Файл: Деятельность участкового уполномоченного полиции по предупреждению преступлений и административных правонарушений.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 390
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
115, 116, 117 и 119 УК РФ как наиболее часто предшествующих им.
2.2. Предупреждение насилия по отношению к детям
В настоящее время в связи с происходящими в государстве изменениями, в первую очередь вызванными финансовой нестабильностью, значительное число семей озабочено проблемами выживания, и в ряде случаев воспитание детей отошло на второй план. Так, в 2015 году зарегистрировано 312548 правонарушений против личности из них 68967 правонарушений за злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей что на 4.8 % больше, чем за
2014 год1.Таким образом, устранение родителей от воспитания детей способствовало увеличению отрицательных явлений в детской и подростковой среде.
Социологические обследования, проведенные в течение последнего десятилетия, представляют, что насилие по отношению к детям совершается все более открыто, нагло и бесцеремонно, приобретает все более изощренные формы. Вышеуказанные причины, психологический стресс, утрата социального статуса или необходимость прилагать непомерные усилия для его поддержания заставляют кое-каких родителей ощущать детей как обузу. В результате и число таких случаев растет - ребенок подвергается систематическим унижениям, насущными потребностями в пище, жилье, одежде, медицинской помощи они пренебрегают. Не ненароком, на протяжении последних лет число поставленных на учет родителей в связи с ненадлежащим исполнением своих обязанностей по воспитанию детей ежегодно увеличивается1.
В связи с этим выявление и устранение причин неблагополучия в семье, не выполнения обязанностей по воспитанию детей является одним из приоритетных направлений деятельности подразделений по делам несовершеннолетних, а также службы участковых уполномоченных полиции.
Следует отметить, что изъяны семейного воспитания, неблагополучие в семье делаются условиями для формирования личности с антиобщественным поведением и выступают в качестве абстрактных причин того или иного правонарушения несовершеннолетнего. Проводимые всевозможными организациями социологические опросы выказывают, что более половины всех подростков, находившихся в центрах временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, подвергались домашнему насилию или были его очевидцами. В дальнейшем эти подростки нередко сами становились правонарушителями.
Проводимые социологические изучения показывают, что более трети преступлений против личности совершенных подростками, совершены детьми, которые были воспитаны в семьях, где происходит насилие. Соответственно увеличивается (на 50 %) вероятность того, что такие дети будут принимать наркотики или алкоголь, а совершения ими действий сексуального характера – на 24 %. Кроме того, такие дети в шесть раз чаще стремятся совершить самоубийство
2.
В настоящее время уяснить, что домашнее насилие это преступление, дано пока не каждому. Принято считать, что все, что происходит в семье – ее внутреннее дело, но это не так. Не только по совести и в отношении здравого смысла и общего развития, но и с точки зрения закона.
Выборочное изучение контингента лиц, состоящих на учете в полиции, показывает, что почти каждый второй профилактируемый имеет семью, в которой имеются несовершеннолетние дети. А это означает, что участковые уполномоченные полиции и сотрудники других подразделений органов внутренних дел, в данной ситуации должны проводить профилактическую работу не только с родителем или другим членом семьи, состоящем на учете, но и со всей семьей, как неблагополучной с позиции наличия в ней источников отрицательного влияния на детей и подростков.
Своевременное воспитательное воздействие участковых уполномоченных полиции, обращенное на улучшение условий жизни и воспитания детей, позволяет смягчить, либо приостановить процесс начинающей моральной и физической деградации родителей, не обеспечивающих надлежащих условий жизни и воспитания детей.
С позиции преждевременной профилактики семейного неблагополучия, с которым приходится сталкиваться участковому уполномоченному полиции , важно оценить весь период жизни семьи, определить причины появления отрицательных влияний. От этого во многом зависит взвешенность принимаемых мер воздействия к родителям, не обеспечивающим надлежащего воспитания и контроля за поведением детей и подростков, совершивших общественно опасные действия. Именно семья, а не отдельно взятый родитель, взрослый член семьи, подросток должен быть объектом профилактического воздействия.
