Файл: Т. А. Фаритов, Ф. С. Хазиахметов, Е. А. Платонов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 1293

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  1. Экзотические системы дрессировок:

  • скиджоринг (буксировка лыжника) — дрессировка ори­ентирована на крупные породы собак, так как собака должна провезти лыжника на расстояние от 500 до 1500 м;

  • weitpulling (перетаскивание тяжестей) — дрессировка ориентирована на мощных собак, в первую очередь на американских бульдогов. Подходит для собак, перетас­кивающих груз, более чем в 23 раза превышающий их собственный вес. Норматив IWPA (Ассоциация владель­цев рабочих собак Америки);

■ танцы с собаками — вид спорта по дрессировке собак, в ходе которого спортсмен и собака (танцевальная пара) демонстрируют спортивный танец под музыку. Танцы с собаками включают две дисциплины: НТМ (Движение рядом под музыку) и Фристайл (свободное движение под музыку). Допускаются любые движения любой продол­жительности, если это не представляет опасности для человека или собаки. Движения должны совершаться в такт музыке. Предпочтение отдается танцевальным дви­жениям. Соревнования по танцам с собаками открыты для всех собак независимо от породы, размера и регист­рации в кинологической организации, в них может при­нимать участие любой человек вне зависимости от воз­раста и физических возможностей.


Что нужно помнить, приступая к дрессировке собак. Первые занятия должны быть направлены на установление взаимопонимания (контакта) дрессировщика и собаки:

  1. отработку приемов и упражнений нужно проводить от простого к сложному, начинать занятия необходимо в местах с наименьшим количеством посторонних раздражи­телей;

  2. следует соблюдать строгую последовательность в вы­работке навыков;

  3. приемы следует отрабатывать комплексно, т. е. од­новременно и параллельно сразу несколько приемов, при этом навыки должны находиться в разных стадиях форми­рования;

  4. лучше начинать отработку нового приема в первой половине занятия, однако не в самом начале, когда собака еще недостаточно послушна, но и не в конце, когда она утомлена;

  5. заниматься с собакой следует в разное время суток — утром и вечером, обязательно до кормления или спустя 2-3 ч после него, не следует повторять один и тот же прием более 3-4 раз, так как это утомляет собаку;

  6. прежде чем приступить к занятиям, необходимо ре­шить, чего дрессировщик хочет достичь и каким путем бу­дет добиваться поставленной цели.

Контрольные вопросы и задания

  1. Дайте характеристику основным методам дрессировки.

  2. Перечислите условия, затрудняющие и облегчающие дресси­ровку собак.

  3. Дайте характеристику различным системам дрессировки собак.

  4. Что нужно помнить и выполнять, приступая к дрессировке собак?

  5. Перечислите основные приемы отработки навыков.

ГЛАВА ДВЕНАДЦАТАЯ

ВОСПИТАНИЕ ЩЕНКА

Воспитывать и дрессировать собаку лучше начинать в ще­нячьем возрасте, так как щенячья психика восприимчива к любому внешнему воздействию. Тактика не меняется в те­чение многих лет — от простого к сложному и, соответствен­но, методика остается прежней — поощрения и наказания. Однако команды должны быть несложными. Воспитание щенка — это выработка у него навыков, привычек, полез­ных для хозяина. Щенок быстро приучается подбегать к еде, и с этого можно начать дрессировку. В этот самый ранний период его можно приучить сидеть, когда он ждет еду, при­говаривая «Сидеть!» и одновременно мягко, но настойчиво нажимая рукой на поясницу, чтобы он сел. Щенок скоро научится садиться по команде и ждать

, пока не поставят перед ним мисочку с едой. Некоторые самые простые навы­ки прививают щенку уже с 1,5-2 мес.

12.1.

НАЧАЛЬНАЯ ДРЕССИРОВКА

Приступая к воспитательной дрессировке щенка, нуж­но помнить следующее:

  1. перед занятием щенку необходимо погулять, чтобы он не отвлекался. После прогулки он слегка устанет, прого­лодается — и будет готов выполнить любую команду. Ко­нечно, пока он голодный и команда подтверждается вкус­ным кусочком, щенок ее будет выполнять. Но как только желудок успокоится, а глаза начнут слипаться, он с радос­тью будет выполнять только команду «Лежать!». Все осталь­ные команды щенок проигнорирует;

  2. нельзя требовать от щенка непосильной по физичес­кому развитию четкости в усвоении навыков и утомлять его многократным повторением одного и того же приема;

  3. команды следует подавать четко и однообразно, в од­ной интонации;

  4. после отработки простых навыков следует отрабаты­вать более сложные навыки;

  5. во время обучения нельзя применять механические меры воздействия за невыполнение команд (ударять щенка поводком, плеткой или рукой);

  6. условные рефлексы необходимо вырабатывать во вре­мя игры или на прогулке в хорошую погоду;

  7. за хорошее выполнение команд следует обязательно поощрять щенка лакомством, восклицанием «Хорошо!» и поглаживанием;

  8. нельзя заменять команды словами с тем же значени­ем, но другими по звучанию, например, говорить щенку «Ложись!» вместо подачи нормативной команды «Лежать!»;

  9. нельзя позволять щенку выполнять команды посто­ронних людей;

  10. во время воспитательной дрессировки следует наблю­дать за поведением щенка, преобладающими реакциями, чтобы не травмировать его нервную систему;

  11. в период воспитательной дрессировки желательно подавать команды одновременно и голосом, и жестом, на­пример, команду «Ко мне!» сопровождать хлопком рукой по бедру и т. д.

