Файл: Сборник материалов практического семинара среди преподавателей и.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 210

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

72 походов, концертов и т. п., где студенты с ограниченными возможностями здоровья могут реализовать свои способности в кругу сверстников и завоевать их симпатии и уважение.
Воспитание толерантности как личного качества у обучающихся осуществляется через создание социально-психолого-педагогических условий для развития студента с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении:
• вовлечение студентов с ограниченными возможностями в образовательный процесс;
• создание активной поведенческой установки у студентов с ограниченными возможностями на уверенное позиционирование себя в современном обществе;
• умение превращать свои недостатки в достоинства;
• изменение отношения современного общества к людям с ограниченными возможностями через вышеуказанное вовлечение студентов с ограниченными возможностями в наше общество.
Цель проведения работы по формированию толерантного отношения общества к студентам с ограниченными возможностями здоровья – сформировать у учащихся основные черты толерантной личности: уважение человеческого достоинства и индивидуальности.
Цель внеурочных мероприятий в группах:
• получение обучающимися опыта самостоятельного общественного действия;
• понимание необходимости адекватно и наиболее полно познавать себя и других людей.
• осознание подростком информации о своем социальном окружении, способах взаимодействия с социумом, уровне своей социальной эффективности.
Подросток сознательно стремится к общению с людьми, имеющими большой социальный опыт, поэтому к проведению многих форм воспитательной работы привлекается психолог, социальный педагог, ученые, искусствоведы и просто интересные люди.
Возрастные особенности студентов диктуют необходимость применения эвристических и исследовательских методов обучения и воспитания, которые реализуются с помощью активных и интерактивных методик и технологий.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
Особое внимание обращается на достижение метапредметных результатов
(освоенных способов деятельности: отношение к социуму, готовность к проявлению чувства милосердия к окружающим людям и др.)

73
В процессе формирования у студентов толерантного отношения общества к учащимся с ограниченными возможностями здоровья предполагается реализация таких форм и методов воспитания, как:
• классные часы;
• беседы;
• дискуссии;
• игровые тренинги;
• коммуникативные тренинги;
• культурно-массовые мероприятия; коллективное творческое дело;
• игровые и конкурсные программы;
• викторины, выставки, познавательные игры;
• беседа (в том числе эвристическая); пример; поощрение; создание социальных проб; убеждение (самоубеждение);
• игровые методы;
• требование;
• метод саморегулирования;
• метод воспитывающих ситуаций;
• метод соревнования;
• метод анализа деятельности и общения ребенка;
• поручения.
Социальная инклюзия способствует созданию адаптированной среды, позволяющей обеспечить полноценное включение обучающихся с ОВЗ в образовательный процесс, их личностную самореализацию. В ГАПОУ «Казанский торгово-экономический техникум» студенты с ОВЗ благодаря полной отдаче и добрым традициям чувствуют себя полноправными участниками образовательного процесса.
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12

Список использованной литературы:
1. Алехина, С.В. Принципы инклюзии в контексте изменений образовательной практики / С.В. Алехина // Психологическая наука и образование. – 2014. – № 1. –
С. 5-16.
2. Алёхина, С.В. Психолого-педагогические исследования инклюзивного образования в практике подготовки магистрантов / С.В. Алехина //
Психологическая наука и образование. – 2015. – Т. 20. – № 3. – C. 70–78.
3. Сигал, Н.Г. Инклюзия как вектор гуманизации образования и общества: зарубежный опыт / Н.Г. Сигал // Вопросы педагогики и психологии: теория и практика: сборник материалов Международной научной конференции. Россия, г.
Москва, 26-28 июня 2014 г. [Электронный ресурс] / под ред. проф. В.И. Писаренко.
– Киров: МЦНИП, 2014. – С. 73-79. URL: http://books.google.ru

