Файл: Школа гуманитарных наук учебнометодический комплекс дисциплины русский язык и культура речи.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 1102
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
шкап (вместо шкаф), жыра (вместо жара), строгый (вместо строгий), тихый (вместо тихий), Александрынский театр (вместо Александринский), вернувшис (вместо вернувшись); на бале, погоды, поезды, этот красивый палето(т) (пальто); непременно (вместо обязательно), надобно (вместо надо) и т.п.
С одной стороны, для нормы характерны общераспространенность и общеобязательность соблюдения тех или иных правил, без чего невозможно было бы «управление» стихией речи. С другой стороны, можно говорить и о «языковом плюрализме» – существовании одновременно нескольких вариантов (дублетов), признающихся нормативными. Это является следствием взаимодействия традиций и новаций, стабильности и изменчивости, субъективного (автор речи) и объективного (язык).
Основные источники языковых норм – это прежде всего произведения классической литературы, образцовая речь высокообразованных носителей языка, общепринятое, широко распространенное современное употребление, а также научные исследования. Однако, признавая важность литературной традиции и авторитета источников, следует помнить и об авторской индивидуальности, способной нарушить нормы, что, безусловно, является оправданным в определенных ситуациях общения.
В заключение подчеркнем, что литературная норма объективна: она не выдумывается учеными, а отражает закономерные процессы и явления, происходящие в языке. Нормы языка обязательны как для устной, так и для письменной речи. Необходимо понимать, что норма не подразделяет языковые средства на «хорошие» и «плохие». Она указывает на целесообразность их употребления в конкретной коммуникативной ситуации.
В целом в литературной норме закреплено все лучшее, что создано в речевом поведении представителей данного общества. Она необходима, поскольку помогает сохранить целостность и общепонятность литературного языка, защищает его от просторечий, диалектизмов, жаргонизмов.
Изменению языковых норм предшествует появление их вариантов (дублетов), которые реально уже существуют в речи и используются носителями языка. Варианты норм отражаются в специальных словарях, таких как «Орфоэпический словарь», «Словарь трудностей русского языка», «Словарь сочетаемости слов» и др.
Существуют 3 степени нормативности:
– норма 1-й степени – строгая, жесткая, не допускающая вариантов (например, класть, а не ложить; т,звони а не звóнит; носков, а не носок);
– норма 2-й степени – менее строгая, допускающая равноправные варианты, объединяемые в словарной статье союзом «и» (например, прáвы и ,правы жалюзи (ср. и мн.), безнравствен и безнравственен);
– норма 3-й степени – наиболее подвижная, где один вариант является основным (предпочтительным), а второй, хотя и допустим, но менее желателен. В таких случаях перед вторым вариантом ставится помета «доп.» (допустимо), иногда в сочетании со стилистическими пометами либо только стилистическая помета: «разг.» (разговорный), «поэтич.» (поэтический), «проф.» (профессиональный) и т.п. Например: банка шпрот (доп. шпротов),чашка чая (доп. разг. чаю), кóмпас (проф. компáс).
Норму 1-й степени называют императивной нормой, нормы 2-й и 3-й степени – диспозитивными нормами.
В настоящее время процесс изменения языковых норм стал особенно активным и заметным на фоне событий историко-политического значения, экономических реформ, изменений в социальной сфере, науке, технике. Следует помнить, что языковая норма не догма: в зависимости от условий, целей и задач общения, от особенностей того или иного стиля возможно отступление от нормы. Однако эти отступления должны отражать варианты норм, существующие в литературном языке.
3. В соответствии с основными уровнями языка и сферами использования языковых средств выделяются следующие типы норм.
1. Орфоэпические нормы (греч. правильная речь) – нормы постановки ударения и произношения. Орфоэпические ошибки мешают воспринимать речь говорящего. Социальная роль правильного произношения очень велика, так как знание орфоэпических норм значительно облегчает процесс коммуникации.
Чтобы не делать ошибок в речи, нужно пользоваться специальными словарями, такими как «Словарь ударений русского языка», «Орфоэпический словарь», «Словарь трудностей устной речи» и др.
