Файл: Сборник материалов практического семинара среди преподавателей и.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 209
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
29
Закрепление пройденного материала выполняется студентами в рабочей тетради, после этого делается проверка, при которой используется как устная речь, так и ответ можно увидеть через презентацию. При этом работает вся группа.
Оценочно-рефлексивный этап урока предлагается студентам провести в виде ответов на вопросы, представленные в презентации.
Домашнее задание выдается преподавателем по закреплению нового материала и выполнению практикоориентированного задания.
Информационные технологии расширяют арсенал средств педагога, помогая
«достраивать» те условия обучения, которые необходимы для решения развивающих и коррекционных задач, но не могут быть созданы при помощи традиционно применяемых средств. Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие не только привлекательным и по-настоящему современным, но и осуществлять индивидуализацию обучения, объективно и своевременно проводить контроль и подведение итогов.
Внедрение информационных технологий в процесс обучения профессиональных дисциплин позволяет реализовать принцип наглядности, личностно-ориентированный подход, активизировать самостоятельную познавательную деятельность студентов.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 12
Список использованной литературы:
1.
Алехина С. В. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании / С. В. Алехина, М. Н. Алексеева, Е. Л.
Агафонова // Психологическая наука и образование. - 2011. - N 1. -с. 83-92. -
Библиогр.: с. 91.
2.
Беленкова Л. Ю. Инновационные подходы к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья: от интеграции к инклюзиции / Л. Ю.
Беленкова. - (Инновации в образовании) // Интеграция образования. - 2011. - N 1. - с. 59-64.
РЕСУРСНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО ЭТАПА
НАЦИОНАЛЬНОГО ЧЕМПИОНАТА «АБИЛИМПИКС» В
ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Кузнецова М.Г.,
преподаватель, ГАПОУ «Лаишевский технико-экономический техникум»
Цель. Основная цель проведение конкурсов профессионального мастерства
«Абилимпикс» связана с организацией систематической профориентационной
30 работой, мотивирующей к профессиональному образованию людей с инвалидностью и ОВЗ, родителей детей-инвалидов. Министр просвещения РФ
О.Ю. Васильева не раз подчеркивала, что основной деятельностью «Абилимпикс» является проведение конкурсов профессионального мастерства для людей с инвалидностью с целью их профессиональной ориентации и содействия в трудоустройстве. Материалы и методы.
«Абилимпикс» – это профориентационная модель, целью которой является предоставление равных возможностей для профессионального роста и трудоустройства участников с инвалидностью и с ОВЗ. Участниками
Региональных чемпионатов Республики Карелия 2017 и 2018 годов стали студенты колледжей, техникумов, школьники, работающие специалисты с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, 40 нарушениями интеллекта и другими заболеваниями.
Для участников из специализированных
(коррекционных) общеобразовательных школ-интернатов подобные конкурсы – лучшая профориентация, особенно в тот период жизни, когда школьники готовятся получать профессию и стоят перед выбором. Участвуя в соревновательной части, которая проводится по технологии профессиональных проб, они на практике видят, чем могли бы заняться в будущем. Решающим направлением деятельности в реализации профориентационной работы, позволяющим повысить потенциал системы инклюзивного профессионального образования, является концентрации материально–технических, педагогических, интеллектуальных, информационных ресурсов базовой профессиональной образовательной организации.
В рамках Региональных чемпионатов «Абилимпикс» 2017 и 2018 годов приняли участие более 250 учащихся специальных коррекционных школ- интернатов, коррекционных классов общеобразовательных организаций, подопечных благотворительных организаций Республики Татарстан. Помимо практико-ориентированных событий в техникуме осуществлялось информирование школьников, имеющих инвалидность, и их родителей о перспективных и востребованных профессиях через проведение консультаций и мастер-классов, выставок образовательных учреждений, индивидуальные и групповые форм профориентационной диагностики с использованием современных компьютерных диагностических методик, автоматизированных тестов экспресс-профориентации. Результатом профориентационной работы является увеличение количества абитуриентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в системе профессионального образования Республики
Татарстан.
Организация и проведение чемпионата «Абилимпикс» дает возможность оценить, как проходит процесс инклюзивного профессионального образования.
Для результативной профориентационной работы организовано сетевое
31 взаимодействие, объединяющее общеобразовательные организации, профессиональные образовательные организации СПО, социальных партнеров, потенциальных работодателей, лиц с инвалидностью и ОВЗ и их родителей, с основным сетевым центром – техникум и колледж, обеспечивающим поддержку региональной системы инклюзивного профессионального образования инвалидов и лиц с ОВЗ в Республике Татарстан. В настоящее время заключено более тридцать соглашений о сотрудничестве и взаимодействии в сфере развития инклюзивного профессионального образования в Республике Татарстан и регионах Российской
Федерации, что дает заинтересованным сторонам действенные рычаги для решения проблем инклюзивного образования.
