Файл: Взаимодействие учителя начальных классов с родителями обучающихся.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 173

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

31
Принцип 8. Уметь отстаивать свою точку зрения, возражать и говорить «нет».
Собеседнику можно возражать, говорить, что он заблуждается, доказывать его ошибки, но делать это нужно деликатно. Нельзя допустить, чтобы все время говорил один, не давая другому возможности высказаться.
Если вы хотите изложить свое мнение, подождите, пока другой договорит, не прерывайте его. С человеком, не умеющим выстроить отношения, сдержать эмоции, спокойно и твердо отстоять свою позицию очень сложно жить.
Понимание должно предшествовать советам.
Принцип 9. Уметь признавать свои ошибки и извиняться.
Если между учителем и родителями существует неприязнь друг к другу, то её необходимо преодолеть во имя ребенка. Нужно помнить, что конфликты между учителем и родителями всей тяжестью ложатся на ребенка.
Принцип 10. Уметь показывать свое расположение и благодарить.
Учитель и родитель не противники, которых нужно победить. Они должны быть союзниками. Однако чаще обе стороны признают безуспешность своих попыток найти общий язык. И вне зависимости от того, «кто первый начал», «кто прав, а кто виноват», больше всех страдает ребенок. Во-первых, потому, что никакие школьные проблемы ребенка невозможно решить без взаимодействия учителя и родителей, без их согласованной помощи. Во- вторых, в конфликтной ситуации между учителем и родителями ребенок включается в систему «сдержек и противовесов», вынужден принимать чью-то сторону и часто оказывается под двойным прессом.
Самая типичная ошибка, разрушающая взаимодействие, создающая барьер, - взаимные претензии, обвинения вслух и при всех высказываемое недовольство. Чтобы учителя и родители понимали друг друга, необходимы взаимное желание к установлению истины. Вот далеко не полный набор правил общения, которые помогут родителям и учителям лучше понимать друг друга.
Таким образом, взаимодействие учителя начальных классов с родителями обучающихся очень важно выстраивать и осуществлять в следующих

32 направлениях: педагогическое просвещение, привлечение школьных специалистов: психолога и социального педагога, практическая совместная деятельность детей и родителей, которую организует педагог. Такое взаимодействие помогает родителям применять полученные знания и умения в общении со своими детьми дома и принять ребенка таким, какой он есть – во всех его проявлениях.

33

Глава 2. Опытно-поисковая работа по взаимодействию учителя
начальных классов с родителями обучающихся на примере
Муниципального автономного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №56»
2.1. Из опыта работышколы № 56 по взаимодействию с родителями
обучающихся начальных классов
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа № 56» города Артёмовского (далее — МАОУ
СОШ №56) является некоммерческой организацией. Образовательное учреждение реализует воспитание и обучение в интересах личности ученика, общества, государства, обеспечивает самоопределение личности, обеспечивает условия для самореализации личности, создает благоприятные условия для всестороннего развития личности, в том числе и обеспечивает потребности учеников в самообразовании и самообучении.
Основным предметом деятельности МАОУ СОШ №56 является реализация общеобразовательных программ, обеспечение взаимосвязи от ДОУ до ВУЗа или колледжа.
Миссией школы (источник — Программа развития на 2016-2021 гг.) как государственного образовательного учреждения является обеспечение качественного, непрерывного, практико-ориентированного образования с учетом индивидуальных особенностей учащихся, выполняя социальный заказ при сотрудничестве с организациями-партнерами.
Эта работа вызвана необходимостью осуществления компетентностного подхода к дальнейшему совершенствованию в МАОУ СОШ № 56 школьной образовательной среды. Неслучайно мы обратили внимание именно на этот аспект в развитии современной школы, так как школьное образование сегодня

34 представляет собой самый длительный этап обучения каждого человека и является одним из решающих факторов, как индивидуального успеха, так и долгосрочного развития всей страны.
Поэтому программа имеет социальную значимость. Это объясняется, прежде всего, тем, что в эпоху быстрой смены технологий должна идти речь о формировании принципиально новой системы непрерывного образования, предполагающей постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения. Причем ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, инициативности, активной жизненной позиции. Становится очевидным, что для развития нашего учреждения эта программа имеет большое практическое значение.
Для того чтобы образование, которое может обеспечить наша школа, носило действительно фундаментально-продуктивный характер, ее деятельность должна быть открытой и интересной, а, следовательно, должна приносить доход и способствовать дальнейшему поступательному росту нашей организации, ее конкурентоспособности.
Необходимо использовать все разнообразие инновационных инструментов школьной образовательной среды: применять современные образовательные технологии, обновить содержание самого образовательного процесса, индивидуализировать его направленность, создать ресурсные условия
(кадровые, материально-технические, финансовые) для успешной реализации, развивать модель управления учреждением, новые формы хозяйствования, др.
Педагогический коллектив определил лозунг, характеризующий имидж школы: «Современному школьнику – современное образование!». Мы понимаем, как важно выращивать мыслительную культуру ребенка, вооружать его приемами и способами мыследеятельностной работы, формировать базовые компетентности, развивать творческую индивидуальность. Этим умениям необходимо обучать, начиная с раннего возраста, погрузив ребенка в