Варианты, находящиеся вне литературной нормы, сопровождаются запретительными пометами: «не рек.» (не рекомендуется), «неправ.» (неправильно), «груб.» (грубо), «бран.» (бранная лексика) и т.п.
2. Лексические нормы, или нормы словоупотребления, – это: а) употребление слова в тех значениях, которые оно имеет в современном языке; б) знание его лексической и грамматической сочетаемости; в) правильность выбора слова из синонимического ряда; г) уместность его использования в той или иной речевой ситуации.
3. Морфологические нормы регулируют образование и употребление грамматических форм слова. Отметим, что к морфологическим нормам относятся прежде всего: нормы определения грамматического рода некоторых существительных, нормы образования множественного числа существительных, нормы образования и употребления падежных форм существительных, прилагательных, числительных и местоимений; нормы образования сравнительной и превосходной степени прилагательных и наречий; нормы образования и употребления глагольных форм и др.
4. Синтаксические нормы связаны с правилами построения и употребления словосочетаний и различных моделей предложения. Строя словосочетание, необходимо прежде всего помнить об управлении; строя предложение, следует учитывать роль порядка слов, соблюдать правила использования деепричастных оборотов, законы построения сложного предложения и т.д.
Морфологические и синтаксические нормы часто объединяются под общим названием – грамматические нормы.
5. Орфографические нормы (нормы правописания) и нормы пунктуационные не допускают искажения зрительного образа слова, предложения или текста. Чтобы грамотно писать, необходимо знать общепринятые правила орфографии (написания слова или его грамматической формы) и пунктуации (расстановки знаков препинания).
Орфоэпические нормы (нормы произношения) регулируют выбор акустических вариантов фонемы или чередующихся фонем на каждом шаге развертывания речи и в каждом слоге отдельного слова.
Произношение исконно-русских слов связано со многими фонетическими процессами, происходившими в русском языке на протяжении многих столетий.
Трудные случаи произношения:
Произношение заимствованных слов
Трудные случаи произношения:
Нормы современного русского литературного языка:
акцентологические нормы
Ударение (акцент) – выделение в речи той или иной единицы в последовательности однородных единиц с помощью фонетических средств.
Признаки русского ударения: силовое, разноместное, подвижное.
Функции русского ударения: смыслоразличительная, функционально-стилистическая, преодоление омонимии словоформ.
Нормы ударения (акцентологические нормы) регулируют выбор размещения и движения ударного слога среди неударных.
Акцентологический минимум – минимум тех слов, в которых необходимо правильно ставить ударение:
Авансирование, августовский, апостроф, арахис, асбест, асимметрия, афера, афиняне, балованный, баловать, баловаться, банты, безудержный, бензопровод, берёста, буксировать, бюрократия, валовой, ведомостей, вероисповедание, вечеря, включит, включиться, включишь, втридешева, втридорога, газометр, генезис, гербовый, гренки
,динамометр, диспансер, добыча, догмат, договор, доска, доцент, еретик, жалюзи, жемчуг, жерло, забронировать (закрепить что-нибудь за кем-нибудь), завидно, завсегдатай, законнорождённый, закупорить, запломбированный, звонит, звонишь, звоните, знамение, зубчатый, избаловать, иконопись, исповедание, каталог, квартал, квашение, коклюш, красивее, кровоточит, кровоточить, кухонный лассо, лубочный, маркёр, маркетинг, мастерски,мытарства, нормирование, нефтепровод, обеспечение, облегчить, осведомить, отраслей, оценённый, пасквиль, плесневеть, пломбированный, премированный, по средам (дни недели), по средам (окружение, обстановка), премировать, приданое, пригубить, пригублю, приняла, простыней, пуловер, ракушка, ржавление, рудник, свёкла, свекольный, скреплённый, скрещённый, сливовый, слоган, соболезнование, совестливый, сомкнутый, средства, столяр, страховщик, сцепленный, танцовщик, танцовщица, террор, торты, тотчас, туфля, убыстрить, уведомить, углубить, украинец, украинский, умерший, упрочение, феерия, феномен, фланговый, флюорография, форзац, ходатайство, цемент, цеховой, шарфы, щавель, щегольски, щепоть, экзальтированный, эксперт.
Вопросы для самоконтроля:
1. Что такое норма языка и каковы ее особенности?