74 4. Токарева, И.А. Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья как одно из основных направлений работы с детьми и родителями в рамках сопровождения инклюзивного образования
/ И.А. Токарева, Т.В. Загоскина // Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы: сборник материалов III Международной научно-практической конференции / под ред. С.В. Алехиной. – М.: МГППУ, 2015. – С. 276-279.
ПРОЕКТЫ – ОДИН ИЗ МЕТОДОВ «ИНКЛЮЗИВНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ» НА МАТЕМАТИКЕ
Рыбина Н.П.,
преподаватель
ГАПОУ «Чистопольский сельскохозяйственный техникум им.
Г.И.Усманова»
ФГОС для студентов с ОВЗ ставит перед средне специальным образованием новые цели. Это введение в единое образовательное пространство всех студентов с ОВЗ вне зависимости от тяжести нарушений их развития. Главной целью новых стандартов стало раскрытие личности ребенка, его талантов, способности к самообучению, коллективной работе, формирование ответственности за свои поступки, создание комфортной среды. В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезу, делать выводы и умозаключения.
В техникуме, в нескольких группах есть студенты, у которого проблемы имеются проблемы со здоровьем. В любом случае, я считаю, что к подобным детям нужен индивидуальный подход, который не «затормаживал» бы их учебный процесс, а наоборот помогал им в обучении. Именно поэтому я решила, что проектная деятельность будет в приоритете во время обучения по дисциплине
ОУД.04 Математика. Нужно отметить, что работая над проектами студенты самостоятельно усваивают большую часть учебного материала.
Проектная деятельность- это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность студентов, преподаватели и родителей, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Вот и у нас в техникуме метод проектов часто применим на занятиях по дисциплине ОУД.04 Математика и показывает свою эффективность.


75
Следует напомнить, что психологи отмечают тот факт, что дети с ОВЗ с большим желанием выполняют индивидуальную работу именно в том случае, когда эта работа очень заинтересовала их. Другими словами, работа, которая больше нравится детям - приносит большего удовлетворения. Ученые утверждают, что для «детей с особенностями»
Нужно создавать такую среду вокруг, что бы им было легко идти на контакт с окружающими, легко переходить из одного вида деятельности в другой, легко могли адаптироваться к обстановке, чтобы не было трудностей и ущемления.
Суть проектной деятельностисостоит в организации учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности студента. Как показывает опыт, проектная деятельность способствует более успешной социализации студента. Очень сложно адаптироваться в новой среде, ведь в школе ребята учатся в течении девяти лет, и они привыкают и к коллективу, и к учителям, и к урокам в сорок пять минут. Придя в техникум они сталкиваются и с тем, что длительность продолжения занятий час и тридцать минут, и в конце каждого семестра экзамены, зачеты и диффиренцированные зачеты.
Хочется заметить и сделать акцент на том, что роль преподавателя, несомненно, велика на первом и последнем этапах. Студентам трудно определить цели и задачи исследования, выдвинуть гипотезу. Помочь им в этом – задача преподавателя. Нужно отметить, что необходимо заинтересовать ребят в работе над проектом так, чтоб «глаза загорелись» желанием работать, познавать что-то новое.
Во время работы с детьми с ОВЗ нужно использовать и групповые проекты.
Именно при групповой работе студенты приобретают не только знания и умения по заданной теме, но и личный опыт работы в команде, переживания за товарищей.
Очень приятно наблюдать за радостью студентов, когда они добиваются поставленных перед собой целей и задач.
Работа над проектами дает возможность всесторонне развиваться, помогает расширить знания об окружающем мире и окружающей среде. Работая над определенной темой, дети учатся анализировать, при общении с преподавателем и ребятами увеличивается словарный запас, развиваются коммуникативные и творческие способности. При работе над той или иной проблемой в проектной деятельности у студентов развивается самостоятельность, то есть они сами ищут пути и выходы из сложившейся проблемной ситуации, формируются общеучебные умения и навыки.
Анализируя свою работу с «особенными» студентами я часто прихожу к тому выводу, что некоторым детям трудно выразить свои эмоции публично. Именно поэтому стараюсь проводить анкетирование среди таких студентов, которые могут быть как подписаны инициалами, так и быть анонимными. Анкеты содержат


76 довольно таки простые вопросы, такие как «Проявляете ли вы интерес в работе над проектом?», «Сложно ли работать в команде?», «нужна ли дополнительная помощь со стороны преподавателя?» и т.д. по результатам этих анкетирований я для себя подчеркиваю те стороны, которые нужно доработать и усовершенствовать в дальнейшем. В основном, можно сделать выводы, что работая над проектами студенты повышают не только уровень своих знаний по дисциплине, но и получаю море позитива (получая продукт продукта - они им восхищаются!)
Заканчивая работу над одним проектом, студенты уже интересуются новыми идеями и темами, над которыми с огромным желанием продолжи бы свою деятельность.
Проекты, над которыми мы работали со студентами: «Пифагоровы штаны во все стороны равны», «Многогранники», «Тела вращения», «Шпаргалка для студентов 1 курса», «Нефтяная качалка», «Треугольник Паскаля» и др.
После того, как студенты станут дипломированными специалистами, им нужно будет внедрять в процесс производства новшества и передовые технологии, применять оптимальные социально-политические и управленческие решения. Для этого нужно обладать и глубочайшими знаниями, и высоким уровнем научной культуры, а так же логическим и рациональным мышлением. Вот эти качества у студентов вырабатываются во время обучения математике. При выполнении проектов, они укрепляются и начинают доминировать.
Список использованной литературы:
1.Н.Ю. Пахомова, Проектное обучение — что это?//Методист,№1,2004. - с. 42.
2.Е. Антонова Метод проектов в обучении математике. – М.: Дрофа. 2008.
ИНКЛЮЗИВНАЯ КУЛЬТУРА В СПО: ФОРМИРОВАНИЕ И
РАЗВИТИЕ
Суханова Е.В.,
преподаватель общеобразовательных дисциплин
ГАПОУ «Лаишевский технико-экономический техникум»
«Для того, чтобы было легко жить с каждым человеком,
думай о том, что тебя соединяет,
а не о том, что тебя разъединяет с ним»
Л.Н. Толстой

