Файл: Формирование группового поведения в организации (Понятие «группа». Причины объединения в группы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 197

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Если предполагается реорганизация производства, то в подразделениях, которых она будет касаться, увеличивается беспокойство сотрудни­ков, создаются потенциальные причины для конфликтов.

Организационная структура организации определяет место каждо­го подразделения в системе управления, его взаимоотношения с дру­гими подразделениями в процессе совместного труда. Деятельность групп, исходя из занимаемого положения в структуре организации и в соответствии с формальными ее нормами и правилами, будет отно­сительно предсказуемой.

Степень обеспеченности предопределяет взаимоотношения групп между собой по поводу распределения или перераспределения ресур­сов, что также влияет на эффективность работы групп в организации.

Если организация поддерживает коллективный стиль работы, то при подборе персонала на вакантные должности предпочтение отдается кандидатам, которые обладают навыками командной работы.

Поддерживающее окружение

Большое влияние на эффективность групповой деятельности оказывают руководители, менеджмент, в частности стиль руководства, отношение его к групповой работе, к групповым процессам принятия решений. Менеджмент может оказывать поддержку групповым про­цессам, а может препятствовать им, способствуя индивидуализации трудовой деятельности. Соответственно эффективность работы груп­пы может повышаться или же, наоборот, снижаться.

Очень важна роль менеджмента в оказании консультативной помощи при формировании и функционировании групп и команд.

Консультации необходимы в процессе определения миссии и целей групповой работы. Они помогают членам групп и команд воспри­нимать, понимать и конструктивно реагировать на текущие события. А это в свою очередь способствует повышению результативности груп­повой деятельности.

Введение менеджментом командного вознаграждения также, по мнению многих отечественных и зарубежных специалистов, стиму­лирует углубление сотрудничества членов группы и высокие резуль­таты ее работы. Однако при этом следует помнить, что командное вознаграждение должно сочетаться с оценкой вклада каждого со­трудника в групповые результаты работы и соответствующей его мотивацией.

Повышению эффективности деятельности групп способствует и уве­ренность менеджмента в способностях сотрудников к групповой ра­боте, а также создание условий для формирования и развития ими не­обходимых навыков. Менеджмент может проводить необходимые для этих целей тренинги, оплачивать участие своих сотрудников в них, а также в других различных формах повышения квалификации.


Важнейшим условием эффективной работы групп является предо­ставление менеджментом необходимой для них информации, разви­тие системы коммуникаций.

Устойчивые коммуникации сотрудников в трудовом процессе спо­собствуют обмену идеями, опытом, формированию чувства группово­го единства.

Личностные характеристики сотрудников, входящих в группу

Личностные факторы оказывают самое непосредственное влия­ние на эффективность работы группы. Так, командной работе будет препятствовать предшествующий неудачный опыт работы в команде, нежелание забыть о своей прежней власти, о своем более высоком ста­тусе. Члены команды могут нести неравномерную ответственность. Одни больше, другие — меньше.

Наконец, не все члены группы обладают способностями, знаниями, навыками, полезными для групповой работы.

По мнению специалистов, к основным качествам, которыми должны обладать люди, готовящиеся работать в успешной команде, относятся:

  • понимание общей цели, задачи компании, подразделения;
  • желание работать вместе для достижения общей цели;
  • отсутствие скрытых целей, не заявленных коллегам и руководи­телю;
  • способность интегрировать собственные знания и умения с по­тенциалом коллег;
  • готовность к обучению и изменению собственного поведения, если оно противоречит установленным правилам;
  • стремление к позитивному общению с коллегами.

Эффективность групповой работы зависит от того, обладают ли со­трудники, входящие в группу, взаимодополняющими навыками, та­кими как:

  • профессиональные навыки, необходимые для выполнения задания;
  • навыки разрешения проблем, навыки принятия решения;
  • навыки аналитической работы, продумывания процесса;
  • навыки межличностного общения.

Эффективность работы группы так же зависит от стадии развития группы, а также и от характеристик группы — как основных, так и си­туационных, от ее взаимоотношений с другими группами, от характе­ра и сложности целей и задач, стоящих перед группой.

Сплоченность и эффективность групповой работы — это две взаи­мосвязанные категории. У сплоченных групп меньше проблем в общении, во взаимодействии, недопонимания, напряженности, враждебности и недоверия. Резуль­таты деятельности в таких группах значительно выше, чем в неспло­ченных группах. Все это хорошо, если цели группы согласуются с це­лями организации. В противном случае высокая степень сплоченности отрицательно скажется на результативности всей организации. Потен­циальным недостатком высокой степени сплоченности группы явля­ется групповое единомыслие.