2. В чем проявляется противоречивость нормы?
3. Какие существуют различия в степени нормативности?
4. Какие типы норм можно выделить в соответствии с основными уровнями языка и сферами использования языковых средств?
5. Что такое акцентологические варианты и каковы их основные типы?
6. Чем вызвана неустойчивость норм ударения в существительных, кратких прилагательных, глаголах и причастиях?
7. Какими основными законами определяются произносительные нормы русского языка?
С одной стороны, для нормы характерны общераспространенность и общеобязательность соблюдения тех или иных правил, без чего невозможно было бы «управление» стихией речи. С другой стороны, можно говорить и о «языковом плюрализме» – существовании одновременно нескольких вариантов (дублетов), признающихся нормативными. Это является следствием взаимодействия традиций и новаций, стабильности и изменчивости, субъективного (автор речи) и объективного (язык).
Основные источники языковых норм – это прежде всего произведения классической литературы, образцовая речь высокообразованных носителей языка, общепринятое, широко распространенное современное употребление, а также научные исследования. Однако, признавая важность литературной традиции и авторитета источников, следует помнить и об авторской индивидуальности, способной нарушить нормы, что, безусловно, является оправданным в определенных ситуациях общения.
В заключение подчеркнем, что литературная норма объективна: она не выдумывается учеными, а отражает закономерные процессы и явления, происходящие в языке. Нормы языка обязательны как для устной, так и для письменной речи. Необходимо понимать, что норма не подразделяет языковые средства на «хорошие» и «плохие». Она указывает на целесообразность их употребления в конкретной коммуникативной ситуации.
В целом в литературной норме закреплено все лучшее, что создано в речевом поведении представителей данного общества. Она необходима, поскольку помогает сохранить целостность и общепонятность литературного языка, защищает его от просторечий, диалектизмов, жаргонизмов.
Изменению языковых норм предшествует появление их вариантов (дублетов), которые реально уже существуют в речи и используются носителями языка. Варианты норм отражаются в специальных словарях, таких как «Орфоэпический словарь», «Словарь трудностей русского языка», «Словарь сочетаемости слов» и др.
Существуют 3 степени нормативности:
– норма 1-й степени – строгая, жесткая, не допускающая вариантов (например, класть, а не ложить; т,звони а не звóнит; носков, а не носок);
– норма 2-й степени – менее строгая, допускающая равноправные варианты, объединяемые в словарной статье союзом «и» (например, прáвы и ,правы жалюзи (ср. и мн.), безнравствен и безнравственен);
– норма 3-й степени – наиболее подвижная, где один вариант является основным (предпочтительным), а второй, хотя и допустим, но менее желателен. В таких случаях перед вторым вариантом ставится помета «доп.» (допустимо), иногда в сочетании со стилистическими пометами либо только стилистическая помета: «разг.» (разговорный), «поэтич.» (поэтический), «проф.» (профессиональный) и т.п. Например: банка шпрот (доп. шпротов),чашка чая (доп. разг. чаю), кóмпас (проф. компáс).
Норму 1-й степени называют императивной нормой, нормы 2-й и 3-й степени – диспозитивными нормами.
В настоящее время процесс изменения языковых норм стал особенно активным и заметным на фоне событий историко-политического значения, экономических реформ, изменений в социальной сфере, науке, технике. Следует помнить, что языковая норма не догма: в зависимости от условий, целей и задач общения, от особенностей того или иного стиля возможно отступление от нормы. Однако эти отступления должны отражать варианты норм, существующие в литературном языке.
3. В соответствии с основными уровнями языка и сферами использования языковых средств выделяются следующие типы норм.
1. Орфоэпические нормы (греч. правильная речь) – нормы постановки ударения и произношения. Орфоэпические ошибки мешают воспринимать речь говорящего. Социальная роль правильного произношения очень велика, так как знание орфоэпических норм значительно облегчает процесс коммуникации.
Чтобы не делать ошибок в речи, нужно пользоваться специальными словарями, такими как «Словарь ударений русского языка», «Орфоэпический словарь», «Словарь трудностей устной речи» и др.
Варианты, находящиеся вне литературной нормы, сопровождаются запретительными пометами: «не рек.» (не рекомендуется), «неправ.» (неправильно), «груб.» (грубо), «бран.» (бранная лексика) и т.п.
