Файл: Т. А. Фаритов, Ф. С. Хазиахметов, Е. А. Платонов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 1294

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
пытайтесь требовать от щенка того, чтобы он долго ос­тавался на месте. Достаточно уже того, что он на него при­шел. Повторять упражнение следует 5-6 раз. После коман­ды «Место!» нельзя подзывать его к себе. Нужно подходить молча, иначе в следующий раз щенок подбежит сам без команды.

Команда «Место!» должна быть тщательно отработана. Собаку, не приученную к этой команде, практически невоз­можно нигде оставить ни на минуту. Оставить собаку, дав ей команду «Сидеть!» или «Лежать!», будет неправильным, так как эти команды требуют от нее строго определенного неподвижного положения. Команда «Место!» разрешает со­баке лежать в любой удобной для нее позе. Поэтому к ко­манде «Место!» щенка следует приучать с раннего возраста и в различных местах, обозначая «место» каким-либо пред­метом или вещью с вашим запахом.

Команда «Сидеть!». С 1,5-2 мес. щенка приучают са­диться по команде. Для этого щенка подзывают к себе и, проговаривая отчетливым голосом команду «Сидеть!», под­нимают у него над головой руку с лакомством, занося его несколько назад. Желая получить лакомство, щенок запро­кинет голову и, чтобы удобнее было смотреть, сядет. Как только щенок примет нужную позу, сразу же следует похва­лить его («Хорошо!») и вновь повторить команду «Сидеть!», одновременно отдавая лакомство. После нескольких повто­рений этого приема щенок будет садиться по команде, даже не видя лакомства. Но выполнение команды нужно обяза­тельно подкреплять лакомством. Повторять прием более 2-3 раз подряд нельзя. Щенок устанет и откажется выпол­нять команду. Когда щенок усвоит команду «Сидеть!», его следует усаживать каждый раз перед прогулкой (для наде­вания шлейки или ошейника) и перед кормлением (для того чтобы поставить миску с едой).

Щенок должен выполнять команду сидеть как по голо­су, так и по жесту. В дальнейшем можно чередовать коман­ду голосом с командой жестом.

Если щенок старше 4 мес. не выполнил команду «Си­деть!», то его можно заставить принять нужное положе­ние, взяв правой рукой за поводок вблизи от ошейника и левой рукой нажав на круп. Когда щенок сядет, его следу­ет похвалить и угостить лакомством. Для того чтобы ще­нок четко усвоил команду, следует придерживаться после­довательности:

«команда «Сидеть!» — жест —
посадка собаки — поощрение».

Поощрять нужно только посадку по команде. Когда ко­манда «Сидеть!» прочно усвоена и щенок выполняет ее не только дома, но и на улице, его начинают приучать к коман­де «Лежать!».


Команда «Лежать!». Сидящему у левой ноги щенку по­казывают лакомство, протягивают правую руку с ним впе­ред и затем опускают вниз. Одновременно с этим произно­сят команду «Лежать!». Желая достать лакомство, щенок ложится. Чтобы он не начал вставать, левой рукой его при­держивают за ошейник. Как только щенок полностью лег, ему отдают лакомство и поощряют привычным словом «Хо­рошо!». Отработав прием, когда щенок сидит у ноги дресси­ровщика, его начинают приучать к выполнению команды, когда дрессировщик стоит перед ним. Команду «Лежать!» подают независимо от того, сидит щенок или стоит. В про­тивном случае, если, например, команду «Лежать!» пода­вать только тогда, когда щенок находится в сидячем поло­жении, у него выработается нежелательная связь (стереотип) и из других положений он ложиться не будет. Одновремен­но нужно приучать щенка, заметим кстати, ложиться и по жесту.

