Файл: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования воронежский государственный университет борисоглебский филиал.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 287

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Компактная костная ткань

1 . Кровеносные сосуды

2. Костные клетки

3. Костный канал

4. Костные пластины

5.Межклеточное вещество (вставочные пластины)
Подытожим нашу беседу словами П.Ф. Лесгафта «Костная система человеческого организма устроена таким образом, что при наибольшей легкости она представляет наибольшую крепость и всего лучше в состоянии противодействовать влиянию тол­чка и сотрясения».

- Какие особенности в составе и строении костей обеспечивают им высокую прочность при относительной легкости? (Учащиеся формулируют вывод).

Учитель. Мы рассмотрели особенности строения костей на примере длинных трубчатых костей.

- Все ли кости нашего организма имеют такое строение? (Учитель обращает внимание учащихся на скелет человека).

- Какие типы костей участвуют в построении скелета? Какими особенностями строения они характеризуются?

Учащиеся вновь обращаются к материалам учебника и заполняют таблицу «Типы кос­тей».
Таблица 1. Типы костей (классифицируют с учетом внешней формы, структуры и характера развития)

Трубчатые

Губчатые

Плоские (или широкие)

Длинные (плечевая, локтевая, лучевая и т.д.)

Короткие (кости пясти, плюсны и фалан­ги пальцев)

Длинные (ребра, гру­дина)

Короткие(поз­вонки, кости запястья и пред­плюсны)

(лопатки, тазовые кости, кости свода черепа)

находятся в скелете ко­нечностей

одновременно необходима боль­шая прочность и подвижность

состоят из губчатого вещества, полости не имеют; снаружи - тонкий слой компактного вещества

С одной стороны вогнуты, с другой - выпуклы; шири­на и длина их значительно преобладают над толщиной


Вернемся к проблемному вопросу №2.

- Как соединяются между собой кости в скелете, и в чем проявляется взаимосвязь строения и функции этих соединений?

► Рассказ учителя с использованием учебной таблицы и скелета человека.


Различают неподвижные, мало- (полу-) подвижные и подвижные соединения костей.

Неподвижное соединение костей происходит путем их срастания. Движения при этом ограничены или вовсе отсутствуют. Неподвижность костей мозгового отдела черепа, например, достигается тем, что многочисленные выступы одной кости вхо­дят в соответствующее углубление другой. Такое соединение костей получило на­звание шва. У ребенка в первые годы жизни тазовая кость состоит из трех отдельных костей, соединенных друг с другом прослойками хряща, которые постепенно заме­щаются костной тканью, кости срастаются друг с другом. Неподвижное соединение костей имеет защитное значение.

Полуподвижность достигается упругими хрящевыми прокладками между костями. Такие прокладки находятся между отдельными позвонками. При сокращении мышц эти прокладки сжимаются и позвонки сближаются. При ходьбе, беге, прыж­ках прослойки упругого хряща действуют как амортизаторы, смягчая резкие толчки и предохраняя тело от сотрясения. Такое соединение имеет опорное, защитное и двигательное значение.

Подвижные соединения костей встречаются чаще. Их называют суставами. Они обеспечивают условия для движения частей тела. Например, суставы: коленный; локтевой, лучезапястный. На суставе особенно отчетливо видно соответствие строения и функции. Об этом на следующем уроке мы послушаем сообщение «Суставы — подвижные соединения костей».

4. Закрепление изученного материала.

- Что узнали нового и важного для себя?

- Чему научились?

- Какие выводы сделали? Обзор полного конспекта по теме.

5. Подведение итогов. Домашнее задание.

Уч. Д.: § 6, термины, вопросы после параграфа, конспект урока.

Индивидуальное задание: сообщение «Суставы - подвижные соединения костей».

Дополнительная информация «Сколько у человека костей?»

Сколько у человека костей? Врачеватели Тибета называли число 360. Древнеин­дийский хирург Сунугута полагал, что их 300-306. В одном из апокрифов XI в. ут­верждается, что их 295. Викинги же насчитывали 219.

Современные учебники анатомии не указывают точно количество костей у чело­века. Говорится, что костей около 200, точнее, 208-210. Отчего же ученые до сих пор не могут определиться? Дело в том, что из-за индивидуальных особенностей у лю­дей бывают дополнительные или, наоборот, отсутствуют некоторые (чаще мелкие) косточки либо несколько костей срастаются в единое целое.


Конспект урока на тему: «Скелет головы и скелет туловища»

.Цель урока: изучить особенности строения скелета головы и туловища.

Задачи:

-образовательные: изучить особенности строения скелета головы и туловища; систематизировать знания по данной теме;

-развивающие: развитие общеучебных умений и навыков; развитие научного мировоззрения;

-воспитательные: формирование познавательного интереса; прививать интерес к чтению литературы.

Тип урока: раскрывающий содержание темы.

Вид урока: комбинированный.

Оборудование: модели скелета и черепа; мультимедийная установка, презентации на тему «Ске­лет млекопитающего животного».

Основные понятия: отделы черепа: мозговой, лицевой, позвонок: тело, отросток, дуга, позвоночный канал, отделы позвоночника: шейный, грудной, поясничный, крестцовый, копчиковый, межпозвоночные хрящевые диски, грудная клетка, ребра, грудина, спинной мозг крестец, копчик.