Таким образом, в качестве эффективного механизма сопровождение доступной и качественной профориентации обучающихся с инвалидностью и ОВЗ необходимо не только аккумулировать ресурсы ПОО, которые содействуют профессиональной инклюзии посредство чемпионатов «Абилимпикс», помогают специалистам в профориентационной работе в части выбора профессии, но и консолидировать взаимодействие ПОО с субъектами инклюзивного образования в регионе для поддержки и сопровождения профориентации, образования, трудоустройства инвалидов и лиц с ОВЗ.
Список использованной литературы:
1.Организация работы по профориентации и профадаптации детей-инвалидов и лиц с ОВЗ: учебно-методический комплект / [сост. Г.В. Резапкина]; Мин-во образования Респ. Коми, Коми респ. ин-т развития образования. – Сыктывкар:
КРИРО, 2014. – 48 с.
СПЕЦИФИКА ЗАНЯТИЙ ХОРЕОГРАФИЕЙ СТУДЕНТОВ С ОВЗ
Кулагина Е.Е.,
преподаватель хореографии
ГАПОУ «Набережночелнинский педагогический колледж»
Коррекционно-воспитательная работа в хореографии студентов с ОВЗ, направлена на развитие внимания и запоминания, формирование восприятия и мышления, а также воспитание определенных качеств личности. Задача, стоящая сегодня перед учителями, руководителями творческих коллективов заключается в поиске и использовании специальных методик, которые позволяют подойти к
32 вопросу развития детей (физического, психологического, интеллектуального) более продуктивно, применяя новые технологии.
Занятия хореографией и физическое развитие детей с ОВЗ, направлено на решение следующих задач:
1. Задачи, направленные на коррекцию, компенсацию и предупреждение отклонений в физическом развитии, обусловленных характером нарушений.
2. Укрепление психофизического здоровья ребенка.
3. Обеспечение развития гармоничного его телосложения: правильная осанка; закрепление потребности в разных видах двигательной деятельности; развитие движений, двигательных качеств, танцевальной и умственной работоспособности; тренировка сердечнососудистой и дыхательной систем.
4. Формировать художественно-образное восприятие и мышление.
5. Интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка.
Специфика работы с детьми с ОВЗ состоит в снижении уровня возрастных требований к хореографическим элементам, кратковременности выполнения каждого отдельного движения.
На начальных этапах обучения целесообразно проводить бессюжетные танцевально-игровые занятия, так как у них еще не сформированы основные движения, малый двигательный опыт, не умеют ориентироваться в пространстве.
Бессюжетные танцы способствуют повышению эмоционального тонуса и учат ориентироваться схеме рисунка. При обучении танцевальным упражнениям применяются словесные, наглядные и практические методы.
Одним из основных принципов хореографического образования постепенность, систематичность и последовательность наращивания развивающе- тренирующих воздействий. Данный принцип обусловливает необходимость систематического повышения требований к проявлению у учащихся двигательных и связанных с ними психических функций за счет повышения сложности заданий и увеличения нагрузок.
При правильной постановке процесса обучения студентов с ОВЗ хореография способствует развитию произвольного внимания, формированию личностных качеств: умения преодолевать посильные трудности, контролировать себя, развитию целеустремленности, настойчивости, организованности, дисциплинированности, смелости, правильной оценке своих действий и положительному отношению к сверстникам.
Особенно важным моментом является возможность объединять студентов в группы, проводить групповые занятия. Во время занятий в группе реализуется наклонность к подражанию, а элементы соревнования, присутствующие на занятиях, подталкивают на освоение новых двигательных навыков, требующих значительных активных волевых усилий.
33
Занятия хореографией способствуют укреплению мышечного корсета, формированию правильного дыхания, развитию моторных функций, выработки правильной осанки, что способствует оздоровлению всего организма в целом.
Можно выделить несколько блоков коррекционно-развивающих задач, реализуемых на занятиях хореографией.
1. Развитие и коррекция основных видов движений, музыкально – ритмических движений.
2. Развитие и коррекция психических функций и компонентов деятельности, совершенствование психомоторики.
3. Развитие способности ориентироваться в пространстве.
4. Развитие эмоционально-волевой сферы и личностных качеств.
Кроме того, на занятии решаются дополнительные задачи на развитие воображения, детской фантазии, творчества. Проводятся комплексные игры различной подвижности и разной направленности, релаксационные упражнения, формирующие способности к снятию мышечного и эмоционального напряжения в конце занятия.
Таким образом, используя активную двигательную деятельность как форму тренировки, мы можем ускорить и усовершенствовать процесс развития координации движений. Однако следует помнить, что это должен быть не хаотический набор движений, а правильно и строго организованный педагогический процесс, в котором хореографические упражнения выполнялись бы с определенной нагрузкой и дозировкой соответственно возрасту и психофизическому развитию занимающихся.
На занятиях хореографией, большое значение придаётся слушанию и разбору музыки танца. На занятиях даётся общая характеристика музыки, придумываются образы, сюжеты. Творческая активность детей развивается постепенно путем целенаправленного обучения, расширения музыкального опыта, активизации чувств, воображения и мышления.
