Файл: Т. А. Фаритов, Ф. С. Хазиахметов, Е. А. Платонов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 1276

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

13.18.

ЛАЗАНЬЕ ПО ЛЕСТНИЦЕ
(КОМАНДА «ВПЕРЕД!»)


Навык лазанья по лестнице необходим во многих случа­ях практического использования собаки в ряде специаль­ных служб, кроме того, он способствует физическому раз­витию собаки, вырабатывает смелость, ловкость, точную координацию движений.

Условными раздражителями при выработке этого навы­ка являются команда «Вперед!» и жест — выбрасывание правой руки (ладонью вниз) в сторону лестницы, а безуслов­ными — лакомство, воздействие поводком.

Навык вырабатывается параллельно с навыками движе­ния вперед по команде и преодолением препятствий. На заня­тиях используется специальная лестница, установленная на дрессировочной площадке. Начиная выработку навыка, необ­ходимо предварительно ознакомить собаку с более простыми лестницами (с широкими ступенями и малым наклоном).

Порядок обучения собаки лазанью по лестнице. Дрес­сировщик, держа собаку на коротком поводке у левой ноги, встает в 5-7 шагах от лестницы. Подав команду «Рядом!», он вместе с собакой подходит к лестнице, подает команду «Вперед!» в сочетании с жестом и вместе с ней поднимается по ступеням. При замедлении движения собаки или ее оста­новках вновь подается команда «Вперед!». Уверенное дви­жение собаки поощряется.

Как правило, подъем по лестнице для собаки не сложен, для нее значительно труднее спуск.

Во время спуска дрессировщик должен находиться не­много впереди собаки, внимательно следя за ней, чтобы в



Рис. 32

Приучение собаки к лазанью по лестнице

нужный момент помочь ей спуститься или предотвратить падение (рис. 32).

Когда собака спустится, дрессировщик поощряет ее ла­комством, поглаживанием, восклицанием «Хорошо!» и ко­мандой «Гуляй!». Это упражнение на занятиях повторяют несколько раз.

Научить собаку лазанью по лестнице можно и другими способами, аналогичными тем, которые использовались в процессе приучения собаки к прыжкам, нужно только соот­ветственно применять их. Когда собака начнет уверенно пре­одолевать лестницу вместе с дрессировщиком, ее учат под­ниматься и спускаться самостоятельно.

Сначала дрессировщик, держа собаку на коротком по­водке, при подъеме на лестницу и спуске с нее начинает не­много отставать от собаки, предоставляя ей возможность двигаться самостоятельно. Затем, подойдя с собакой к лест­нице, он останавливается в 2-3 шагах от нее, отстегивает поводок и посылает собаку на лестницу командой «Вперед!» и жестом, сам оставаясь на месте. Внимательно следя за пове­дением собаки на лестнице, он иногда подает команду «Впе­ред!» в энергичной, живой интонации и поощряет ее воскли­цанием «Хорошо!». Когда собака поднимается на верхнюю







Рис. 33 Приучение собаки к преодолению препятствия (подъем и спуск по лестнице)

площадку, дрессировщик быстро переходит на другую сто­рону лестницы и после небольшой выдержки собаки на пло­щадке командой «Ко мне!» и жестом побуждает собаку к спуску. Как только собака спустится, ее поощряют и выгу­ливают. Затем первоначальный навык усложняют. Добива­ются выдержки собаки на лестничной площадке до спуска в различных положениях. Более трудной для преодоления делают и лестницу: ступеньки реже и уже, наклон круче (рис. 33). Во время занятий вводят различные по силе и ха­рактеру отвлекающие раздражители.

Навык считается выработанным, если собака по первой команде или жесту дрессировщика самостоятельно, быстро и уверенно преодолевает лестницу, остается на верхней пло­щадке до команды «Ко мне!» с выдержкой до 2 мин, а спус­тившись с лестницы, подходит к дрессировщику и садится у его левой ноги.

При выработке навыка возможны следующие основные ошибки дрессировщика:

  • пуск собаки на лестницу с отпущенным поводком;

  • проведение первых занятий на лестнице с узкими ступе­нями или излишне крутым наклоном;

  • применение сильных рывков поводком или случайные удары, падения;

  • запаздывание с переходом на другую сторону лестницы.


  1. ПЛАВАНИЕ
    (КОМАНДА «ВПЕРЕД!»)


Плавание полезно всем собакам, особенно охотничьим, так как им приходится подавать упавшую в воду подстрелен­ную дичь. Навык плавания необходим собаке при примене­нии на многих специальных службах. Кроме того, плавание способствует физическому развитию собаки, укрепляет ее здоровье.

Место для обучения плаванию выбирается на отлогом берегу водоема. Оно должно быть неглубоким и с тихим те­чением. Собака должна идти в воду за хозяином сама, без всякого принуждения. Нельзя тащить ее в воду на поводке или бросать с лодки. Собаки, сами зашедшие в воду, быстро обучаются плаванию без всякого вмешательства человека. Хорошо обученная собака идет в водоем за подстреленной дичью в любую погоду с обязательным розыском упавшей в воду птицы и подачей ее охотнику. Приучение к подноске дичи с воды аналогично обучению собаки навыку апорти- ровки, поэтому легче всего этот навык вырабатывается во время игры.

