Файл: Формирование группового поведения в организации (Понятие «группа». Причины объединения в группы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 191

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

I. Условно выделяют 3 совокупности норм:

1. Нормы деятельности: касается непосредственно работы и ее качества (отношение к работе в позднее время, к сверхурочной работе, заменам; интенсивность работы; отноше­ние к браку, ошибкам в работе, нарушению исполнительской дис­циплины и т. п).

2. Нормы, регламентирующие форму одежды.

3. Нормы, регламентирующие распределение ресурсов внутри группы.

Лидерство — способность оказывать влияние на дру­гих людей, направляя их усилия на достижение целей организации.

В формальной группе формальным лидером выступает руководи­тель. Успех работы группы во многом зависит от него, поскольку ли­дер формирует основные принципы взаимодействия, задает вектор развития, влияет на социально-психологический климат, взаимоотно­шения в коллективе, он имеет право и власть поощрять или наказы­вать членов группы по результатам работы.

В неформальной группе лидер тоже играет важную роль. Он вносит вклад в выполнение задач группы, позволяет ее членам удовлетворять свои потребности, воплощает в себе основные ценности группы, пред­ставляет точку зрения группы при взаимодействии с лидерами других групп, сглаживает противоречия в группе.

Лидер всегда должен быть открытым, побуждая членов группы к участию в ее целях, и авторитарным, вмешиваясь, когда это необхо­димо, в работу для достижения поставленных целей группы.

Групповые процессы — процессы, организующие деятельность группы. К ним, например, относят взаимодействие членов группы при выпол­нении определенной задачи, процедуры принятия решений в группе, обмен информацией, социальную поддержку.

Конфликтностъ — различия во мнениях членов группы, которые могут привести к внутригрупповым спорам и даже к конфликту.

Ситуационные характеристики группы

Состав группы — степень сходства личностей, их то­чек зрения, подходов к решению проблем.

Групповые процессы — процессы, организующие дея­тельность группы. К ним, например, относят взаимодей­ствие членов группы при выполнении определенной зада­чи, процедуры принятия решений в группе, обмен инфор­мацией, социальная поддержка.

Сплоченность — сила стремления членов группы оста­ваться в ней и выполнять обязательства перед группой, основанная на удовлетворенности совместной работы.

Конфликтность — различия в мнениях членов груп­пы, которые могут привести к внутригрупповым спорам и даже к конфликту.


Размер группы. Исследования показывают, что наибо­лее эффективны группы, состоящие из 5-7 человек. С уве­личением размера группы усложняется общение между ее членами, труднее достигается согласие в деятельности при выполнении задач, отдельным членам групп не уделяется достаточно времени, они испытывают затруднения, робость в высказывании собственного мнения перед другими (эффект затерянности в толпе). В груп­пах из 2-3 человек возникает напряженность между ее чле­нами, они обеспокоены слишком очевидной персональной ответственностью за принимаемые решения.

Пространственное расположение — характеризует, как расположены люди во время работы по отношению друг к другу: смотрят друг на друга, сидят спиной друг к другу. Важны три характеристики пространственного расположения человека в процессе работы, влияющие на взаимоотно­шения между человеком и группой:

• наличие постоянного места или территории;

• личное пространство, в котором находится только дан­ный человек;

• взаимное расположение мест.

Задачи, решаемые группой, — их содержание опреде­ляет специфику работы группы и организацию группового процесса. Особенно важно определить частоту и качество взаимодействий членов группы в процессе решения задачи в зависимости от ее сложности. Так, например, при решении сложных нестандартных задач наибольший выигрыш будет достигнут в результате обсуждения различных подходов к решению проблемы и использования эффективных методов группового принятия решений. Если же требуется решение простых рутинных задач, то необходимость обсуждения альтернативных решений отпадает, при этом упор делается на стандартизацию и формализацию процесса работы. Кроме того, если выполнение задач, поставленных перед группой, требует тесной взаимосвязи и взаимозависимости участников группового процесса, то хорошо налаженный обмен информацией и результатами работы явится необходимым условием для успешного выполнения задания.

Система вознаграждений должна иметь ценность для членов группы, вознаграждение должно восприниматься как заслуженное и побуждать к выполнению общих задач.

4. Потенциальные преимущества и недостатки работы в группе

Преимущества работы

в группе

Недостатки работы

в группе

• Большинство интересных идей

возникает в группах

• Возможность объединения в группе

специфических навыков и знаний

ее членов

• Группа - средство снижения

профессиональной автономии

• Группа добивается повышения гибкости, оператив­ности, качества принимаемых решений за счет:

• обеспечения комплексного подхода в результате привле­чения к работе в группе специалистов различных областей;

• повышения мотивации к принятию наиболее перспек­тивного решения;

• коллективного опыта и большей информированности членов группы;

• высокой вовлеченности сотрудников в групповой про­цесс; при этом сокращается время на реализацию коллек­тивно разработанного решения и повышается ответствен­ность за его результаты.