Согласно нормативным документам МВД РФ, родители несовершеннолетних ставятся на учет в подразделения по делам несовершеннолетних, когда в документах (постановление суда, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, административной комиссии, прокурора, следователя и т.д.) содержатся сведения о том, что эти лица злостно не выполняют обязанности по воспитанию детей и своим общественным поведением способствуют совершению ими правонарушений1.
Профилактическая работа участкового уполномоченного полиции и инспектора ПДН, после обнаружения и постановки на учет неблагополучной семьи, возникает с тщательного изучения ее жилищно-бытовых условий, характера взаимоотношений между взрослыми и детьми, выяснения причин неблагополучия в семье. Собрав материалы, характеризующие обстановку в семье, участковый уполномоченный полиции обязан провести весь комплекс профилактических мер, сконцентрированных на устранение неблагоприятных обстоятельств, оказывающих отрицательное влияние на жизнь и поведение несовершеннолетних. Следует отметить, что часто информация о насилии в семье поступает участковому уполномоченному полиции от сотрудников ПДН . В этом случае целесообразно провести первоначальное изучение этой семьи и во взаимодействии с ПДН проводить дальнейшую профилактику.
В настоящее время родители или иные законные представители несовершеннолетних несут ответственность в случае систематического оставления детей без должного надзора (включая контроль за поведением, учебой, связями, времяпрепровождением и т.д.) Ст. 5.35 КоАП РФ предусматривает ответственность за невыполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию детей.
Под невыполнением обязанностей по содержать и воспитанию детей следует понимать различные формы бездействия, в результате которого отсутствует должная забота о воспитании или формировании несовершеннолетних. Уклонение родителей или иных законных представителей несовершеннолетних от выполнения своих обязанностей может выражаться в том, что они не заботятся о нравственном воспитании, физическом развитии детей и укреплении их здоровья, создании нужных условий для своевременность получения ими общего, среднего и профессионального образования, успешного обучения, подготовки к общественно полезному труду.
Воспитание состоит из всевозможного рода действий родителей, одним из элементов которых-нибудь является надзор за поведением ребенка. Поэтому неосновательное либо безразличное отношение родителей или лиц, их заменяющих, к поведению ребенка, отсутствие должного присмотра за поведением и его расхождением нормам жизни нашего общества часто ведут к совершению детьми преступлений. В силу этого основанием ответственности родителей, в случае совершения детьми административных провинностей и иных правонарушений, является также ненадлежащее нарушение родителями обязанностей по воспитанию, приведшее к правонарушению несовершеннолетнего.
Во всех случаях родители несут ответственность за свое бездействие, в результате какого случается ненадлежащее воспитание либо обучение детей, совершение ими правонарушений. Административная ответственность родителей и лиц, их заменяющих, по данной статье КоАП РФ имеет самостоятельное основание и наступает не за совершение подростками злодеяний, а в связи с применением предусмотренных законодательством мер к самим несовершеннолетним. Статья 5.35 КоАП РФ применяется лишь в случае, если уклонение виновного от выполнения обязанностей по воспитанию и обучению детей носило злостный характер. Вопрос о том, проявляло ли невыполнение обязанностей злостным, решается в каждом конкретном случае с учетом продолжительности и причин ненадлежащего отношения к воспитанию и обучению детей, причин отсутствия условий для своевременность и успешного их обучения, длительности отсутствия надзора за поведением и обучением ребенка и всех других обстоятельств дела. О злостности может свидетельствовать, в частности, повторность (неоднократность) нарушений несовершеннолетними правовых норм и правил поведения в обществе, характер этих нарушений, наличие ранее предупреждения родителей участковым уполномоченным полиции или различными органами (КДН и ЗП, ОВД, администрацией школ, профтехучилищ и др.) о неудовлетворительном поведении либо успеваемости ребенка и т.п.
Если меры общественного воздействия в отношении родителей, уклоняющихся от воспитания детей, не дали положительного результата, участковым уполномоченным полиции материалы на них передаются в комиссию по делам несовершеннолетних.
Включая это, действующим законодательством предусмотрена уголовная ответственность за «Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних» - ст. 156 УК РФ, которая трактуется как несоблюдение либо ненадлежащее выполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или другим лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогом или другим работником общеобразовательного, воспитательного лечебного или иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним.
