Файл: Взаимодействие учителя начальных классов с родителями обучающихся.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 222
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
должного внимания данному процессу. Потому развитие ребенка должно сегодня реализовываться только в диалоге учителя и родителя[2].
Становление личности напрямую зависит от того, как происходило её развитие в младшие школьные годы. За историю развития человечества общество знает две ветви воспитания, которые так или иначе связаны с развитием личности – семейная и социальная.
Каждая из этих ветвей, представляет социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка. Сегодня семья и школа становятся двумя взаимодополняемыми
направлениями становления маленькой личности. Безусловно, их воспитательные функции различны, но успешное становление ребенка невозможно без их взаимодействия [1].
8
Вся наша жизнь – взаимодействие с окружающим миром: с другими людьми, с группами людей, государственными структурами, объектами живой
-
неживой природы и т.д., и т.п. Вся наша жизнь представляет собой взаимодействие с другими людьми. Попытаемся разобраться в характеристике данного понятия.
Термин «взаимодействие», который раскрывается через явление обмена мыслями сравнительно молодой. Он был раскрыт в работах Т.А. Марковой, где взаимодействие рассматривается как совокупность линий поведения, суть которых раскрывается как спектр задач семейного воспитания и выстраивается на основе единого поведения в воспитании.
-
основе взаимодействия школы и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое говорит о равенстве поведения родителей и учителей, направленность на достижение единой цели.
Но говоря о взаимодействии семьи и учителя, необходимо ввести еще один термин – понятие содружества – совместной слаженной работы, основанной на дружбе с целью достижения определенного результата. Содружество воспринимается как эмпатическая характеристика, сущность которой сводится к взаимодействию школы с семьей, готовность помочь в достижении воспитательных и образовательных задач.
Учителя начальных классов находятся в постоянном взаимодействии с родителями, составляя неразрывное триединство «ребёнок – родитель – педагог» понимая, что домашняя среда имеет основное воспитание и формирующее значение. Сегодня педагоги и дидакты все больше говорят о необходимости взаимодействия родителей и педагогов. Тем не менее, в сложившейся ситуации все больше наблюдается дисгармония отношений. В основе этой дисгармонии могут лежать как особенности личного взаимодействия, так и сложившаяся система предубеждений, которая мешает семьям быть активными участниками педагогического процесса. Современная ситуация обнаруживает ряд противоречий:
9
– между низким уровнем педагогического воспитания и недостаточными знаниями родителей о педагогическом процессе;
– между активным стремлением родителей участвовать в педагогическом процессе и строгим регламентом, который направляет деятельность школьного учреждения;
– между знаниями прав родителей и неумением ими пользоваться, а также между широкими знаниями о правах, но недостаточными знаниями об обязанностях;
– между необходимостью построения взаимоотношений педагогов с родителями ребенка и недостаточной компетентностью обеих сторон в данном процессе [20].
Сотрудничество же предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие, взаимопознание, взаимовлияние. Активная позиция как родителей, так и педагогов в процессе воспитания ребенка, позволяет заинтересоваться друг в друге, стать не соперниками, но союзниками в нелегком процессе становления маленькой личности.
Взаимодействие педагога и родителей является одним из важнейших направлений педагогической деятельности. Именно в этом взаимодействии формируется понимание специфики ребенка и именно через него происходит полноценное формирование личности. Сам же преподаватель помогает родителям разобраться в особенностях развития ребенка, пережить возрастные кризисы и вместе реализовать воспитание.
Семья – это, прежде всего, институт эмоциональных отношений. Каждый ребенок, независимо от возраста (а в раннем возрасте это проявляется особенно ярко) ожидает любви в семье. Причем его должны любить не за то, что он является хорошим, слушается маму, папу или бабушку, а за то, что он просто родился, за то, что он есть. Семья, помимо функции любви, выполняет и функцию социализации. Именно здесь ребенок получает свой первый
10
социальный опыт, приобщается к социальным ролям. И, для того, чтобы вырастить нравственно полноценную личность, необходимо подходить к данному процессу сообща – и в семье, и в образовательном учреждении.
Педагог должен уметь взаимодействовать с родителями обучающегося, потому что перед ними стоит главная цель — воспитание полноценной личности, и это во многом зависит от развития личности школьника.
Естественно, что подобный взгляд на теорию воспитания проявляется и в инструментах взаимодействия. И семья, и начальная школа обладают специфическими признаками, которые не могут подмениться друг другом, а потому должны в равной мере влиять на воспитание ребенка. Характеристикой нового подхода к воспитанию являются следующие показатели:
-
Переход от сотрудничества по обмену информацией и пропаганды педагогических знаний к сотрудничеству как межличностному общению педагога с родителями диалогической направленности. В основе данного подхода лежит все тот же диалог, но, если в случае с ребенком, диалог будет педагогический, то в случае с родителями, он будет основываться на равноправии.
-
Важной составляющей диалогических отношений является конгруэнтность, т.е. способность общающихся искренне выражать испытываемые ими чувства. Другой человек при этом подходе принимается таким, какой он есть, несмотря на все сложившееся у него недостатки.
-
Данное взаимодействие должно опираться на безоценочный тип отношений. Не стоит анализировать даже для себя родителя по степени его компетентности по шкале «грамотности-неграмотности», «активности-
пассивности», «готовности-неготовности» к сотрудничеству в процессе педагогического воспитания. Нужно просто участвовать в этом процессе и помогать друг другу. Только в этом случае удастся вырастить полноценную нравственную личность [22].