2. Лексические нормы, или нормы словоупотребления, – это: а) употребление слова в тех значениях, которые оно имеет в современном языке; б) знание его лексической и грамматической сочетаемости; в) правильность выбора слова из синонимического ряда; г) уместность его использования в той или иной речевой ситуации.
3. Морфологические нормы регулируют образование и употребление грамматических форм слова. Отметим, что к морфологическим нормам относятся прежде всего: нормы определения грамматического рода некоторых существительных, нормы образования множественного числа существительных, нормы образования и употребления падежных форм существительных, прилагательных, числительных и местоимений; нормы образования сравнительной и превосходной степени прилагательных и наречий; нормы образования и употребления глагольных форм и др.
4. Синтаксические нормы связаны с правилами построения и употребления словосочетаний и различных моделей предложения. Строя словосочетание, необходимо прежде всего помнить об управлении; строя предложение, следует учитывать роль порядка слов, соблюдать правила использования деепричастных оборотов, законы построения сложного предложения и т.д.
Морфологические и синтаксические нормы часто объединяются под общим названием – грамматические нормы.
5. Орфографические нормы (нормы правописания) и нормы пунктуационные не допускают искажения зрительного образа слова, предложения или текста. Чтобы грамотно писать, необходимо знать общепринятые правила орфографии (написания слова или его грамматической формы) и пунктуации (расстановки знаков препинания).
Орфоэпические нормы (нормы произношения) регулируют выбор акустических вариантов фонемы или чередующихся фонем на каждом шаге развертывания речи и в каждом слоге отдельного слова.
Произношение исконно-русских слов связано со многими фонетическими процессами, происходившими в русском языке на протяжении многих столетий.
Трудные случаи произношения:
-
гласный [О] в безударной позиции произносится как [А] (например, молоко – м[а]л[а]ко, корова – к[а]ров[а]); -
гласный [Э] (буква Е) в безударной позиции произносится как [И] с призвуком [Э]; -
в некоторых старых словах орфографическому сочетанию ЧН соответствует произношение [ШН] (например, коне[шн]о, ску[шн]о, наро[шн]о, скворе[шн]ик, подсве[шн]ик, пустя[шн]ый, яи[шн]ица), причем в современном русском языке есть вариативное произношение ЧН как [ЧН] и [ШН] (например, серде[чн]ый и серде[шн]ый, було[чн]ая и було[шн]ая, взято[чн]ик и взято[шн]ик, праче[чн]ая и праче[шн]ая); в словах, которые появились с середины ХХ-н.ХХI вв. ЧН произносится только как [ЧН] (например, беспечный, встречный, войлочный, заочник, конечный, отличник, очник; -
в старых женских отчествах орфографическому сочетанию ЧН соответствует произношение [ШН] (например, Ильинична – Ильини[шн]а, Кузьминична – Кузьмини[шн]а, Савична – Сави[шн]а); -
после появления в русском алфавите буквы Ё произошел переход [Э] в [О] под ударением, причем данный фонетический процесс затронул не все слова русского языка, поэтому в современном русском языке три группы слов: одна группа, где не было перехода [Э] в [О] под ударением (например, атлет – атл[э]т, афера – аф[э]ра, бытие – быти[й’+э], опека – оп[э]ка, леска – л[э]ска), вторая группа, где был переход [э] в [о] под ударением и варианта со старым произношением не сохранилось (например, мёд – м[о]д, свёкла – св[о]кла, отёк – от[о]к), третья группа – вариативное произношение гласных [э] и [о] (например, клест и клёст, белесый и белёсый, поблекнуть и поблёкнуть, желчь и жёлчь; звезда, но звёздный; шерсть, но шёрстка), в связи с изменением в произношении гласный изменяется значение слова (например, все и всё, небо и нёбо, узнает и узнаёт, крестный ход и крёстный отец, истекший год и истёкший кровью).
