Файл: Школа гуманитарных наук учебнометодический комплекс дисциплины русский язык и культура речи.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 1138
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
9. Прочитайте слова, выберите верный вариант.
Ас[ф]альт – ас[в]альт, бу[г]алтер – бу[хг]алтер – бу[γ]алтер, инцидент – инцидент, прецедент – прецендент, компрометировать – компроментировать, конкурентоспособный – конкурентноспособный, чрезвычайный – черезвычайный, будущий – будующий, жаждущий – жаждующий.
Лексические нормы
1. Найдите лексические ошибки и определите их вид. Исправьте.
1. Он целеустремлённо стремится к намеченной цели. 2. Главная суть этого рассказа состоит в следующем… 3. В повести Толстого изображён образ простой русской женщины. 4. В своей автобиографии Есенин своим учителем называет Пушкина. 4. Мёртвый труп лежал без движения и не проявлял признаков жизни. 5. Катерина заранее предчувствует свою гибель…
2. Найдите случаи речевой избыточности /недостаточности и исправьте фразы. Определите, в каких стилях функционируют данные лексические ошибки?
1.Налицо незаконное растаскивание государственного имущества. 2. Перед своей смертью он долго болел. 3. За реальным ходом качественного выполнения принятого решения был установлен чёткий контроль со стороны администрации. 4. Гражданин А. следовал по улице без опознавательных номерных знаков. 5. Надо пропагандировать обмен имеющимся опытом.
3. Определите корректность использования иноязычных слов в данных предложениях; замените слова русскими эквивалентами.
1. Среди собравшихся превалировали представители молодёжи. 2. Профсоюзы делали сильный акцент на культурную работу. 3. Девушка конфидециально призналась подругам, что переменила имя Катя на Кармен, потому что последнее импонирует её внешности. 4. Общее внимание привлекал новый анонс, вывешенный на входной двери заведения. 5. На последних состязаниях футбольная команда потерпела полное фиаско. 6. Идентичное решение было принято студентами параллельной группы.
4. Составьте толкования лексических значений слов:
Валидность, визажист, инвестор, мораторий, парфюм, саммит, триллер, эксклюзивный, экспорт.
Есть ли у этих слов русские эквиваленты? Назовите иноязычные слова, вошедшие в современную русскую речь, употребление которых представляется вам неоправданным.
5. Выберите из слов, заключённых в скобки, нужное. Мотивируйте свой выбор.
1. Одна из самых (гуманистических, гуманных) профессий на земле – учитель. 2. Последним (предоставили, представили) слово бухгалтеру. 3 Только (невежи, невежды) думают, что учёба заканчивается с окончанием школы. 4. Рабочие борются за (экономию, экономику) электроэнергии. 5. Бригада сэкономила за счёт (бережливого, бережного) расходования электроэнергии несколько сот тысяч рублей. 6. Роман «Война и мир» - (классовое, классическое) произведение русской литературы.
Лексические нормы
1. Дайте определение паронимам. Составьте со следующими паронимами словосочетания или предложения.
Аффект – эффект, брезгливый – брюзгливый, освоить – усвоить, скрытый – скрытный, представление – предоставление, нетерпимый – нестерпимый, ответный – ответственный, вина – виновность.
2. Подберите синонимы к следующим словам. Составьте с ними предложения.
Знаменитый… …
Красивый… …
Аккуратный … …
Добрый… …
3. Какое качество речи нарушает использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов, Переведите следующий текст на литературный язык, заменив жаргонные слова:
Снял вот вчера одну тёлку и пошли с ней в жральню бабки просаживать. Взяли лампочку пойла, мало. А тут подвалил бритоголовый с чувихой, которая давно уж ласты к нему клеила. Дома поругался с родаками, надоели мне эти шнурки, за каждым шагом моим следят.
4. Что такое фразеологизм? Составьте небольшой рассказ, используя фразеологизмы со словом рука (рука руку моет, из рук в руки, подписываться обеими руками, руки опускаются, набивать руку и т.д.)
5. Подберите к следующим фразеологизмам антонимы и синонимы. Запись в тетради должна выглядеть так:
Фразеологизм синоним антоним
Кот наплакал с гулькин нос куры не клюют
Без царя в голове, за тридевять земель, засучив рукава, спустя рукава, поговорить по душам.