35 творческую образовательную среду. И школа на таком пути – важный этап в формировании и развитии современного человека.
В свою очередь, идея средо-ориентированного подхода влечет за собой необходимость переорганизации учебного пространства, организации особой культурной деятельности в детских сообществах, преобразования учебных программ и планов на принципах вариативности и содержательной альтернативности. Это обеспечит ученику возможность выбора деятельности, родителям - возможность увидеть перспективы и потенциал своего ребенка, образовательному учреждению - стать подлинно культурным центром для детских и взросло-детских сообществ, педагогу
- повысить свою профессиональную культуру и компетентность.
Этапы разворачивания Программы развития предполагают активное включение всех участников образовательного процесса, как внутреннего, так и внешнего социума школы, складывание детско-взрослой образовательной общности и результативных партнерских отношений.
На основании миссии можно говорить о том, что основной целью деятельности школы становится организация безопасной образовательной среды и оптимальной модели функционирования общеобразовательной школы, которая обеспечивает полноценное развитие личности, способной к инновационному развитию на протяжении всей жизни. Это невозможно без взаимодействия с семьёй.
Проанализируем взаимодействие педагогов и родителей в школе. Первое направление, как уже было отмечено нами ранее – это педагогическое просвещение.
Большое внимание в школе уделяется работе по обучению и воспитанию детей младшего школьного возраста. Основное воспитание детей происходит в семье и образовательных учреждениях, поэтому цели и задачи, стоящие перед семьей и школой, одни: воспитать здоровых, всесторонне развитых личностей.

36
Практика показывает, что не все семьи реализуют имеющийся комплекс возможностей воздействия на своего ребенка. Причины могут быть разные: одни семьи не проявляют желания в воспитании ребенка, другие не умеют воспитывать, третьи не осознают, зачем это нужно. Поэтому не оспорим факт того, что современным родителям требуется квалифицированная помощь и поддержка образовательного учреждения.
Для того чтобы педагогическая работа с родителями была разносторонней, используются разные формы организации работы с родителями:
1. Родительские собрания.
Одна из основных форм взаимодействия семьи и образовательного учреждения, которая реализуется в течении всего учебного года. Благодаря действиям учителей удается грамотно организовать, и интересно, содержательно проводить родительские собрания. На наш взгляд это играет особую роль во взаимоотношениях родителей и учителей школы. Вначале нового учебного года проводятся организационные собрания, основной целью которых, является ознакомление родителей с возрастными особенностями детей, даётся представление перспектив взаимодействия на новый учебный год,
Родительские собрания можно подразделить на три типа – текущие, на которых уделяется внимание оценкам учеников и специфике их успеваемости, итоговые, где проводится подведение итогов обучения и результативности становления знаний и тематические.
Последние должны были бы организовывать взаимодействие педагогов и родителей, отвечать злободневным вопросам современности. Но анализ говорит том, что такие собрания проводятся редко.Часто они посвящены правилам дорожного движения, правилам пожарной безопасности, что совершенно не удовлетворяет запросам родителей, для которых наиболее актуальными становятся вопросы воспитания.
2. Конструктивные диспуты.


37
Помогают сравнить различные точки зрения на воспитание детей, помогают менее изобретательным родителям открыть для себя новые способы взаимодействия с ребенком.
Тем не менее, организация таких диспутов носит формальный характер.
Связано это с тем, что в них не участвуют родители, которые испытывают реальную потребность в организации воспитания. Работа с родителями носит рекомендательный характер и отвлечена от действительных проблем.
3. Консультации, как общеклассные так и индивидуальные.
Проводится психологическая диагностика особенностей детей, которая связана с определением психологических особенностей, развитием когнитивных функций, социометрические диагностики и многие другие, которые позволяют сделать работу учителей, детей и родителей продуктивной и комфортной.
Тем не менее, анализ показывает, что во взаимодействии участвует малое количество родителей. Вопросы, поднимаемые на консультациях, касаются, в первую очередь, успеваемости и обучаемости детей, но не психологических проблем и вопросов в воспитании. Связано это с тем, что не установлен диалог учителя с родителем и родители не готовы советоваться по вопросам воспитания с педагогом. Им присуща некая аморфность в осуществлении диалога.
4.Родительские уголки.
Форма работы через родительские уголки является традиционной. В родительском уголке для начальных классов содержится информация о работе с классами, описаны предметные требования, присутствуют советы для родителей. Для того чтобы эта форма работы была интересной и оправдывала свое существование, задействованы рубрики: «Как сделать выполнение домашнего задания интересным», «Как быстро учить стихи», «Наш домашний питомец». В родительском уголке есть раздел «Как я провел каникулы с родителями». В этом разделе выставлены детские работы по ИЗО.