77
По статистике Минздравсоцразвития России количество детей с ОВЗ с каждым годом растет.
Вот лишь несколько цифр: сегодня более 2 млн. детей в нашей стране
относятся к категории детей с ограниченными возможностями.
Эти дети сталкиваются и с проблемами получения образования и полноправного участия в жизни общества.
Инклюзивная культура в в среднем профессиональном образовании представляет собой специфическую систему взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса. Несформированность инклюзивной культуры накладывает негативный отпечаток на образовательный процесс и существенно снижает результаты обучения.
Структура инклюзивной культуры образовательного учреждения включает в себя миссию учебного заведения, ценности и принципы его деятельности Формирование инклюзивной культуры в СПО способствует стимулированию и поддержке максимального участия субъектов образовательного процесса в реализации как целей образования, так и целей инклюзии, и влияет на социально-экономические показатели развития общества.
Инклюзивная культура – это уровень развития общества, выражающийся в толерантном, гуманном, терпимом отношении людей друг к другу. Она основана на осмыслении инклюзивного образования как возможности получения высококачественного образования на различных уровнях для людей, которые имеют различные образовательные возможности и потребности, обучаясь совместно. Инклюзивная культура представляет собой специфическую систему взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса, функционирующую на основе принятых всеми ценностей и принципов инклюзивности.
В настоящее время общество поворачивается к проблемам инклюзии, так как все процессы, связанные с развитием инклюзии, обусловлены позитивными изменениями, начавшимися в условиях гуманизации общественных отношений.
Для развития инклюзивного образования и инклюзивной культуры прежде всего необходимы политическая и законодательная основа. Она сегодня создана и подкреплена финансово. Программа «Доступная среда», начав отсчет с 2011 года, продолжает медленно, но верно преобразовывать облик образовательных организаций, учреждений культуры и досуга. Политика государства должна реализовываться по всей вертикали, однако не все региональные руководители с энтузиазмом выполняют все необходимые требования к созданию условий для маломобильных граждан. Инклюзивная политика должна вестись всеми управленцами – сверху вниз: там, где руководитель понимает значимость данной общегосударственной задачи, находятся финансовые средства, кадры и создаются


78 все необходимые материально-технические условия для реализации идей инклюзии.
В основу инклюзивной культуры положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям.
В последние годы особое внимание уделяется повышению качества профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья
(ОВЗ), что невозможно без активизации инновационных процессов в данной сфере, повышения творческого потенциала, интеграции образовательной, научной и практической деятельности.
Профессиональное обучение каждого трудоспособного гражданина страны в условиях современной социальной ситуации в России является необходимым с целью развития профессиональных и личностных компетентностей, способствующих формированию конкурентоспособных, мобильных, грамотных специалистов.
Инклюзивная культура базируется на восьми принципах:

Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.

Каждый человек способен чувствовать и думать.

Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.

Все люди нуждаются друг в друге.

Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.

Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.

Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.

Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Инклюзивный подход в образовании стал утверждаться в связи с тем, что в современном обществе на смену «медицинской» модели, которая определяет инвалидность как нарушение здоровья и ограничивает поддержку людям с инвалидностью социальной защитой больных и неспособных, приходит
«социальная» модель, которая утверждает:
- причина инвалидности находится не в самом заболевании как таковом; - причина инвалидности – это существующие в обществе физические
(«архитектурные») и организационные («отношенческие») барьеры, стереотипы и предрассудки
Для успешного осуществления инклюзии учащихся с особыми образовательными потребностями в общеобразовательный процесс и реализации социального подхода требуются изменения самой системы образования. Общей системе образования необходимо стать более гибкой и способной к обеспечению