Файл: Взаимодействие учителя начальных классов с родителями обучающихся.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 222

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

должного внимания данному процессу. Потому развитие ребенка должно сегодня реализовываться только в диалоге учителя и родителя[2].
Становление личности напрямую зависит от того, как происходило её развитие в младшие школьные годы. За историю развития человечества общество знает две ветви воспитания, которые так или иначе связаны с развитием личности – семейная и социальная.
Каждая из этих ветвей, представляет социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка. Сегодня семья и школа становятся двумя взаимодополняемыми
направлениями становления маленькой личности. Безусловно, их воспитательные функции различны, но успешное становление ребенка невозможно без их взаимодействия [1].
8

Вся наша жизнь – взаимодействие с окружающим миром: с другими людьми, с группами людей, государственными структурами, объектами живой


  • неживой природы и т.д., и т.п. Вся наша жизнь представляет собой взаимодействие с другими людьми. Попытаемся разобраться в характеристике данного понятия.

Термин «взаимодействие», который раскрывается через явление обмена мыслями сравнительно молодой. Он был раскрыт в работах Т.А. Марковой, где взаимодействие рассматривается как совокупность линий поведения, суть которых раскрывается как спектр задач семейного воспитания и выстраивается на основе единого поведения в воспитании.


    • основе взаимодействия школы и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое говорит о равенстве поведения родителей и учителей, направленность на достижение единой цели.


Но говоря о взаимодействии семьи и учителя, необходимо ввести еще один термин – понятие содружества – совместной слаженной работы, основанной на дружбе с целью достижения определенного результата. Содружество воспринимается как эмпатическая характеристика, сущность которой сводится к взаимодействию школы с семьей, готовность помочь в достижении воспитательных и образовательных задач.
Учителя начальных классов находятся в постоянном взаимодействии с родителями, составляя неразрывное триединство «ребёнок – родитель – педагог» понимая, что домашняя среда имеет основное воспитание и формирующее значение. Сегодня педагоги и дидакты все больше говорят о необходимости взаимодействия родителей и педагогов. Тем не менее, в сложившейся ситуации все больше наблюдается дисгармония отношений. В основе этой дисгармонии могут лежать как особенности личного взаимодействия, так и сложившаяся система предубеждений, которая мешает семьям быть активными участниками педагогического процесса. Современная ситуация обнаруживает ряд противоречий:


9

– между низким уровнем педагогического воспитания и недостаточными знаниями родителей о педагогическом процессе;
– между активным стремлением родителей участвовать в педагогическом процессе и строгим регламентом, который направляет деятельность школьного учреждения;

– между знаниями прав родителей и неумением ими пользоваться, а также между широкими знаниями о правах, но недостаточными знаниями об обязанностях;

– между необходимостью построения взаимоотношений педагогов с родителями ребенка и недостаточной компетентностью обеих сторон в данном процессе [20].
Сотрудничество же предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие, взаимопознание, взаимовлияние. Активная позиция как родителей, так и педагогов в процессе воспитания ребенка, позволяет заинтересоваться друг в друге, стать не соперниками, но союзниками в нелегком процессе становления маленькой личности.
Взаимодействие педагога и родителей является одним из важнейших направлений педагогической деятельности. Именно в этом взаимодействии формируется понимание специфики ребенка и именно через него происходит полноценное формирование личности. Сам же преподаватель помогает родителям разобраться в особенностях развития ребенка, пережить возрастные кризисы и вместе реализовать воспитание.
Семья – это, прежде всего, институт эмоциональных отношений. Каждый ребенок, независимо от возраста (а в раннем возрасте это проявляется особенно ярко) ожидает любви в семье. Причем его должны любить не за то, что он является хорошим, слушается маму, папу или бабушку, а за то, что он просто родился, за то, что он есть. Семья, помимо функции любви, выполняет и функцию социализации. Именно здесь ребенок получает свой первый
10

социальный опыт, приобщается к социальным ролям. И, для того, чтобы вырастить нравственно полноценную личность, необходимо подходить к данному процессу сообща – и в семье, и в образовательном учреждении.
Педагог должен уметь взаимодействовать с родителями обучающегося, потому что перед ними стоит главная цель — воспитание полноценной личности, и это во многом зависит от развития личности школьника.
Естественно, что подобный взгляд на теорию воспитания проявляется и в инструментах взаимодействия. И семья, и начальная школа обладают специфическими признаками, которые не могут подмениться друг другом, а потому должны в равной мере влиять на воспитание ребенка. Характеристикой нового подхода к воспитанию являются следующие показатели:




  1. Переход от сотрудничества по обмену информацией и пропаганды педагогических знаний к сотрудничеству как межличностному общению педагога с родителями диалогической направленности. В основе данного подхода лежит все тот же диалог, но, если в случае с ребенком, диалог будет педагогический, то в случае с родителями, он будет основываться на равноправии.




  1. Важной составляющей диалогических отношений является конгруэнтность, т.е. способность общающихся искренне выражать испытываемые ими чувства. Другой человек при этом подходе принимается таким, какой он есть, несмотря на все сложившееся у него недостатки.




  1. Данное взаимодействие должно опираться на безоценочный тип отношений. Не стоит анализировать даже для себя родителя по степени его компетентности по шкале «грамотности-неграмотности», «активности-


пассивности», «готовности-неготовности» к сотрудничеству в процессе педагогического воспитания. Нужно просто участвовать в этом процессе и помогать друг другу. Только в этом случае удастся вырастить полноценную нравственную личность [22].
11

  1. Конфиденциальность предполагает готовность педагога терпимо относиться к тому, что члены семьи учащихся по разным причинам могут скрыть от него существенную информацию. Процесс направлен на формирование ребенка, а не на преобразование семьи. У родителей могут быть основания не раскрывать свою личную жизнь – не все люди делают это даже на приеме у психотерапевта, а взаимодействие с учителем, который выполняет в начальной школе не только роль психолога, но и социального педагога, вообще не предполагает данных действий.

