Файл: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования воронежский государственный университет борисоглебский филиал.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 288

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Уровень заболеваемости крови и кроветворных органов повышался с 2011 г. (341,3) к 2015 г. (360,9), снижение заболеваемости отмечено в 2013 г. (298,0 человек на 100 тыс. населения).

Болезни эндокринной системы, расстройства питания, нарушения обмена веществ имели тенденцию к снижению заболеваемости (2011 г. - 2461,1 человек, 2015 г. - 2127,0 человек), некоторое повышение наблюдалось в 2012, 2013 гг. (2936,0; 2666,9 человек соответственно).

Заболеваемость нервной системы снизилась в 2015 г. по сравнению с 2011 г.

Заболеваемость уха и сосцевидного отростка увеличилась с 2534,1 человек в 2011 г. до 2883,4 человек в 2013 г., затем наблюдалось её снижение к 2015 г.

Уровень заболеваемости системы кровообращения почти не изменился в 2015 г. (1892,8) по сравнению с 2011 г. (1873,1), незначительное снижение отмечалось в 2014 г. - 1565,9 человек.

Болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани имели тенденцию к увеличению с 2011 г. (3762,9) к 2015 г. (3987,4). Особенно значительное увеличение отмечено в 2012 (4188,1), 2013 (4204,8 человек) гг. (табл. 2, рис. 13).


Инфекционные и паразитарные болезни


Новообразования



Болезни крови и кроветворных органов



Рис. 13. Отдельные заболевания подростков 15-17 лет Волгоградской области (2011-2015 гг.)
Болезни эндокринной системы, расстройства питания, нарушения обмена веществ



Болезни нервной системы



Болезни уха и сосцевидного отростка



Рис. 13. Отдельные заболевания подростков 15-17 лет Волгоградской области (2011-2015 гг.) (продолжение)

Болезни системы кровообращения



Болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани


Рис. 13. Отдельные заболевания подростков 15-17 лет Волгоградской области (2011-2015 гг.) (продолжение)
Согласно данным индивидуальных медицинских карт обучающихся МБОУ Бубновской СШ Урюпинского района Волгоградской области (приложение 1, табл. 1) число детей в 2015-2016 гг. с I группой здоровья составило 16,1%, со II группой - 58,9%, с III группой – 23,2%, с IV группой здоровья - 1,8% (табл. 3, рис. 14).
Таблица 3. Индекс Кетле и группы здоровья обучающихся МБОУ Бубновской СШ Урюпинского района Волгоградской области (в %)

Группа здоровья

Индекс Кетле

I

II

III

IV

Норма

Избыток

Недостаток

2015-2016

16,1


58,9


23,2

1,8

96,4

1,8

1,8

2016-2017

14,8

59,0

24,6

1,6

93,4

1,7

4,9






Рис. 14. Распределение обучающихся МБОУ Бубновской СШ Урюпинского района Волгоградской области по группам здоровья (в %)
В 2016-2017 гг. распределение обучающихся МБОУ Бубновской СШ Урюпинского района Волгоградской области по группам здоровья почти не изменилось: преобладает II группа здоровья - 59,0%, I группа составила 14,8%, III и IV группы - 24,6 % и 1,6% соответственно (табл. 3, рис. 14).

Анализ индекса Кетле школьников МБОУ Бубновской СШ Урюпинского района Волгоградской области за 2015-2016 гг. и 2016-2017 гг. (приложение 1, табл. 1) показал, что существенных отличий по индексу Кетле не наблюдалось за эти периоды: среди обучающихся преобладает норма в весе и составила 96,4% в 2015-2016 гг., 93,4% в 2016-2017 гг. от всего числа обследуемых детей. Недостаток и избыток веса выражен незначительно: 2015-2016 гг. -1,8% - избыток веса, 1,8% - недостаток веса; 2016-2017 гг. - 1,7% и 4,9% соответственно (табл. 3, рис. 15).


Рис. 15. Индекс Кетле школьников МБОУ Бубновской СШ Урюпинского района Волгоградской области (в %)

По данным последних лет [17, 50, 52], дефицит массы тела регистрируется у 10-22% российских детей школьного возраста, а избыток массы характерен для 7-16%, однако у школьников МБОУ Бубновской СШ Урюпинского района Волгоградской области эти показатели намного ниже.

IV. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ШКОЛЫ

Тема «Опорно-двигательная система» рассматривается в школьном курсе биологии в разделе «Биология. Человек и его здоровье. 8 класс». При организации образовательного процесса по изучению данной темы мы использовали материалы нашего исследования. Тема «Опорно-двигательная система» изучается школьниками по программе И.Н.Пономаревой и др. - 8 часов. Учащиеся пользуются учебником Драгомилов А. Г. Биология: 8 класс : учебник для учащихся общеобразовательных организаций. 4-е изд., перераб. М. : Вентана-Граф, 2015. 288 с. : ил. [18].

