Файл: Взаимодействие учителя начальных классов с родителями обучающихся.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 223
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Сотрудничество учителя с семьями детей является требованием времени, потому как происходит объединение усилий детей, родителей и учителя в стремлении к достижению оптимальных результатов, что делает школу привлекательной для детей и родителей, а для учителя – это стимул к творческой деятельности.
Активные методы взаимодействия будут способствовать раскрытию потенциала семьи. Действия, которые дарят ощущение праздника, радости, веселья, совместного общения долго согревают и детские, и взрослые воспоминания, а положительные эмоции важны всем. Огромное значение играет работа учителя с учениками из неполных или проблемных семей.
Причин для появления негативных тенденций развития множество. Одной из них, по мнению, Е. Самойленко становится неправильное воспитание
-
негативные отношения ребенка с матерью [49]. К примеру, когда мать по каким-то причинам отвергает ребенка, может выработать у него рефлекс к постоянному тревожному состоянию, так как неудовлетворенным оказывается потребность в любви.
-
этом случае возникает тревожность, которая ощущается ребенком как некая материальность чувства – если что-то он сделает неправильно, то его не
будут любить. Неудовлетворение ребенка в данной потребности приводит к 15
тому, что он старается добиться ее разными способами. Выявить неблагоприятную ситуацию для развития личности может только педагог в процессе взаимодействия с родителями ребенка и наблюдением за самим ребенком. Связано это с тем, что младший школьник большое количество времени проводит в школе, а учитель, обладая педагогическими знаниями, может составить себе представление о сложностях ребенка.
-
данном случае реальным действием становится психологическая корректировка ситуации в семье, причем работа педагога должна вестись как с матерью или обоими родителями, так и с ребенком, чтобы впоследствии это не отразилось на его мировосприятии. В более легких случаях необходимо дать несколько советов для предотвращения состояний психологического нарушения – объяснить ребенку, что онбудет любим независимо от того, какие проступки он бы не совершил, быть внимательным к ребенку, не игнорировать его потребности. -
данном случае необходимы мероприятия, в большей степени направленные на адаптацию ребенка в детском коллективе, чтобы ребенок не чувствовал себя в нем чужим. В то же время необходимо также и объяснить матери о том, что постоянный страх за ребенка может впоследствии вылиться в бунт в подростковом возрасте или же, наоборот, в невозможности реализовать себя в жизни.
Иногда, когда родители стремятся воплотить в ребенке все нереализованные начинания, а ребенок с поставленными задачами не справляется, тревожность обусловлена тем, что ребенок начинает чувствовать себя неудачником. Естественно, что это в большей степени проявляется в дошкольном возрасте, но в младшем школьном возрасте данный тип также проявляется во взаимосвязи с оценкой нелюбви.
При этом данная ситуация может включать в себя и жесткий контроль и отношение к ребенку не в соответствии с его возрастом и наказание за невыполнение правил, установленных родителями (« Если я буду делать не так,
16
как сказала мама, она не будет меня любить», «Если поступаю не так, как надо, меня накажут»).
Иногда нарушения в развитии могут быть обусловлены и неправильным поведением самого педагога с ребенком. В таком случае в большей степени учитель должен косвенно повлиять на стиль воспитания.
Встреча с авторитетными родителями своих одноклассников делает для ребенка гораздо больше, чем беседы и нравоучения, то есть происходит также и косвенное влияние на будущие поступки ребенка, формирование его характера через стремление к подражанию, в том числе и формируется значимое отношение к понятию «семья».
Использование нетрадиционных форм взаимодействия дает для родителей и ребенка намного больше, чем традиционные формы родительских собраний. Тщательно подготовленное, содержательное, нестандартное по форме и актуальное по значимости общее дело совершает настоящий переворот
-
сознании мам и пап, раскрывает в них огромный потенциал и желание помочь своему ребенку стать счастливее; поднимает авторитет школы, позволяет объединить усилия родителей.
Таким образом, родители являются сегодня полноценными участниками образовательного процесса. Образовательное учреждение является важнейшим социальным институтом, прямо и непосредственно осуществляющим воспитание детей и педагогическое управление семейным воспитанием.