  2. Актуальной сегодня является и ориентация в содержании общения на проблемы, влияющие на развитие детей, учет запросов и пожеланий родителей




  • знаниях. Это вовсе не значит, что педагог идет на поводу у родителей, скорее,


это эмансипация последних. Важно здесь не только не критиковать точку зрения собеседника, расценивая свое мнение как единственно верное, но и уметь заинтересовывать его, создавать необходимые условия для рефлексии [22].


  • свете вышесказанного встает еще одна проблема – проблема открытости школьного учреждения для родителей. Принцип этот предполагает,


что родители, по своему усмотрению и в любое удобное для них время могут познакомиться со стилем воспитания и обучения в школе и с деятельностью ребенка в нем.

Начальная школа в том виде, в котором она существовала ранее, не предполагала привлечение родителей к взаимодействию. Именно поэтому необходимо вовлекать родителей в процесс взаимодействия. К новым методам образовательного учреждения относится ознакомление родителей с системой воспитания. Современный родитель недостаточно подготовлен к воспитанию ребенка для современного общества, поэтому, ключевым словом здесь является освещение как новых, ранее неизвестных для него тем, так и тем, которые ему известны, но требуют нового подхода.

Именно поэтому взаимодействие педагогов и родителей, в тех случаях, где это необходимо, предполагает повышение компетенции последних,
12

формирование их самих как субъектов педагогической деятельности. Проблема взаимодействия учителя с родителями в процессе развития
личности нашла своё отражение в трудах выдающихся педагогов прошлого, работах советских педагогов и психологов (К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, В. П. Кащенко и многие другие).
Следует говорить о необходимости установления методов взаимодействия для достижения целей. Специфические черты общения учителя рассматривали в своих трудах А. А. Бодалев, В. А. Кан-Калик, А. В. Мудрик


  • многие другие выдающиеся ученые. Пути обучения учителей технике общения исследовали М. Г. Демидова, Л. Н. Левашова, Н. И. Якименко и др.


М. Б. Западаева выделяет типы взаимодействия педагогов с родителями учащихся:


  1. родители пытаются действовать с педагогом сообща, понимают его позицию, готовы помогать в осуществлении педагогических моментов;




  1. родители равнодушны к деятельности педагога;




  1. родители не хотят сотрудничать с педагогом, постоянно идут на конфликт [27].


Выдающийся ученый Ш. А. Амонашвили предложил решать проблему взаимодействия педагогов с родителями с позиций гуманистического подхода. По его мнению учителя и родители должны взаимодействовать между собой, создавая оптимальные условия для развития маленькой личности [5].
Взаимодействие, которое происходит между учителем и учеником, учителем и родителем, предусматривает развитие всех сфер жизни: взаимообогащение интеллектуальной, эмоциональной, деятельностной сферы участников образовательного процесса, их координацию и гармонизацию.
Задачей на данном этапе будет являться умение родителя оценить себя, как воспитателя, так же, как и оценить собственную педагогическую деятельность. Для воспитателя, как педагога, данный процесс, обычно, не составляет большого труда, но для других людей, которые знакомы с

13

педагогическим процессом только по личному опыту, этот момент становится ключевым в процессе воспитания собственного ребенка. Особенно этот момент будет актуальным для молодых матерей и отцов, которые еще не в достаточной мере выработали собственную родительскую позицию.
Если у родителей в достаточной мере будет сформировано желание принять ребенка таким, какой он есть, помочь ему на пути социализации, то это приведет к установлению доверительных отношений между ними и ребенком, к сформированности эмоциональной сферы.
Компетентность в данном случае будет расцениваться не только как знания, полученные в теории, но и как умение применять данные знания на практике, а также учет педагогической рефлексии.
Компетентность для родителей – несколько отличается от компетентности педагога в педагогическом процессе. Здесь важным элементом становится умение в любой ситуации находить общий язык с ребенком, который будет включать в себя все многообразие как вербальных, так и поведенческих аспектов общения [13].
Естественно, что при таком подходе уходит в историю понимание родителя и воспитателя как заказчика и исполнителя педагогического процесса. Наиболее оптимально педагогический процесс реализуется тогда, когда формирование ребенка становится основной целью обоих сторон, а сам процесс происходит осознанно.
И. П. Подласый основными организационными формами взаимодействия
учителя и родителей по развитию личности детей выделяет:
а) взаимоупорядочение планов работы всего педагогического коллектива
школы в целом, родительского комитета, советов общественности;
б) образовательное учреждение должно познакомить родителей с наиболее эффективными формами работы с детьми, в особенности с подростками, т. к. подростковый возраст является наиболее сложным;
в) подведение итогов результатов исследования проделанной работы,
14

выявление причин обнаруженных недостатков и принятие совместных мер по их устранению [47].
Развитие личности ребенка через формирование у него потребности в достижении успеха зависит от того, насколько едины в сотрудничестве с ребенком семья и школа. Партнерство семьи и учителя должно формировать тандем по всестороннему развитию ребенка.
При этом, действия эти совершаются не для того, чтобы понравиться родителям, а, скорее для того, чтобы создать эмоционально-положительную атмосферу, сформировать условия для последующего разрешения возникающих в процессе воспитания проблем.