Файл: Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления: проблемы и механизмы оптимизации (Общая характеристика Сокольского муниципального района Вологодской области и Администрации района).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 200
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Модели взаимодействия органов государственного и муниципального управления
1.2 Правовые основы и организационно-правовой статус органов местного самоуправления
2.2.2 Взаимодействие по вопросам стратегического планирования
2.2.3 Взаимодействие по вопросам решения тактических задач
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
3. Федеральный закон "О некоммерческих организациях" от 12.01.1996 N 7-ФЗ (в ред. от 03.08.2018).
Административным центром района является город Сокол, удаленный от областной столицы на 35 км. Город Сокол основан в 1932 году.
Город Сокол – крупнейший в области центр деревообрабатывающей промышленности, производящий целлюлозу, бумагу различных сортов, пиломатериалы, древесную муку, детали домов, твердую и мягкую древесноволокнистую плиту, фанерную тару, строительный кирпич, мебель.
Промышленность Сокольского района представлена 20 крупными и средними предприятиями таких отраслей, как целлюлозно-бумажная, деревообрабатывающая промышленность, машиностроение и металлообработка, промышленность строительных материалов, электроэнергетика, легкая и пищевая промышленность. В промышленности района работает 47,2% занятых во всех отраслях экономики.
В отраслевой структуре доминирующее значение традиционно принадлежит целлюлозно-бумажной, деревообрабатывающей промыш-ленности (71,8%) и пищевой промышленности (25,1%).
Свердловский район образован в 1929 году в составе Вологодского округа Северного края РСФСР.
В 1931 году в составе района город Кадников, фабрично-заводские поселки Печаткино и Сокол, Алексинский, Архангельский, Больше-деревенский, Больше-Мургинский, Боровецкий, Воробьевский, Грибцовский, Двиницкий, Ершовский, Залесский, Замошский, Кадниковский, Кодановский, Кокошиловский, Красноармейский, Нестеровский, Никольский, Оларевский, Пельшменский, Первомайский, Подольный, Рабангский, Свердловский, Сокольский, Чучковский сельсоветы.
2 марта 1932 года постановлением ВЦИК Свердловский район был переименован в Соколовский, 1 июня 1932 года - в Сокольский.
Администрация Сокольского муниципального района Вологодской области – исполнительный орган местного самоуправления, на который возложены функции как распорядительные, так и исполнительные, в целях организации выполнения законодательства РФ, а также Вологодской области, муниципальных правовых актов Сокольского муниципального района Вологодской области, при этом важно обеспечивать законные права и интересы всего населения района и отдельных граждан, которые проживают на территории данного района.
Администрация района действует в соответствии с Федеральным законом №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"[2], а также в соответствии с Гражданским кодексом РФ, применительно к учреждениям[8].
Администрация района обладает правами и полномочиями:
- по решению вопросов местного значения;
- по осуществлению государственных полномочий, которые были переданы органам местного самоуправления федеральными законами, а также законами Астраханской области;
- юридического лица: Администрация района является муниципальным учреждением, которое обязательно подлежит государственный регистрации в качестве юридического лица в соответствии с федеральным законом, имеет гербовую печать с полным наименованием на ней.
Главой района и председателем Муниципального Собрания района (представительного органа) является Васин Ю.А. Руководитель Администрации района - Рябинин С.А.
Для Администрации Сокольского муниципального района характерен линейно-функциональный тип организационной структуры.
Данный тип является одним из самых распространенных видов организационной структуры. Кроме того, данный тип организационной структуры способен обеспечить разделение организации, предприятия или компании на функциональные и линейные звенья. Эти звенья, в свою очередь:
- во-первых, координируют деятельность;
- во-вторых, осуществляют основную работу.
Рассмотрим плюсы данного типа организационной структуры применительно к деятельности Администрации:
- оперативность принятия и выполнения решений на всех уровнях;
- личная ответственность руководителей различных уровней;
- разгруженность линейных руководителей;
- профессионализм функциональных руководителей.
Кроме достоинств, линейно-функциональной организационной структуре присущи и негативные стороны:
- низкая скорость движения информационных потоков;
- слабая взаимосвязь, а иногда и отсутствие взаимосвязи между подразделениями;
- сложная управляемость и низкая скорость реагирования на изменения во внешней среде.
Рассмотрим структуру рабочей силы Администрации, в первую очередь, для определения направлений эффективного использования трудового потенциала. Всеми вопросами по работе с персоналом в Администрации района занимаются два специалиста по кадрам и муниципальной службе, которые относятся к организационно-контрольному отделу Администрации.
Всего среднесписочная численность Администрации района на начало 2019 года составила 52 человека, а именно;
- руководители - 6 человек;
- помощники (советники) - 11 человек;
- специалисты - 18 человек;
- обеспечивающие специалисты - 7 человек;
- вспомогательные работники (не муниципальные служащие) -10 человек.
Общее число муниципальных служащих в 2018 г. - 42 человека. Структура персонала может быть рассмотрена по нескольким признакам и факторам: во-первых, по категориям должностей (таблица 2.1).