Приучение щенка к показу зубов. Приучать щенка к показу зубов необходимо с 2-3 мес., учитывая, что в 5 мес. щенок может попасть на выводку молодняка. На выводке осмотр состояния зубов у щенков необходим для присуж­дения оценки и определения правильности его физическо­го развития. Используя контрастный метод дрессировки, щенка необходимо усадить по команде «Сидеть!» и дать ему лакомство. Не отпуская щенка, а придерживая его (насту­пив ногой на поводок), нужно подать команды «Хорошо!», «Сидеть!» и сразу другую — «Покажи зубы!». После коман­ды «Покажи зубы!», данной в приказной интонации, сле­дует положить правую руку ладонью под морду щенка, а левую — сверху морды. После — большими пальцами обе­их рук раздвинуть губы щенка спереди. Осмотрев прикус и количество резцов, нужно отодвинуть губы с боков и ос­мотреть коренные зубы. После осмотра нужно поощрять щенка лакомством, восклицанием «Хорошо!» и поглажи­ванием.

Осмотр зубов проводят ежедневно. Когда щенок привык­нет показывать зубы дома без посторонних раздражителей, следует переходить к осмотру зубов во дворе, но только пос­ле того, как щенок оправится. Постепенно этот прием дово­дят до навыка. В дальнейшем, услышав команды «Сидеть!», «Покажи зубы!», собака сама начинает поднимать губы. Этот прием следует повторять ежедневно, тогда щенок не будет бояться и спокойно даст осмотреть зубы на вы­водке

.

Все перечисленные команды («Сидеть!», «Лежать!», «По­кажи зубы!» и др.) следует отрабатывать сначала во дворе, а затем и в других местах во время прогулок. Последователь­ность команд (во избежание выработки стереотипа) каждый раз необходимо менять.

Приучение щенка не брать с земли пищевые отбросы. Во время прогулок щенок иногда хватает пищевые отбросы: кости, хлеб и т. п. Чтобы отучить его от этой вредной при­вычки, нужно взять щенка на длинный поводок и при каж­дой его попытке что-либо поднять с земли тут же подавать команду «Фу!» в угрожающей форме и дергать за поводок. Щенок должен выбросить взятый предмет из пасти. Если он этого не сделает, нужно руками вытащить у него посторон­ний предмет, произнеся при этом команду «Дай!». С 7-8 мес. на щенка можно надевать строгий ошейник. Его попытку взять с земли пищевые отходы можно пресекать командой «Фу!». В случае проявления щенком настойчивости коман­ду «Фу!» повторяют, а щенка легонько ударяют по морде отнятым предметом. Но злоупотреблять запрещающей ко­мандой нельзя. Ее следует применять лишь тогда, когда щенок пытается взять в пасть что-либо или броситься на кого-либо.

Обучать щенка команде «Фу!» рекомендуется в любой обстановке: дома, на улице, в поезде, в лесу и т. д.

Преодоление препятствий. Собака должна уметь преодо­левать различные препятствия. Этому ее учат с 3-месячного возраста. Со щенком поднимаются на лестницу, при этом его учат не бояться высоты. При подъеме на лестницу на щенке должна быть шлейка. Если он потеряет равновесие, его удерживают на поводке, одновременно подбадривая ко­мандой «Вперед!».

Щенка учат ходить по разным лестницам, иначе, на­учившись ходить по одной, он будет бояться подниматься по другим, незнакомым. Спуск для щенка более труден, чем подъем, поэтому при спуске с ним идут рядом, коман­дой «Тихо!» предостерегая его от поспешных движений и подстраховывая поводком на шлейке. Когда щенок научит­ся быстро преодолевать лестницу вместе с хозяином, пере­ходят к следующему этапу — приучают его подниматься са­мостоятельно.

Нельзя разрешать щенку бегать по лестнице скачками. Во-первых, эта привычка сохраняется и у взрослых собак. Во-вторых, это может привести к неприятностям: быстро бегущая собака может сбить ребенка или испугать людей, идущих навстречу. Поэтому на лестнице, когда щенок забе­гает вперед или отстает, дают команду «Рядом!» и подтяги­вают его поводком к левой ноге. Как только щенок поравня­ется с левой ногой, его поощряют восклицанием «Хорошо!». Одновременно с преодолением лестницы щенка учат ходить по буму и прыгать через барьер. Вместо бума можно исполь­зовать скамейки с сиденьем в виде доски. Поставив щенка на скамейку, дают команду «Вперед!». Правой рукой при этом держат за шлейку, а левой поддерживают под живот. В кон­це бума дают лакомство. Так повторяют до тех пор, пока щенок не начнет ходить по буму самостоятельно. С возра­стом высоту и длину бума нужно увеличивать.


