ческим планом, образовательными задачами, временем года, возраст- ными особенностями детей, а также предпочтениями, интересами, настроением и изменяющимися возможностями детей.
Так, ребенок может украсить стены своего домика, повесить зана- вески, прикрепить фары к машине или собрать вместе с воспитателем еще одну кроватку для куклы. Старший дошкольник, организуя игру в моряков, может построить рубку корабля по рисунку-образцу, а вос- питатель — «собрать» стенд для тематической книжной выставки в книжном уголке при проведении Недели книги.
Организационно-методические принципы
Эти принципыобеспечивают выбор педагогического инструмен- тария и успешность решения задач развития ребенка.
● Педагогической целесообразности и тематичности —пред- полагает, что представленные в группе модульные конструкты вос- требованы детьми и выполняют развивающую функцию. Выражается также в том, что используемые детали имеют дидактические свойства, т.е. выступают как способы обучения (ориентировка в пространстве, конструирование, ознакомление с цветом и формой и др.).
Воспитатель, принимая решение о наличии в группе того или иного конструкта и определяя возможности ее использования детьми, должен уметь четко обосновать ее необходимость в связи с реализа- цией определенной образовательной программы и направленности на решение соответствующих задач психолого-педагогической работы в соответствии с календарно-тематическим планом.
Пример — тема «Все профессии нужны, все профессии важны».
Дети создают общий конструкт «Торгово-офисный центр», обеспе- чивающий условия для игровой, познавательной, коммуникативной деятельности детей с использованием следующих знаний: названия разных профессий, предметов, необходимых для людей разных про- фессий, взаимодействие между ними, ознакомление с современными новыми профессиями.
● Стимулирования активности и самостоятельности детей
в использовании модульных конструктов —предполагает предо- ставление детям возможности и их поощрение за проявление актив- ности в преобразовании модульных конструктов, в их создании, раз- мещении в пространстве группы и использовании для организации условий самостоятельной деятельности.
65
Так, ребенок может украсить стены своего домика, повесить зана- вески, прикрепить фары к машине или собрать вместе с воспитателем еще одну кроватку для куклы. Старший дошкольник, организуя игру в моряков, может построить рубку корабля по рисунку-образцу, а вос- питатель — «собрать» стенд для тематической книжной выставки в книжном уголке при проведении Недели книги.
Организационно-методические принципы
Эти принципыобеспечивают выбор педагогического инструмен- тария и успешность решения задач развития ребенка.
● Педагогической целесообразности и тематичности —пред- полагает, что представленные в группе модульные конструкты вос- требованы детьми и выполняют развивающую функцию. Выражается также в том, что используемые детали имеют дидактические свойства, т.е. выступают как способы обучения (ориентировка в пространстве, конструирование, ознакомление с цветом и формой и др.).
Воспитатель, принимая решение о наличии в группе того или иного конструкта и определяя возможности ее использования детьми, должен уметь четко обосновать ее необходимость в связи с реализа- цией определенной образовательной программы и направленности на решение соответствующих задач психолого-педагогической работы в соответствии с календарно-тематическим планом.
Пример — тема «Все профессии нужны, все профессии важны».
Дети создают общий конструкт «Торгово-офисный центр», обеспе- чивающий условия для игровой, познавательной, коммуникативной деятельности детей с использованием следующих знаний: названия разных профессий, предметов, необходимых для людей разных про- фессий, взаимодействие между ними, ознакомление с современными новыми профессиями.
● Стимулирования активности и самостоятельности детей
в использовании модульных конструктов —предполагает предо- ставление детям возможности и их поощрение за проявление актив- ности в преобразовании модульных конструктов, в их создании, раз- мещении в пространстве группы и использовании для организации условий самостоятельной деятельности.
65
Самостоятельность детей в работе с деталями обеспечивается следующими их особенностями:
— все детали легкие, их может поднять один ребенок;
— детям предлагаются образцы и алгоритмические предписания по созданию конструктов;
— детали хранятся в промаркированных накопителях с разделите- лями, обеспечивающих доступность и удобство использования
(детали легко доставать и складывать) и др.
● Накопления и реализации опыта детей по использованию
модульных конструктов в самостоятельной деятельности — выража- ется, с одной стороны, в соответствующей обучающей работе педагога, с другой — в предоставлении детям материалов, обеспечивающих успеш- ность самостоятельных действий по преобразованию или созданию конструктов в соответствии с замыслом (образцов конструктов, правил и алгоритмических предписаний по их созданию и использованию).
Следует выделить специфические задачи, решение которых об- условливает успешность в создании и использовании модульных конструктов.
Задачи работы с детьми по освоению модульного конструкта:
— стимулировать интерес детей к модульному конструкту и желание использовать его для организации самостоятельной деятельности;
— формировать представление о деталях модульного конструкта, способах крепления и создания конструктов, умения реали- зовывать в деятельности алгоритм создания конструктов из модульного конструкта, создавать из модульного конструкта различные конструкции по образцу и дополнять их в соот- ветствии с замыслом или возникающими в ходе деятельности потребностями; создавать из модульного конструкта конструк- ции по замыслу, использовать созданные конструкции для организации самостоятельной деятельности, максимально реализуя их возможности, представление о правилах ис- пользования модульного конструкта и умение соблюдать их в процессе самостоятельной деятельности;
— стимулировать активность и самостоятельность детей в создании конструкций и их использовании для организации самостоятельной деятельности;
— обеспечивать детям возможность накапливать опыт органи- зации деятельности.
66
● Проявления индивидуальных особенностей ребенка в со-
вокупности интегративных качеств личности —выражается в проявлении различных сфер личности ребенка при создании и ис- пользовании конструкций и предопределяет (обусловливает) успеш- ность детей в осуществлении интегрированных видов деятельности.
● Стимулирования взаимодействия и сотрудничества де-
тей —проявляется в инициировании совместных действий детей как по созданию коллективной конструкции, так и по ее использо- ванию в самостоятельной деятельности. Предполагается также, что модульные конструкции должны быть пригодны к одновременному использованию несколькими детьми.
● Свободы выбора — выражается в самостоятельном выборе ребенком деятельности, которую он будет осуществлять (что он будет делать), и условий ее реализации: с кем, как, в какой зоне (центре, микроцентре) предметно-пространственной среды, что будет исполь- зовать и др. (зонирование пространства, рациональное размещение материалов и оборудования для деятельности, создания рабочего места для деятельности, удобство размещения).
Варианты создания
универсальных конструкций
Используя универсальный конструкт в работе со старшими до- школьниками, мы создаем различные конструкции для деятельности детей: игровой и познавательно-исследовательской, для уединения и демонстрации результатов деятельности (рис. 21).
Универсальные конструкции
для игровой деятельности
«Супермаркет»: наборы продуктов; сумки; касса; ценники; та- блички с объявлениями об акциях (рис. 22). Чертеж этой конструкции представлен в приложении 1 на с. 95.
Игровые сюжеты и действия: одни дети продают, другие — поку- пают, раскладывают продукты, проводят презентацию нового продукта.
«Сервисный центр»: компьютер, касса, журнал учета, телефон, перечень услуг с ценами, набор инструментов; много игрушечной бытовой техники; таблички с разными объявлениями (рис. 23).
Игровые сюжеты и действия: «работники центра» принимают за- казы на ремонт бытовой техники, ремонтируют, выдают ее заказчику, проводят акцию «За три старых телефона — один новый».
67