Файл: Отчет об учебной практике научноисследовательской работе в фгбоу во мичуринский гау.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 188

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


 Дедукция (от лат. dеductiоn – выведение) – это вывод, сделанный по правилам логики, то есть переход от общего к частному. Дедукция – это форма научного познания, когда вывод делается на основе знаний о признаках всей совокупности. Это метод перехода от общих представлений к частным.

Аналогия (от греч. аnаlоgiа – соответствие, сходство) – это метод научного познания, с помощью которого достигается знание об одних предметах или явлениях на основании их сходства с другими. Умозаключение по аналогии происходит в том случае, когда знание о каком-либо объекте переносится на другой менее изученный, но сходный с ним по существенным свойствам и качествам. Одним из основных источников научных гипотез являются именно такие умозаключения. Благодаря своей наглядности метод аналогий получил широкое распространение в науке и технике. Метод аналогий является основой другого метода научного познания – метода моделирования.

Моделирование (от лат. mоdulus – мера, образец) – это метод научного познания, заключающийся в замене изучаемого объекта его специально созданным аналогом или моделью, по которым определяются или уточняются характеристики оригинала. При этом модель должна содержать все существенные черты реального объекта. Одной из основных категорий теории познания является именно моделирование. На его идее базируется любой метод научного исследования, как теоретический, так и экспериментальный. В современной науке и технике широко используется теория подобия (геометрического, физического, физико-механического), которая служит основой для построения моделей и разработки теории эксперимента.

Абстрагирование (от лат. аbstrаctiо – отвлечение) – это метод научного исследования, основанный на том, что при изучении какого-либо явления (процесса) не учитываются его несущественные признаки и 26 стороны. Это позволяет упрощать картину изучения явления. Абстракции сводятся к перестройке предмета исследования, т.е. замещению первоначального предмета другим. Абстрактное понятие противопоставляется конкретному, а абстрагирование – конкретизации. Конкретизация (от лат. cоncrеtus – сгущенный, уплотненный, сросшийся) – это метод научного познания, с помощью которого выделяются существенные свойства, связи и отношения предметов или явлений. Он требует учета всех реальных условий
, в которых находится исследуемый объект. В процессе познания мысль движется от абстрактного, более бедного содержанием понятия к конкретному, более богатому содержанием. Эти два метода научного познания, несмотря на свою методологическую противоположность, взаимно дополняют друг друга.

 К методам научного познания, используемым на теоретическом уровне, относятся объяснение и формализация. Метод научного познания – объяснение, с помощью которого составляется объективная основа изучаемого явления или процесса. Оно позволяет выдвинуть гипотезу или предложить теорию исследуемого класса явлений или процессов. Формализация – это отображение объекта или явления в знаковой форме какого-либо искусственного языка (математики, химии и т.д.), с помощью которого производится формальное исследование их свойств. Осуществляется на основе абстракций, идеализации и введения искусственных символических знаков. Примером использования формализации является математика, различные естественные и технические науки (физика, теоретическая механика, сопротивление материалов и т.д.), в которых вывод содержательного предложения заменяется выводом выражающей его формулы. Формализация дает возможность проведения систематизации, уточнения, методологического прояснения содержания теории и выяснения характера взаимосвязей ее различных положений. С ее помощью можно выявлять и формулировать еще не решенные проблемы. Гипотеза и теория, рассмотренные ранее как формы научного познания, также относятся к методам научного познания, как и наблюдение и эксперимент.

Наблюдение – это метод целенаправленного исследования объективной действительности в том виде, в каком она существует в природе и обществе и доступна непосредственному восприятию. Наблюдение отличается от восприятия (отражения предметов объективного мира) целенаправленностью, т.е. человек наблюдает то, что имеет для него теоретический либо практический интерес. При этом он отбирает только самые существенные факты, характеризующие объект исследования.

Эксперимент (от лат. еxpеrimеntum – проба, опыт, чувственнопредметная деятельность в науке; в более узком смысле – опыт, воспроизведение объекта познания, проверка гипотез и т.п.) – это метод научного познания, при котором происходит исследование объекта в точно  учитываемых условиях, задаваемых экспериментатором, позволяющий следить за изучаемым объектом и управлять им. Эксперимент, как и наблюдение, может быть качественным (обычно на ранних стадиях наблюдения) и количественным. Преимущество экспериментального изучения объекта по сравнению с простым наблюдением заключается в следующем: – возможность изучения свойств объекта в экстремальных условиях, что позволяет глубже проникнуть в сущность явлений (например, при разрушении объекта, при потере устойчивости элементов стержневых систем, при высоких и низких температурных воздействиях и т.п.);



– при необходимости многократное воспроизводство исследуемого явления;

 – изучение свойств явлений, не существующих в природе в чистом виде;

– эксперимент можно повторить, а наблюдение не всегда.