Фразеологизмы для справки: семи пядей во лбу, ума палата, голова на плечах, дубовая голова, светлая голова, с головой, с открытой душой, от всего сердца, от чистого сердца, положа руку на сердце, без обиняков, себе на уме, семь вёрст киселя хлебать, у чёрта на куличках.
6. Прочитайте выразительно стихотворение поэта-сатирика А.Пьянова. Пользуясь Словарём иностранных слов, переведите его на русский язык:
Коллоквиум штормило. Хотя и эксклюзивно,
Схватились дискутанты. Но что весьма престижно -
Один сказал: Без спонсоров притом.
- Маркетинг!
Другой отрезал:
- Брифинг!
А третий рявкнул:
- Клиринг!
И грохнул кулаком.
Достигнут был консенсус
Посредством плюрализма,
Морфологические нормы
1. Определите род существительных. Напишите словосочетания, подбирая к каждому слову прилагательное.
Боа, гороно, депо, Дели, шампунь, толь, иваси, тюль, такси, Чили, цеце, шимпанзе, кофе, какао, меню, мозоль, кашне, кольраби, МГУ, сирокко, статус-кво, колибри, Капри.
2. Образуйте форму родительного падежа множественного числа от данных существительных.
Англичане, апельсины, баклажаны, буряты, вафли, гусары, калмыки, килограммы, кочерги, лезгины, мандарины, носки, полотенца, помидоры, рельсы, сапоги, свечи, томаты, туркмены, чулки, ясли.
3. Образуйте простые и сложные формы степеней сравнения от имён прилагательных.
Ловкий, здоровый, хороший, горький, плохой, деловитый, широкий, мелкий, дорогой, злой, бойкий, сухой, тонкий, искусный.
4. Образуйте форму прошедшего времени от глаголов.
Глохнуть, крепнуть, мокнуть, отвергнуть, поникнуть, ослепнуть, застынуть, постигнуть.
5. Запишите предложения, раскрыв скобки и выбрав нужную форму местоимения. В каких случаях допустимо употребление обоих притяжательных местоимений?
1. Аспирант попросил своего научного руководителя прочитать (свой, его) доклад. 2. Пушкин был сослан в (своё, его) имение. 3. Согласно (своему, его) завещанию он был похоронен на деревенском кладбище. 4. Он не приукрашивает (своей, его) жизни. 5. Я был тогда вдали от (своих, его) друзей. 6. Ты отвечаешь за (свои, твои) слова. 7. У него (своя, его) дорога. 8. Я хочу представить Вас (моей, своей) супруге.
6. Составьте словосочетания с числительными оба, обе со следующими словами в формах именительного и дательного падежей.
Дерево, дорога, дочь, вещь, постель, ведро, бланк, директор, подпись, лицо, заявление.
Синтаксические нормы
1. Раскройте скобки, поставив существительные в нужном падеже.
Согласно (приказ), контроль (выполнение приказа), не получил (разрешение), отзыв (курсовая работа), уплатить (проезд) ждать (поезд), опираться (результаты эксперимента), заведующий (отделение).
2. Исправьте ошибки.
1. В очерке журналист описывает о жизни в деревне. 2. Результаты опыта подтверждают о наших предположениях. 3. Депутаты уделяют внимание на проблемы шахтёров. 4. В своей речи оратор указал об этих недостатках. 5. Приведённые примеры говорят за возможность применения этого метода. 6. Не приходится доказывать о том, как важно очистить дороги от снега. 7. Нами уделяется много внимания на развитие производства. 8. Прошу дать разъяснение о том, положен ли нам отпуск.
3. Составьте словосочетания по образцу: Подготовка и руководство (аспиранты) – Подготовка аспирантов и руководство ими.
1. Сбор и обмен (информация). 2 Объединение и руководство (предприятия малого бизнеса). 3. Установка и уход (оборудование). 4. Познакомить и распространить (текст постановления). 5. Помогать и заботиться (ветераны завода).
4. Исправьте предложения.
1. Требуются деловые люди для организации и руководства бизнеса. 2. Комитет самостоятельно образует и распоряжается средствами. 3. Избиратели надеются и верят своему депутату. 4. Левый блок пока не имеет и очень нуждается в лидере. 5. Мэр распределяет и управляет имуществом города.
5. Измените предложения так, чтобы в них речь шла о женщине.
1. Участковый терапевт вёл приём. 2. Молодой кондуктор объявил остановку. 3. Сосудистый хирург завершил операцию. 4. Занятия вёл известный профессор. 5. Доклад подготовил ведущий научный сотрудник лаборатории. 6. Декан факультета объявил о сроках сессии. 7. Это был наш корреспондент Иванов. 8. Вице-премьер Матвиенко много сделал в своей области.
