Файл: Формирование группового поведения в организации (Понятие «группа». Причины объединения в группы).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 216
Скачиваний: 2
I. Условно выделяют 3 совокупности норм:
1. Нормы деятельности: касается непосредственно работы и ее качества (отношение к работе в позднее время, к сверхурочной работе, заменам; интенсивность работы; отношение к браку, ошибкам в работе, нарушению исполнительской дисциплины и т. п).
2. Нормы, регламентирующие форму одежды.
3. Нормы, регламентирующие распределение ресурсов внутри группы.
Лидерство — способность оказывать влияние на других людей, направляя их усилия на достижение целей организации.
В формальной группе формальным лидером выступает руководитель. Успех работы группы во многом зависит от него, поскольку лидер формирует основные принципы взаимодействия, задает вектор развития, влияет на социально-психологический климат, взаимоотношения в коллективе, он имеет право и власть поощрять или наказывать членов группы по результатам работы.
В неформальной группе лидер тоже играет важную роль. Он вносит вклад в выполнение задач группы, позволяет ее членам удовлетворять свои потребности, воплощает в себе основные ценности группы, представляет точку зрения группы при взаимодействии с лидерами других групп, сглаживает противоречия в группе.
Лидер всегда должен быть открытым, побуждая членов группы к участию в ее целях, и авторитарным, вмешиваясь, когда это необходимо, в работу для достижения поставленных целей группы.
Групповые процессы — процессы, организующие деятельность группы. К ним, например, относят взаимодействие членов группы при выполнении определенной задачи, процедуры принятия решений в группе, обмен информацией, социальную поддержку.
Конфликтностъ — различия во мнениях членов группы, которые могут привести к внутригрупповым спорам и даже к конфликту.
Ситуационные характеристики группы
Состав группы — степень сходства личностей, их точек зрения, подходов к решению проблем.
Групповые процессы — процессы, организующие деятельность группы. К ним, например, относят взаимодействие членов группы при выполнении определенной задачи, процедуры принятия решений в группе, обмен информацией, социальная поддержка.
Сплоченность — сила стремления членов группы оставаться в ней и выполнять обязательства перед группой, основанная на удовлетворенности совместной работы.
Конфликтность — различия в мнениях членов группы, которые могут привести к внутригрупповым спорам и даже к конфликту.
Размер группы. Исследования показывают, что наиболее эффективны группы, состоящие из 5-7 человек. С увеличением размера группы усложняется общение между ее членами, труднее достигается согласие в деятельности при выполнении задач, отдельным членам групп не уделяется достаточно времени, они испытывают затруднения, робость в высказывании собственного мнения перед другими (эффект затерянности в толпе). В группах из 2-3 человек возникает напряженность между ее членами, они обеспокоены слишком очевидной персональной ответственностью за принимаемые решения.
Пространственное расположение — характеризует, как расположены люди во время работы по отношению друг к другу: смотрят друг на друга, сидят спиной друг к другу. Важны три характеристики пространственного расположения человека в процессе работы, влияющие на взаимоотношения между человеком и группой:
• наличие постоянного места или территории;
• личное пространство, в котором находится только данный человек;
• взаимное расположение мест.
Задачи, решаемые группой, — их содержание определяет специфику работы группы и организацию группового процесса. Особенно важно определить частоту и качество взаимодействий членов группы в процессе решения задачи в зависимости от ее сложности. Так, например, при решении сложных нестандартных задач наибольший выигрыш будет достигнут в результате обсуждения различных подходов к решению проблемы и использования эффективных методов группового принятия решений. Если же требуется решение простых рутинных задач, то необходимость обсуждения альтернативных решений отпадает, при этом упор делается на стандартизацию и формализацию процесса работы. Кроме того, если выполнение задач, поставленных перед группой, требует тесной взаимосвязи и взаимозависимости участников группового процесса, то хорошо налаженный обмен информацией и результатами работы явится необходимым условием для успешного выполнения задания.
Система вознаграждений должна иметь ценность для членов группы, вознаграждение должно восприниматься как заслуженное и побуждать к выполнению общих задач.