Произношение заимствованных слов
Трудные случаи произношения:
-
в безударной позиции гласный [О] произносится как [О] в специальной, профессиональной лексике, в терминологии, в именах собственных (например, д[о]сье, р[о]к[о]ко, ф[о]рпост, ш[о]ссе, б[о]монд, [О]н[о]ре де Бальзак, Фл[о]бер, М[о]пассан, З[о]ля, кред[о], маэстр[о]), но многие иностранные слова стали общеупотребительны, поэтому гласный [О] произносится как [А] (например, б[а]кал, пр[а]фессор, Р[а]яль, пр[а]гресс, к[а]стюм, к[а]нспект); -
перед гласной буквой Е согласный произносится мягко только в общеупотребительной лексике; в профессиональной и специальной лексике, в терминологии, в именах собственных и некоторых бытовых словах согласный произносится только твердо (например, ап[т’]ека, про[ф’]ессор, ака[д’]емик, аква[р’]ель, ко[р’э]ктура, [т’]ема, [т’]етрадь, п[р’]езидент, но адюль[тэ]р,а[сэ]птика, апар[тэ]ид, фо[нэ]ма, [тэ]нденция, [Дэ]карт, Ква[рэ]нги, Лафон[тэ]н, бу[тэ]рброд, каба[рэ], клар[нэ[т, [тэ]мп, [тэ]мбр, [тэ]рмос, ша[тэ]н и др.), хотя есть группа слов, которые имеют вариативное произношение согласных (например, аг[рэ]ссия – аг[р’э]ссия, стра[тэ]гия – стра[т’э]гия, к[рэ]йсер – к[р’э]йсер, [дэ]дукция – [д’э]дукция).
Нормы современного русского литературного языка:
акцентологические нормы
Ударение (акцент) – выделение в речи той или иной единицы в последовательности однородных единиц с помощью фонетических средств.
Признаки русского ударения: силовое, разноместное, подвижное.
Функции русского ударения: смыслоразличительная, функционально-стилистическая, преодоление омонимии словоформ.
Нормы ударения (акцентологические нормы) регулируют выбор размещения и движения ударного слога среди неударных.
Акцентологический минимум – минимум тех слов, в которых необходимо правильно ставить ударение:
Авансирование, августовский, апостроф, арахис, асбест, асимметрия, афера, афиняне, балованный, баловать, баловаться, банты, безудержный, бензопровод, берёста, буксировать, бюрократия, валовой, ведомостей, вероисповедание, вечеря, включит, включиться, включишь, втридешева, втридорога, газометр, генезис, гербовый, гренки
,динамометр, диспансер, добыча, догмат, договор, доска, доцент, еретик, жалюзи, жемчуг, жерло, забронировать (закрепить что-нибудь за кем-нибудь), завидно, завсегдатай, законнорождённый, закупорить, запломбированный, звонит, звонишь, звоните, знамение, зубчатый, избаловать, иконопись, исповедание, каталог, квартал, квашение, коклюш, красивее, кровоточит, кровоточить, кухонный лассо, лубочный, маркёр, маркетинг, мастерски,мытарства, нормирование, нефтепровод, обеспечение, облегчить, осведомить, отраслей, оценённый, пасквиль, плесневеть, пломбированный, премированный, по средам (дни недели), по средам (окружение, обстановка), премировать, приданое, пригубить, пригублю, приняла, простыней, пуловер, ракушка, ржавление, рудник, свёкла, свекольный, скреплённый, скрещённый, сливовый, слоган, соболезнование, совестливый, сомкнутый, средства, столяр, страховщик, сцепленный, танцовщик, танцовщица, террор, торты, тотчас, туфля, убыстрить, уведомить, углубить, украинец, украинский, умерший, упрочение, феерия, феномен, фланговый, флюорография, форзац, ходатайство, цемент, цеховой, шарфы, щавель, щегольски, щепоть, экзальтированный, эксперт.
Вопросы для самоконтроля:
1. Что такое норма языка и каковы ее особенности?
2. В чем проявляется противоречивость нормы?
3. Какие существуют различия в степени нормативности?
4. Какие типы норм можно выделить в соответствии с основными уровнями языка и сферами использования языковых средств?
5. Что такое акцентологические варианты и каковы их основные типы?
6. Чем вызвана неустойчивость норм ударения в существительных, кратких прилагательных, глаголах и причастиях?
7. Какими основными законами определяются произносительные нормы русского языка?