Объектом предоставленного правонарушения является обычное моральное и психофизическое формирование несовершеннолетнего.
Потерпевшим от этого правонарушения может быть только несовершеннолетнее лицо.
Беспристрастная сторона правонарушения характеризуется несоблюдением или ненадлежащим исполнением обязанности по воспитанию несовершеннолетнего, что соединено с ожесточенным обращением с несовершеннолетним со стороны родителей или работников учебного либо воспитательного учреждения.
Несоблюдение либо ненадлежащее выполнение обязанности по воспитанию несовершеннолетнего влечет уголовную ответственность только в том случае, если указанное поведение было сопряжено с жестоким обращением с потерпевшим (лишение питания, невыполнение предписаний врачей по его лечению, физическое или психическое принуждение и т.д.)
Изучение практики применения ст. 156 УК РФ показывает, что главная проблема применения данной статьи – это разная оценка прокуратуры и суда по понятию «жестокое обращение». Как правило, это действия виновного лица, сопровождающиеся побоями, истязаниями и пытками. При отсутствии указанных фактов, а также актов судебно-медицинской экспертизы состав преступления не усматривается. Ряд судов и прокуратур требуют доказать неоднократность совершения преступления.
Органами предварительного следствия и дознания, прокуратурой и судом не принимаются во внимание ст. 65 Семейного кодекса ираспоряжение Пленума Верховного суда РФ от 27 мая 1998 г. № 10 «О использовании законодательства при разрешении споров
, связанных с обучением детей», которые к жестокому обращению с детьми относят - лишение питания, обуви, одежды, грубое нарушение режима дня, обусловленного психофизическими потребностями ребенка определенного возраста, лишение сна и отдыха, недовыполнение элементарных норм, влекущие за собой разные заболевания.
Не считая, вышеуказанных, в настоящее время у участковых уполномоченных полиции существуют следующие проблемы, какие появляются при расследовании преступлений, предусмотренных ст. 156 УК РФ неимение возможности притянуть к ответственности отчимов и сожителей, отказ от дачи показаний очевидцами и т. д.
С учетом изложенного, а еще в целях выработки единичных подходов к рассмотрению материалов по фактам неисполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего представляется целесообразным участковому уполномоченному полиции изучить практику применения ст. 156 УК РФ с учетом требований действующего УПК РФ.
Совместно с тем, при подготовке и разработке критерий, препятствующих совершению насильственных преступлений в семье, в обязательном распорядке обязана учитываться специфика объекта криминального посягательства. Успех профилактической деятельности, как нам представляется, во многом зависит от качества и полноты соответствующей информации.
Если же участковому уполномоченному полиции о замышляемом бытовом насильственном преступлении заранее ничего неизвестно, то его задача состоит в том, чтобы как можно раньше выявить начатое преступление. Источниками информации в данном случае могут быть данные учетов на лиц, замышляющих совершение указанных преступлений, сообщения руководителей различных предприятий, учреждений и организаций, а также отдельных граждан и умелая реализация оперативно-розыскной информации, полученной в результате оперативно-розыскных мероприятий, проводимых сотрудниками органов внутренних дел. Эта информация о лицах, подготавливающих насильственное преступление в быту, должна быть реализована с целью принятия необходимых мер для склонения этих лиц к отказу от доведения преступления до конца.
По иному должны действовать участковые уполномоченные полиции в случаях, когда у них есть сведения о подготавливаемом бытовом насильственном посягательстве. Они должны принять меры к недопущению перерастания умысла в приготовление к криминальному насилию, а приготовительных действий - в домашнее насильственное посягательство. В этом случае, несмотря на проводимые с данной категорией воспитательные индивидуально-профилактические мероприятия, по нашему мнению, участковые уполномоченные полиции должны применять такие профилактические меры, которые затрудняли бы либо полностью исключали доведение бытового насильственного посягательства до конца. Деятельность сотрудников органов внутренних дел в данной ситуации должна осуществляться с учетом качественного изменения характера волевой деятельности личности бытового насильственного преступника или семейного дебошира, поскольку речь идет не о замысле, а о фактически начатой преступной деятельности. В этом случае приемы предупредительной деятельности в отношении криминального насильственного посягательства со стороны участковых уполномоченных полиции должны иметь специфический характер
2.2. Предупреждение насилия по отношению к детям
В настоящее время в связи с происходящими в государстве изменениями, в первую очередь вызванными финансовой нестабильностью, значительное число семей озабочено проблемами выживания, и в ряде случаев воспитание детей отошло на второй план. Так, в 2015 году зарегистрировано 312548 правонарушений против личности из них 68967 правонарушений за злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей что на 4.8 % больше, чем за
2014 год1.Таким образом, устранение родителей от воспитания детей способствовало увеличению отрицательных явлений в детской и подростковой среде.