План проведения занятия

I. Организационный момент урока.

II. Проверка домашнего задания.

III. Изучение нового материала.

IV. Физкультурная минута.

V. Лабораторная работа.

VI. Домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель приветствует учеников, отмечает отсутствующих, проверяет готовность учеников к работе.

II. Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос учащихся.

1. За счет чего кости растут в длину и ширину? 2. Как устроен сустав? 3. Каково строение длинных и коротких костей? 4. От чего зависят прочность и легкость костей скелета? 5. Какие способы соединения костей вам известны? 6. Какие виды костей вам известны?

III. Изучение нового материала (приложение 2, рис. 1).

Скелет головы. Под кожей и мышцами головы находится её скелет – череп. Череп защищает головной мозг и органы чувств от различных повреждений. Кости черепа – плоские, прочные они соединены друг с другом швами. Шов – это прочное неподвижное соединение костей. Череп состоит из мозгового и лицевого отделов. Мозговой отдел черепа образован прочно и неподвижно соединенными между собой костями. Это парные теменные и височные, непарные лобная и затылочная кости.B височной кости имеется отверстие наружного слухового прохода. На нижней
поверхности затылочной кости есть большое затылочное от­верстие, через которое полость черепа соединяется c позво­ночным каналом. Кости основания черепа пронизаны мелкими отверстиями. Через них проходят черепно-мозговые нервы и кро­веносные сосуды.

В лицевом отделечерепа 15 костей. Самые крупные из них челюстные. Н нижнечелюстная костьединственная подвижная кость черепа. Лицевой отдел черепа = 2 скуловые кости + 2 верхнечелюст­ные + 2 носовые + 2 слезные + 1 нижнечелюстная + 1 подъязычная. На обеих челюстях имеются ячейки, в которых расположены корни зубов.

В скелете головы человека мозговой отдел черепа преобла­дает над лицевым. Это связано c большим развитием головного мозга человека.

Скелет туловища. Позвоночник, или позвоночный столб, состоит из 33-34 коротких костей — позвонков.

Скелет туловища = позвоночник + грудная клетка. Позвоночник = 7 шейных позвонков + 12 грудных + 5 пояснич­ных + 5 крестцовых + 4-5 копчиковых.

Каждый позво­нок имеет тело инесколько отростков.Позвонки расположены друг над другом. Между позвонками находятся прослойки хрящевой ткани, обеспечивающие гибкость позвоноч­ника. Внутри позвоночника в позвоночном канале рас­положен спинной мозг.

B позвоночнике человека различают шейный, грудной, поясничный, крестцовый и копчиковый отделы.

Грудная клетка находится в верхней части туловища. Её образует груди­на, 12 пар ребер и грудной отдел позвоночника (рис.23, стр. 43). Грудная клетка защищает от повреждений расположенные в ней сердца и лёгкие.

Сочленение ребер c позвонками позволяет изменять их поло­жение: приподниматься во время вдоха и опускаться во время выдоха. Хорошо развитая грудная клетка улучшает работу сердца, лёгких. Её развитию способствуют физический труд, занятия физкультурой, спортом.

Особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью. Человека характеризует вертикальное
положение тела, опирающегося только на нижние конечности. Позвоночник взрослого человека имеет изгибы. Во время быстрых, резких движений изгибы пружинят и смягчают толчки. У млекопитающих животных, которые опираются на четыре конечности, позвоночник таких изгибов не имеет.

Грудная клетка человека, в связи c прямохождением, рас­ширена в стороны. У млекопитающих животных она сжата c боков.

IV. Физкультурная минута.

V. Лабораторная работа.

Лабораторная работа «Скелет головы и туловища»

Цель: изучить особенности строения головы и туловища.

Оборудование: муляж черепа человека, муляжи позвонков шейного, грудного, поясничного отделов, муляж грудной клетки.

1. Рассмотрите позвонки шейного, грудного, поясничного отделов. Найдите: тело позвонка, отростки, дуги, отверстие, образующее позвоночный канал. Выявить их сходства и различия.

2. Рассмотрите череп человека. Рассмотреть основные его составляющие.

3. Рассмотрите грудную клетку. Выявите основные её составляющие.

VI. Домашнее задание. § 7, рабочая тетрадь № 1, задания № 26 -29.
Конспект урока на тему «Скелет конечностей»

Цель урока: изучить особенность строения скелета конечностей.

Задачи:

-образовательные: изучить особенности строения скелета конечностей; само­стоятельно работать c текстом и рисунками учебника;

-развивающие: развитие общеучебных умений и навыков; развитие научного мировоззрения;

-воспитательные: формирование познавательного интереса; прививать интерес к чтению литературы.

Тип урока: раскрывающий содержание темы.

Вид урока: комбинированный.

Оборудование: модель скелета; мультимедийная установка, презентации на тему «Ске­лет человека».

Основные понятия: плечевой пояс: ключица, лопатки, кости руки: плечевая, (локтевая и лучевая) предплечья, кости кисти: запястье, пястье, фаланги пальцев, тазовый пояс, парная тазовая кость, кости ноги: бедренная, (малоберцовая и большеберцовая) голени, коленная чашечка, предплюсны, плюсны, фаланги пальцев стопы.

План проведения занятия

I. Организационный момент урока.

II. Проверка домашнего задания.

III. Изучение нового материала.

IV. Физкультурная минута.

V. Практическая работа.