В отличие от занятий для взрослой собаки, занятие для щенка растягивается на целый день. Поэтому после того, как щенок позанимается одним упражнением в течение 10­15 мин, рекомендуется делать перерыв. Различные уп­ражнения следует отрабатывать в разное время, т. е. чере­довать. Это позволит снизить нагрузку на собаку — во время отработки упражнений щенок все время будет активным, не уставшим. Лучше пять минут позаниматься с активно работающей собакой, чем полчаса пытаться чего-то добить­ся от потерявшего интерес к дрессировке щенка.


Приучение щенка к кличке и к знанию своего хозяина. Кличка собаки выбирается по желанию владельца. Она должна быть короткой, звонкой и не очень распространен­ной. Нельзя в одном помете называть одинаковыми кличка­ми двух щенков. Не этично называть собак именами людей.

К кличке приучают щенят с месячного возраста. Лучше всего это делать во время подзыва щенка на прогулках, во время игры с ним. При каждом подзыве щенку дают лаком­ство или оглаживают.

Кличка собаки всегда должна произноситься в призыв­ной интонации, ее нельзя искажать или заменять ласковы­ми прозвищами. Обычно собака быстро привыкает к своей кличке и живо на нее реагирует.

Приучение щенка к ошейнику. Ошейник щенку надева­ют с 1,5-2-месячного возраста. Предварительно его дают щенку обнюхать, чтобы он не пугался. Ошейник должен быть мягким, легким и свободным, чтобы не сдавливал шею. Первый раз на щенка надевают ошейник за несколько ми­нут до кормления, желательно в процессе игры, незаметно. Во время кормления щенок занят пищей и меньше реагиру­ет на ошейник. После кормления желательно вынести щен­ка на улицу на руках и отпустить побегать там, где он дол­жен «выгуляться». Играть со щенком можно только после того, как он несколько раз помочится, так как щенки за один раз не могут освободиться от кала и мочи. После возвраще­ния домой следует снять ошейник и надеть вновь перед сле­дующим кормлением. После неоднократного повторения этой процедуры (обычно к 3-4 мес.) вид ошейника вызыва­ет у щенка желание подставить голову самостоятельно, по­лучить пищу и идти на прогулку.

Приучение щенка к наморднику. К ношению намордни­ка щенков крупных пород приучают с 5 мес. Намордник под­бирают по голове собаки. Самый удобный намордник — глу­хой, из сплошного куска кожи с отверстиями для воздуха. Такой намордник дает возможность щенку держать рот от­крытым. Прежде чем надеть на щенка намордник, его дают ему понюхать. Положив в намордник лакомство, надевают его на щенка и одновременно дают команду «Дай голову!». Через 2-3 мин намордник снимают, щенку дают лакомство и оглаживают. Повторяя ежедневно этот прием, постепенно увеличивают время нахождения щенка в наморднике. Если

Глава 12. Воспитание щенка 203

IIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIH
проделывать его перед каждым выходом на прогулку, то щенок не будет сильно угнетен процедурой надевания на­мордника и скоро привыкнет к нему.

По мере роста щенка намордник приходится менять не­сколько раз.

Начальная дрессировка. Прежде всего щенка учат отли­чать хозяина от посторонних людей и подходить по команде. Подбежавшего щенка нужно приласкать и дать кусочек ла­комства. В качестве лакомства лучше всего использовать ва­реное мясо. Но подойдет любой продукт, на который щенок очень хорошо реагирует. Лакомство дают маленькими ку­сочками (по 5-7 мм), с таким расчетом, чтобы щенок не на­елся после 5-6 поощрений.

На улице, если щенок побежит за посторонним челове­ком, его также окликают и подзывают к себе. Постепенно щенок начнет отличать хозяина по виду и запаху от посто­ронних, привыкнет к его голосу. Если щенок не подходит на команду «Ко мне!», не нужно бежать за ним, а, наоборот, присесть или сделать вид, что от него убегают. Вид убегаю­щего хозяина вызывает у щенка стремление его догнать, а присевший хозяин пробуждает любопытство. В том и в дру­гом случае подбежавшего щенка поглаживают и поощряют лакомством.

Если щенок во время прогулки на привязи, то необходи­мо брать с собой длинный поводок, чтобы дать ему возмож­ность свободно побегать.

Очень важно, чтобы команда «Ко мне!» была связана у щенка не с окончанием прогулки, а лишь с приятными ощу­щениями — лаской хозяина и получением лакомства.

Запрещается наказывать подошедшего по команде щен­ка, даже если он был виноват. В следующий раз щенок не подойдет, а, услышав команду «Ко мне!», убежит.

Если щенок упорно не подходит по команде «Ко мне!», то необходимо, отпустив щенка на длинном поводке и про­изнеся команду «Ко мне!», подтянуть его за поводок, при­ласкать и дать лакомство. После нескольких повторений щенок начнет выполнять команду. Гулять на длинном по­водке нужно до тех пор, пока щенок не будет безотказно подходить по первой команде.

Команда «Место!». Чтобы щенок не мешался, его при­учают к команде «Место!». Важно, чтобы он в это время находился недалеко от предназначенного для него места, в двух-трех шагах. После того как щенок заинтересуется лакомством, поверните руку ладонью вниз и, медленно ведя ладонью, увлеките щенка в сторону места. Если со­бака отвлекается, останавливается или просто не хочет идти вперед, опять привлеките ее внимание запахом мяса. Лакомство необходимо отдать только после того, как ще­нок окажется на своем месте. При этом не забудьте поощ­рить его также командой «Хорошо!» и поглаживанием. Не