Единство воспитательных целей школы, семьи и общественности создается целенаправленной систематической работой школы, отвечающей современным требованиям, предъявляемым к общеобразовательным учреждениям и закреплённым в ФГОС, надлежащих к исполнению. К таким требованиям относятся: научная обоснованность, творческий поиск, ответственность и заинтересованность в результатах семейного воспитания, целенаправленность и систематичность формирования педагогической культуры родителей. На
17
учителя возлагается ответственность за их реализацию. В связи с этим
возникает ряд вопросов, одним из которых является организациявзаимодействия педагогов с родителями обучающихся, направленная насоздание единого воспитательного пространства. Между педагогами и родителями должно обязательно быть взаимодействие, сотрудничество, так как перед ними стоит общая важная цель — воспитание гармоничной личности.
1.2. Направления взаимодействия учителя начальных классов
с родителями обучающихся
Детство наполнено заботой родителей и воспитателей. Семья становится не только отношениями, основанными на браке и родстве, но и как основной институт социализации. Родительская любовь дает человеку «запас прочности», чувство социальной защищенности.
Учителя – помощники родителей, в их руках дети становятся любознательными, активными, творческими [2].
-
целях обеспечения результативности обучения на начальной ступени в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования одним из основных документов в образовательном учреждении является должностная инструкция учителя начальных классов.
Учитель начальных классов должен знать:
-
Конституцию Российской Федерации, законы РФ, решения Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования, Конвенцию о правах ребенка, СаНПиНы. -
Основы общетеоретических дисциплин в объёме, необходимом для решения педагогических, методических и организационно-управленческих
задач на ступени начального общего образования общеобразовательного 18
учреждения, педагогику и психологию, возрастную физиологию и школьную гигиену.
-
Требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и рекомендации по их реализации в общеобразовательном учреждении. -
Методики преподавания и воспитательной работы, программы и учебники, отвечающие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. -
Основные направления и перспективы развития современного образования и педагогической науки.
-
Основы права, научной организации труда, проектные технологии и эффективные средства делового общения.
-
Правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты[16].
Должностные обязанности учителя начальных классов.
Учитель начальных классов выполняет следующие должностные
обязанности:
-
Осуществляет обучение и воспитание учащихся с учетом специфики требований стандарта, проводит уроки и другие занятия в соответствии с расписанием в указанных помещениях. -
Обеспечивает уровень подготовки, соответствующий требованиям стандарта, несет ответственность за его реализацию.
-
Осуществляет поддержку и сопровождение личностного развития обучающихся. Выявляет их образовательные запросы и потребности. Ведет сбор данных о планах и намерениях школьников, их интересах, склонностях,
мотивах, сильных и слабых сторонах. Помогает детям в выявлении и решении индивидуальных проблем, связанных с освоением образовательных программ.
-
Составляет тематические планы работы по учебным предметам и
внеучебной деятельности на четверть и рабочий план на каждый урок и 19
занятие.
-
Контролирует наличие у обучающихся тетрадей по учебным предметам,
соблюдение установленного в школе порядка их оформления, ведения, соблюдение единого орфографического режима.
-
Соблюдает следующий порядок проверки рабочих тетрадей учащихся: в
1–4-х классах ежедневно проверяются все классные и домашние работы учащихся.
-
Своевременно в соответствии с графиком проводит установленное программой и учебным планом количество контрольных работ, а также необходимые учебные экскурсии и занятия.
-
Проверяет контрольные диктанты по русскому языку и контрольные работы по математике в 1–4-х классах к следующему уроку.
-
Проставляет в классный журнал все оценки за диктанты и контрольные работы за то число месяца, когда они проводились.
-
Проводит работу над ошибками после проверки диктантов и контрольных работ.
-
Хранит тетради для контрольных работ в течение учебного года.
-
Организует совместно с библиотекарем школы и родителями внеклассное чтение обучающихся.
-
Обеспечивает включение младших школьников в различные формы внеучебной деятельности.
-
Работает в тесном контакте с другими учителями, родителями
(законными представителями).
-
Обеспечивает соответствие учебных программ по предметам, программ внеучебной деятельности стандарту.
-
Осваивает и реализует новые образовательные программы, использует разнообразные приемы, методы и средства обучения и воспитания,
обеспечивающие достижение образовательных целей [16].
Но есть и несколько нестандартные обязанности учителя. К примеру, 20
постоянно повышение квалификации и самосовершенствование. Каждый педагог должен в обязательном порядке увеличивать свой «багаж знаний». Кроме того, каждый педагог обязан поддерживать связь с родителями обучающихся. Это может быть посредством звонков (телефонные разговоры), личных бесед или написания сообщений в дневнике у ребенка. Избегать общения с родителями нельзя.