Условными раздражителями при выработке этого навы­ка являются команда «Вперед!» и жест — выбрасывание правой руки в направлении движения, а безусловными — лакомство, апортировочный предмет, поглаживание. При­ем отрабатывается после приучения собаки к движению впе­ред по команде параллельно с приемами преодоления пре­пятствий.


Собаку приучают к воде в летнее время и в теплую пого­ду. При этом выбирается мелкий водоем с отлогими нетоп­кими берегами.

Порядок обучения собаки плаванию. Дрессировщик, держа собаку на коротком поводке, возбуждает ее игрой и пробегает 10-15 шагов вдоль берега, на что собака обычно реагирует очень слабо. Затем, сняв с собаки поводок, дрес­сировщик отбегает от нее в воду и игрой увлекает за собой. Когда собака пройдет по воде 5-10 м, он поощряет ее.

Если собака не идет в воду, то дрессировщик, войдя в воду на глубину 10-15 см, подзывает ее командой «Ко мне!», а при подходе поощряет. Если же и этого окажется недоста­точно, то дрессировщик осторожно берет собаку на руки и ставит ее в воду около берега на глубину 10-15 см, успокаи­вая и поощряя ее. Таким образом, собака постепенно при­выкает к воде (рис. 34).

Для того чтобы научить собаку плавать, дрессировщик подзывает ее к себе, заходит в воду все глубже и глубже до тех пор, пока она не будет вынуждена поплыть к нему. Когда собака окажется на глубоком месте, то в начале она начнет беспорядочно бить передними лапами по воде. В это время дрессировщик должен помочь собаке, слегка под­держивая ее под живот. Вскоре движения ее станут более четкими, скоординированными, и она будет плавать бес­шумно, плавно.



Рис. 34

Приучение собаки к плаванию

После этого постепенно увеличивают расстояние, кото­рое собака проплывает. Для этого дрессировщик, оставив собаку на берегу в положении лежа или сидя, переплывает на противоположную сторону водоема, а затем подзывает собаку к себе. Когда собака выполнит команду, ее обязатель­но поощряют.

На последующих занятиях приучают собаку подолгу находиться в воде, несколько раз за занятие проплавать раз­личные расстояния, плавать вместе с дрессировщиком и без него, вводя отвлекающие раздражители.

Приучить собаку к плаванию можно и другими спо­собами.

Если собака охотно подносит предметы, то дрессиров­щик может бросить апортировочный предмет недалеко от берега (1-1,5 м) и по команде «Апорт!» послать собаку за ним. Возвращение собаки с предметом поощряется. Затем, забрасывая палочку, дрессировщик подает команды «Впе­ред!», «Апорт!» и жест. Постепенно команда «Апорт!» пода­ется все реже, остаются лишь команда «Вперед!» и жест.
Предмет же забрасывается все дальше и дальше, пока собака не будет вынуждена поплыть, чтобы достать его. Обычно со­бака довольно быстро привыкает безбоязненно относиться



Рис. 35

Апортировка предмета из водоема

к пребыванию в воде, а затем приобретает навык плавания (рис. 35).

Приучая собаку к плаванию, нельзя прибегать к при­нуждению, а тем более брать ее на руки и бросать в воду.

Каждый раз, заканчивая занятия, нужно возбудить со­баку, чтобы она активно поиграла, побегала. Это даст ей воз­можность хорошо обсохнуть.

Навык считается выработанным, если собака смело вхо­дит в воду, продолжительное время находится в ней, хоро­шо плавает как с дрессировщиком, так и без него на рассто­яния до 50 м.

При выработке навыка возможны следующие основные ошибки дрессировщика:

  • применение принуждения, когда приучают собаку вхо­дить в воду, или бросание ее в воду;

  • проведение первых занятий в глубокой, быстротекущей воде, в водоеме с крутыми, обрывистыми берегами;

  • излишне далекое забрасывание апортировочного пред­мета в первоначальный период;

  • посыл в воду разгоряченной или только что накормлен­ной собаки;

  • приучение собаки к плаванию в холодное время года и в реках с быстрым течением;

  • насильственный посыл собаки в воду, когда она устала.

13.20.

ЗАМЕДЛЕНИЕ ТЕМПА ДВИЖЕНИЯ
(КОМАНДА «ТИХО!»)


Наличие этого навыка позволяет дрессировщику управ­лять движением собаки (особенно без поводка) во время пре­одоления сложных препятствий, при практическом исполь­зовании на некоторых специальных службах.

Прием отрабатывается после приучения собаки к дви­жению вперед по команде, параллельно с приемами по пре­одолению препятствий.

Порядок отработки приема. Дрессировщик, держа со­баку на коротком поводке, подает команду «Вперед!» и в быстром темпе идет по узкой тропе. Затем он начинает из­менять темп движения, то, замедляя его, то вновь ускоряя. Замедляя темп движения