Социологические обследования, проведенные в течение последнего десятилетия, представляют, что насилие по отношению к детям совершается все более открыто, нагло и бесцеремонно, приобретает все более изощренные формы. Вышеуказанные причины, психологический стресс, утрата социального статуса или необходимость прилагать непомерные усилия для его поддержания заставляют кое-каких родителей ощущать детей как обузу. В результате и число таких случаев растет - ребенок подвергается систематическим унижениям, насущными потребностями в пище, жилье, одежде, медицинской помощи они пренебрегают. Не ненароком, на протяжении последних лет число поставленных на учет родителей в связи с ненадлежащим исполнением своих обязанностей по воспитанию детей ежегодно увеличивается1.
В связи с этим выявление и устранение причин неблагополучия в семье, не выполнения обязанностей по воспитанию детей является одним из приоритетных направлений деятельности подразделений по делам несовершеннолетних, а также службы участковых уполномоченных полиции.
Следует отметить, что изъяны семейного воспитания, неблагополучие в семье делаются условиями для формирования личности с антиобщественным поведением и выступают в качестве абстрактных причин того или иного правонарушения несовершеннолетнего. Проводимые всевозможными организациями социологические опросы выказывают, что более половины всех подростков, находившихся в центрах временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, подвергались домашнему насилию или были его очевидцами. В дальнейшем эти подростки нередко сами становились правонарушителями.
Проводимые социологические изучения показывают, что более трети преступлений против личности совершенных подростками, совершены детьми, которые были воспитаны в семьях, где происходит насилие. Соответственно увеличивается (на 50 %) вероятность того, что такие дети будут принимать наркотики или алкоголь, а совершения ими действий сексуального характера – на 24 %. Кроме того, такие дети в шесть раз чаще стремятся совершить самоубийство
2.
В настоящее время уяснить, что домашнее насилие это преступление, дано пока не каждому. Принято считать, что все, что происходит в семье – ее внутреннее дело, но это не так. Не только по совести и в отношении здравого смысла и общего развития, но и с точки зрения закона.
Выборочное изучение контингента лиц, состоящих на учете в полиции, показывает, что почти каждый второй профилактируемый имеет семью, в которой имеются несовершеннолетние дети. А это означает, что участковые уполномоченные полиции и сотрудники других подразделений органов внутренних дел, в данной ситуации должны проводить профилактическую работу не только с родителем или другим членом семьи, состоящем на учете, но и со всей семьей, как неблагополучной с позиции наличия в ней источников отрицательного влияния на детей и подростков.
Своевременное воспитательное воздействие участковых уполномоченных полиции, обращенное на улучшение условий жизни и воспитания детей, позволяет смягчить, либо приостановить процесс начинающей моральной и физической деградации родителей, не обеспечивающих надлежащих условий жизни и воспитания детей.
С позиции преждевременной профилактики семейного неблагополучия, с которым приходится сталкиваться участковому уполномоченному полиции , важно оценить весь период жизни семьи, определить причины появления отрицательных влияний. От этого во многом зависит взвешенность принимаемых мер воздействия к родителям, не обеспечивающим надлежащего воспитания и контроля за поведением детей и подростков, совершивших общественно опасные действия. Именно семья, а не отдельно взятый родитель, взрослый член семьи, подросток должен быть объектом профилактического воздействия.
Согласно нормативным документам МВД РФ, родители несовершеннолетних ставятся на учет в подразделения по делам несовершеннолетних, когда в документах (постановление суда, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, административной комиссии, прокурора, следователя и т.д.) содержатся сведения о том, что эти лица злостно не выполняют обязанности по воспитанию детей и своим общественным поведением способствуют совершению ими правонарушений1.