4. Потенциальные преимущества и недостатки работы в группе
Преимущества работы в группе |
Недостатки работы в группе |
• Большинство интересных идей возникает в группах • Возможность объединения в группе специфических навыков и знаний ее членов • Группа - средство снижения профессиональной автономии • Группа добивается повышения гибкости, оперативности, качества принимаемых решений за счет: • обеспечения комплексного подхода в результате привлечения к работе в группе специалистов различных областей; • повышения мотивации к принятию наиболее перспективного решения; • коллективного опыта и большей информированности членов группы; • высокой вовлеченности сотрудников в групповой процесс; при этом сокращается время на реализацию коллективно разработанного решения и повышается ответственность за его результаты. Индивидуальное развитие членов группы происходит за счет: • обучения в процессе совместного решения проблем, анализа альтернатив, конструктивного обсуждения и апробации; • более эффективного использования творческого потенциала сотрудников в результате «феномена социального содействия»; социальное содействие предполагает, что члены группы стремятся внести свой вклад в решение проблемы просто потому, что они работают в обществе других людей; • формирования у сотрудников чувства самоценности в результате создания системы поддерживающих отношений в группе. |
• Потери времени (предполагает обсуждение проблем всеми ее членами, рассмотрение различных точек зрения, и поэтому на принятие решения группой тратится больше времени, чем на индивидуальное. По мнению специалистов в группах тратится больше времени на понятные всем членам вопросы, чем на более сложные) • Стремление к частным целям (Группа живет собственной жизнью. Цели группы становятся главенствующими для нее, в то время как цели организации уходят на второй план, игнорируются и зачастую забываются) • Чрезмерные затраты (На принятие групповых решений приходится больше затрат, чем на принятие решений одним лицом.) • Групповое единомыслие (давление, оказываемое на сотрудников с целью заставить их приспособиться к нормам группы и склонить к консенсусу). • Поляризация (альтернатива группового единомыслия, когда в группу включены индивиды с устойчивыми воззрениями (положительными или отрицательными) на проблему. Работая в группе, они привлекают на свою сторону других участников и может возникнуть агрессивная конфронтация, конфликт). • Доминирование одного из членов группы (Может увеличиться влияние некоторых членов группы на других, что не способствует эффективной групповой работе: люди принимают «навязанную» им точку зрения, боятся высказать собственное мнение и т.д.) • Разделение ответственности (уход от ответственности, размывание ответственности; «общая ответственность означает безответственность») |
- . Факторы, влияющие на групповую сплоченность
Сплоченность группы - это мера тяготения членов группы друг к другу и к группе.
Высокосплоченная группа - это группа, члены которой испытывают сильную тягу друг к другу и считают себя похожими. Поскольку сплоченная группа хорошо работает в коллективе, высокий уровень сплоченности может повысить эффективность всей организации, если цели и той и другой согласуются между собой. У высокосплоченных групп обычно бывает меньше проблем в общении, а те, что бывают, - менее серьезные, чем у других. Но если цели группы и всей организации не согласуются, то высокая степень сплоченности отрицательно скажется на производительности труда во всей организации.
Уровень сплоченности во многом влияет на то, какого типа организационная культура складывается на предприятии – адаптивная или неадаптивная. Таким образом, и на культуру можно влиять через изменение уровня сплоченности групп.
Потенциальным отрицательным последствием высокой степени сплоченности является групповое единомыслие.
Групповое единомыслие - это тенденция подавления отдельной личностью своих действительных взглядов на какое-нибудь явление с тем, чтобы не нарушать гармонию группы.
Члены такой группы считают, что несогласие подрывает их чувство принадлежности, и поэтому несогласия следует избегать. Чтобы сохранить у членов группы то, что понимается как согласие и гармония, член группы решает, что лучше не высказывать своего мнения. Тенденция держаться общей линии в обсуждении самоукрепляется. Поскольку никто не выражает мнений, отличных от других, и не предлагает иную, противоположную информацию или точку зрения. Каждый полагает, что все остальные думают одинаково. В результате проблема решается с меньшей эффективностью, так как вся необходимая информация и альтернативные решения не обсуждаются и не оцениваются.