Грамматические нормы
1.Установите различия в формах множественного числа данных существительных, составьте с ними предложения.
Зубы – зубья, колени – колена, корни – коренья, мехи – меха, поясы – пояса, соболи – соболя, кондукторы – кондуктора.
2.Подберите к существительным мужского рода существительные женского рода, дайте их функционально-стилистическую характеристику. Отметьте случаи, когда соответствия нет.
Агроном, адвокат, аспирант, врач, генерал, директор, доктор, доцент, защитник, инженер, кандидат, корректор, корреспондент, кондуктор, лаборант, научный сотрудник, обмотчик, педагог, профессор, прокурор, редактор, руководитель, следователь, судья, член-корреспондент, учитель.
3. Напишите числительные в сочетании с существительными прописью.
Более 854 гектаров, около 279 человек, с 387 студентами, о 468 студентах, в 2001 году.
4. В данных предложениях найдите ошибки, связанные с употреблением имён числительных. Исправьте их.
1. К тринадцать целых три десятых прибавить двадцать восемь целых и одну десятую. 2. Было решено закончить экспедицию через двадцать три сутки. 3. Сообщаю, что вчера между восьми и двадцать четыре часа была зафиксирована драка возле ресторана «Зеркальный». 4. К двух тысяч двенадцатому году здание развлекательного центра должно быть достроено. 5. Сейчас я не могу гордиться сороками годами прожитой жизни. 5. С пятидесяти пяти студентами я выехала на турбазу.
5. Могут ли «трое волков» съесть одного медвежонка? Можно ли сказать трое друзей, трое подруг, двое ножниц, двое медведей, троестудентов, трое студенток?
6. В данных предложениях найдите ошибки, связанные с образованием и употреблением степеней сравнения имён прилагательных и наречий. Исправьте.
1. Надо вести себя скромнейше и простее. 2. Марина гораздо красивше Татьяны. 3. Отношение к студентам должно быть более лучшим. 4. Этот костюм более женский, чем мужской. 5. Эту работу надо сделать первее и наиболее успешнее. 6. Она выглядела сегодня ещё более красивее. 7. Есть основания полагать, что в самые ближайшие дни будут даны старты первому этапу зимней спартакиады. 8. Это ещё более худший вариант решения проблемы. 9. Горнодобывающая промышленность является одной из самых важнейших отраслей народного хозяйства.
7. Выделите трудные случаи в употреблении форм глагола. Образуйте формы 1-го лица единственного числа от данных глаголов.
Знобить, убедить, бродить, жать, блестеть, раздавать, затмить, сесть, запретить, победить, очутиться, дерзить, зажечь, выслать, высылать, произнести, произносить.
8. Исправьте грамматические (морфологические) ошибки в предложениях.
1. Авторитетная жюри оценила игру актёра. 2. Ехайте по той дороге: она короче и ровней. 3. У него 18 апреля было день рожденье. 4. В саду было много яблок, слив, груш, абрикос. 5. Большинство офицеров и солдатов имели почти двухлетний опыт ведения боевых действий. 6. Для примера можно вспомнить телеролик, сыгравший огромную роль в формировании общественного мнения в самой США. 7. Мама катала малыша на качеле.
9. Раскройте скобки, поставьте существительные в нужном падеже.
Согласно (распоряжение, приказ, решение, постановление, желание, указание).
Согласно (распоряжение, приказ, решение, постановление, желание, указание).
Благодаря (распоряжение, приказ, решение, постановление, желание, указание).
Вопреки (распоряжение, приказ, решение, постановление, желание, указание).
10. Составьте словосочетания с данными словами: а) с предлогами, б) без предлогов. Обратите внимание на особенности управления этих слов.
А) Тревожиться (брат), скучать (дети), преимущество (конкурент), превосходство (противник), предостерегать (ошибки), предупреждать (опасность), опираться (знания), базироваться (знания).
Б) Полон (эмоции), удивлён (успех), удивляюсь (достижение), идентичный (натуральное), следовать (указания), обрадоваться (приезд брата), обрадован (приезд брата), препятствовать (движение).
11.Определите, содержатся ли в текстах данных телевизионных реклам грамматические ошибки. Если ошибки есть, исправьте их.
1. Творожок «Нежный». Попробовав однажды, он нежностью своей пленит…