Таким образом, специфическим для реализации принципа системного чередования нагрузки и отдыха в процессе обучения танцу студентов с ОВЗ, является построение четкой системы и последовательности воздействий с учетом
«следовых» явлений. Этим определяются такие методические пути реализации принципа как:
− рациональная повторность заданий;
− рациональное чередование нагрузок и отдыха;
− повторность и вариативность заданий и нагрузок.
В процессе обучения танцевально-ритмическим движениям можно использовать следующие методы:
• словосопровождение,
• «вовлекающий показ» (авт. С. Д. Руднева)
34
• «опережающий показ» (авт. А. И. Буренина)
• исполнение движений без музыкального сопровождения,
• пластические упражнения,
• звуковой сигнал
• показ упражнения условными жестами, мимикой.
Танцевальная терапия - социально-культурная технология реабилитации, ставящая своей целью личностные изменения, освобождение от внутренних и внешних напряжений, развитие возможностей тела, усиление чувства включенности в творческий процесс детей, не способных самостоятельно адаптироваться к травмирующим жизненным обстоятельствам.
Список использованной литературы:
1.
Устинова Е.В. Детский церебральный паралич: коррекционная работа с дошкольниками.-М.: «Книголюб», 2008.
2.
Левченко И.Ю., Приходько О.Г., Гусейнова А.А. Детский церебральный паралич: коррекционная работа с дошкольниками.-М.: «Книголюб»,
2008.
3.
Мастерс Р. Телесное осознание. Психофизические упражнения.
«София»: 2006.
4.
Буренина А.И. Ритмическая мозаика. – Санкт-Петербург, 2000 5.
Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. Са-фи-данс. – Санкт-Петербург
«Детство-Пресс», 2007.
ИНКЛЮЗИВНАЯ КУЛЬТУРА: ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ
МЕТОДОВ РАБОТЫ В ЧИСТОПОЛЬСКОМ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОМ ТЕХНИКУМЕ
Куличкова Е.А.,
преподаватель,
ГАПОУ «Чистопольский сельскохозяйственный техникум им. Г.И.
Усманова»
24 сентября 2008 Россия подписала Конвенцию о правах инвалидов, а 1 сентября 2013 в ФЗ «Об образовании в РФ» был официально закреплен статус инклюзивного образования.
Отношение к инвалидам – важнейший показатель зрелости общества. В.В.
Путин на совещании с членами правительства, посвященном социальной поддержке граждан с ограниченными возможностями здоровья, сказал: «…Из того,
35 как общество относится к инвалидам, делают выводы о том, насколько оно цивилизовано» [1] Современное общество готово к новым условиям, где любой человек, независимо от физических и умственных возможностей, будет получать полноценное образование и иметь право на работу. И в этих условиях учителям и преподавателям, воспитателям и педагогам просто необходима система методов и приемов при работе с учащимися с ограниченными возможностями. Но проблема в том, что многие педагоги работают «по наитию», не имея достаточной методической подготовки в условиях инклюзии. Альберт Эйнштейн говорил: «Я никогда не учу своих учеников. Я только даю им условия, при которых они могут сами учиться» [2] Эти условия в учреждениях с детьми с ОВЗ включают в себя создание материально-технической базы, подготовку квалифицированных кадров и методический багаж для эффективного обучения. Кроме того, необходим тесный контакт и совместные усилия педагогов и родителей таких детей. И наконец, важнейшей составляющей образовательного процесса является система мониторинга эффективности обучения студентов с ОВЗ.
В Чистопольском сельскохозяйственном техникуме, где я работаю, обучаются дети с ДЦП, с нарушением опорно-двигательного аппарата (сколиоз и др.), слабовидящие студенты, очень много в последние годы приходит учащихся с жесточайшей гипертонией. И это тяжелые заболевания, а кроме них очень много студентов с нарушениями речи (заикание, картавые и т.д.). Поэтому в условиях инклюзии мы работаем практически постоянно, привлекая в помощь специалистов- логопедов. Участие психолога также предполагает постоянные консультации по различным вопросам. У нас проводятся систематически заседания методического объединения по внедрению инклюзии в деятельность преподавателей техникума.
Методист техникума также проводит совместные совещания с привлечением специалистов, и знакомит педагогов с современными достижениями педагогической науки.
Каждый преподаватель создает свою методическую копилку из опыта работы со студентами с ОВЗ, проводит различные мероприятия по инклюзивному образованию, куда приглашаем не только всех преподавателей, но и родителей.
Каждый преподаватель вносит свою уникальную черту, делится ею с другими, передавая свой наработанный опыт остальным. В нашем техникуме были проведены семинары: «Роль внеклассной работы для как социальной адаптации детей с ОВЗ», «Создание комфортной среды», «Участие студентов в Абилимпикс как средство адаптации студентов с ОВЗ».
Работая со студентами, имеющими ограниченные возможности здоровья, нужны специальные методы и приемы для достижения положительной динамики в образовании. Я считаю, что наиболее эффективными методами являются иллюстративный, коммуникативный методы. «Учитель должен постоянно заботиться о том, чтобы дети не были перегружены занятиями» (А. Ф. Дистервег)