ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 1276
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
13.18.
ЛАЗАНЬЕ ПО ЛЕСТНИЦЕ
(КОМАНДА «ВПЕРЕД!»)
Навык лазанья по лестнице необходим во многих случаях практического использования собаки в ряде специальных служб, кроме того, он способствует физическому развитию собаки, вырабатывает смелость, ловкость, точную координацию движений.
Условными раздражителями при выработке этого навыка являются команда «Вперед!» и жест — выбрасывание правой руки (ладонью вниз) в сторону лестницы, а безусловными — лакомство, воздействие поводком.
Навык вырабатывается параллельно с навыками движения вперед по команде и преодолением препятствий. На занятиях используется специальная лестница, установленная на дрессировочной площадке. Начиная выработку навыка, необходимо предварительно ознакомить собаку с более простыми лестницами (с широкими ступенями и малым наклоном).
Порядок обучения собаки лазанью по лестнице. Дрессировщик, держа собаку на коротком поводке у левой ноги, встает в 5-7 шагах от лестницы. Подав команду «Рядом!», он вместе с собакой подходит к лестнице, подает команду «Вперед!» в сочетании с жестом и вместе с ней поднимается по ступеням. При замедлении движения собаки или ее остановках вновь подается команда «Вперед!». Уверенное движение собаки поощряется.
Как правило, подъем по лестнице для собаки не сложен, для нее значительно труднее спуск.
Во время спуска дрессировщик должен находиться немного впереди собаки, внимательно следя за ней, чтобы в
Рис. 32
Приучение собаки к лазанью по лестнице
нужный момент помочь ей спуститься или предотвратить падение (рис. 32).
Когда собака спустится, дрессировщик поощряет ее лакомством, поглаживанием, восклицанием «Хорошо!» и командой «Гуляй!». Это упражнение на занятиях повторяют несколько раз.
Научить собаку лазанью по лестнице можно и другими способами, аналогичными тем, которые использовались в процессе приучения собаки к прыжкам, нужно только соответственно применять их. Когда собака начнет уверенно преодолевать лестницу вместе с дрессировщиком, ее учат подниматься и спускаться самостоятельно.
Сначала дрессировщик, держа собаку на коротком поводке, при подъеме на лестницу и спуске с нее начинает немного отставать от собаки, предоставляя ей возможность двигаться самостоятельно. Затем, подойдя с собакой к лестнице, он останавливается в 2-3 шагах от нее, отстегивает поводок и посылает собаку на лестницу командой «Вперед!» и жестом, сам оставаясь на месте. Внимательно следя за поведением собаки на лестнице, он иногда подает команду «Вперед!» в энергичной, живой интонации и поощряет ее восклицанием «Хорошо!». Когда собака поднимается на верхнюю
Рис. 33 Приучение собаки к преодолению препятствия (подъем и спуск по лестнице)
площадку, дрессировщик быстро переходит на другую сторону лестницы и после небольшой выдержки собаки на площадке командой «Ко мне!» и жестом побуждает собаку к спуску. Как только собака спустится, ее поощряют и выгуливают. Затем первоначальный навык усложняют. Добиваются выдержки собаки на лестничной площадке до спуска в различных положениях. Более трудной для преодоления делают и лестницу: ступеньки реже и уже, наклон круче (рис. 33). Во время занятий вводят различные по силе и характеру отвлекающие раздражители.
Навык считается выработанным, если собака по первой команде или жесту дрессировщика самостоятельно, быстро и уверенно преодолевает лестницу, остается на верхней площадке до команды «Ко мне!» с выдержкой до 2 мин, а спустившись с лестницы, подходит к дрессировщику и садится у его левой ноги.
При выработке навыка возможны следующие основные ошибки дрессировщика:
-
пуск собаки на лестницу с отпущенным поводком; -
проведение первых занятий на лестнице с узкими ступенями или излишне крутым наклоном; -
применение сильных рывков поводком или случайные удары, падения; -
запаздывание с переходом на другую сторону лестницы.
-
ПЛАВАНИЕ
(КОМАНДА «ВПЕРЕД!»)
Плавание полезно всем собакам, особенно охотничьим, так как им приходится подавать упавшую в воду подстреленную дичь. Навык плавания необходим собаке при применении на многих специальных службах. Кроме того, плавание способствует физическому развитию собаки, укрепляет ее здоровье.
Место для обучения плаванию выбирается на отлогом берегу водоема. Оно должно быть неглубоким и с тихим течением. Собака должна идти в воду за хозяином сама, без всякого принуждения. Нельзя тащить ее в воду на поводке или бросать с лодки. Собаки, сами зашедшие в воду, быстро обучаются плаванию без всякого вмешательства человека. Хорошо обученная собака идет в водоем за подстреленной дичью в любую погоду с обязательным розыском упавшей в воду птицы и подачей ее охотнику. Приучение к подноске дичи с воды аналогично обучению собаки навыку апорти- ровки, поэтому легче всего этот навык вырабатывается во время игры.