38
Тем не менее, несмотря на значимость школьного уголка, его можно использовать и в просветительских целях – составлении памяток для родителей по учебным и психологическим темам, осуществлении опросов родителей на актуальные для них темы по воспитанию детей, развитии обратной связи.
5. Создание сайта и групп в социальных сетях.
Просветительская работа еще проводится за счет создания сайта и группы в социальных сетях. В ней публикуется методический материал с практическими рекомендациями для родителей. Есть такие рубрики как: «Как сделать так, чтобы ребенок был здоров», «Особенности и хитрости в воспитании ребенка», «Все о закаливании детей», «Секреты успеваемости ребенка», «Развиваем творческий потенциал», «Как определить спортивные направления для ребенка» и многие другие.
Проанализировав состояние сайта и группы в социальных сетях, приходится говорить о том, что она носит формальный характер. Родители подписаны на нее, есть материалы, но группа характеризуется как «мертвая».
Материалы пополняются редко, взаимодействия с родителями на ее страницах не происходит. Данное направление общения также нуждается в доработке.
6. Работа со школьными специалистами.
В школе есть социальный педагог и психолог, которые призваны помочь решить возникающие вопросы во взаимодействии триады педагог-родитель- ребенок. Тем не менее, деятельности специалистов недостаточно. Связано это с тем, что родители обращаются со своими проблемами крайне редко. А социальный педагог задействован, как правило, только в работе с неблагополучными семьями. Тестирование детей проводится крайне редко, что сказывается на недостаточной фиксации реальных проблем в развитии детей и во взаимодействии детей и родителей.
В результате анализа удалось определить, что использование различных форм и методов повышает психолого – педагогическую грамотность родителей, повышает культуру межличностного взаимодействия детей в школе и классе,


39 но предпринятых действий оказывается недостаточно для решения возникших проблем. Семья и школа два взаимосвязанных образовательных феномена, каждый из которых по - своему дает ребенку интеллектуальный и социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения ребенка в большой мир. На данный же момент предпринятых школой действий явно недостаточно для становления ребенка.
При анализе было обнаружено, что школа совершенно не задействует совместные занятия родителей и детей – родители лишь присутствуют при проведении праздников, но никак не участвуют сами. В большинстве своем это связано не только с тем, что учителя не вовлекают во взаимодействие, но и с тем, что родители сами к такому взаимодействию не готовы.
Кроме того, школа не обучает родителей воспитывать детей, однако, она могла бы помочь в ходе воспитания. Зачастую родители не видят негативных предвестников до той поры, пока проблемы в поведении ребенка не заставят их обратиться к психологу. Эту проблему на начальном этапе мог бы помочь решить учитель.
Потому первым этапом работы стало проведение исследования отношения родителей к взаимодействию с учителем в условиях начальной школы.
Опытно-поисковая работа проводилась на параллели вторых классов. В ней принимали участие обучающиеся 2-А, 2-Б, 2-В, 2-Г классов (90 человек), их родители (90 человек) и четыре учителя начальных классов. Был проведён опрос родителей в сентябре 2016г.
Для этого была составлена анкета, которая помогла отследить отношение родителей по взаимодействию с учителем начальных классов.
Для проведения анкетирования было озвучено условие - отметить необходимые варианты ответов на родительском собрании. Бланки ответов выдавались на дом в очень редких случаях, так как дети могли эти бланки утерять или родители могли забыть их заполнить.

40
Текст анкеты приведен в Приложении 1.
Ответы на вопросы анкетирования родителей по взаимодействию с учителемпредставлены в Таблице 1.
Таблица 1
Результаты анкетирования родителей по взаимодействию с учителем начальных классов
Ответы
Ответы
1.Принимаете ли Вы участие в подготовке и проведении воспитательных мероприятий в школе?
Да, часто (12
%)
Не очень часто
(26%)
Очень редко
(41%)
Не принимаю
(21%)
2.Школа готовит своих воспитанников к самостоятельной жизни?
Полностью согласен
(18%)
В целом согласен
(52%)
Трудно определить
(26%)
Не согласен
(4%)
3.В школе налажена работа с родителями?
Полностью согласен
(21%)
В целом согласен
(61%)
Трудно определить
(14%)
Не согласен
(4%)
4.Школа воспитывает людей с активной жизненной позицией, дает навыки участия в общественной жизни?
Полностью согласен
(34%)
В целом согласен
(43%)
Трудно определить
(21%)
Не согласен
(2%)
5.Что должна дать школа ребенку?
Задатки здоровья
(28%)
Сориентировать на общечеловеческие ценности (35%)
Научить общению
(25%)
Развивать творческие способности
(12%)
6.Какую роль Вы отводите себе во взаимодействии со школой?
Воспитывать должна школа/ мне безразличны дела школы
(1%)
Могу помочь школе конкретно
(10%)
Хотел бы помочь, но не знаю чем
(48%)
Затрудняюсь ответить
(41%)
Проанализировав ответы респондентов, можно говорить о противоречивом отношении родителейк взаимодействию с учителем.Так 21% родителей отметили, что практически не принимают участия вподготовке и проведении воспитательных мероприятийв школе. 41 % родителей принимает участие редко. В то же время родители отметили как достаточную работу