Профилактическая работа участкового уполномоченного полиции и инспектора ПДН, после обнаружения и постановки на учет неблагополучной семьи, возникает с тщательного изучения ее жилищно-бытовых условий, характера взаимоотношений между взрослыми и детьми, выяснения причин неблагополучия в семье. Собрав материалы, характеризующие обстановку в семье, участковый уполномоченный полиции обязан провести весь комплекс профилактических мер, сконцентрированных на устранение неблагоприятных обстоятельств, оказывающих отрицательное влияние на жизнь и поведение несовершеннолетних. Следует отметить, что часто информация о насилии в семье поступает участковому уполномоченному полиции от сотрудников ПДН . В этом случае целесообразно провести первоначальное изучение этой семьи и во взаимодействии с ПДН проводить дальнейшую профилактику.
В настоящее время родители или иные законные представители несовершеннолетних несут ответственность в случае систематического оставления детей без должного надзора (включая контроль за поведением, учебой, связями, времяпрепровождением и т.д.) Ст. 5.35 КоАП РФ предусматривает ответственность за невыполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию детей.
Под невыполнением обязанностей по содержать и воспитанию детей следует понимать различные формы бездействия, в результате которого отсутствует должная забота о воспитании или формировании несовершеннолетних. Уклонение родителей или иных законных представителей несовершеннолетних от выполнения своих обязанностей может выражаться в том, что они не заботятся о нравственном воспитании, физическом развитии детей и укреплении их здоровья, создании нужных условий для своевременность получения ими общего, среднего и профессионального образования, успешного обучения, подготовки к общественно полезному труду.
Воспитание состоит из всевозможного рода действий родителей, одним из элементов которых-нибудь является надзор за поведением ребенка. Поэтому неосновательное либо безразличное отношение родителей или лиц, их заменяющих, к поведению ребенка, отсутствие должного присмотра за поведением и его расхождением нормам жизни нашего общества часто ведут к совершению детьми преступлений. В силу этого основанием ответственности родителей, в случае совершения детьми административных провинностей и иных правонарушений, является также ненадлежащее нарушение родителями обязанностей по воспитанию, приведшее к правонарушению несовершеннолетнего.
Во всех случаях родители несут ответственность за свое бездействие, в результате какого случается ненадлежащее воспитание либо обучение детей, совершение ими правонарушений. Административная ответственность родителей и лиц, их заменяющих, по данной статье КоАП РФ имеет самостоятельное основание и наступает не за совершение подростками злодеяний, а в связи с применением предусмотренных законодательством мер к самим несовершеннолетним. Статья 5.35 КоАП РФ применяется лишь в случае, если уклонение виновного от выполнения обязанностей по воспитанию и обучению детей носило злостный характер. Вопрос о том, проявляло ли невыполнение обязанностей злостным, решается в каждом конкретном случае с учетом продолжительности и причин ненадлежащего отношения к воспитанию и обучению детей, причин отсутствия условий для своевременность и успешного их обучения, длительности отсутствия надзора за поведением и обучением ребенка и всех других обстоятельств дела. О злостности может свидетельствовать, в частности, повторность (неоднократность) нарушений несовершеннолетними правовых норм и правил поведения в обществе, характер этих нарушений, наличие ранее предупреждения родителей участковым уполномоченным полиции или различными органами (КДН и ЗП, ОВД, администрацией школ, профтехучилищ и др.) о неудовлетворительном поведении либо успеваемости ребенка и т.п.
Если меры общественного воздействия в отношении родителей, уклоняющихся от воспитания детей, не дали положительного результата, участковым уполномоченным полиции материалы на них передаются в комиссию по делам несовершеннолетних.
Включая это, действующим законодательством предусмотрена уголовная ответственность за «Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних» - ст. 156 УК РФ, которая трактуется как несоблюдение либо ненадлежащее выполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или другим лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогом или другим работником общеобразовательного, воспитательного лечебного или иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним.
Объектом предоставленного правонарушения является обычное моральное и психофизическое формирование несовершеннолетнего.