Гуляя со щенком, его также учат прыгать по команде «Барьер!» через маленькие преграды, вспрыгивать на крыль­цо, парапеты и т. п. Высота препятствий первоначально не должна превышать рост щенка. По команде «Барьер!» дрес­сировщик сначала сам перешагивает через препятствие и после того, как щенок перелезет вслед за ним, дрессиров­щик угощает его лакомством.

Не нужно спешить, увеличивать высоту препятствий, прежде всего нужно добиться безотказного выполнения команды «Барьер!». Увеличивать же высоту барьера боль­ше роста собаки можно у мелких пород после 5 мес., у сред­них и крупных — после 7 мес.

Когда щенок усвоил несколько команд, их начинают чередовать и постепенно усложнять. Например, усадив щен­ка, хозяин отходит на 1-2 шага, предварительно дав коман­ду «Сидеть!», если щенок попытается идти за ним, команду повторяют, щенка усаживают и опять от него отходят.

Этот прием, как и все другие новые приемы, нужно от­рабатывать в привычной для щенка обстановке. Время, в течение которого щенок должен сидеть, когда от него отхо­дит хозяин, сначала должно быть незначительным — 15­20 с. С ростом щенка постепенно увеличивают и эту выдерж­ку, и расстояние, на которое отходит хозяин. Меняют также и направление отхода. После отхода нужно иногда подхо­дить к щенку и поощрять его лакомством или подзывать его по команде и подкреплять подход лакомством.


Команда «Апорт!». С 4 мес. щенка приучают к команде «Апорт!». Для этого используют одну из игрушек, напри­мер, резиновый мячик или деревянную палочку, щенок ста­рается поймать и схватить все движущиеся предметы. По­махав перед щенком мячом, его отбрасывают на 3-4 м, но лишь тогда, когда щенок следит за ним. Веселым, призыв­ным голосом произносят команду «Апорт!». Как только ще­нок догонит и схватит мяч, отбегают и подзывают щенка, например: «Джек, ко мне!». Подбежавшему щенку подно­сят на ладони кусочек лакомства, одновременно подавая ко­манду «Дай!». Стремясь взять лакомство, щенок бросит мяч. Его поощряют лакомством и восклицанием «Хорошо!».

Посылать щенка за апортировочным предметом следует 1-2 раза подряд, не больше, чтобы ему не надоело.

Не правильным будет говорить щенку «Дай апорт!», так как слово «апорт» значит «принеси» — это не название вещи.

Постепенно нужно приучать щенка подавать любой бро­шенный предмет независимо от того, где и куда он брошен (в траву, кустарник, воду).

Если щенок почему-то на апортировочный предмет не реагирует, предмет привязывают к шнурку и поддразни­вают им щенка. Возбудившись, щенок попытается его схватить. Как только он это сделает, его следует поощ­рить восклицанием «Хорошо!» и лакомством. Через не­которое время, когда щенок начнет хорошо хватать пред­мет, ему перестают за это давать лакомство, а поощряют только тогда, когда он подойдет и отдаст вещь по команде «Дай!». Если щенок убегает с вещью, его пристегивают в удлиненный поводок; в момент схватывания апортировоч- ного предмета щенка поощряют восклицанием «Хорошо!», затем в ласково-призывной интонации дают команду «Ко мне!», одновременно осторожно подтягивая его за поводок. Произнеся команду «Дай!», берут предмет и поощряют щенка лакомством.

Приучение щенка двигаться рядом. Чем крупнее щенок, тем раньше приходится приучать его к спокойному движе­нию на поводке. Приблизительно в 4,5-5 мес. следует заме­нить шлейку на обыкновенный ошейник. Первые несколь­ко дней, надев ошейник, им не пользуются, а продолжают водить щенка на шлейке. С каждым днем длительность про­гулок щенка следует увеличивать.