Таблица 2.1
Структура персонала по категориям должностей
Наименование категории Должности |
2016, кол-во |
Доля, % |
2017, кол-во |
Доля, % |
2018, кол-во |
Доля, % |
Абс. откл., 2018-2016 гг. |
Относ. откл., 2018/2016 гг. (%) |
Руководители |
6 |
14,3 |
6 |
14 |
6 |
11,5 |
0 |
100 |
Помощники |
10 |
23,8 |
11 |
25,6 |
11 |
21,2 |
1 |
105 |
Специалисты |
10 |
23,8 |
9 |
20,9 |
18 |
34,6 |
8 |
180 |
Обеспечивающие специалисты |
7 |
16,6 |
7 |
16,2 |
7 |
13,5 |
0 |
100 |
Вспомогательные работники |
9 |
21,4 |
10 |
23,2 |
10 |
19,2 |
1 |
111,1 |
Всего |
42 |
100 |
43 |
100 |
52 |
100 |
10 |
123,8 |
Из представленных в таблице 2.1 данных можно сделать следующий вывод: число (и, более того, состав) руководителей Администрации района остается неизменным, что подтверждает стабильность управленческого звена организации и эффективность структуры организации. Вдвое возросло количество специалистов (все они являются муниципальными служащими). Незначительный прирост - по 1 человеку - в категориях "помощники" и "вспомогательные работники" (последние не являются муниципальными служащими).
В целом, за отчетный период можно отметить стабильную тенденцию к росту числа персонала.
После рассмотрения структуры персонала по категориям рассмотрим такой показатель, как текучесть.
Проведем анализ численности поступивших на службу, а также уволившихся со службы муниципальных служащих Администрации района за период 2016-2018 гг., учитывая абсолютные и относительные показатели, (таблица 2.2).
Таблица 2.2
Численность поступивших и уволившихся служащих
2016 г. |
Доля, % |
2017 г. |
Доля, % |
2018 г. |
Доля, % |
|
Уволившиеся |
5 |
11,9 |
2 |
4,7 |
4 |
7,7 |
Поступившие |
1 |
2,4 |
3 |
7 |
13 |
25 |
42 |
100 |
43 |
100 |
52 |
100 |
Из данных таблицы 2.2 видно, что наибольшее количество освобожденных от должности сотрудников насчитывалось в 2016 году (5 человек), далее наблюдается положительная тенденция соотношения освобожденных от должности и поступивших,
В 2018 г. штат муниципальных служащих увеличился на 25%, в связи с принятием Стратегии социально-экономического развития района на период до 2025 года.
Текучесть штата муниципальных служащих составила в 2016, 2017 и 2018 гг. соответственно 11,9; 4,7; 7,7 %.
Естественная текучесть (3-5% в год) способствует своевременному обновлению коллектива и не требует особых мер со стороны руководства и кадровой службы.
В Администрации района средний показатель текучести равен 8,1 %, что ощутимо выше среднего, и это уже является сигналом о том, что в Администрации есть проблемы с удержанием, а также с мотивацией персонала, особенно эти проблемы ощущались в 2016 г.
Увольнений в связи с правонарушениями работников не наблюдалось, что, безусловно, не может не являться "позитивным моментом" для кандидатов на различные должности в Администрацию района.
Для наиболее четкого понимания причин текучести необходимо рассмотреть число уволившихся именно по категориям сотрудников. За 2016-2018 гг., количество руководителей осталось прежним, 5 уволившихся в 2016 году - это 3 специалиста и 2 помощника (советника), 2 уволившихся в 2017 году - обеспечивающие специалисты, и 4 покинувших Администрацию в 2018 году - это 1 обеспечивающий специалист, 1 помощник, 2 специалиста.
Другим признаком, по которому возможно классифицировать структуру персонала, является половая принадлежность. Рассмотрим данные таблицы 2.3.
Таблица 2.3
Структура персонала Администрации района по половому признаку
2016 |
2017 |
2018 |
Абс. откл., 2018- 2016 |
Относ. откл., 2018/2016 (%) |
||||
Кол-во |
Доля, % |
Кол-во |
Доля, % |
Кол-во |
Доля, % |
|||
Мужчины |
9 |
21,4 |
10 |
23,3 |
14 |
26,9 |
5 |
155,6 |
Женщины |
33 |
78,6 |
33 |
76,7 |
38 |
73,1 |
5 |
115,2 |
Всего |
42 |
100 |
43 |
100 |
52 |
100 |
10 |
123,8 |
После рассмотрения указанных данных можно сказать, что количество персонала женского пола на данный момент значительно выше количества служащих мужского пола (73,1 % и 26,9 % соответственно).
При этом важно отметить, что процент мужчин в Администрации района постепенно увеличивается, а процент состава персонала женского пола стал уменьшаться. Чем это может быть обусловлено?
Возможно, это связано с ростом популярности государственной и муниципальной службы в регионе, и, соответственно, с ростом престижа направления и специальности "Государственное и муниципальное управление" в высших и средних образовательных учреждениях (среди и мужчин, и женщин).
Теперь рассмотрим структуру персонала Администрации по возрасту в таблице 2.4.
Из данных таблицы 2.4 можно сделать следующий вывод: более половины сотрудников Администрации традиционно находятся в возрастной категории от 31 до 55 лет, и процентная доля их в общем составе растет.
Таблица 2.4
Структура персонала Администрации района по возрасту
Возраст |
2016 |
2017 |
2018 |
Абсол. откл., 2018-2016 гг. |
Относ. откл., 2018/ 2016 (%) |
|||
Кол-во |
Доля, % |
Кол-во |
Доля, % |
Кол-во |
Доля, %. |
|||
<30 |
4 |
9,5 |
5 |
11,6 |
11 |
21,2 |
7 |
275 |
31-55 |
25 |
59,5 |
25 |
58,1 |
32 |
61,5 |
7 |
128 |
56-60 |
12 |
28,6 |
13 |
30,3 |
9 |
17,3 |
-3 |
75 |
>60 |
1 |
2,4 |
0 |
0 |
0 |
0 |
-1 |
0 |
Всего |
42 |
100 |
43 |
100 |
52 |
100 |
10 |
123,8 |
Чаще всего, люди, принадлежащие к такой возрастной категории -опытные, квалифицированные, вместе с тем энергичные и инициативные специалисты, именно такие сотрудники могут обеспечивать эффективное и рациональное функционирование организации.