Потерпевшим от этого правонарушения может быть только несовершеннолетнее лицо.
Беспристрастная сторона правонарушения характеризуется несоблюдением или ненадлежащим исполнением обязанности по воспитанию несовершеннолетнего, что соединено с ожесточенным обращением с несовершеннолетним со стороны родителей или работников учебного либо воспитательного учреждения.
Несоблюдение либо ненадлежащее выполнение обязанности по воспитанию несовершеннолетнего влечет уголовную ответственность только в том случае, если указанное поведение было сопряжено с жестоким обращением с потерпевшим (лишение питания, невыполнение предписаний врачей по его лечению, физическое или психическое принуждение и т.д.)
Изучение практики применения ст. 156 УК РФ показывает, что главная проблема применения данной статьи – это разная оценка прокуратуры и суда по понятию «жестокое обращение». Как правило, это действия виновного лица, сопровождающиеся побоями, истязаниями и пытками. При отсутствии указанных фактов, а также актов судебно-медицинской экспертизы состав преступления не усматривается. Ряд судов и прокуратур требуют доказать неоднократность совершения преступления.
Органами предварительного следствия и дознания, прокуратурой и судом не принимаются во внимание ст. 65 Семейного кодекса ираспоряжение Пленума Верховного суда РФ от 27 мая 1998 г. № 10 «О использовании законодательства при разрешении споров
, связанных с обучением детей», которые к жестокому обращению с детьми относят - лишение питания, обуви, одежды, грубое нарушение режима дня, обусловленного психофизическими потребностями ребенка определенного возраста, лишение сна и отдыха, недовыполнение элементарных норм, влекущие за собой разные заболевания.
Не считая, вышеуказанных, в настоящее время у участковых уполномоченных полиции существуют следующие проблемы, какие появляются при расследовании преступлений, предусмотренных ст. 156 УК РФ неимение возможности притянуть к ответственности отчимов и сожителей, отказ от дачи показаний очевидцами и т. д.
С учетом изложенного, а еще в целях выработки единичных подходов к рассмотрению материалов по фактам неисполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего представляется целесообразным участковому уполномоченному полиции изучить практику применения ст. 156 УК РФ с учетом требований действующего УПК РФ.
Совместно с тем, при подготовке и разработке критерий, препятствующих совершению насильственных преступлений в семье, в обязательном распорядке обязана учитываться специфика объекта криминального посягательства. Успех профилактической деятельности, как нам представляется, во многом зависит от качества и полноты соответствующей информации.
Если же участковому уполномоченному полиции о замышляемом бытовом насильственном преступлении заранее ничего неизвестно, то его задача состоит в том, чтобы как можно раньше выявить начатое преступление. Источниками информации в данном случае могут быть данные учетов на лиц, замышляющих совершение указанных преступлений, сообщения руководителей различных предприятий, учреждений и организаций, а также отдельных граждан и умелая реализация оперативно-розыскной информации, полученной в результате оперативно-розыскных мероприятий, проводимых сотрудниками органов внутренних дел. Эта информация о лицах, подготавливающих насильственное преступление в быту, должна быть реализована с целью принятия необходимых мер для склонения этих лиц к отказу от доведения преступления до конца.
По иному должны действовать участковые уполномоченные полиции в случаях, когда у них есть сведения о подготавливаемом бытовом насильственном посягательстве. Они должны принять меры к недопущению перерастания умысла в приготовление к криминальному насилию, а приготовительных действий - в домашнее насильственное посягательство. В этом случае, несмотря на проводимые с данной категорией воспитательные индивидуально-профилактические мероприятия, по нашему мнению, участковые уполномоченные полиции должны применять такие профилактические меры, которые затрудняли бы либо полностью исключали доведение бытового насильственного посягательства до конца. Деятельность сотрудников органов внутренних дел в данной ситуации должна осуществляться с учетом качественного изменения характера волевой деятельности личности бытового насильственного преступника или семейного дебошира, поскольку речь идет не о замысле, а о фактически начатой преступной деятельности. В этом случае приемы предупредительной деятельности в отношении криминального насильственного посягательства со стороны участковых уполномоченных полиции должны иметь специфический характер