Условными раздражителями при выработке этого навыка являются команда «Вперед!» и жест — выбрасывание правой руки в направлении движения, а безусловными — лакомство, апортировочный предмет, поглаживание. Прием отрабатывается после приучения собаки к движению вперед по команде параллельно с приемами преодоления препятствий.
Собаку приучают к воде в летнее время и в теплую погоду. При этом выбирается мелкий водоем с отлогими нетопкими берегами.
Порядок обучения собаки плаванию. Дрессировщик, держа собаку на коротком поводке, возбуждает ее игрой и пробегает 10-15 шагов вдоль берега, на что собака обычно реагирует очень слабо. Затем, сняв с собаки поводок, дрессировщик отбегает от нее в воду и игрой увлекает за собой. Когда собака пройдет по воде 5-10 м, он поощряет ее.
Если собака не идет в воду, то дрессировщик, войдя в воду на глубину 10-15 см, подзывает ее командой «Ко мне!», а при подходе поощряет. Если же и этого окажется недостаточно, то дрессировщик осторожно берет собаку на руки и ставит ее в воду около берега на глубину 10-15 см, успокаивая и поощряя ее. Таким образом, собака постепенно привыкает к воде (рис. 34).
Для того чтобы научить собаку плавать, дрессировщик подзывает ее к себе, заходит в воду все глубже и глубже до тех пор, пока она не будет вынуждена поплыть к нему. Когда собака окажется на глубоком месте, то в начале она начнет беспорядочно бить передними лапами по воде. В это время дрессировщик должен помочь собаке, слегка поддерживая ее под живот. Вскоре движения ее станут более четкими, скоординированными, и она будет плавать бесшумно, плавно.
Рис. 34
Приучение собаки к плаванию
После этого постепенно увеличивают расстояние, которое собака проплывает. Для этого дрессировщик, оставив собаку на берегу в положении лежа или сидя, переплывает на противоположную сторону водоема, а затем подзывает собаку к себе. Когда собака выполнит команду, ее обязательно поощряют.
На последующих занятиях приучают собаку подолгу находиться в воде, несколько раз за занятие проплавать различные расстояния, плавать вместе с дрессировщиком и без него, вводя отвлекающие раздражители.
Приучить собаку к плаванию можно и другими способами.
Если собака охотно подносит предметы, то дрессировщик может бросить апортировочный предмет недалеко от берега (1-1,5 м) и по команде «Апорт!» послать собаку за ним. Возвращение собаки с предметом поощряется. Затем, забрасывая палочку, дрессировщик подает команды «Вперед!», «Апорт!» и жест. Постепенно команда «Апорт!» подается все реже, остаются лишь команда «Вперед!» и жест.
Предмет же забрасывается все дальше и дальше, пока собака не будет вынуждена поплыть, чтобы достать его. Обычно собака довольно быстро привыкает безбоязненно относиться
Рис. 35
Апортировка предмета из водоема
к пребыванию в воде, а затем приобретает навык плавания (рис. 35).
Приучая собаку к плаванию, нельзя прибегать к принуждению, а тем более брать ее на руки и бросать в воду.
Каждый раз, заканчивая занятия, нужно возбудить собаку, чтобы она активно поиграла, побегала. Это даст ей возможность хорошо обсохнуть.
Навык считается выработанным, если собака смело входит в воду, продолжительное время находится в ней, хорошо плавает как с дрессировщиком, так и без него на расстояния до 50 м.
При выработке навыка возможны следующие основные ошибки дрессировщика:
-
применение принуждения, когда приучают собаку входить в воду, или бросание ее в воду; -
проведение первых занятий в глубокой, быстротекущей воде, в водоеме с крутыми, обрывистыми берегами; -
излишне далекое забрасывание апортировочного предмета в первоначальный период; -
посыл в воду разгоряченной или только что накормленной собаки; -
приучение собаки к плаванию в холодное время года и в реках с быстрым течением; -
насильственный посыл собаки в воду, когда она устала.
13.20.
ЗАМЕДЛЕНИЕ ТЕМПА ДВИЖЕНИЯ
(КОМАНДА «ТИХО!»)
Наличие этого навыка позволяет дрессировщику управлять движением собаки (особенно без поводка) во время преодоления сложных препятствий, при практическом использовании на некоторых специальных службах.
Прием отрабатывается после приучения собаки к движению вперед по команде, параллельно с приемами по преодолению препятствий.
Порядок отработки приема. Дрессировщик, держа собаку на коротком поводке, подает команду «Вперед!» и в быстром темпе идет по узкой тропе. Затем он начинает изменять темп движения, то, замедляя его, то вновь ускоряя. Замедляя темп движения