11
-
Конфиденциальность предполагает готовность педагога терпимо относиться к тому, что члены семьи учащихся по разным причинам могут скрыть от него существенную информацию. Процесс направлен на формирование ребенка, а не на преобразование семьи. У родителей могут быть основания не раскрывать свою личную жизнь – не все люди делают это даже на приеме у психотерапевта, а взаимодействие с учителем, который выполняет в начальной школе не только роль психолога, но и социального педагога, вообще не предполагает данных действий. -
Актуальной сегодня является и ориентация в содержании общения на проблемы, влияющие на развитие детей, учет запросов и пожеланий родителей
-
знаниях. Это вовсе не значит, что педагог идет на поводу у родителей, скорее,
это эмансипация последних. Важно здесь не только не критиковать точку зрения собеседника, расценивая свое мнение как единственно верное, но и уметь заинтересовывать его, создавать необходимые условия для рефлексии [22].
-
свете вышесказанного встает еще одна проблема – проблема открытости школьного учреждения для родителей. Принцип этот предполагает,
что родители, по своему усмотрению и в любое удобное для них время могут познакомиться со стилем воспитания и обучения в школе и с деятельностью ребенка в нем.
Начальная школа в том виде, в котором она существовала ранее, не предполагала привлечение родителей к взаимодействию. Именно поэтому необходимо вовлекать родителей в процесс взаимодействия. К новым методам образовательного учреждения относится ознакомление родителей с системой воспитания. Современный родитель недостаточно подготовлен к воспитанию ребенка для современного общества, поэтому, ключевым словом здесь является освещение как новых, ранее неизвестных для него тем, так и тем, которые ему известны, но требуют нового подхода.
Именно поэтому взаимодействие педагогов и родителей, в тех случаях, где это необходимо, предполагает повышение компетенции последних,
12
формирование их самих как субъектов педагогической деятельности. Проблема взаимодействия учителя с родителями в процессе развития
личности нашла своё отражение в трудах выдающихся педагогов прошлого, работах советских педагогов и психологов (К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, В. П. Кащенко и многие другие).
Следует говорить о необходимости установления методов взаимодействия для достижения целей. Специфические черты общения учителя рассматривали в своих трудах А. А. Бодалев, В. А. Кан-Калик, А. В. Мудрик
-
многие другие выдающиеся ученые. Пути обучения учителей технике общения исследовали М. Г. Демидова, Л. Н. Левашова, Н. И. Якименко и др.
М. Б. Западаева выделяет типы взаимодействия педагогов с родителями учащихся:
-
родители пытаются действовать с педагогом сообща, понимают его позицию, готовы помогать в осуществлении педагогических моментов;
-
родители равнодушны к деятельности педагога;
-
родители не хотят сотрудничать с педагогом, постоянно идут на конфликт [27].
Выдающийся ученый Ш. А. Амонашвили предложил решать проблему взаимодействия педагогов с родителями с позиций гуманистического подхода. По его мнению учителя и родители должны взаимодействовать между собой, создавая оптимальные условия для развития маленькой личности [5].
Взаимодействие, которое происходит между учителем и учеником, учителем и родителем, предусматривает развитие всех сфер жизни: взаимообогащение интеллектуальной, эмоциональной, деятельностной сферы участников образовательного процесса, их координацию и гармонизацию.
Задачей на данном этапе будет являться умение родителя оценить себя, как воспитателя, так же, как и оценить собственную педагогическую деятельность. Для воспитателя, как педагога, данный процесс, обычно, не составляет большого труда, но для других людей, которые знакомы с
13
педагогическим процессом только по личному опыту, этот момент становится ключевым в процессе воспитания собственного ребенка. Особенно этот момент будет актуальным для молодых матерей и отцов, которые еще не в достаточной мере выработали собственную родительскую позицию.
Если у родителей в достаточной мере будет сформировано желание принять ребенка таким, какой он есть, помочь ему на пути социализации, то это приведет к установлению доверительных отношений между ними и ребенком, к сформированности эмоциональной сферы.
Компетентность в данном случае будет расцениваться не только как знания, полученные в теории, но и как умение применять данные знания на практике, а также учет педагогической рефлексии.
Компетентность для родителей – несколько отличается от компетентности педагога в педагогическом процессе. Здесь важным элементом становится умение в любой ситуации находить общий язык с ребенком, который будет включать в себя все многообразие как вербальных, так и поведенческих аспектов общения [13].
Естественно, что при таком подходе уходит в историю понимание родителя и воспитателя как заказчика и исполнителя педагогического процесса. Наиболее оптимально педагогический процесс реализуется тогда, когда формирование ребенка становится основной целью обоих сторон, а сам процесс происходит осознанно.
И. П. Подласый основными организационными формами взаимодействия
учителя и родителей по развитию личности детей выделяет:
а) взаимоупорядочение планов работы всего педагогического коллектива
школы в целом, родительского комитета, советов общественности;
б) образовательное учреждение должно познакомить родителей с наиболее эффективными формами работы с детьми, в особенности с подростками, т. к. подростковый возраст является наиболее сложным;
в) подведение итогов результатов исследования проделанной работы,
14
выявление причин обнаруженных недостатков и принятие совместных мер по их устранению [47].
Развитие личности ребенка через формирование у него потребности в достижении успеха зависит от того, насколько едины в сотрудничестве с ребенком семья и школа. Партнерство семьи и учителя должно формировать тандем по всестороннему развитию ребенка.
При этом, действия эти совершаются не для того, чтобы понравиться родителям, а, скорее для того, чтобы создать эмоционально-положительную атмосферу, сформировать условия для последующего разрешения возникающих в процессе воспитания проблем.