Эксперименты могут быть натуральными и модельными. Натуральный эксперимент изучает объекты в их естественном состоянии. Модельный модернизует объекты и позволяет изучить более широкий диапазон изменения объекта. Эксперимент обычно ставят на заключительных стадиях исследования. Он является критерием интенсивности теорий и гипотез, а во многих случаях и источником новых теоретических представлений. Игнорирование эксперимента может привести к ошибкам. Процесс подготовки и проведения экспериментального исследования обычно включает в себя несколько последовательных стадий. Оптимизация процесса экспериментального исследования и управление научным поиском осуществляется на основе математической теории эксперимента, что способствует экономии времени и сокращению материальных затрат.

Измерение – это процедура определения численного значения характеристик исследуемых материальных объектов (массы, скорости, температуры и т.д.). Все измерения производятся с помощью соответствующих измерительных приборов и сводятся к сравнению измеряемой величины с некоторой однородной величиной, принятой в качестве эталона. В результате высококачественных измерений можно установить факты или определить эмпирические зависимости, сделать эмпирические открытия, приводящие к коренному изменению взглядов в какой-либо области знаний.

IV. Обоснование выбранного научного направления, адекватный подбор средств и методов для решения поставленных задач в научном исследовании


ТЕМА ВКР Актуальность игровых методов в современной системе обучения

АКТУАЛЬНОСТЬ Использование игровых методов обеспечивает гибкость образовательного процесса, повышает познавательный интерес учащихся, способствует творческой активности.

V.Формулировка научной проблематики в сфере историко-филологической направленности
ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ ВКР Пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению. Использование игровых методов в начальной школе позволяет: – проводить уроки в нетрадиционной форме; – раскрывать креативные способности учащихся; – дифференцированно подходить к оценке учебных компетенций учеников; – развивать коммуникативные навыки учащихся; – обеспечивать свободный обмен мнениями; – организовывать процесс обучения в форме состязания; – облегчать решение учебной задачи; вовлекать всех учащихся в учебный процесс; – ощущать значимость результата для каждого учащегося в отдельности; – практически закреплять полученные знания; – формировать мотивационную сферу учащихся; – расширять кругозор детей; – формировать навык совместной деятельности.
VI. Знания современных проблем науки и образования при решении профессиональных задач к формированию образовательной среды и использование профессиональных знаний и умений в реализации задач инновационной образовательной политики

РАЗДЕЛ 1 «Инновационные процессы в образовании»

Тема 1. Классификация инноваций

Технологические инновации. Методические инновации. Организационные нововведения. Управленческие нововведения. Экономические инновации. Социальные нововведения. Юридические инновации. Критерии оценки инноваций по характеру вклада в науку и практику: теоретические и практические. Уровневая характеристика инноваций. Критерии прогрессивности и обоснованности. Готовность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения


 

Тема 2. Характеристики и критерии оценки инноваций 

Характеристика субъектов инновационной деятельности. Понятие психологических барьеров и психологический защиты. Развитие образовательного учреждения как инновационный процесс.Программно-целевой подход в управлении инновационным процессом.Режимы жизнедеятельности: развитие и функционирование, «обучающаяся организация». Программа развития образовательной организации как проект развития и формирования образовательной среды и использования профессиональных знаний и умений в реализации задач инновационной образовательной политики.

Образовательная программа организации. Школа-проект и школа-лаборатория. Педагогическое проектирование как технология реализации инноваций в образовании. Экспертиза инновационных проектов. Педагогический эксперимент как технология реализации инновации в образовании. Программа опытно-экспериментальной работы в школе. Анализ и тенденции инновационных процессов в системе образования Российской Федерации. Федеральная целевая программа развития образования. Национальный проект «Образование». Анализ инновационных процессов в Тамбовской области. Анализ позитивных изменений и инновационных процессов в системах профессионально образования развитых стран на примере Англии, Германии, Франции, Японии, России. Сравнительно-педагогический анализ инновационных процессов в России и развитых странах. Позитивные изменения и инновационные процессы в системах профессионального образования развитых стран.

 

РАЗДЕЛ 2 «Инновационный потенциал современного образования»

Тема 1. Инновационные учебные заведения

Авторская школа. Гимназия. Лицей. Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов. Инновационная деятельность учителя как социально-психологический феномен. Структура инновационной педагогической деятельности при организации взаимодействия с участниками образовательного процесса и социальными партнерами, руководства коллективом, толерантного восприятия социальных, этноконфессиональных и культурных различий. Характеристика субъекта инновационной педагогической деятельности. Инновационное поведение и индивидуальный стиль инновационной деятельности педагога. Методы диагностики готовности учителя к инновационной деятельности.