Фактор |
Влияние: |
|
повышающее групповую сплоченность |
понижающее групповую сплоченность |
|
Время существования группы |
Длительный период совместной работы (чем больше времени вместе, тем лучше взаимопонимание) |
Короткий срок существования группы |
Трудность вступления в группу |
Высокая |
Легкость вступления в группу |
Размер группы и возможность взаимодействия членов группы друг с другом |
Небольшое количество членов группы (5-7 человек) |
Большая численность группы. Возможности для взаимодействия каждого члена группы друг с другом уменьшаются |
Согласие относительно целей |
Присутствует |
Отсутствует |
Взаимосвязанность задач, стоящих перед группой |
Присутствует |
Отсутствует |
Сложность задач, стоящих перед группой |
Высокая |
Низкая |
Состав группы: - по возрасту |
Небольшая разница в возрасте |
Большая разница в возрасте |
- по полу |
Женский коллектив (т.к. они меньше склонны конкурировать друг с другом, более развита потребность в групповом принятии решений и сотрудничестве) |
Мужской коллектив |
Внешняя угроза |
Высокая |
Низкая |
Конкуренция |
Межгрупповая |
Внутригрупповая |
Опыт групповой работы |
Положительный |
Негативный |
Мотивация и вознаграждение |
Групповая мотивация и групповое вознаграждение |
Индивидуальная мотивация и вознаграждение по индивидуальным трудовым результатам |
Принято считать, что чем более сплоченной является группа, тем выше эффективность ее работы. Кроме того, зависимость между сплоченностью группы и производительностью ее членов определяется тем, насколько принятые нормы поведения в группе нацелены на достижение высоких результатов ее работы. Таким образом, менеджеры должны позаботиться не только о сплоченности групп, но и о выработке таких норм поведения, которые в максимальной степени способствовали бы обеспечению их эффективной работы.
6. Стадии формирования группы (Подход Б.Такмана и Н.Дженсена).
Каждая группа формируется и развивается по-своему. Вместе с тем в развитии различных групп могут быть выявлены некоторые общие закономерности. Б.Такман и Н.Дженсен выделяют 5 стадий формирования группы:
Формирование - Бурление (смятение) - Становление норм - Выполнение работы - Расформирование (распад)
Формирование — стадия, на которой происходит отбор членов группы в соответствии с их функциональным или техническим опытом для выполнения целей, стоящих перед группой. Члены группы, команды знакомятся, обмениваются официальной информацией друг о друге, вносят предложения о работе группы (например, как будут распределены функциональные обязанности, роли).
Бурление (смятение) — для этой стадии характерно возникновение конфликтов и появление конфронтации между членами группы.
Двигаясь к поставленной перед группой цели, ее члены выражают различные интересы, порой не соответствующие этой цели. Возникают различные мнения, складываются определенные взаимодействия между членами группы, проявляется их отношение к групповой работе, распределению ролей и обязанностей, тактике группы;
если различия слишком велики, то некоторые члены могут покинуть группу.
Если же различия незначительны, то члены группы либо приспосабливаются, либо открыто обсуждают противоречия.
Важная роль на этой стадии принадлежит формальному лидеру, который должен решать внутригрупповые конфликты, устанавливать исходные условия взаимодействия.
Становление норм (нормирование). Члены группы начинают конструктивно приспосабливаться к различиям коллег и сотрудничать друг с другом. Они разрабатывают групповые нормы поведения. Окончательно завершается и всеми признается распределение ролей в группе. Возникает чувство товарищества, групповая сплоченность. Сотрудники идентифицируют себя с группой.
Выполнение работы. Члены группы эффективно работают в соответствии с поставленной целью и распределением задач, согласованным на предыдущей стадии. Для разрешения возможных конфликтов используются групповые дискуссии.
Расформирование (распад). Группа выполняет свою задачу и расформировывается. Эта стадия характерна для временных групп, созданных для выполнения конкретных проектов или заданий.
Постоянные группы достигают этой стадии после реализации всех целей группы.
Рассмотренные стадии дают лишь упрощенное представление о достаточно сложных процессах, протекающих в реальной жизни. В действительности бывает достаточно сложно отделить одну стадию развития группы от другой; иногда несколько стадий проходят одновременно. Возможен переход с более высокой стадии на более низкую (например, конфликт по поводу лидерства и распределения ролей в группе может возникнуть на любой стадии ее развития, даже на заключительной).
Формальные и неформальные группы их взаимодействие в организации
Формальные группы
Если формальная организация представляет собой скелет компании, то неформальная - ее центральную нервную систему, обеспечивающую процесс коллективного мышления, деятельность и реакции сотрудников (Д. Кракхард, Д. Хансон).
В каждой организации существуют формальные группы. Назначение формальных групп по отношению к организации в целом состоит в выполнении конкретных задач и достижении определенных целей.
Выделяют три типа формальных групп:
- команды менеджеров (командная соподчиненная группа руководителя),
- рабочие группы
- комитеты.
Команда менеджеров, прежде всего высшего звена, состоит из руководителя и его непосредственных подчиненных (заместителей), которые, в свою очередь также могут быть руководителями. Типичная командная группа — руководитель организации и его заместители, возглавляющие различные функциональные направления. На цеховом уровне начальник цеха и его заместители также образуют командную соподчиненную группу.
Коммерческий директор и начальники подчиненных ему отделов (сбыта (реализации) готовой продукции, маркетинга, рекламы и т. д.) — другой пример командной группы.