Мы разработали, организовали и провели уроки под руководством учителя биологии МБОУ СОШ № 5 Малётиной Елены Петровны на тему: «Скелет. Строение и состав костей. Соединение костей», «Скелет головы и скелет туловища», «Скелет конечностей», лабораторную работу на тему «Методы оценки физического развития и состояния здоровья», внеклассное мероприятие «Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения», р
одительское собрание в 8 классе на тему "Здоровый образ жизни подростка".
Конспект урока на тему: «Скелет. Строение и состав костей. Соединение костей»

Цель урока: раскрыть основные функции опорно-двигательной системы; сфор­мировать знания о строении и свойствах костей, их химическом составе, о типах соединения костей, об особенностях их роста в длину и толщину.

Основные понятия: мышцы, скелет: кости, хрящи, связки, компактное вещество, губчатое вещество, костно-мозговая полость, надкостница, костные клетки, костные пластинки, костные каналы, соединения костей (неподвижное, полуподвижное, подвижное (сустав)), костный мозг.

Задачи:

-образовательные: формировать знания о строении и функциях отделов скелета человека: головы, туловища, верхних и нижних конечностей; показать взаимо­связь строения костей и выполняемых ими функций;

-развивающие: продолжить развитие навыков работы с различными источниками информации, а также умений и навыков организации самостоятельной учебной деятельности, развивать логическое мышление учащихся, умение проводить анализ, синтез, сравнение, обобщение знаний о строении и функциях отделов скелета человека; развивать умения работать с моделями черепа и скелета; развивать интерес к предмету;

-воспитательные: формировать гигиенические навыки по формированию правильной осанки, научное мировоззрение школьников при изучении строения и функций отделов скелета человека; прививать любовь к предмету.

Тип урока: раскрывающий содержание темы.

Вид урока: комбинированный урок.

Оборудование: модель скелета человека, таблицы «Скелет человека», «Соединение костей», распилы костей (раздаточный материал), учебные таблицы с изображением костей, внутреннего строения кости, прокален­ные и декальцинированные кости.

План проведения занятия

1.Организационный момент (1-2 мин).

2. Проверка домашнего задания (5-8 мин).

3.Изучение нового материала (18-20 мин).

4.Закрепление (8-12 мин).

5.Подведение итогов. Домашнее задание (1-3 мин).
Ход урока

1.Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания (рабочие тетради).


1. Каково значение анализаторов? Из каких частей они состоят?

(Благодаря анализаторам возникают ощущения, восприятия, представления. Анализатор состоит из трех частей: рецептора, пути передачи возбуждения и соответствующей зоны коры больших полу­шарий).

2. Расположите последовательно элементы уха:

1-слуховая труба;

2-овальное окно;

3-барабанная перепонка;

4-слуховые косточки среднего уха (молоточек, наковальня, стремечко);

5-наружный слуховой проход;

6-улитка;

7-ушная раковина.

3. На рисунке представлен обонятельный анализатор. Он представляет со­бой обонятельные рецепторные клетки, расположенные в слизи­стой оболочке верхнего отдела носовой полости, от которых нерв­ные импульсы по обонятельному нерву поступают в обонятельную зону коры полушарий большого мозга. Человек ощущает запах. Цифрами отметьте элементы данного анализатора.

3.Изучение нового материала.

Учитель. «Движение - это жизнь», - заметил Вольтер. Действительно, человек приспособлен, а может быть, и приговорен природой к движению. Люди не могут не двигаться и начинают делать это осознанно уже на четвертом месяце после рож­дения - тянуться, хватать различные предметы.

Благодаря чему же мы перемещаемся в пространстве, бегаем, шагаем, прыга­ем, ползаем, плаваем, совершаем каждый день многие тысячи разнообразных выпрямлений, сгибаний, поворотов? Все это обеспечивает костно-мышечная система, или опорно-двигательный ап­парат.

► Кости, связывающие их соединительные ткани и мышцы, кости черепа, ко­нечностей и туловища образуют твердый остов тела, или скелет (от гр. skel­eton (soma) - буквально «высохшее» (тело»).

► Мышцы и соединительнотканные образования - хрящи, фасции, связки, сухожилия - мягкий остов, или гибкий скелет, человеческого тела.

► Скелет выполняет разные функции, главная из которых опорная. Он опреде­ляет в значительной мере размер и форму тела. Некоторые части скелета, как, например, череп, грудная клетка и таз, служат вместилищем и защитой жиз­ненно важных органов - мозга, легких, сердца, кишечника и т. д. Наконец, скелет - пассивный орган движения, т. к. к нему прикрепляются мышцы.

► Наряду с механическими функциями