Индивидуальное развитие членов группы происходит за счет:

• обучения в процессе совместного решения проблем, анализа альтернатив, конструктивного обсуждения и апро­бации;

• более эффективного использования творческого потен­циала сотрудников в результате «феномена социального со­действия»; социальное содействие предполагает, что члены группы стремятся внести свой вклад в решение проблемы просто потому, что они работают в обществе других людей;

• формирования у сотрудников чувства самоценности в результате создания системы поддерживающих отношений в группе.

• Потери времени (пред­полагает обсуждение проблем всеми ее членами, рассмот­рение различных точек зрения, и поэтому на принятие решения группой тратится больше времени, чем на инди­видуальное. По мнению специалистов в группах тратится больше времени на понятные всем членам вопросы, чем на более сложные)

• Стремление к частным целям (Группа живет собствен­ной жизнью. Цели группы становятся главенствующими для нее, в то время как цели организации уходят на второй план, игнорируются и зачастую забываются)

• Чрезмерные затраты (На принятие групповых реше­ний приходится больше затрат, чем на принятие решений одним лицом.)

• Групповое единомыслие (давление, оказываемое на сотрудников с целью заставить их приспособиться к нор­мам группы и склонить к консенсусу).

• Поляризация (альтернатива группового единомыслия, когда в группу включены индивиды с устойчивыми воззре­ниями (положительными или отрицательными) на пробле­му. Работая в группе, они привлекают на свою сторону дру­гих участников и может возникнуть агрессивная конфрон­тация, конфликт).

• Доминирование одного из членов

группы (Может уве­личиться влияние некоторых членов группы на других, что не способствует эффективной групповой работе: люди при­нимают «навязанную» им точку зрения, боятся высказать собственное мнение и т.д.)

• Разделение ответственности (уход от ответствен­ности, размывание ответственности; «общая ответственность означает безответственность»)


  1. . Факторы, влияющие на групповую сплоченность

Сплоченность группы - это мера тяготения членов группы друг к другу и к группе.

Высокосплоченная группа - это группа, члены которой испытывают сильную тягу друг к другу и считают себя похожими. Поскольку сплоченная группа хорошо работает в коллективе, высокий уровень сплоченности может повысить эффективность всей организации, если цели и той и другой согласуются между собой. У высокосплоченных групп обычно бывает меньше проблем в общении, а те, что бывают, - менее серьезные, чем у других. Но если цели группы и всей организации не согласуются, то высокая степень сплоченности отрицательно скажется на производительности труда во всей организации.

Уровень сплоченности во многом влияет на то, какого типа организационная культура складывается на предприятии – адаптивная или неадаптивная. Таким образом, и на культуру можно влиять через изменение уровня сплоченности групп.

Потенциальным отрицательным последствием высокой степени сплоченности является групповое единомыслие.

Групповое единомыслие - это тенденция подавления отдельной личностью своих действительных взглядов на какое-нибудь явление с тем, чтобы не нарушать гармонию группы.

Члены такой группы считают, что несогласие подрывает их чувство принадлежности, и поэтому несогласия следует избегать. Чтобы сохранить у членов группы то, что понимается как согласие и гармония, член группы решает, что лучше не высказывать своего мнения. Тенденция держаться общей линии в обсуждении самоукрепляется. Поскольку никто не выражает мнений, отличных от других, и не предлагает иную, противоположную информацию или точку зрения. Каждый полагает, что все остальные думают одинаково. В результате проблема решается с меньшей эффективностью, так как вся необходимая информация и альтернативные решения не обсуждаются и не оцениваются.

Фактор

Влияние:

повышающее группо­вую сплоченность

понижающее группо­вую сплоченность

Время существова­ния группы

Длительный период совместной работы (чем больше времени вместе, тем лучше взаимопонимание)

Короткий срок суще­ствования группы

Трудность вступле­ния в группу

Высокая

Легкость вступления в группу

Размер группы и воз­можность взаимо­действия членов группы друг с другом

Небольшое количество членов группы (5-7 че­ловек)

Большая численность группы. Возможности для взаимодействия каждого члена группы друг с другом уменьша­ются

Согласие относи­тельно целей

Присутствует

Отсутствует

Взаимосвязанность задач, стоящих пе­ред группой

Присутствует

Отсутствует

Сложность задач, сто­ящих перед группой

Высокая

Низкая

Состав группы:

- по возрасту

Небольшая разница в возрасте

Большая разница в воз­расте

- по полу

Женский коллектив (т.к. они меньше склонны конкурировать друг с другом, более развита потребность в групповом принятии решений и сотрудничестве)

Мужской коллектив

Внешняя угроза

Высокая

Низкая

Конкуренция

Межгрупповая

Внутригрупповая

Опыт групповой ра­боты

Положительный

Негативный

Мотивация и вознаг­раждение

Групповая мотивация и групповое вознаграж­дение

Индивидуальная моти­вация и вознагражде­ние по индивидуальным трудовым результатам


Принято считать, что чем более сплоченной является группа, тем выше эффективность ее работы. Кроме того, зависимость между сплоченностью группы и производительностью ее членов определяется тем, насколько принятые нормы поведения в группе нацелены на достижение высоких результатов ее работы. Таким образом, менеджеры должны позаботиться не только о сплоченности групп, но и о выработке таких норм поведения, которые в максимальной степени способствовали бы обеспечению их эффективной работы.

6. Стадии формирования группы (Подход Б.Такмана и Н.Дженсена).

Каждая группа формируется и развивается по-своему. Вместе с тем в развитии различных групп могут быть выявлены некоторые общие закономерности. Б.Такман и Н.Дженсен выделяют 5 стадий формирования группы:

Формирова­ние - Бурление (смятение) - Становле­ние норм - Выполнение работы - Расформи­рование (распад)

Формирование — стадия, на которой происходит отбор членов группы в соответствии с их функциональным или техническим опытом для выполнения целей, стоящих перед группой. Члены группы, команды знакомятся, обмени­ваются официальной информацией друг о друге, вносят пред­ложения о работе группы (например, как будут распреде­лены функциональные обязанности, роли).

Бурление (смятение) — для этой стадии характерно возникновение конфликтов и появление конфронтации меж­ду членами группы.

Двигаясь к поставленной перед группой цели, ее члены выражают различные интересы, порой не соответствующие этой цели. Возникают различные мнения, складываются определенные взаимодействия между членами группы, про­является их отношение к групповой работе, распределению ролей и обязанностей, тактике группы;

если различия слиш­ком велики, то некоторые члены могут покинуть группу.

Если же различия незначительны, то члены группы либо приспосабливаются, либо открыто обсуждают противоречия.

Важная роль на этой стадии принадлежит формально­му лидеру, который должен решать внутригрупповые кон­фликты, устанавливать исходные условия взаимодействия.

Становление норм (нормирование). Члены группы начинают конструктивно приспосабливаться к различиям коллег и сотрудничать друг с другом. Они разрабатывают групповые нормы поведения. Окончательно завершается и всеми признается распределение ролей в группе. Возника­ет чувство товарищества, групповая сплоченность. Сотруд­ники идентифицируют себя с группой.


Выполнение работы. Члены группы эффективно рабо­тают в соответствии с поставленной целью и распределени­ем задач, согласованным на предыдущей стадии. Для раз­решения возможных конфликтов используются групповые дискуссии.

Расформирование (распад). Группа выполняет свою задачу и расформировывается. Эта стадия характерна для временных групп, созданных для выполнения конкретных проектов или заданий.

Постоянные группы достигают этой стадии после реализации всех целей группы.

Рассмотренные стадии дают лишь упрощенное представление о достаточно сложных процессах, протекающих в реальной жизни. В действительности бывает достаточно сложно отделить одну стадию развития группы от другой; иногда несколько стадий проходят одновременно. Возможен переход с более высокой стадии на более низкую (например, конфликт по поводу лидерства и распределения ролей в группе может возникнуть на любой стадии ее развития, даже на заключительной).

Формальные и неформальные группы их взаимодействие в организации

Формальные группы

Если формальная организация представляет собой скелет компании, то неформальная - ее центральную нервную систему, обеспечивающую процесс коллективного мышления, деятельность и реакции сотрудников (Д. Кракхард, Д. Хансон).

В каждой организации существуют формальные группы. Назначе­ние формальных групп по отношению к организации в целом состоит в выполнении конкретных задач и достижении определенных целей.

Выделяют три типа формальных групп:

  • команды менеджеров (ко­мандная соподчиненная группа руководителя),
  • рабочие группы
  • ко­митеты.

Команда менеджеров, прежде всего высшего звена, состоит из руководителя и его непосредственных подчиненных (заместителей), которые, в свою очередь также могут быть руководителями. Типичная командная группа — руководитель организации и его заместители, воз­главляющие различные функциональные направления. На цеховом уровне начальник цеха и его заместители также образуют командную соподчиненную группу.

Коммерческий директор и начальники подчиненных ему отделов (сбыта (реализации) готовой продукции, маркетинга, рекламы и т. д.) — другой пример командной группы.